УКРАИНСКИЕ ЗЕМЛИ В КОНЦЕ XIV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВВ.

Захват Польшей и Литвой юго-западных русских земель.

Люблинская уния. Образование Речи Посполитой.

Социально-экономическое и политическое развитие

украинских земель в составе Польши.


Захват Польшей и Литвой Юго-Западных русских зе-мель

В то время как украинские княжества после нашествия кочевников становились всё слабее,

______________________ на Севере, в Прибалтике сформировалось новое

государство - Литва, которая не только объединила литовские племена, но и начала захватывать белорусские, а потом и украинские земли.

К середине XIV века, подчинив себе большую часть Белоруссии и Ук-раины (около половины земель Киевской Руси). Великое княжество Литов-ское стало крупнейшим государством в Европе. Белорусские и украинские земли составляли 9/10 территории этого огромного государства, подавляю­щее население его также составляли белорусы и украинцы.

Литовская экспансия проходила относительно легко и быстро. Истори-ки считают, что главная причина относительно легкого и быстрого присое-динения украинских земель к Литве заключается в том, что для местного на-селения литовское господство было более приемлемым, чем иго Золотой Ор­ды. Литовцы не притесняли местную знать, привлекали её к управлению го­сударством, что делало местных бояр союзниками литовцев. Украинские княжества и их население были более развитыми в политическом и культур­ном отношениях и, учитывая это, литовцы во многом перенимали культур­ные традиции украинского народа, старались не нарушать их и не навязывать нового. Так, литовцы, попадая под культурное влияние своих славянских подданных, принимали христианство, русский (украинский, белорусский) язык подавляющего большинства населения княжества стал официальным языком правительства.

Сами литовские князья считали себя не завоевателями, а “собирателя­ми земель Руси”, языком и поведением своим напоминали своих предшест-венников Рюриковичей. Первым литовским князем, который начал присое­динять белорусские и украинские земли к Литве, был Гедимин. В 1319-1320 гг. он захватил Брестскую землю и город Дорогочин, потом Каменец и дру-гие города. В вассальной зависимости от Гедимина находились Минское, Витебское, Друцкое и Турово-Пинское княжества. Гедимин окончательно подчинил себе Полоцкое княжество. В 1340 году после смерти Юрия I Боле-


слава Гедимин провозгласил своего сына Любарта волынсим князем. Именно Гедимин стал титуловать себя “королем литовским и русским”.

Наивысшего могущества Великое Литовское княжество достигло во времена правления Ольгерда (1345-1377 гг.) и князя Витовта (1392-1430 гг.).

Ольгерд расширял владения Великого княжества Литовского за счет юго-западных и западных украинских земель. В борьбе за украинские и бе-лорусские земли успешно воевал с Золотой Ордой, Московским княжеством, Польшей и Тевтонским орденом. Так, в 1355-1356 годах он отвоевал у татар Чернигово-Северские земли, в 1369 году на реке Синие Воды разбил монго­ло-татарское войско и присоединил к Литве Киевщину, Подолье и Переяс-лавщину. После продолжительной борьбы с Польшей в 1377 году князь Оль­герд присоединил к Литве большую часть Волыни. Именно в период правле-ния Ольгерда украинский (русский) язык стал официальным языком Велико­го княжества Литовского.

Именно с этого времени история украинских земель тесно связана с ис-торией Великого Литовского княжества. С приходом к власти литовских кня-зей положение коренного населения Украины и Белоруссии не изменилось. Продолжали действовать местные законы и обычаи, их сохранение подтвер­ждалось в договорах Великого князя с местными землевладельцами и горо­жанами. Бояре сохраняли за собой право владеть родовыми землями, в горо­дах продолжали жить украинские торговцы и ремесленники. Усиливалось влияние и росло богатство православной церкви, которая пользовалась под-держкой новообращенных язычников-литовцев.

Западные украинские земли в тот же период стали объектом польской экспансии. Польский король Казимир Великий (1320-1370) восстановил средневековую польскую монархию и положил начало завоеванию украин-ских земель.

В присоединении западных украинских земель в Польше были заинте-ресованы три силы:

- магнаты юго-восточной Польши, которые рассчитывали расширить свои земельные владения за счет украинских земель;

- католическая церковь, которая стремилась распространить католи-цизм на новых землях;

- богатые горожане Кракова, которые хотели подчинить себе важные торговые пути в Галиции.

Формальным поводом для захвата Галицких земель стала защита като­ликов региона. За счет украинских земель более развитая и сильная Польша увеличила свою территорию на 50 процентов.

