Основные определения

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое знание и каковы его функции?

2. Как изменяются социальные функции науки на протяжении истории?

3. Как связаны между собой наука, техника и образование в современном мире?

4. В чем отличие образования в современном обществе от образования в традиционном обществе?

5. В чем отличие коммуникативной рациональности от инструментальной рациональности?

 

Знание – упорядоченная и систематизированная информация, которая служит изменению чего-либо или кого-то.

Информация – данные о предмете, которые уменьшают неопределенность у получателя информации.

Технология– система, включающая в себя средства трудовой деятельности (технику) и алгоритмы осуществления поставленных целей с использованием имеющихся ресурсов (знания).

Теоретическая деятельность–познание причинно-следственных связей мироздания, классификация тех или иных явлений природы, общества и техносферы.

Промышленная революция – кардинальные изменения в развитии способов производства, заключающиеся в переходе от мануфактуры к машинному производству. Началась в Англии в середине XVIII века.

Междисциплинарные исследования – использование инструментария, идей из различных областей знания для решения проблем и прогнозирования событий в мире, где биосфера, социосфера и техносфера становятся взаимосвязанными.

Информационное общество–тип социального устройства, где главным фактором развития является производство и использование научно-технической и другой информации.

Критическое мышление – мышление, распознающее существенное от несущественного, производящее отбор, фильтрацию информации, способное оценить данную конкретную ситуацию, идею адекватно, сообразуясь с нормами рациональности, логики, знания фактов.

Инструментальная рациональность – мышление, способное находить средства для достижения определенной цели, результативное мышление, способное оперировать знанием о фактах.

Коммуникативная рациональность(Ю. Хабермас)– мышление, ориентированное на понимание другого человека, на достижение точек согласия.

 

Литература