Проведение опроса

Подготовка

Интервью

Стратегии выявления требований

Ключевой стратегией выявления требований было и остается интервью с экспертами.

В ставшей уже классической, но ничуть не утерявшей актуальность монографии Д.Марко [6.1] в процессе проведения интервью предлагается выделить три подчиненных процесса: подготовку, проведение интервью (опроса) и завершение. Ниже приводится краткий обзор рекомендаций Д.Марко с акцентом на выявление требований (в монографии даны рекомендации по интервьюированию с целью формирования модели объекта исследования).

Подготовка позволяет спланировать процесс опроса и выработать стратегию управления этим процессом. Важность подготовительного этапа вырастает, если респондент является "дефицитным" полезным ресурсом, например - президентом крупной компании.

При подготовке Д.Марко рекомендует следующие шаги:

  • выберите нужного собеседника;
  • договоритесь о встрече;
  • установите предварительную программу встречи;
  • изучите сопутствующую информацию;
  • согласуйте свои действия с группой проектирования2).

При выборе собеседника для целей сбора требований определяющими являются две вещи:

  • Он действительно является экспертом по данному вопросу;
  • Его мнение действительно является ценным при формировании целевого набора требований3).

Важно заранее оговорить цель встречи и ограничить беседу в пределах часа или менее. Практика показывает, что активное общение в процессе интервью, как правило, ограничивается часом. Если этого времени недостаточно, можно спланировать несколько встреч.

Полезными приемами являются формирование программы беседы и ознакомление с ней респондента, подробное планирование беседы вплоть до записи подготовленных вопросов. Подготовленное таким образом интервью называют структурированным [6.2]. В дополнение к так построенному интервью автор [6.2] предлагает проводить неструктурированное интервью, "представляющее собой неформальную встречу, которой не свойственны заготовленные впрок вопросы или заранее поставленные цели". Цель такого интервью - пробудить респондента к креативу в области, в которой интервьюер недостаточно хорошо ориентируется.

Ниже приведена цитата из [6.1], с некоторыми сокращениями и исключениям материала, не относящегося к АТ.

В проведении опроса самое важное - правильно организовать и поддерживать поток информации от эксперта к вам. Рекомендуется потратить время на обдумывание верного начала опроса, при сборе информации по возможности использовать записи, заканчивать разговор плавно. Обсудим подробнее каждый из этих пунктов.

Начиная разговор, не забудьте представиться и сформулировать цель встречи. Это поможет избежать недоразумений и даст беседе правильное направление. Кроме того, обговорите возможность ведения записей.

Затем сформулируйте первый вопрос. Помните, что первый вопрос часто задает тон всему разговору, поэтому хорошо продумайте его.

Собирайте информацию, делая записи обо всем (о специальных терминах, взаимосвязях между частями системы и т.п.) и ограничивая время беседы. Запишите SADT-функции и данные, попытайтесь набросать диаграмму. Поддерживайте поток информации, задавая вопросы, которые уточняют и подтверждают ответы.

Прежде всего, не возражайте.

Никогда не задавайте наводящих вопросов или вопросов с короткими ответами "да" или "нет". Вместо этого записывайте то, что вам говорят, и просите подвести итог или дать пояснения.

Вы получите от опроса больше, если вы дадите эксперту возможность говорить то, что он хочет сказать, а не то, что вы хотите услышать.