РАСЦВЕТ И УПАДОК КИЕВСКОЙ РУСИ

УДК



Рецензент:

Учебное пособие “История Украины: конспект лекций” для студентов - Севастополь.: Изд-во Института экономики и права АТиСО, 2009. -170 с.

В учебном пособии представлены лекции по истории Украины с древнейших времен до настоящего времени.

 

 


Современная Украина - это крупное европейское государство. Площадь Украины - 603,7 тыс. кв. километров, а это больше территории Англии, Бельгии, Голландии, Греции, Португалии, Швейцарии вместе взятых. С востока на запад земли Украины протянулись на 1300 км, с севера на юг - на 900 км. Общая протяженность её границ составляет около 6,5 тыс. километров. Сегодня в Украине проживает более 50 млн. человек - представителей более 110 наций и народностей. Около 70 процентов населения - украинцы. По численности населения Украина сопоставима с такими крупными европейскими государствами как Франция, Италия, Великобритания. Столица Украины, её гордость - древний город Киев.

Основными соседями Украины на западе являются такие страны как Польша, Венгрия, Румыния, на востоке - Россия. На юге Украину омывают воды Чёрного и Азовского морей.

Украину отличает высокое качество плодородных земель, разнообраз­ный животный и растительный мир, богатство природных ресурсов: камен­ного угля, железных, марганцевых, ртутных и титановых руд, огнеупорной глины и т.д.

На Украине сложились разные по природно-климатическим условиям и культурно-историческим традициям регионы. Это, прежде всего, территории, разделенные главной рекой Украины - Днепром: Правобережная и Левобереж-ная его части. На Левобережной Украине, в свою очередь, выделяются такие регионы, как Слобожанщина, Донбасс и Крым. На Правобережной Украине -Галичина, Буковина, Закарпатье. Крупнейшим городом Левобережной Ук-раины и центром Слобожанщины является Харьков - крупный научный, культурный и промышленный центр Украины.

Украина как независимое государство существует с 1991 года. Однако история украинской государственности имеет многовековую традицию и изучению этой традиции, истории борьбы украинского народа за независи­мость, свободу мы и посвятим наш курс.


Создание и политическое развитие Древнерусского

государства. Принятие христианства на Руси

Историческое значение Древнерусского государства.

Культура Киевской Руси.


Создание и политическое развитие Древнерусского государства

Славяне - большая группа европейских народов, объединенных близостью языков и общим происхождением. В территориальном и языковом отношении славяне делятся на восточных (украинцы, россияне, белорусы), западных (поляки, чехи, словаки) и южных (болгары, македонцы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы, сербы).

Вопрос о происхождении славян до конца не раскрыт. Ученые продол-жают спорить и выдвигают различные гипотезы относительно территории, которую первоначально занимали славяне. Большинство археологов считает, что древнейшие славяне были потомками скотоводческо-земледельческих племен культуры шнурковой керамики, которые на рубеже III-II тыс. до н. э. занимали территорию Северного Причерноморья, Восточного Прикарпатья, Центральной и Восточной Европы. Некоторые ученые считают, что появле-ние древних славян произошло значительно позже на территории западной Польши.

В V веке славяне активно включились в Великое переселение народов. До конца века они заняли земли на север от Дуная и Черного моря. Согласно письменным византийским источникам, славяне в то время делились на ве­недов, которые жили на территории современной Польши, славенов, которые занимали огромные территории современных Чехии, Словакии, Венгрии, Сербии, Молдовы, Правобережья и Полесья Украины, и антов, живших в Се­верном Причерноморье между Днепром и Днестром.

Следствием расселения славян на огромных территориях стало посте-пенное исчезновение единства их этнической и языковой общности, что, в конечном счете, привело к созданию трех славянских групп - восточной, за-падной и южной.

В третьей четверти I тысячелетия у славян произошел распад перво­бытнообщинных отношений. Дальнейшая эволюция социальных отношений привела к созданию больших племенных союзов, к объединению последних в отдельные народы и возникновению у них собственных государств.

На территории современной Украины жили восточные славяне. Они объединялись в 14 крупных племенных союзов и заселяли земли не только Украины, но и Белоруссии и России. На Украине наиболее развитым были племена полян (в Центральной Украине на берегах Днепра), древляне, севе-


рян, уличей и другие. Именно от этих племен берет начало украинский на-род.

Племена на территории современной Украины занимались земледели-ем, разводили скот, охотились, ловили рыбу; у них были развиты ремесла — ткачество, гончарное производство, они умели обрабатывать железо, бронзу и др. металлы.

