Инспекции

Неофициальные просмотры требований

Методы и средства проверки требований

Наработано значительное количество методов и средств проверки требований [12.1-12.5]. Они разнятся по ряду параметров. Так, различают:

  • по широте анализа - просмотр (выборочная проверка) и сквозной контроль (тотальная проверка);
  • по степени формализации - неофициальные процедуры, процедуры, проводимые по формальным правилам (инспекции, экспертизы);
  • по составу группы проверки - с (без) участием автора, с (без) участием менеджера проекта, с (без) участием представителей внешних организаций;
  • по используемым средствам - тексты требований, тестовые сценарии, критерии приемлемости, прототипы.

Понятие и методы прототипирования были рассмотрены в лекции 10. Некоторые другие, наиболее важные из перечисленного выше, методы и средства, рассмотрены далее по тексту.

Различают [12.1] несколько способов неофициальных просмотров требований:

  • просмотр "за столом",
  • коллективная проверка,
  • критический анализ.

В первых двух случаях автор требований обращается за помощью к коллегам (соответственно, к одному, либо к нескольким) с целью выдачи практических рекомендаций по улучшению продукта. В третьем случае автор осуществляет презентацию разработанные им требования на совещании с последующим обсуждением.

Неофициальные просмотры используют для знакомства с разработкой, сбора отзывов, формирования обратной связи. По статистике, приведенной в [12.4], неофициальные просмотры позволяют выявить до 60% ошибок в требованиях.

Понятие инспекции, применительно к IT-индустрии, впервые было сформулировано Майклом Фэганом (Michael Pagan) из IBM в середине 70-х гг.1).

Согласно стандарту IEEE2), проведение инспекций, в отличие от неформальных просмотров, базируется на своде формальных требований и правил. Представленный ниже обзор правил приведен, основываясь на работе [12.5]. Кроме того, слушателям следует порекомендовать ознакомиться с параграфом "Проведение экспертизы" главы 15 монографии [12.1], где представлено детальное описание процедуры экспертизы.

Лица, занимающие управленческие позиции (менеджеры) в отношении к любым членам команды инспектирования, не должны участвовать в инспекциях.

Инспекция должна вестись под руководством непредвзятого (независимого от проекта и его целей) лидера, обученного техникам инспектирования.

Инспектирование всегда вовлекает авторов промежуточного или конечного продукта.

В группу инспекции входят лидер, регистратор, рецензент и несколько (от 2 до 5) инспекторов. Члены команды инспектирования могут специализироваться в различных областями экспертизы (обладать различными областями компетенции), например, предметной области, методах проектирования, языке и т.п. В заданный момент (промежуток) времени инспекции проводятся в отношении отдельного небольшого фрагмента продукта (в большинстве случаев, фокусируясь на отдельных функциональных или других характеристиках; часто, отталкиваясь от отдельных бизнес-правил, функциональных требований или атрибутов качества, прим. автора). Каждый член команды должен исследовать оцениваемый продукт и другие входные данные до проведения инспекционной встречи, применяя, возможно, те или иные аналитические техники к небольшим фрагментам продукта или к продукту, в целом, рассматривая в последнем случае только один его аспект, например, интерфейсы. Любая найденная аномалия должна документироваться, а информация передаваться лидеру инспекции. В процессе инспекции лидер руководит сессией и проверяет, что все подготовились к инспектированию. Общим инструментом, используемым при инспектировании, является проверочный лист (checklist), содержащий аномалии и вопросы, связанные с аспектами, вызывающими интерес. Результирующий лист часто классифицирует аномалии и оценивается командой с точки зрения его завершенности и точности. Решение о завершении инспекции принимается в соответствии с одним (любым) из трех критериев:

  1. Принятие с отсутствием либо малой необходимостью переработки
  2. Принятие с проверкой переработанных фрагментов
  3. Необходимость повторной инспекции.