На первом этапе, столкнувшись с решительным сопротивлением мест-ного галицкого боярства, Польша вынуждена была временно отступить и со­гласиться на компромисс. Галицкому княжеству было “подарено” привлека-


тельное название - “Королевство русское” и автономию в составе Польши. Но уже в 1349 году, после чрезвычайно удачной военной компании, Казимир подчинил себе Галицию и часть Волыни. В 1387 году польская королева Яд­вига решительно и окончательно присоединила Галицкие земли к владениям Польской короны. В середине XV века эти земли под названием “Русское воеводство” были обычной провинцией Польского королевства.

Польское правительство осуществляло политику ополячивания укра-инцев, главным средством этой политики было распространение католициз­ма. Официальным языком на этой части украинских земель стал латинский язык. Для украинского населения польская экспансия стала настоящей траге-дией, которая означала подчинение чужой нации, чужой религии, культуре.

После реорганизации Галицкого княжества в Русское воеводство, то есть провинцию Польского королевства и внедрения в нем латинского языка в качестве официального, почти ничего не осталось от когда-то гордого Га-лицко-Волынского государства.

В конце XIV века началось сближение Польши и Литвы. Причинами этого сближения стали внешнеполитические проблемы, с которыми столкну-лось Великое Литовское княжество. Особую опасность для Литвы представ­лял Тевтонский орден, который господствовал на Балтийском побережье и стремился вытеснить литовцев из Прибалтики. С востока Литве угрожало набирающее силы Московское княжество. Угроза, нависшая над литовским государством, заставила его правителей искать союзника в борьбе с немец­кими рыцарями и Москвой. Таким союзником могла стать Польша.

Дело в том, что у Польши и Литвы, которые к концу XIV века раздели­ли основные украинские земли, было много общих интересов, и толкали их в объятия друг друга, заставляли их искать компромиссы, которые могли бы удовлетворить оба государства.

В критический для Литвы момент, крупные землевладельцы (магнаты) юго-восточной Польши выдвинули неожиданное предложение - заключить союз (унию) между Польшей и Литвой, выдав замуж молодую польскую ко­ролеву Ядвигу за нового Великого литовского князя Ягайла. 14 августа 1385 года в г. Крево (Литва) было подписано соглашение между Великим княже-ством Литовским и Польским королевством. Согласно этому соглашению князь Ягайло женился на королеве Сдвиге, становился польским королем, одновременно оставаясь великим князем литовским. Литва формально оста-валась независимым государством. По условиям Кревской унии Ягайло дол-жен был принять католицизм и обратить в новую веру все население своей страны, а также “на веки вечные присоединить к Польше свои литовские и русские земли”. В марте 1386 года Ягайло стал королем польским под име-нем Владислава II Ягайла. Кревская уния должна была укрепить Польско-Литовское государство перед угрозой агрессии со стороны немецких кресто-


носцев, но в то же время открывала путь к захвату польскими феодалами украинских земель та экспансии католической церкви на восток.

Против унии выступила литовско-украинская опозиция во главе с кня-зем Витовтом, которая добилась сохранения Великого Литовского княжест-ва, как отдельного независимого государства. В 1392 году Витовт заставил короля признать себя Великим литовским князем.

В 1399 году литовские войська были разбиты татарами на реке Ворск-ла. В ходе битвы погибли лучшие представители украинской, белорусской и литовской знати, тысячи воинов. Литва потеряла побережье Черного моря.

Временным ослаблением Литвы воспользовалась Польша и навязала Витовту новую унию, которая была заключена 2 октября 1413 года в г. Горо-дле. Городельская уния подтверждала существование Великого княжества Литовского как самостоятельного независимого государства. Вместе с тем Витовт вынужден был признать политическое верховенство польского коро­ля, который должен был стать великим литовским князем после смерти Ви-товта. Городельская уния предусматривала проведения системи мероприя-тий, направленных на унификацию систем органов государственной власти обеих стран, а также уравнивала в правах католическую шляхту Литвы и Польши. Уния укрепила союз Литвы и Польши в борьбе с Тевтонским орде-ном.

Кревская и Городельская унии дали возможность польским и литовс-ким феодалам начать постепенный, но настойчивый захват украинских зе­мель, а польскому духовенству - насаждать католицизм.Усилился раскол между литовской католической и украинской православной знатью. Зависи­мость украинских и белорусских земель от Литвы неуклонно росла. На укра-инских землях стали управлять великокняжеские наместники. Власть сосре­доточилась в руках великого князя и его династии. Значительно усилилося социальное и национальное угнетение украинского народа.

Таким образом, на протяжении XIV - первой половины XVI вв. укра-инские земли в составе Литовского княжества испытывали глубокие политические и социально-экономические изменения. Утвердившись как Литовско-Русское, Великое княжество Литовское все больше интегрировалось с Польшей. Из Литовско-Русского оно постепенно превратилось в Польско-Литовское.