Находясь на пересечении важных торговых путей русские (украинские) племена играли важную экономическую и политическую роль на востоке Евро-пы.

Восточнославянские племена имели общий язык, единую веру (языче-ство). Центрами племен становились города, окруженные многочисленными селами. Одним из наиболее крупных городов был Киев.

Как и большинство крупных городов, Киев возвысился благодаря сво­ему удачному географическому положению. Расположенный на одном из живописных берегов среднего течения Днепра, он постепенно превратился в основной транзитный узел торгового пути из Скандинавии в Византию (“из варяг в греки”), в могущественный экономический, культурный и политиче-ский центр славянского мира.

У восточных славян государственность создавалась на протяжении длительного времени. Этот процесс начался задолго до создания Киевского государства. Так, еще в VIII-IX веках новой эры в трудах арабских и персид­ских географов встречаются упоминания о государственных образованиях восточнославянских племен - Артания (Арсания, Арта), Куявия (Куяба, Куя-бия) и Славия (ас-Славия). Эти государства торговали с мусульманским вос-током. Артавию часть историков связывает с землями антов, другая часть - с Тмутараканью, Черниговом, Рязанью. Куявией большинство историков на-зывают политическое объединение славянских племен в Приднепровье, цен-тром которого была Куява (Киев). Что касается Славии, то большинство ис-ториков считает, что это государство существовало на территории ильмен-ских славян и центром его был Новгород. В IX в. крупнейшими и наиболее значительными центрами восточных славян были Киев и Новгород. Объеди-нение их во второй половине IX в. положило начало единому раннефеодаль-ному государству на Руси.

Существует две теории происхождения государства у восточных сла-вян - нормандская и антинормандская.

Основоположники и последователи нормандской (варяжской) теории считают норманов основателями восточнославянской государственности, в частности, - Киевской Руси. Основателями ее были немецкие историки Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер, которые работали во второй половине XVIII века в Петербургской Академии наук. Сторонники этой теории (неонормани-сты) отстаивают теорию мирной нормандской полонизации, решающей роли


варягов в формировании социальной верхушки Киевской Руси, их опреде­ляющего влияния на экономическое развитие государства.

Родоначальником антинормандской теории стал М.Ломоносов. Его последователи в XIX (историки-декабристы, славянофилы, известные русские ученые) и XX веках (Б.Греков, Б.Рыбаков и др.) научно доказали, что усло­вия для создания государства возникли в самом восточнославянском общест-ве, а варяги сыграли второстепенную роль в формировании этого государст-ва.

Летописец свидетельствует о том, что в 882 г. новгородский князь Олег со своей дружиной (войском) спустился вниз по Днепру, захватил Смоленск, Любич, подошел к Киеву, убил киевского князя Аскольда и стал править в Киеве, превратив его в центр русского государства.

Князь Олег (882-912) был выдающимся правителем Киевского госу-дарства, именно он начал собирать восточнославянские земли вокруг Киева. Он присоединил к Киеву соседние славянские племена - древлян, северян, радымичей, создав могущественное государство вокруг водного торгового пути “из варяг в греки”. Во главе многочисленного войска князь Олег осуще­ствил поход на Византию, победил и заставил византийского императора за-ключить очень выгодные для киевского князя торговые соглашения. Договор Олега с Византией состоял из 15 статей и предусматривал установление дру-жественных отношений между двумя государствами и беспошлинную тор­говлю древнерусского государства с Византией. Русские купцы получили право в течение шести месяцев жить в предместье Константинополя. Правда, выходить в город они могли только группами, которые не должны были пре-вышать 50 человек, и только в сопровождении византийского чиновника. Со­гласно договора, русичи получили право служить в византийском войске. Договор определял порядок выкупа военнопленных. К тому же византийский император вынужден был заплатить Олегу большую контрибуцию - 48 тыс. гривен золота.

После смерти Олега в Киеве стал править Игорь (912-945), положивший начало правлению на Руси династии Рюриковичей. Он старался закрепить дос-тижения своего предшественника, но не всегда удачно. В войне с Византией он потерпел поражение, потерял флот. В 945 году Игорь вынужден был заключить с Византией новый договор. Согласно этому договору киевский князь не дол-жен был нападать на владения Византии в Крыму, терял право держать военные гарнизоны в дельте Днепра. Оба государства обещали предоставлять друг другу военную помощь, если в этом возникнет необходимость. Договор 945 года включал правила обмена посольствами и правила торговли между двумя госу-дарствами.

