Требования к технологии

Определение метода и технологии

Понятие метода и технологии проектирования ПС

Метод проектирования ПС представляет собой организованную совокупность процессов создания ряда моделей, которые описывают различные аспекты разрабатываемой системы с использованием четко определенной нотации. На более формальном уровне метод определяется как совокупность составляющих:

· Концепций и теоретических основ. В качестве таких основ могут выступать структурный или объектно-ориентированный подход.

· Нотаций, используемых для построения моделей статической структуры и динамики поведения проектируемой системы. В качестве таких нотаций обычно используются графические диаграммы, поскольку они наиболее наглядны и просты в восприятии (диаграммы потоков данных, и диаграммы «сущность – связь» для структурного подхода, диаграммы вариантов использования, диаграммы классов и др. – для объектно-ориентированного подхода.

· Процедур, определяющих практическое применение метода (последовательность и правила построения моделей, критерии, используемые для оценки результатов).

Методы реализуются через конкретные технологии и поддерживающие их методики, стандарты и инструментальные средства, которые обеспечивают выполнение процессов ЖЦ ПО.

Технология проектированияопределяется как совокупность технологических операций проектирования в их последовательности и взаимосвязи, приводящая к разработке проекта ПО.

Современная технология проектирования должна обеспечивать:

1. Соответствие стандарту ISO/IEC 12207: 1995 (поддержка всех процессов ЖЦ ПО).

2. Гарантированное достижение целей разработки ЭИС в рамках установленного бюджета, с заданным качеством и в установленное время.

3. Возможность декомпозиции проекта на составные части, разрабатываемые группами исполнителей ограниченной численности (3-7 чел.), с последующей интеграцией составных частей.

4. Минимальное время получения работоспособного ПО ЭИС. Речь идет не о сроках готовности всей ЭИС, а о сроках реализации отдельных подсистем. Практика показывает, что даже при наличии полностью завершенного проекта внедрение ЭИС идет последовательно по отдельным подсистемам.

5. Независимость получаемых проектных решений от средств реализации ЭИС (СУБД, ОС, языков и систем программирования).

6. Поддержка комплексом согласованных CASE – средств, обеспечивающих автоматизацию процессов, выполняемых на всех стадиях ЖЦ ПО.

Реальное применение любой технологии проектирования ПО ЭИС в конкретной организации и конкретном проекте невозможно без выработки ряда стандартов (правил, соглашений), которые должны соблюдаться всеми участниками проекта. К таким стандартам относятся:

1. Стандарт проектирования.

2. Стандарт оформления проектной документации.

3. Стандарт интерфейса конечного пользователя с системой.

Стандарт проектирования должен устанавливать:

– Набор необходимых моделей (диаграмм) на каждой стадии проектирования и степень их детализации.

– Правила фиксации проектных решений на диаграммах, в том числе правила именования объектов (включая соглашения по терминологии), набор атрибутов для всех объектов и правила их заполнения на каждой стадии, правила оформления диаграмм (включая требования к форме и размерам объектов) и т.д.

– Требования к конфигурации рабочих мест разработчиков, включая настройки ОС, настройки CASE – средств и т.д.

– Механизм обеспечения совместной работы над проектом, в том числе правила интеграции подсистем проекта, правила поддержания проекта в одинаковом для всех разработчиков состоянии (регламент обмена проектной информацией, механизм фиксации общих объектов и т.д.), правила анализа проектных решений на непротиворечивость и т.д.

Стандарт оформления проектной документации. Он должен устанавливать:

– комплектность, состав и структуру документации на каждой стадии проектирования (в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 9127 – 94 «Системы обработки информации. Документация пользователя и информация на упаковке потребительских программных пакетов»);

– требования к оформлению документации (включая требования к содержанию разделов, подразделов, пунктов, таблиц и т.д.);

– правила подготовки, рассмотрения, согласования и утверждения документации с указанием предельных сроков на каждой стадии;

– требования к настройке издательской системы, используемой в качестве встроенного средства подготовки документации;

– требования к настройке CASE – средств для обеспечения подготовки документации в соответствии с установленными правилами.

Стандарт интерфейса конечного пользователя с системой. Он должен регламентировать:

– Правила оформления экранов (шрифты и цветовая палитра), состав и расположение окон и элементов управления.

– Правила использования клавиатуры и мыши.

– Правила оформления текстов помощи.

– Перечень стандартных сообщений.

– Правила обработки реакций пользователя.

Стандарт пользовательского интерфейса для диалоговых информационных технологий фирмы IBM с некоторыми пояснениями приведен в приложении 1 данной работы.