РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX – XX ВЕКОВ.

В философских и литературно-критических работах этого периода осмысливались исторические события, связанные с победой над Наполеоном, восстанием декабристов, отменой крепостного права, проведением либеральных реформ в 60-е годы, развитием капиталистических отношений и революционно-демократического движения.

В русской философии этого времени получили известность такие направления: славянофильство и западничество; материализм; марксизм; религиозная философия; философия русского космизма и эсхатологическая философия.

Славянофильство и западничество. Здесь развернулись дебаты по поводу определения пути будущего развития России.

Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В., И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы) выступали за самобытный путь развития России, без оглядки на Запад, который заражён индивидуализмом, рационализмом, раздвоенностью. Они идеализировали допетровскую Русь, критиковали Петра I за политику европеизации России. Принципом общественного развития они считали православие, народность, самодержавие. Во второй половине XIX века славянофилы превратились в националистов самого крайнего толка (Н. Данилевский и др.).

Западники (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин) связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития – это путь общечеловеческой цивилизаци. Духовный идеал – католическая вера способная оживить православие и русскую историю (Чаадаев). Все западники недооценивали историческое и национальное своеобразие России.

Материализм(Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев и др.). В России конца XIX – начала ХХ века существовало две разновидности материализма: антропологический и утилитарный. Первый исповедовал Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889), который считал, что вся природа развивается от низшего к высшему, что человек – часть природы, биологическое существо. С точки зрения Чернышевского, познание истины осуществляется в чувственных и логических формах, которые отличаются друг от друга лишь количественно. Практика у него определялась как деятельность людей по преобразованию природы. Ядром этической доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей, просвещению пред нравственным совершенствованием. В этой теории эгоизм рассматривался как природное свойство, а добро сводилось к такому поведению, которое полезно максимальному числу людей. Социальные взгляды Чернышевского были радикальны, но утопичны: он идеализировал крестьянскую общину, а в крестьянской революции видел панацею от всех социальных бед.

Сторонником материалистического принципа был и Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868), который развил теорию реализма, суть которого состояла в том, что при изучении природы необходимо принимать в соображение только действительно существующие явления, а при анализе общества – реальные потребности человеческого организма.

Неотъемлемой частью реализма является стремление к пользе, благодаря чему достигается рост умственного капитала. Который в свою очередь позволяет обеспечить рост благосостояния людей. Достижение определённого умственного минимума является важнейшим условием революции, главная движущая сила которой – интеллигенция.

Писарев возвёл в культ естественные науки, нигилистически относясь к гуманитарным наукам и религии из-за их бесполезности, с его точки зрения, для человека.

 

Марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин). Российский марксизм представляет собой многоплановое явление, вобравшее и отразившее всю сложность процесса развития России на рубеже двух веков. Одной из особенностей марксизма в России была его практическая направленность, связанная с задачей изменения общественно-политического строя. Первым российским марксистом, который взялся за теоретическое обоснование этой задачи, был Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918).Он был народовольцем, но в 1883 году порвал с идеологией и практикой народничества и создал марксистскую группу «Освобождение труда».

Плеханов становится первым пропагандистом и теоретиком марксизма в России. В своих работах он много внимания уделяет вопросам материалистического понимания истории, проблемам исторической необходимости, свободы, диалектике взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания, теории классовой борьбы и др. Высоко оценивая диалектику Гегеля, Плеханов неоднократно указывает на её противоположность материалистической диалектике, которую он считает аналогом объективного мира, отражением его законов в сознании человека.

В теории познания Плеханов отстаивает принцип познаваемости мира и существование объективной истины, которую он представляет как процесс, резко критикует русских махистов, но полагает, что наши ощущения есть лишь «условные знаки», «иероглифы», которые доводят до нашего сведения то, что происходит в действительности.

В понимании истории Плеханов разделяет взгляды К. Маркса, считая всеобщей причиной общественного движения, развитие производительных сил, изменение которых обусловливает изменения в общественных отношениях людей. Творец истории для Плеханова – народные массы. Однако, с его точки зрения, социалистическая революция может начаться лишь в высокоразвитых капиталистических странах, поэтому он отрицательно относился к Октябрьской революции, полагая, что она нарушает законы истории.

 

Дальнейшее развитие марксизма в России получает в трудах Владимира Ильича Ленина (1870-1924), который теоретическую разработку проблем социального развития неразрывно связывал с практикой революционной деятельности. В его работах по социальным проблемам анализируются вопросы, связанные с пониманием роли народных масс и личности в истории, классов и классовой борьбы, сущности и роли государства. Он занимался разработкой теории государства, исследует сущность революции, демократии и диктатуры пролетариата.

Ленин обращается к решению философских проблем, имеющих отношение к диалектике природы, исследует причины философско-методологического кризиса в естествознании, возникшего на рубеже XIX – XX веков, с позиций диалектического материализма даёт убедительную критику русских махистов, выдвигает положение о неисчерпаемости материи, исследует ряд проблем теории познания (проблема истины, диалектика относительной и абсолютной истины, её критерий и др.).

 

Религиозная философия (В. Соловьёв, Н. Фёдоров, С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренский и др.). ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.

Под соборностью понимается единство людей на основе любви к Богу и друг к другу. Соборность проявляется в коммунитарности, общности людей и не знает над собой никакого внешнего авторитета.

Всеединство понималось в трёх аспектах:

Ø гносеологическом – как единство трёх видов знания: эмпирического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;

Ø социально-практичесом – единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;

Ø аксиологическом – единство трёх абсолютных ценностей: добра, истины и красоты, при условии примата добра.

 

Абсолютная ценность человека определяется тем, что он стоит выше мёртвой, слепой природы (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Бердяев и др.).

Духовный мир человека двойственен. Ему изначально присуще зло. Он своеволен. В его поступках много того, что не поддаётся логическому и психологическому объяснению. Пагубно преувеличивать роль рассудка. Жизнь не одно только извлечение из корня (Достоевский). Все пороки человека – следствие утраты веры, которая является необходимым условием нравственности.

Начинать совершенствование общества необходимо с совершенствования человека. Для этого важно укреплять «царство Божие» внутри нас, умножать добро и действовать в согласии с принципом непротивления злу насилием (Толстой).

Свобода человека есть мощь духа творить не из природного, а из себя. Необходимость – дурная, слабая свобода (Бердяев).

 

Философия русского космизма связана с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения с утверждением христианской любви и божественной премудрости, с созданием гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения (Соловьёв).

Распространение деятельности человека на весь космос, овладение им пространством и временем с помощью науки и техники позволит обрести бессмертие и возвратить к жизни все предыдущие поколения (Фёдоров).

 

Эсхатологическая философия(философское учение о конце мира) возникла в России в связи с апокалиптическими настроениями и предчувствиями гибели западноевропейской культуры, глубоких потрясений в России, катастрофических последствий развития науки и техники (В. Соловьёв, К. Леонтьев).

Оригинальное толкование Апокалипсиса с позиций активной эсхатологии дал Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903). Он доказывал, что нельзя понимать конец мира как фатум. Это противоречило бы христианской идее свободы. Если человечество соединится для победы над смертью и всеобщего воскресения, то оно может избежать конца мира, страшного суда и ада, перейти в вечную жизнь.