В 913 и 943 годах Игорь осуществил два похода на Кавказ, расширив, та-ким образом, возможности для торговли с восточными странами. Во времена


правления Игоря на Русь впервые напали печенеги (кочевые племена из Азии). С ними был заключен мир.

В 945 году Игорь погиб от рук восставших древлян, и Киевской Русью от имени малолетнего сына Святослава стала править жена Игоря Ольга (945-964гг). Согласно языческим законам, княгиня Олега жестоко расправи-лась с древлянами за смерть своего мужа, сожгла их главный город Искоро-стень. Часть горожан были убиты, другие превращены в рабов. В то же время Ольга урегулировала сбор дани, определив её размеры и место сбора. В 957 году Ольга посетила Константинополь, где приняла христианство.

Значительно расширились границы, возросло могущество и междуна-родный авторитет Киевской Руси во времена княжения сына Игоря и Ольги Святослава (964-972), который по свидетельству летописца, был храбрым и справедливым князем и воином. Всю жизнь Святослав провел в походах и боях. Святослав покорил славянские племена вятичей (в бассейне р. Оки), нанес поражение волжским болгарам, а в 965 году разгромил Хазарский ка-ганат и разрушил его столицу Итиль. На Северном Кавказе Святослав побе­дил племена ясов и косогов, закрепил власть Киевской Руси на Таманском и Керченском полуостровах, создав там Тмутараканское княжество.

В 967 году князь начал поход против Болгарии и подчинил себе почти всю территорию этого государства. В город Переяславец на Дунае планиро­вал перенести столицу Киевской Руси.

Планируя продолжать войну на Балканах, Святослав оставил государ­ство своим сыновьям. Ярополка он оставил наместником в Киеве, Владимира - в Новгороде.

Новый поход Киевского князя на Балканы оказался менее удачным, чем предыдущий. В июле 971 года Святослав вынужден был подписать с Ви­зантией мирный договор, по которому он отказывался от придунайских зе­мель. Весной 972 года Святослав с дружиной, возвращаясь Киев, попал в за-саду, организованную печенегами. В ходе боя князь погиб.

В результате в состав Киевской Руси вошли низовье Дона, Северный Кавказ и Восточный Крым. Дружины Святослава воевали против хазар, но ослабление Хазарского каганата обернулось новой бедой для Руси: открылся путь для наступления на Украину кочевых народов Азии.

Со смертью Святослава заканчивается первый период Киевского госу-дарства - период объединения восточных славян в крупное государственное образование, получившее название Русь. Власть в этом государстве принад-лежала князю, который опирался на войско (дружину). Дружина была посто­янной военной силой княжества. Члены дружины принимали участие в управлении княжеством и личным хозяйством князя. Дружинники за службу получали от князя содержание натурой или землями. Княжеская дружина де-лилась на две группы: старшую дружину и младшую дружину. Старшая


дружина состояла в основном из знатных дружинников - бояр, которые были одновременно и советниками князя в военных и административных вопро­сах. Старшие дружинники могли иметь и свои собственные дружины. Сосре­дотачивая в своих руках большие земельные наделы и власть, старшие дру-жинники постепенно превращались в крупных землевладельцев - феодалов.

Ядро княжеского войска составляла младшая дружина. Она возглавля-ла народное ополчение, охраняла князя, его имущество, княжеский двор, выполняла различные судебно-административные и хозяйственные поручения. С этой части дружины формировалась служилая аристократия - шляхта (дворянство).

Высшего могущества и расцвета Киевское государство достигло во времена правления князя Владимира Святославича (978-1015гг). Продолжая политику своего отца, и опираясь на дружину и феодальную знать, Владимир укреплял свою власть и расширял границы государства. В конце X в. в гра-ницах Киевской Руси были объединены все восточнославянские и многие не-славянские племена. Территория Руси расстилалась от Ладожского озера на севере до Таманского полуострова на юге, от Закарпатья на западе до По­волжья на востоке. Владения Владимира были самыми большими в Европе, занимая около 800 тыс. квадратных километров. С целью укрепления безо­пасности своего государства и защиты его от кочевников (печенегов, черных клобуков) Владимир приказал создать укрепленную линию с городами-крепостями по рекам Стугна, Десна, Ирпень, Трубеж и Сула.

