Наука и техника: знание в производстве и производство знания

Прелюдией Рє становлению общества современного типа является появление РІ XVI-XVII РІРІ. науки как самостоятельного РІРёРґР° деятельности, обладающего СЃРІРѕРёРј методом (экспериментом) Рё инструментарием. До этого времени наука (если РЅРµ считать медицины) развивалась РІ рамках философии, ориентируясь РІ большей степени РЅР° теоретическую деятельность познания причинно-следственных связей мироздания, классификацию тех или иных явлений РїСЂРёСЂРѕРґС‹. Её цель РЅРµ выходила Р·Р° рамки понимания Рё объяснения действительности. Человек науки являлся РІ большей степени созерцателем происходящего (термин «теория» РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РѕС‚ слова «созерцание»). Наука XVI-XVII РІРІ. порождает РЅРѕРІСѓСЋ профессию – ученого-инженера, который соединяет РІ себе познавательные, теоретические интересы ученого Рё практические интересы ремесленника, имеющего навыки работать СЃ инструментами Рё воплощать СЃРІРѕРё идеи РІ жизнь. Ученый-инженер одновременно обладает знанием Рѕ том, что существует РІ действительности, почему что-то РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ Рё как провести тот или РёРЅРѕР№ опыт, как воплотить знание Рѕ законах действительности РІ инструменты, как создать РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ этого знания «рецепты», алгоритмы, которые Р±СѓРґСѓС‚ использованы для достижения определенных целей. РЎ этого времени наряду СЃ теоретическим знанием развивается технологическое знание– знание как использовать имеющиеся ресурсы. Технология–прикладное знание, которое РІ том числе ориентировано РЅР° «специалиста-пользователя», который понимает, как добиться желаемого результата, как устранить неполадки РІ работе того или РёРЅРѕРіРѕ объекта, РЅРѕ вместе СЃ тем, может РЅРµ понимать РїСЂРёСЂРѕРґСѓ самого объекта. Так, например, электрик знает, как сделать электропроводку, РЅРѕ знает ли электрик, почему электрический ток действует именно так, Р° РЅРµ иначе, знает ли РѕРЅ что-либо Рѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ света[14]? Если изначально теоретическое знание устремлялось РЅР° РїРѕРёСЃРєРё причин, которые скрываются Р·Р° вещами Рё объектами, то технология возвращает знание РІ сферу вещей, технология – управление объектами РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ знания Рё соответствующего инструментария. В

До XVIII века производство обходилось, РїРѕ существу, без науки, СЃ РѕРїРѕСЂРѕР№ РЅР° здравый смысл, практический опыт, передачу (РѕС‚ мастера Рє подмастерью) секретов ремесла, собирание отдельных рецептов. XVIII век – начало промышленной революции, кардинальных изменений РІ сфере СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ производства. РћРґРЅРѕ РёР· первых изобретений промышленной революции – паровая машина – результат деятельности людей, РЅРµ имевших отношения Рє науке того времени, ориентирующихся РЅР° обыденные знания Рё опыт. Однако системное применение энергии пара связано уже СЃ научными исследованиями. РЎ этого момента открытия РІ области производственных ресурсов, включая новые искусственные материалы, новые источники энергии (энергия пара, энергия электричества, атомная энергия), новые средства деятельности, заменяющие РЅРµ только ручной труд, РЅРѕ Рё совершающие логические операции, целиком Рё полностью связаны СЃ развитием специализированного научного знания. Технологии РІ области создания инструментов дополняются РІ конце XIX века технологиями РІ области организации труда Рё профессиональной подготовки работников. Вторая половина XX века открыла еще РѕРґРёРЅ этап РІ развитии технологий, РЅР° этот раз РІ сфере управления информационными процессами. «В настоящее время знание систематически Рё целенаправленно применяется, чтобы определить, какие новые знания требуются, является ли получение таких знаний целесообразным Рё что следует предпринять, чтобы обеспечить эффективность РёС… использования»[15].В

В любом обществе существует определенный запас знания, который формирует сознание членов общества, позволяет им понимать друг друга, создавать все необходимые условия существования. Однако в современном обществе знание является не столько необходимым фоном общественной жизни, сколько производственным ресурсом. Если в традиционном обществе знание – устойчивый комплекс значений, не изменяемых или почти не изменяемых со временем, то в современном обществе существует целая индустрия знания, которая ориентируется на постоянное приращение новых идей, их распространение и внедрение в производство. Центральным звеном в этой системе производства знания является наука, чей опыт и возможности исследования расширяются вместе с развитием нового инструментария. Техника становится более интеллектуальной: технические системы и инструменты способны оперировать информацией, поступающей как от человека, так и непосредственно из внешней среды, «принимать решения» в зависимости от изменения параметров среды, быть управляемыми на расстоянии. Примерами являются действия роботов на ядерных станциях или в открытом космосе[16]. Появление компьютеров и компьютерного моделирования также позволяет ускорить процесс получения новых знаний. «Компьютер превратился в универсальный, легко применимый и символически «на все пригодный» инструмент, обеспечивающий чрезвычайную изменчивость и сбережение энергии и денег без всякого физического сопротивления или препятствий, поскольку модели имитируются заранее и без реального риска»[17].

