Регулирование отношений между родителями и детьми

а) Регулирование личных и имущественных отношений

Отношения между родителями и детьми (в действительности, между отцом и сыном), в отличие от супружеских отношений, вплоть до юстиниановского периода определялись идеей патриархальной власти отца (patria potestas). В древнейшие времена эта власть была абсолютной и полной: отец вправе был отказаться от новорожденного, мог продать ребенка в рабство или отдать в кабалу; он имел неограниченное право наказания ребенка, вплоть до придания его смертной казни (инициатор первого аграрного законопроекта, консул 386 г. до Р.Х. Спурий Кассий, по сложении полномочий был высечен, а затем обезглавлен своим отцом, не согласным с его идеями).

В имущественных отношениях действовал принцип, что отец становится собственником всего, что приобретает сын. Сыновья семейств приравнивались к рабам и, также как последние, могли проявлять самостоятельность только в рамках предоставленного пекулия. Эти строгие принципы изменялись весьма медленно и только частично. Законами XII таблиц предусматривался запрет продажи детей в рабство, а отдача в кабалу ограничивалась троекратной манципацией, после чего сын освобождался от отцовской власти - эмансипировался. Во II в., по указу императора Траяна, ограничивается дисциплинарная власть отца: тот, кто злоупотреблял своим правом наказания, мог быть принужден должностными лицами к освобождению сына из-под отцовской власти. В период империи, под влиянием идей христианства, происходит дальнейшее смягчение отцовской власти. В IV в. по указу императора Константина у отца отнимается право казнить сына; сыноубийство приравнивается к обычному убийству, то есть признается уголовным преступлением.

В сфере имущественных отношений в течение всего республиканского периода действовал принцип нераздельности имущества: все, что поступало в семью, даже если поступления шли благодаря усилиям сына, превращалось в собственность отца. Отец мог наделить сына пекулием, но это только устанавливало ответственность отца за действия сына в размере пекулия, но не сообщало сыну каких-либо прав на то имущество, которым он управлял. Некоторое расширение имущественных прав подвластных произошло в период гражданских войн в конце I в. до Р.Х. По инициативе Юлия Цезаря был установлен военный пекулий (peculium castrense): все имущество, приобретаемое сыном в течение службы в легионах, становилось его собственностью; очевидна подоплека этой новеллы - необходимость привлекать молодых людей в легионы.

В последующем, при императорах, правила о военном пекулии были распространены на то имущество, которое подвластный приобретал в результате гражданской службы в имперской администрации (peculium quasi castrense). Тогда же стали признавать право собственности подвластных на имущество, получаемое по наследству от матери или от родственников по материнской линии (признание когнатического родства).

Наконец, при императоре Юстиниане был выработан такой принцип: отцу семейства принадлежит только то, что сын приобретает, используя имущество отца; все прочее имущество, каким бы способом оно не приобреталось сыном, составляло его собственность; за отцом, однако, признавалось право пожизненного пользования имуществом сына.

б) Установление и прекращение отцовской власти

Римское право различало способы установления отцовской власти над своими и чужими детьми.

Отцовская власть над своими детьми возникала, прежде всего, естественным образом, вследствие рождения ребенка в законном браке по цивильному праву. Власть над детьми прижитыми вне брака - незаконнорожденными, могла быть установлена вследствие узаконения (legitimatio). Узаконение осуществлялось последующим (после рождения ребенка) вступлением родителей в законный брак; в поздний период узаконение могло быть произведено в форме специального императорского указа.

Установление отцовской власти над чужими детьми производилось в порядке усыновления. Различалось две формы усыновления: адрогация (adrogatio)и адопция (adoptio).

Адрогация - это такая форма усыновления, которая применялась в отношении лиц своего права. При этом вопрос об усыновлении решало народное собрание, которое расследовало причины и обстоятельства соответствующей просьбы усыновителя и усыновляемого. В период принципата, с прекращением деятельности народных собраний, акт адрогации совершался посредством рескрипта принцепса.

Адопция - форма усыновления лиц чужого права, то есть подвластных детей. Первоначально она совершалась в форме частной сделки - троекратной фиктивной продажи ребенка его натуральным отцом усыновителю. И только при Юстиниане эта архаичная форма усыновления была заменена рассмотрением просьбы об усыновлении в суде и вынесением соответствующего решения.

В древности отцовская власть прекращалась только со смертью отца и при занятии подвластным определенных сакральных должностей: фламина или весталки. В последующем было введено освобождение от власти отца лиц, занимающих высшие позиции в государственной или церковной иерархии (префектов претория, епископов). Но допускалось освобождение подвластного по воле отца. В республиканский период оно осуществлялось посредством тройной фиктивной продажи отцом сына доверенному лицу, которое троекратно отпускало его на свободу. Такой ритуальный акт носил название эмансипация (emancipatio). При Юстиниане эта архаичная процедура была заменена эмансипацией по решению суда.

Используемая литература:

 

1. Моммзен Т. История Рима. Т. I. М., 1994.

2. Новицкий И.Б. Римское право. М., 1995.

3. Покровский И.А. История римского права. СПб., 1913.

4. Римское частное право / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. М., 1948.

5. Санфилиппо Ч. Курс римского частного права. М., 2002.

6. Франчози Дж. Институционный курс римского права. М., 2004.