Люблинская уния.Образование Речи Посполитой

Несмотря на огромные размеры и могущество, Литовское государство со второй половины XV века продолжало сталкиваться с серьёзными внутрен­ними и внешними проблемами. Ухудшились отношения между литовской и украинской знатью, ограничивалось украинское самоуправление, исчезали остатки государственности Киевской Руси. Во второй половине XV века на


юге Литовского княжества возникло новое государство - Крымская орда -ханство, которое отделилось от Золотой Орды, а в 1475 году стало вассалом Турции. С образованием Крымского ханства набеги крымских татар на укра-инские земли стали регулярными, все более опустошительными и болезнен-ными для Украины и Литвы. Литовское государство уже не могло защитить и сделать безопасными для проживания южные и центральные районы Ук-раины.

Не менее опасным для литовских правителей было и усиление их вос­точного соседа - Московского государства, так как Великие московские кня-зья стали претендовать на российские, белорусские и украинские земли, вхо­дившие в состав Литвы, считая, что все земли прежней Киевской Руси долж-ны теперь принадлежать Москве. В планах московских князей было стремле­ние превратить Москву в “третий Рим”.

Борьба против Москвы и татарская опасность толкали литовских кня-зей на поиск союзников. Объективно таким союзником для Литвы могла стать Польша, отношения с которой имели длительную историю, но так и не привели к политическому объединению.

В начале XVI века стало очевидным, что Великое княжество Литовское переживает серьёзный упадок. В 1522 году Москва отняла у него Чернигов и Стародуб на северо-востоке Украины. В 1549 и 1552 годах Литва не смогла противостоять двум крупным вторжениям татар. Ослабленная войной Литва вынуждена была обратиться за помощью к Польше. Польша готова была по­мочь, но не бесплатно. Поляки согласились помочь при условии объединения Польши и Литвы в единое государство. И такое объединенное государство было создано решением польско-литовского сейма 1 июля 1569 года в городе Люблине. Называлось новое объединенное федеративное государство - Речь Посполита. Во главе объединенного государства должен был стоять монарх, который получал титул короля польского и великого князя литовского. Он выбирался на общем польско-литовском сейме и должен был короноваться в Кракове. Общими для Польши и Литвы были сейм и сенат, внедрялась еди-ная денежная единица. Великое княжество Литовское сохраняло относитель-ную автономию, сохранив часть собственных законов, судебную систему, армию, правительство и администрацию. При этом были осуществлены тер­риториальные изменения: Литва сохранила за собой белорусские земли, большинство украинских земель были присоединены к Польше, что имело для Украины серьёзные последствия.


Социально-економическое и по-Украинские земли, которые вошли в со-
литическое развитие украинских став Польши, были разделены на шесть
земель в составе Польши воеводств: Русское (с центром во Львове),

Белзкое, Волынское (с центром в Луцке), Киевское, Подольское (с центром в Камянце) и Брацлавское. Воеводства возглавлялись воеводами, как правило, из магнатов. Чаще всего должность воеводы предоставлялась в качестве воз-награждения за верную службу. Украинские воеводства делились на уезды, которые возглавлялись старостами и комендантами крепостей.

С переходом украинских земель от Литвы к Польше было поставлено под сомнение само существование украинцев как отдельной этнической общности. После Люблинской унии 1569 года польская шляхта начала захва-тывать центральные украинские земли для производства сельскохозяйствен­ных продуктов, особенно пшеницы. С приходом польской шляхты на Украи­не произошли значительные социальные и религиозные изменения. Часть украинского общества - аристократия и шляхта, часть высшего духовенства - приняло правила Польши, денационализировалось, перешло в католицизм. Отказываясь от национальной культуры, православной веры эта часть укра-инского общества получала в новом государстве права, равные с поляками-католиками. В свою очередь, украинский народ потерял культурную элиту.

Наиболее от унии пострадали украинские крестьяне. Поляки принесли на Украину крепостничество: барщину, ограниченное (а позже совершенно невозможное) право перехода от одного феодала к другому. Крестьяне поте-ряли землю и личную свободу. Расширение феодального землевладения и усиления власти помещика над крестьянами, вызвало необходимость юриди-ческого оформления крепостнических отношений. Большую роль в укрепле-нии феодальных отношений сыграли Литовские уставы 1529,1566 и 1588 го­дов. Нормы литовских уставов были направлены на защиту частной собст-венности (особенно на землю), утверждали сословные привилегии, опреде-ляли правовые основы феодальной эксплуатации крестьян. Третий устав за-крепил создание единого сословия крепостных крестьян.

Некоторые историки склонны считать, что Люблинская уния имела и положительные последствия для Украины. Она способствовала сближению украинского народа с западноукраинской культурой, с одной стороны, и вы­звала мощный подъём культурно-просвитительского движения, которое спо­собствовало зарождению и развитию украинского национального самосозна-ния.

