Диаграммы UML, поясняющие внутреннее устройство системы

Некоторые авторы [9.3] рекомендуют использовать при описании требований диаграммы UML, описывающие создаваемую систему через ее компоненты (классы, объекты), отношения и взаимодействия между ними. Данный подход имеет свои ограничения (см. Принцип 2).

Диаграмма классов

Для создания диаграммы классов необходимо:

  1. Осуществить поиск классов (ключевых компонент проблемной области).
  2. Для каждого найденного класса определить его имя, основные атрибуты, операции и (или) ответственности.
  3. Исследовать отношения найденных классов.

Классы на диаграмме представляются в виде прямоугольников, отношения - в виде линий, связывающих прямоугольники. Линии разного типа графически отличаются различной штриховкой и стрелками.

Принято выделять [9.1] 3 уровня абстракции классов:

  • концептуальный уровень,
  • уровень спецификации,
  • уровень реализации.

Анализ требований разумно сопровождать диаграммами, отражающими концептуальный уровень. На данном уровне при описании классов целесообразно указать их наименования и ответственности. Атрибуты и операции можно не указывать, либо ввести только самые основные, отложив их исследование на более поздние стадии детализации.

Отношения, подлежащие анализу на концептуальном уровне - это:


Рис. 9.7.

Диаграмма классов показывает статическую структуру проблемной области. Для анализа взаимодействия объектов - экземпляров класса в ходе реализации варианта использования в UML предусмотрены две диаграммы взаимодействия: диаграмма кооперации и диаграмма последовательности.

По мнению автора, если диаграмма классов в ряде случаев и может рассматриваться, как артефакт, поясняющий структуру проблемной области, то диаграммы взаимодействия вряд ли стоит рассматривать в качестве выразительного языкового средства, иллюстрирующего требования к системе в диалоге "Заказчик-Исполнитель". Тем не менее, в соответствие с Принципом 3 свободы выбора языковых средств, аналитик, решивший использовать данные диаграммы, может ознакомиться с ними в специальной литературе [9.1-9.2].