Принятие христианства на Руси Укреплялась великокняжеская власть, вместе с ней рос и креп класс феодалов. Новое состояние общества требовало новой идеологии. Язычество уже не отвечало требованиям нового классового общества. Владимир решил ввести на Руси единую государственную рели-гию. Он остановил свой выбор на христианстве в его византийской разновидности (православии). Такой выбор объяснялся, прежде всего, политиче-скими причинами - стремлением Владимира породниться с Византийскими императорами, укрепить политические и экономические связи с Византией и Европой.

Крещение Руси - важнейшее достижение Владимира - имело огромное политическое значение. Более тесными стали международные связи Киев-ского государства. Русь на равных вошла в круг европейских стран. Князь Владимир развивал политико-экономические и культурные связи с Византией, Польшей, Венгрией, Чехией, западноевропейскими странами.

Принятие христианства имело положительные последствия и во внут-ренней жизни страны. Так как византийская церковь поддерживала право


монарха на власть, киевские князья нашли в христианстве ту идеологиче-скую опору, которой раньше они не имели.

Новая религия способствовала культурному развитию страны. Измени-лись обычаи и традиции населения, отношение к бедным и рабам, женщине и её положению в семье. Принятие христианства повлияло на развитие и обо­гащение русской литературы, стало более интенсивным распространение письменности и образования. Во времена Владимира Святославовича Киев вырос, его территория была защищена новыми валами и каменными башня-ми. В Киеве была построена Десятинная церковь, каменный княжий дворец и другие сооружения.

Владимир начал чеканить монеты с изображением трезубца, который стал приобретать значение государственного герба.

После смерти князя Владимира на протяжении четырех лет продолжа-лась междуусобная борьба между его сыновьями (Владимир имел 12 закон­ных сыновей) за киевский престол, пока, наконец, в 1019 г. великим Киев­ским князем не стал Ярослав, прозванный в народе Мудрым.

Годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) стали апогеем могуще-ства Киевской Руси. Ярослав продолжал расширять границы своих и без того огромных владений, отвоевал земли у поляков, покорил новые прибалтий-ские племена и окончательно разбил печенегов.

Возрос международный престиж Киевского государства. Ярослав ук-репил свои отношения с европейскими монархами, вступая с ними в родст-венные связи. Жена Ярослава была шведской принцессой, одна из ее сестёр была женой польского короля, другая - женой византийского царевича, трое из его сыновей были женаты на европейских принцессах, а три дочери вы-шли замуж за французского, норвежского и венгерского королей. Все евро­пейские государства стремились к установлению дружественных отношений с Киевской Русью.

Большое внимание Ярослав уделял внутреннему устройству своего государства. Он расширил и укрепил Киев, воздвиг вокруг него стену, построил множество церквей с золотыми куполами, дворцы. Киев превратился в один из красивейших городов мира. Расширялись старые, строились новые города в русских землях.

Во времена Ярослава на Руси окончательно утвердилось христианство, развивалась культура. Особенно он заботился о церкви. Основывал монасты-ри, которые очень скоро превратились в центры культуры, образования, письменности, летописания. Население урбанизировалось и становилось более образованным.

Заботился князь Ярослав о развитии образования, основывая школы при храмах и монастырях. При соборе святой Софии в Киеве была создана


библиотека. При Ярославе был основан Киево-Печерский монастырь - центр монашества и летописания.

Ярослав свёл все общепринятые на Руси законы в единый сборник “Русская правда”, ставший правовым кодексом всей страны и отражавший правовые нормы раннефеодальной эпохи. Сохранялся, хотя и со значитель­ными ограничениями, институт кровной мести. Предметом правовой защиты преимущественно оставалась жизнь, неприкасаемость и честь дружинной знати, ее военное снаряжение и прислуга. Однако в “Русской правде” Яро­слава Мудрого отсутствовали правовые нормы, которые должны были за-щищать феодальное землевладение.

Пытался Ярослав решить проблему престолонаследования, избежать междуусобных войн за киевский престол, которые, как правило, начинались после смерти князя-отца между его сыновьями. В 1054 году князь ввел “го­ризонтальную” практику наследования великокняжеского престола, которая давала возможность всем сыновьям киевского князя побывать на киевском престоле.

В годы правления Ярослава Мудрого Киевская Русь достигла наивыс-шего развития.

Ведущее место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйст-во. Использовались более совершенные орудия труда: плуги, бороны, лопа-ты, косы, серпы. Выращивались злаковые и технические сельскохозяйственные культуры. Высокого развития достигло животноводство. Важное место в хозяйстве Киевской Руси занимало ремесленное производство, известно око­ло 60 ремесленных специальностей. В Киевской Руси начали чеканить моне­ты - сребники и златники.

