Тема № 3. Семейное право. Когнатическое и агнатическое родство в Древнем Риме.
Римское семейное право принято делить на: брачное право, родительскую власть и опекунско – попечительское право.
Прежде всего необходимо выяснить семейное положение римских граждан, или статус семьи – status familiae.
Основной ячейкой общественной и государственной жизни в Риме была семья. Древне-римскую семью, состоящую из лиц, подчиненных общей власти еще живущего домовладыки, Ульпиан называет фамилиа (familia). Под именем семьи - familia - в юридическом смысле в древнем Риме подразумевался круг лиц, объединенных общим подчинением домашней власти домовладыки - paterfamilias. He кровное родство, а общая отцовская власть являлась началом, объединяющим семью. Домовладыка первоначально имел в одинаковом подчинении все и всех, находящихся в его доме, как лица, так и вещи. Имущество римской семьи делилось на две части — собственно familia (то, что составляло основу семьи — земля, скот, рабы, инвентарь) и пекулий (peculia) - имущество, служившее для удовлетворения текущих потребностей — посуда, продукты, дрова, и т. д. Собственно familia составляла основу благополучия рода, поэтому глава семьи не имел права расточать это имущество. Он получил его от предков для передачи потомкам, как звено в цепочке, иначе он подвергался инфамированию, бесчестью.
Familia – это и семья, домашняя община, принадлежность лиц и вещей (имущества) к одному дому; совокупность лиц, принадлежащих одному дому; вся совокупность имущества домовладыки. Другими словами, familia – это совокупность принадлежащих к одному дому, состоящих под властью одного домовладыки лиц и вещей, включая как свободных лиц, так и рабов, вольноотпущенников, движимое и недвижимое имущество.
С течением времени из этой общей власти над всем домом выделяются как особые виды прав с различным содержанием власти над вещами, рабами (dominium), детьми (patria potestas) и над женой (manus).
В древнем Римском праве юридическое значение имел исключительно агнатский родственный союз. Владельцем имущества был paterfamilias, как глава семьи. Римляне различали две категории лиц, входивших в семью: лица своего права (это только глава семьи) и лица чужого права — зависимые от главы семьи. Приобретать и отчуждать имущество могли только лица своего права, лица чужого права могли совершать приобретения, собственником которых становился глава семьи. Выход сына из - под власти отца (эмансипация) прерывал его связь с семьей: он становился им чужим человеком. Когда отец умирал, сыновья, бывшие под его властью, становились лицами своего права. Но между ними продолжала оставаться связь, называемая агнатским родством. Родство в гражданском браке имеет огромное значение для решения вопросов о возможности заключения брака, наследования, опеки, попечительства и т. п. Законами XII таблиц было признано только агнатическое родство, т. е. родство, основанное на принадлежности к определенной фамилии, а не когнатическое, т. е. кровное родство.
Однако, с течением времени изменившиеся условия жизни и воззрения общества приоритетным стал семейный союз, основанный на кровном происхождении одних лиц от других, т.е. когнатская семья. Разница между этими двумя семейными союзами заключается в следующем: союз кровных родственников отчасти шире союза, основанного на подчинении общей домашней власти: сюда входят как родственники по женской линии, так и эмансипированные. В классическом праве мы встречаем правило, что всякий агнат есть и когнат.
Когнатическая семья в классический и, главным образом, в постклассический период римского права получает преобладание в юридической области над агнатической семьей. Кроме того, во время Юстиниана правовое регулирование некоторых отношений определялись принципом когнатства, но не агнатства (например, выплата алиментов).
Под именем семейных прав (понятие «семья-familia») объединялись:
1) отношения между мужем и женой, возникающие из брака, так называемое брачное право;
2) отношения между родителями и детьми, где наиболее важное место занимал институт отеческой власти.
Отеческой властью (patria potestas) именуется особый вид господства одного лица над другим, рожденным от него в законном браке или законом приравненным к естественно рожденному. Это господство установлено не в интересах лица, которое ему подлежит, но в интересах субъекта господства - отца. По римским воззрениям, прочность государственного строя обусловливалась прочной организацией семьи, а последняя была возможна лишь при установлении сильной власти в пределах дома, предоставленной одному лицу. Эта власть поэтому: 1) всегда принадлежит мужчине, а не женщине; 2) принадлежало исключительно самостоятельному, правосубъектному лицу, не состоящему ни под чьей властью - лицу sui juris (лицу своего права); 3) она не прекращается достижением какого-либо возраста со стороны подвластного.
