Учение о субъективности вещей

Базовое положение Протагора аксиоматично: «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют» (принцип человека-меры). Под мерой Протагор понимал некую «норму суждения», в то время как под вещами – факты и опыт в целом. Этим принципом он подверг отрицанию абсолютный критерий отличавший бытие от небытия, истину ото лжи. Критерий – это только человек, индивидуум: «каковы отдельные вещи предстают предо мной, таковы они есть для меня, какими пред тобой, таковы они для тебя».

Ветер, что дует, к примеру тёплый или холодный ? Ответ в духе Протагора должен быть таким: «кому холодно – он холодный, кому нет – тёплый». А если так, то ни одно, ни другое не ложно, всё истинно (по - своему верно).

Перенос акцента в философском размышлении с природы на человека означал коренной поворот в разработке мировоззренческой проблематики. С этого времени на передний план выходит проблема отношения человека к миру.

Протагор и софисты, подчёркивали субъективный характер человеческого бытия, его влияние на восприятие и оценку мира как объекта.

Следовательно, философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духу к природе, мышления к бытию.

 

СОКРАТ(469-399 г. до н.э. – прожил 70 лет) –древнегреческий философ, родом из Алопеки (Аттика);

– сын каменотёса (ваятеля) Софроникса и повитухи Фенареты;

был безобразен: не высокого роста, приземистый, с отвисшим животом; короткая шея, большая лысая голова, огромный выпуклый лоб; приплюснутый и вздёрнутый нос с широкими ноздрями; толстые губы, одутловатое лицо; глаза на выкате; взгляд исподлобья;

– ходил всегда босой, в старом хитоне;

– жил в бедности;

– был дважды женат;

– не был способен ни к какому роду государственной службы, любил посмеяться, подтрунить, не дурак был выпить;

– был отчаянным плясуном и считал такое упражнение полезным для крепости тела;

– любимое присловье «Клянусь собакой»;

– Сократ учил изустно и не оставил ни одного трактата;

– в 399 г. до н.э., по доносу одного из сограждан, Сократ был обвинён в нарушении гражданских норм жизни, приговорён к смерти и казнён.

Основные мысли:

· Заговори, чтобы я тебя увидел.

· Я знаю, что я ничего не знаю.

· Сколько же есть вещей, без которых можно жить!

· Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

· Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым – чтобы не срамить своей красоты, безобразным – чтобы воспитанием скрасить безобразие.

· Я ем, чтобы жить, а другие живут, чтобы есть.

· Быть ниже самого себя – это не что иное, как невежество, а быть выше самого себя – не что иное, как мудрость.

Суть майевтики и человеческие добродетели

Основополагающая способность человека, по Сократу, - это разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа – майевтика(«повивальное искусство»). Этот метод помогает рождению человеческой мысли, а философ, работающий по этому методу, уподобляется «бабке-повитухе». Смысл этого метода заключается в том, что Сократ не выдвигает собственных утверждений, но, находя противоречия в рассуждениях собеседника, помогает тому самому «родить» истину, самому сформулировать правильный вывод. Форма этого метода – беседы, диалоги, а конечная цель – получение понятия, основанного на строго научном определении предмета.

Сократ называл три основные человеческие добродетели:

  • умеренность(знание как обуздать страсть);
  • храбрость (знание как преодолеть опасности);
  • справедливость(знание как соблюдать законы божественные и человеческие).

ВЫВОД. Сократ пытался найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твёрдую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе и государства.

 

ПЛАТОН (428-347 гг. до н.э.) – настоящее имя Аристокл, а имя Платон получил от своего учителя Сократа (которое означает с греч. «полный», «широкоплечий»), за ширину двух частей тела – груди и лба.

- основал Академию – философскую школу, которая сочетала в себе черты научного сообщества и религиозной общины;

- в диалоге «Тимей» первым всеобъемлюще обсудил происхождение первоначал и структуру КОСМОСА;

- поставил вопрос о сущности вещей и их, сущностей, местопребывании. Положил начало учению об эталонных первообразах (парадигма + идея), взирая на которые Демиург, творец Вселенной, матрицирует вещный мир;

- обозначил виды любви, навсегда связал своё имя с открытием любви духовной, без чувственного элемента («Платоническая любовь»).

 

Литературное наследие: «Протагор», «Федон», «Пир», «Парменид», «Теэтет», «Федр», «Софист», «Филеб», «Тимей», «Критий», «Лахет», «Менон», «Политик», «Законы», «Государство» и т.д.

 

В учении Платона выделяется 4 разддела:

 

1. КОСМОЛОГИЯ (учение о Вселенной). Субстанцией мира является логос – божественный разум. Бог творит мир из логоса, и выступает как Демиург, некий Бог – творец, Бог – мыслящий и водящий, который, взяв за образец мир идей, слепил пространственность («хору») и, таким способом породил физический космос. Мир выступает как некий «видимый Бог», и звёзды, Светила суть ничто иное «как видимые боги». Так, сконструированный мир не подвержен коррупции, порче; мир рождён, но не исчезнет вовек.

2. ОНТОЛОГИЯ (учение о бытие).