Политическая и административная система Киевской Руси базирова-лась на княжеско-дружинном устройстве. Во главе государства был князь, который сосредотачивал в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Князь опирался на постоянную воен­ную организацию - дружину. Управлять государством князю помогали мно­гочисленные управители - посадники, тысячники, дворецкие, тиуны и др.

В Киевском государстве не было специальных судебных органов. Су-дебные функции исполняли представители администрации и сам князь. Су-ществовали специальные должностные лица, которые помогали князю осу-ществлять правосудие. Судебные функции исполняли и церковные органы. Существовал также вотчинный суд - право феодала самому судить зависимых от него людей.

В Киевской Руси сложилась феодальная социальная структура. Бояре, воеводы, тысячники, печатники, тиуны, сельские старосты, городская верхушка (“мужи градские”) составляли основу господствующего сословия.


Крестьяне находились в разной степени зависимости от феодала. Лич­но свободных крестьян называли смердами. Феодально зависимыми крестья-нами в Киевской Руси были рядовичи, закупы и изгои. Холопы и челядь пре­бывали в положении рабов.

После смерти Ярослава Мудрого Киевское государство ослабевает и дробится на мало или совсем не связанные между собой феодальные княжества. Некоторые киевские князья (Владимир Мономах и его сын Мстислав) на какое-то время восстановили и укрепили великокняжескую власть, но остановить распад Киевской Руси не смогли. В начале второй половины XII в. могущественное Киевское государство (в результате развития феодальных отношений и укрепления местных феодальных центров) окончательно распалось на отдельные феодальные княжества.

Однако политическая раздробленность не означала полной экономиче-ской самоизоляции княжеств и упадка экономики. И в период политической раздробленности продолжали развиваться ремесла, оживленно велась внут-ренняя и внешняя политика, торговля, росли города.

Культура Киевской Руси В Киевском государстве сформировалась и достигла высокого уровня своеобразная и неповторимая культура. Она пред-ставлена многими тысячами фольклорных, письменных и материальных па-мятников, часть которых сохранилась до нашего времени. Построенная на традициях земледельческой культуры восточных славян, она вобрала в себя лучшие достижения Востока и Запада.

Выделяют два периода культуры Киевской Руси - дохристианский и христианский.

Существенной чертой дохристианской культуры древних славян была религиозно-магическая окраска почти всех ее проявлений. Идеология древ-них славян основывалась на языческих представлениях (язычество - полите-изм) - религия, которая признаёт существование многих богов).

Большое место в общественной жизни древних славян занимали обря-довые праздники, связанные с производственным циклом и сменой времен года: весенние праздники, день летнего солнцестояния, праздник сбора уро­жая, зимние колядки и др. С этими праздниками связана и значительная часть украинского фольклора, которая дошла до наших дней.

У восточных славян существовал культ предков, верили они в загроб-ную жизнь. Реки, озера, леса считались священными. Языческое восприятие мира проявлялось в магических заклинаниях, обращениях к богам, в прине-сениях жертв богам и др.

Свидетельством высокого уровня и богатства народной культуры яв-ляются сказки, былины, песни, пословицы, загадки, вышивки, народные ме­лодии, песни. В прикладном искусстве нашло свое проявление художествен­ное творчество.


С введением христианства произошли существенные изменения и в культуре. Уже во времена Владимира Великого появляются первые школы. Развивается письменность. Принимается алфавит - кириллица - основа со­временного алфавита.

Князь Ярослав Мудрый ввел обязательное обучение для детей высших сословий. Школьное образование тогда находилось в руках церкви, поэтому имело определенную ограниченность. Центрами образования стали храмы и монастыри. Они же вскоре превратились и в центры летописания. При круп-ных монастырях и церквях существовали большие библиотеки, которые по­стоянно пополнялись новыми произведениями. Авторами многих литератур­ных трудов были русские князья, настоятели и монахи православных мона-стырей. Большую плеяду русских церковных писателей и летописцев воспи-тал Киево-Печерский монастырь. Устав этого монастыря обязывал каждого монаха читать книги из монастырской библиотеки. По содержанию русская литература была в основном религиозной, так как создавали ее преимущест-венно представители духовенства.