В силу отеческой власти возникают следующие личные отношения между домовладыкой и подвластными: право отца продать его тотчас по рождении в случае крайней нужды; право отдать ребенка в усыновление; право давать согласие на брак; право назначать опекуна. На наличие или отсутствие у подвластного публичных прав для patria potestas не имела никакого значения. По мере упадка нравов в Риме злоупотребление отцовской властью стали встречаться все чаще и чаще, принцип единого и полного господства в семье домовладыки в имущественном и личном отношении вошел в противоречие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни, перестал восприниматься римским обществом как необходимый. В следствии чего всеобъмлеющая власть домовладыки стала подвергаться законным ограничениям. К моменту кодификации римского права Юстинианом власть patriae potestas практически исчезла, но основной характер господства в интересах отца, а не подвластного, остался за нею и в этот период.
Итак, patria potestas с формальной стороны есть абсолютное право на другое лицо, т.е. объектом его являются не отдельные действия другого лица, способного быть субъектом прав, но само это лицо, и этому праву соответствует обязанность всех граждан не мешать субъекту осуществлять свое господство над другим лицом. Таким образом, отец имеет абсолютный иск против всякого третьего лица, удерживающего у себя подвластного.
Отеческая власть возникала, прежде всего, посредству:
- рождения – родители должны были обладать римским правом на заключение брака: ребенок становился подвластным отцу, если тот был главой семьи, собственно домовладыкой; если же отец ребенка сам находился под властью своего отца, то родившийся младенец становился подвластным деду, и только после его смерти переходил под власть своего отца.
- через легитимацию, т.е. узаконение незаконных детей. В римском праве легитимация существовала только для детей от конкубины. В силу легитимации эти дети получают все права законного рождения, т.е. поступают под отеческую власть и делаются агнатами и когнатами родственников отца (до легитимации они состоят в когнатском родстве лишь с родственниками матери). Легитимация предполагает согласие или, по меньшей мере, отсутствие противоречия со стороны узаконяемых детей, которые не должны делаться подвластными лицами против своей воли. Она совершается тремя способами:
1. Для узаконения детей заключается брак с конкубиной.
2. Отец узаконяемых испрашивал рескрипт у императора; но он мог также в своем завещании, назначая детей от конкубины своими наследниками, дать разрешение им самим испросить рескрипт у императора. Эта легитимация имела место при невозможности брака с конкубиною (например в случае ее смерти) и предполагала отсутствие законных детей у лица, узаконяющего детей от конкубины.
3. Через назначение такого сына декурионом.
Муниципальный сенат в городах и местечках империи назывался курией. Члены этих сенатов составляли знать, которая пользовалась некоторыми привилегиями (например, освобождалась от пыток, телесных наказаний). Но эти привилегии были незначительными по сравнению с имущественными обязанностями, лежавшими на них: они должны были на свой счет оплачивать и устраивать публичные игры, а, главным образом, пополнять из своих личных денег недоимки, образовавшиеся от при взыскании личной и земельной подати с населения их общины. Поэтому курионы всеми путями старались избавиться от своего звания, а правительство всеми мерами заботилось о сохранении этого учреждения. В числе поощрительных мер и была легитимация: отец, узаконял своего сына от конкубины, если он делал его курионом (дочь он мог узаконить, выдавая ее замуж за куриона); при этом он должен был подарить или завещать узаконяемому лицу надлежащее количество земли. Последствия этой легитимации были сужены: узаконенный делался лишь подвластным своего отца, но не делался агнатом и когнатом родственников отца.
- Отеческая власть устанавливалась путем усыновления. Усыновлением назывался правовой акт, путем которого лицо из под власти одного отца искусственно ставилось под отеческую влacть другого. Разница с узаконением состоит в том, что усыновлению могли подлежать лица, не происходящие по рождению от усыновителя.
Усыновление существовало в двух видах:
1. адоптио (adoptio), если усыновляется подвластное лицо (оно меняет, следовательно, носителя отеческой власти над собою);
2. аррогация (arrogatio), если усыновляется самостоятельное лицо. Adoptio в юстиниановом праве совершалось путем занесения воли прежнего домовладыки и усыновителя в судебный протокол; усыновляемый должен присутствовать и не противоречить предстоящему усыновлению.
