Тема 2. Зарождение и основные этапы становления российской государственности в IX-XV вв.

Тесты для самопроверки знаний студентов

Тестирование предназначено для текущего, промежуточного или итогового контроля знаний. Тесты в зависимости от характера заданий, от количества правильных вариантов ответов, от сложности могут быть нескольких уровней. Представленные тесты составлены по проблемно-хронологическому принципу, охватывают период Отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Большинство вопросов посвящено сравнительно небольшим периодам времени или отдельным проблемам, событиям, понятиям. Вопросы даются в единообразной форме, что облегчает понимание задания. В каждом тестовом задании 10 вопросов с вариантами ответов. Представленные тесты относятся к первому уровню сложности. К каждому вопросу дается пять вариантов ответов, только один из которых - правильный. При подготовке к тестированию рекомендуем заострить внимание на наиболее важных проблемах и фактах Отечественной истории, так как именно с ними связано наибольшее количество заданий. Обращаем внимание на то, что знание одного и того же исторического явления, события, факта может проверяться вопросами разного характера. Задания, вопросы, варианты ответов читайте очень внимательно, вдумчиво. Работая с вопросами, отмечайте для себя разделы, которые изучены недостаточно, чтобы дополнительно поработать над ними. С целью самопроверки правильности данных вами ответов, в приложении даны ответы на все представленные вопросы.

Тесты для самопроверки знаний студентов представлены по всем темам учебного курса.

 

Тема 1. Введение в курс «Отечественная история»

 

  1. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется…
    1) методологией;
    2) рационализмом;
    3) субъективизмом;
    4) историографией;
    5) источниковедением.
  2. Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всем многообразии свойств и отношений, называется…
    1) обществознанием;
    2) историей;
    3) историографией;
    4) хронологией;
    5) библиографией.
  3. Познавательная функция исторического познания заключается в…
    1) выявлении закономерностей исторического развития;
    2) идентификации и ориентации общества, личности;
    3) формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств;
    4) выработке научно-обоснованного политического курса;
    5) определении направлений внешней политики.
  4. Объектом изучения исторической науки является…
    1) природа;
    2) общество;
    3) культура;
    4) законодательство;
    5) вселенная.
  5. Первую попытку создать обобщающий труд по истории России предпринял:
    1) Татищев В.Н;
    2) Карамзин Н.М.;
    3) Ключевский В.О.;
    4) Костомаров Н.М.;
    5) Покровский М.Н.
  6. Муза истории носит имя…
    1) Терпсихора;
    2) Мельпомена;
    3) Клио;
    4) Талия;
    5) Урания.
  7. Кто из перечисленных историков неработал в XIX в.?
    1) Карамзин Н.М.;
    2) Татищев В.Н.;
    3) Ключевский В.О.;
    4) Соловьев С.М.;
    5) Платонов С.Ф.
  8. Автором «Истории государства Российского» является…
    1) Карамзин Н.М.;
    2) Ключевский В.О.;
    3) Соловьев С.М.;
    4) Рыбаков Б.А.;
    5) Костомаров Н.И.
  9. Отличие истории России от истории западных обществ определяет фактор:
    1) природно-климатический;
    2) геополитический;
    3) религиозный;
    4) социальной организации;
    5) все перечисленные.
  10. Советский период Отечественной истории охватывает…
    1) 1917-1989 гг.;
    2) 1920-1992 гг.;
    3) 1922-1991 гг.;
    4) 1921-1991 гг.;
    5) 1917-1991 гг.

 

 

  1. Как называлась первая русская летопись?
    1) «Слово о полку Игореве»;
    2) «Повесть временных лет Нестора»;
    3) «Поучение детям» Владимира Мономаха;
    4) «Слово о законе и благодати»;
    5) «Русская Правда» Ярослава Мудрого.
  2. Путь «из варяг в греки» связывал Русь с…
    1) землями древних германцев;
    2) государством франков;
    3) Византией;
    4) странами Востока;
    5) Волжской Булгарией.
  3. Как назывался вооруженный отряд при князе Древней Руси, участвовавший в войнах, управлении княжеством?
    1) рекруты;
    2) рядовичи;
    3) дружина;
    4) стрельцы;
    5) опричнина.
  4. К какому году традиционно относят крещение Руси?
    1) 862 г.;
    2) 882 г.;
    3) 988 г.;
    4) 1000 г.;
    5) 1015 г.
  5. Причина начала феодальной раздробленности:
    1) развитие товарно-денежных отношений;
    2) усиление Московского княжества;
    3) усиление самостоятельности вотчинников;
    4) экономический кризис;
    5) монголо-татарское нашествие.
  6. Когда на Руси было свергнуто монголо-татарское иго?
    1) после битвы на реке Калке в 1223 г.
    2) после Невской битвы в 1240 г.;
    3) после Ледового побоища в 1242 г.;
    4) после Куликовской битвы в 1380 г.;
    5) после великого стояния на реке Угре в 1480 г.
  7. Когда Москва впервые упоминается в летописи?
    1) в 1054 г.;
    2) в 1097 г.;
    3) в 1147 г.;
    4) в 1154 г.;
    5) в 1169 г.
  8. Какой город был главным соперником Москвы в борьбе за объединение русских земель?
    1) Суздаль;
    2) Ростов Великий;
    3) Тверь;
    4) Рязань;
    5) Псков.
  9. Переезд главы русской православной церкви из Владимира в Москву способствовал…
    1) падению авторитета Московского княжества;
    2) свержению монголо-татарского ига;
    3) формированию крепостного права;
    4) началу феодальной войны;
    5) возвышению роли Москвы.
  10. Политику Ивана III характеризует…
    1) следование в русле политики ордынских ханов;
    2) стремление к единодержавию;
    3) компромисс с католической церковью;
    4) крещение Руси;
    5) ожесточенная борьба с Сибирским ханством.