Широкого развития достигла и оригинальная литература. Особое место в культуре Киевской Руси занимают летописи. Как правило, их авторами тоже были монахи. Первые хронологические письменные источники относятся еще к IX веку, и представляют собой записи в одну-две строки. Со временем летописание становится более подробным и систематическим. Наиболее известной является летопись “Повесть временных лет”, которую начал состав-лять неизвестный монах Киево-Печерского монастыря в 1039 году, продол-жил ее написание монах Никон, а закончил Нестор в 1112 году. Летописи яв-ляются ценным источником для изучения того периода хотя бы потому, что древние летописцы были не только писателями-историками, но и активными соучастниками политических споров и на страницах своих хроник они отра-жали всю сложность и противоречивость общественной мысли XI-XIII веков.

Образование распространялось и среди простого населения. Об этом свидетельствуют многочисленные “берестяные грамоты”, найденные в Новгороде, и множество надписей, сделанных ремесленниками на своих изделиях.

Во времена Киевской Руси распространялись медицинские знания, ко­торые начали вытеснять традиционное знахарство и колдовство. Расшири­лись познания в области географии.

Высокого уровня развития достигла архитектура, особенно культовая, которая пришла на Русь вместе с христианством. Строились величественные православные храмы, которые поражали современников совершенством ар­хитектурных форм и пышностью внутреннего убранства. Одним из первых храмов Киевской Руси стала, построенная во времена Владимира Великого Десятинная церковь (разрушена монголо-татарами в декабре 1240 года). В X-XI веках строительство храмов и монастырей продолжается. Число культо­вых сооружений в стольных городах Руси достигло нескольких сотен. Разви­тие древнерусской архитектуры на долгие годы было прервано татаро-монгольским нашествием.


Тесно связанными с архитектурой были такие виды искусства как жи­вопись и художественная резьба. Все соборы и храмы Руси украшались мо­заичными панно, фресками, иконами, мраморными капителями и др. Цер­ковные книги и летописи украшались цветными рисунками (миниатюрами).

Высокого уровня в Киевской Руси достигло декоративно-прикладное искусство. Древнерусские мастера создавали шедевры ювелирного искусст-ва: золотые украшения, кресты, иконы, оклады книг, чеканку, художественно украшенное оружие и др.

Древнерусские мастера прекрасно владели искусством резьбы по кам-ню, создавали замечательные изделия из стекла и керамики.

Высокого уровня достигло музыкальное искусство. Хороводами, пес-нями, общими застольями отмечались еще языческие праздники. В более позднее время в народном быту традиционными были песни, танцы, игра на бубнах, сопилках, гуслях и других инструментах.

Без преувеличения можно утверждать, что культура Киевской Руси яв-ляется составной частью прошлой и современной украинской культуры. Тра-диции украинской культуры были заложены в те отдаленные от нас годы.


Историческое значение Древнерусского государства

Говоря об историческом значении Древ-нерусского Киевского государства, необходимо отметить, что его создание ускорило экономическое и политическое развитие восточных славян и дало им возможность отстоять свои земли от посягательств внешних врагов на западе и востоке, юге и севере.

Киевская Русь подняла авторитет восточных славян в Европе. Она ока-зывала влияние на политические события и международные отношения в Ев­ропе и Азии, на Ближнем Востоке. Русские князя заключали и поддерживали династические связи с большинством европейских государств. Киевская Русь положила начало государственности не только славянских, но и ряда несла-вянских народов, прежде всего угро-финского населения Севера и др.

Киевская Русь оставила яркий след в истории европейской и мировой цивилизации. Она была первым государственным образованием у восточных славян. По мнению М.Грушевского “Киевская Русь является первой формой украинской государственности”.

Киевская Русь заложила традиции независимой государственности Ук-раины, положила начало развитию украинской народности и ее самобытной культуры.

В ходе создания и развития Древнерусского государства в IX-X веках и в результате объединения племён сформировалась новая, более высокая эт-ническая категория - древнерусская народность. Древнерусская народность имела единый для всей Киевской Руси язык и единую территорию, единый уклад жизни, единую высокоразвитую культуру. Это породило чувство и по­нятие единства Русской земли, нашедшее своё отражение в устном народном творчестве, летописях, художественных произведениях.


Дальнейшая феодальная раздробленность, сложные политические ус-ловия, в которых оказались различные территории Древней Руси (в частно­сти монголо-татарское нашествие), особенности общественно-политического и экономического развития этих территорий привели к созданию трёх вос-точнославянских народностей - русской, украинской и белорусской.