Наступление польского правительства и польской шляхты на украин-ские земли, национальный и религиозный гнёт, экономическая эксплуатация и социальное угнетение вызывали сопротивление украинского народа. В защиту православной веры, национальности и культуры выступила часть украинских


князей, православное мещанство и духовенство, украинское казачество и кре-стьянство.

Активную позицию в борьбе против наступления польских феодалов и церкви на права украинского народа занимали братства - религиозные и куль-турно-просветительские организации украинских горожан. Они возникли при церковных приходах в Украине в XV-XVII веках и сначала имели характер религиозно-благотворительных организаций - поддерживали церковь, устраи-вали общественные богослужения, оказывали помощь бедным и больным пра-вославным прихожанам, организовывали типографии, школы, госпитали, свечные заводы и др.

Усиление польского национально-религиозного гнета в Украине заста-вило братства более активно выступать в защиту прав украинского населения, отстаивать права православной церкви. Одновременно братства выступали против материального обогащения церкви, злоупотреблений высшего духо­венства. Братства стремились очистить религиозную жизнь от пышной внеш-ней обрядности, выступали за радикальную реформу церкви, хотели, чтобы она была “дешевой” и общедоступной. Вмешательство во внутренние дела церкви часто приводило к глубоким конфликтам между духовенством и брат-ствами. С другой стороны, братства пользовались большим влиянием в укра-инском обществе: среди ремесленников, цеховых мастеров, купцов, право­славной шляхты.

Польское правительство, польские феодалы, Ватикан старались полно­стью подчинить себе украинский народ, переведя его в католичество. Однако добровольно приняла католическую веру только часть украинских феодалов. Украинский народ в целом оставался православным. Правда, православная церковь в Украине находилась в состоянии глубокого кризиса. Проявлением кризиса стал, прежде всего, упадок церковной дисциплины, конфликты мед-жу церковной иерархией и церковными братствами, претензии вновь создан-ного (1589 г.) Московского патриархата, ошибочные действия Константино­польского патриархата.

Стремясь остановить процесс ополячивания и окатоличивания украин­ской светской элиты и получить равные права с католическими священника-ми (их в Польше называли “князями церкви”), часть православного духовен­ства Украины предложила идею церковной унии. Инициатором церковной унии был львовский православный епископ Гедеон Балабан (вскоре от идеи унии отказался), которого поддержал Киевский метрополит Михаил Рогоза. Церковная уния была принята на церковном соборе в Бресте в 1596 году (от-сюда название - Брестская церковная уния). Согласно этой унии на Украине и в Белоруссии создавалась униатская (греко-католическая) церковь, которая сохраняла все обряды и каноны православной церкви: церковнославянский литургический язык, право на замещение метрополичей и епископских ка-федр, употребление старого юлианского календаря, низшее духовенство со­храняло право жениться. Новая церковь подчинялась Папе Римскому, как


первоиерарху всей Христианской церкви. Принимались догмы католической церкви. Униатская церковь объявлялась обязательной для всех православных на Украине, а православная церковь объявлялась вне закона. Все православ­ные храмы и церковное имущество передавалось униатам.

После заключения Брестской церковной унии православное духовенст-во, которое признало решение Брестского церковного собора, получило рав­ные права с католическим, освобождалось от уплаты налогов и выполнения других повинностей. Епископам обещали места в сенате Речи Посполитой. Правда, эти обещания правительство королевства так и не выполнило.

Шляхта и городское население, принявшее унию, также уравнивались в правах с католиками латинского обряда и получили формальное право за-нимать должностные места в государственных и городских органах управле-ния.

Однако, несмотря на преследование православия, народные массы Ук-раины оставались, верны своей вере. Польскому правительству и католиче­скому духовенству не удалось уничтожить православную церковь и подчи­нить себе украинский народ. Наоборот, конфликт между Польшей и Украи­ной достиг высокого эмоционального уровня. Католическая Польша теперь представлялась как полная противоположность украинского общества. Меж-ду сторонниками и противниками унии возникла острая религиозная поле-мика, стимулировавшая литературное творчество и создавшая жанр так назы-ваемой полемической литературы. Серьёзным последствием конфронтации между православными и католиками стало разделение украинского общества на две конфессии. Это привело в дальнейшем к серьёзным различиям между вос-точными и западными украинцами.

Необходимо также отметить, что в период литовской и польской экс­пансии появились люди, оставившие в истории Украины глубокий след и благодарную память о себе. Они первыми вступили в борьбу за националь-ную независимость и политическую свободу украинского народа, за возрож-дение его государственности, в защиту православной веры. Эти люди жили на границе польских и татарских владений и называли их казаками.