Развитие РЅРѕРІРѕРіРѕ знания РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј связано СЃ формированием РЅР° рубеже XIX-XX РІРІ. научных институтов Рё лабораторий СЃ мощной технической базой, подчиняющихся дисциплинарному принципу организации знания. Каждое РёР· направлений научного знания – естественные науки, социально-гуманитарные Рё технические – имеет СЃРІРѕСЋ внутреннюю дифференциацию, которая отражает сложность Рё многоаспектность изучаемого предмета (РїСЂРёСЂРѕРґС‹, общества Рё человеческих ценностей, техники), определяется необходимостью выработать адекватный метод познания. Вместе СЃ тем возрастает роль междисциплинарных исследований, использование инструментария, идей РёР· различных областей знания для решения проблем Рё прогнозирования событий РІ РјРёСЂРµ, РіРґРµ биосфера, социосфера Рё техносфера становятся взаимосвязанными. Производство РЅРѕРІРѕРіРѕ знания РІ данном случае ориентировано РЅР° исследование взаимосвязей между явлениями разного РїРѕСЂСЏРґРєР°, формирование «объемных моделей» действительности.В

3. Наука, техника, образование: коммуникация знания

Ускорение производства нового знания сопровождается также изменением в сфере трансляции и коммуникации знания. Во времена зарождения науки знание в большей степени распространялось среди немногих ученых и мыслителей, непосредственно общающихся между собой. В Новое время создаются научные сообщества и начинают выходить первые научные журналы. Книга как носитель нового знания позволяет приобщить к знанию ученых, несмотря на пространственно-временные препятствия. И все же лишь с появлением компьютерных технологий и современных систем связи можно говорить о возникновении научного сообщества и глобальном обмене идеями.

Кроме того, под воздействием науки и техники изменяется система образования. Во все времена доминирующая функция образования – в большей степени конституирующая. В процессе образования происходит формирование сознания человека, приобщение его к культуре общества, к знаниям и умениям, необходимым для нормального функционирования и развития общественных отношений. Влияние образования в целом сравнимо с влиянием культуры. Образование, как неотъемлемая часть культуры, «возделывает» мысль человека, придает ей форму, указывает направление. С одной стороны, образование приобщает к традициям, является способом ознакомления, освоения положительного опыта прошлых поколений. С другой стороны, образование не только воспроизводит навыки, знания, умения, выработанные в прошлом, но и создает предпосылки для приращения, трансформации, пересмотра существующих знаний. У «входа» любой образовательной системы стоит человек незнающий, «на выходе» – человек, обладающий знаниями, способный сохранять знания, оперировать ими и в идеале усовершенствовать. Для любого общества система образования – предмет неустанной заботы и внимания, но в традиционном обществе образование – это либо освоение текстов и языков (аристократическое образование), либо практических трудовых навыков, ремесел. И в том и в другом случае образование – освоение социальной роли и знания, необходимого для её исполнения. В современных обществах одной из основных функций образования является подготовка научных кадров, т. е. людей, которые непосредственно занимаются исследованием неизвестного, открытием нового, оценкой и прогнозированием событий.

Кроме того, образование в современном обществе призвано охватить широкие массы населения. Идеал Просвещения существует, начиная с эпохи Нового времени, но только во второй половине ХХ века удалось ввести во всех развитых странах всеобщее среднее образование. Этому способствует как развитая инфраструктура образования (школы, институты, библиотеки, культурные центры, периодические издания), так и новые компьютерные технологии, которые проявляют «дружелюбное» отношение к пользователю, позволяют делать ошибки и исправлять их, выбирать различные уровни сложности обучающих программ, искать электронные тексты в Интернете.

Поскольку современное общество ориентированно на развитие знания, человек, желающий идти в ногу со временем, быть настоящим специалистом должен постоянно дополнять и пересматривать свои знания. Отсюда и основная задача современного образования – не только передавать знания, но и развивать способности к освоению нового. Как пишет Э. Тоффлер, «неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать, а тот, кто не научился учиться»[18]. Стиль жизни современного общества предполагает, что процесс образования не заканчивается вместе с получением документа об образовании.

Современное общество – общество новых технологий, которые интенсифицируют все процессы коммуникации, позволяют преодолевать пространство (общение по телефону, Интернету) и время (знакомство с культурами прошлого). Это общество парадоксальным образом упрощает и усложняет процесс получения знаний. Упрощает – поскольку для получения информации необходимо знать определенные алгоритмы ее поиска (в библиотечных каталогах, в Интернете). Усложняет, поскольку в процессе поиска информации индивид сталкивается с множеством трактовок одного и того же, с множеством интерпретаций, которые необходимо учесть или в свою очередь проинтерпретировать.