Основные определения

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое философская картина мира?

2. Посредством каких понятий можно охарактеризовать философскую картину мира античности?

3. Что такое теоцентризм?

4. Чем обусловлено становление философской картины мира Нового времени?

5. Что характеризует философскую картину мира Нового времени?

6. В чем специфика отношения человека к природе в античную эпоху, в эпоху Средних веков и в эпоху Нового времени?

7. Что такое современность?

8. В чем заключаются основные отличия философской картины мира современной эпохи от предыдущего времени?

9. Что такое плюрализм? В чем он проявляется?

10. Что такое информация и каково ее значение в современном обществе?

 

Метафизика – понятие, характеризующее область явлений, лежащих Р·Р° пределами физического РјРёСЂР°; буквально – это «то, что следует после физики». Термин ввел РђРЅРґСЂРѕРЅРёРє РРѕРґРѕСЃСЃРєРёР№ РІ 1 РІ. РґРѕ РЅ. СЌ. для обозначения части философского наследия Аристотеля. Метафизика, или первая философия (как Аристотель сам обозначал эту часть своего учения), исследует недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые Рё неизменные начала всего существующего.

Космос (в переводе с греч. – строй, порядок, вселенная, украшение) – понятие древнегреческой философии, обозначающее упорядоченную, структурно организованную Вселенную, мир как гармонично устроенное целое. Космос у греков противополагается хаосу.

Логос (греч. logos – слово, мысль, разум, закон и др.) – термин, первоначально (в древнегреческой философии) обозначавший всеобщий закон, разумную основу мира. В дополн. см. «Основные определения» к Теме 2.

Пайдейя – греческий идеал воспитания и образования человека.

Атараксия – спокойствие, невозмутимость духа.

Теоцентризм – учение, согласно которому Бог является абсолютным и наисовершенным бытием, причиной и основой всего сущего, источником всех ценностей и благ.

Креационизм (от лат. creatio – сотворение) – религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистических религий – иудаизма, христианства, ислама.

Провиденциализм (от лат. providentia – провидение) – религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществление заранее предусмотренного Божественного плана "спасения" человека.

Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек является центром мира и целью всех совершающихся в нем событий.

Антропология христианская – религиозное учение о человеке, ядро которого составляют положения о сотворении человека Богом, об изначальной греховности человека и о возможности его спасения. Многие религиозно ориентированные мыслители (например, Н. Бердяев и Вл. Соловьев) отмечают, что христианство антропологично по сути: сама Библия – ни что иное, как откровение о природе и происхождении человека, о его истории и судьбе.

Теология (греч. theos – бог и logos – учение, слово), или богословие, – система обоснования и защиты религиозных учений о боге, его качествах, признаках и свойствах, комплекс доказательств истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией.

Теодицея – оправдание Бога за зло, присущее миру.

Схоластика (греч. scholastikоs – школьный) – средневековая "школьная философия", представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для решения этих задач они использовали ряд идей античной философии, в частности, логику Аристотеля.

Экзегетика (греч. – истолкование) – учение об истолкование древних текстов (например, античных); наука истолкования канонических религиозных текстов.

Эсхатология (греч. esсhatos – последний, конечный и logos – слово, знание, учение) – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде.

Учение о двойственной истине – учение о разделении религиозных (богословских) и философских истин, области веры и области разума.

Просвещения философия – совокупность философских учений (XVIII РІ.), характеризующихся верой РІ разум Рё научный прогресс. РџРѕ убеждению просветителей (Монтескье, Дидро, Вольтер, Гольбах, РСѓСЃСЃРѕ, Лессинг Рё РґСЂ.), распространение научных знаний Рё просвещение народных масс – РѕРґРёРЅ РёР· главных путей прогрессивного преобразования общества Рё человека. Р’ СЃРІРѕРёС… многочисленных публикациях просветители критиковали невежество Рё религиозный фанатизм, отстаивали СЃРІРѕР±РѕРґСѓ Рё права человека, утверждали равенство всех Рё каждого.

Гуманизм (от лат. homo – человек, humanus – человеческий, человечный) – воззрение, признающее человека высшей и абсолютной ценностью, утверждающее его свободу и достоинство, а также право на развитие и реализацию всех заложенных в нем способностей.

Индивидуализм – воззрение, утверждающее автономность и самоценность человека, ставящее его интересы выше интересов общества.

Рационализм (РѕС‚ лат. rationalis – разумный) – философское направление, признающее разум РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ познания Рё поведения людей, источником Рё критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит как иррационализму, так Рё сенсуализму (СЌРјРїРёСЂРёР·РјСѓ). Исторически рационалистическая традиция РІРѕСЃС…РѕРґРёС‚ Рє древнегреческой философии.

Рациональность (РѕС‚ лат. ratio – разум) – понятие, характеризующее различные формы жизненной активности человека, Р° также природные Рё социальные явления СЃ точки зрения РёС… целесообразности, эффективности, гармоничности, предсказуемости, СЌРєРѕРЅРѕРјРёРё затраченных средств Рё РїСЂ.

Синергетика – наука о самоорганизации открытых систем.

Плюрализм – множественность целого. Целое при этом не довлеет над своими частями, а является эффектом, получаемых из постоянного взаимосоотнесения, взаимодействия разнородных и иногда противоречивых элементов.

 

Литература