Аррогация (аrrоgаtio) совершалась путем рескрипта императора по просьбе усыновителя и при согласии усыновляемого; если последний находился под опекою, то необходимо было получить согласие всех его опекунов.
Условия усыновления (аdoptio):
1) усыновителем мог быть только мужчина; женщинам усыновление разрешалось только в том случае, если они ранее имели детей, но потеряли их. Усыновитель не должен состоять под отеческой властью, должен быть не менее, как на 18 лет старше усыновляемого; не должен быть кастратом;
2) Не могли быть усыновляемы дети от конкубины (для их усыновления существовала процедура легитимации);
3) Усыновление не могло быть сделано с прибавлением срока или условия, ибо это противоречит сущности отцовской власти.
Для аррогации существовали особые условия. Дело в том, что при адопции бывший домовладыка проверял, выгодно ли усыновление для его подвластного. При аррогации эта задачу решал магистрат, который обязан был убедиться в том, что:
а) усыновитель не имеет законных детей и не может уже их иметь (ему более 60 лет);
b) он не опекун (даже бывший) усыновляемого, имеющего менее 25 лет от рождения;
с) он не усыновляет богача, будучи сам бедняком;
d) магистрат не должен допускать аррогацию нескольких лиц сразу; (при наличности особых условий магистрат может сделать изъятия из этих правил).
Последствия усыновления. При аррогации подвластное лицо вступало под отеческую власть отца и становилось агнатом и когнатом всех агнатов со взаимными наследствеными правами. Особые правила существуют на случай аррогации лица, недостигшего совершеннолетия. Если усыновленный умирал до достижения совершеннолетия, его имущество переходило к тем лицам, которые были бы его наследниками, если бы аррогация не произошла, так что усыновитель не получал в этом случае наследственных прав. Более того, усыновленный, по достижении совершеннолетия имел право требовать эманципации, если мог доказать, что аррогация ему повредила.
В принципе не подлежали усыновлению дети, родившиеся от кровосмесительных браков, а также дети, родившиеся в результате прелюбодеяния.
Прекращение отцовской власти имело место в следующих случаях:
1) Смерть домовладыки. Она делает самостоятельными лицами тех подвластных, которые непосредственно стояли под властью умершего, прочие подвластные меняли домовладыку;
2) Смерть самого подвластного;
3) Потеря гражданства (civitas) со стороны подвластного или домовладыки;
4) Потеря свободы (libertas) со стороны домовладыки (напр., осуждение в каторжные работы в рудниках). Взятие в плен домовладыки имеет следующие правовые последствия: если домовладыка возвращается из плена, то он вновь получает отеческую власть так, как будто она не прекращалась; если же он умирает в плену, то власть его считается прекратившейся с момента взятия в плен (такие правовые последствия происходили в случае попадания в плен во время военных действий - если гражданин попадал в плен к разбойникам или пиратам, то юридически он оставался свободным лицом);
5) Потеря свободы (libertas) со стороны подвластного. Подвластный, взятый в плен, по возвращении считался не выходившим из-под власти; умирая в плену, он считался умершим в момент плена;
6) Домовладыка мог потерять отеческую власть в наказание за определенные преступления: за изгнание подвластного и оставление его без помощи, за сводничество дочерей, за вступление в кровосмесительный брак;
7) Занятие подвластными детьми определенных должностей. По классическому праву отеческую власть уничтожало получение подвластным звания жреца Юпитера (фламина Юпитера) или весталки; по позднейшему праву такое значение имело получение почетного звания претора, консула, патриция;
8) Отдача подвластного в усыновление;
9) Эманципация. Она совершается домовладыкой с согласия подвластного. По древним Законам XII таблиц сын становился свободным, если отец трижды продавал его в рабство (дочь и внуки становились свободными после однократной продажи). Правда, в этом случае эмансипированный сын терял право на наследство по закону (в преторском праве это положение было изменено). В период Юстиниана существовали следующие способы эмансипации:
- через рескрипт императора;
- через заявление домовладыки;
- отец фактически предоставляет подвластному свободу в течение долгого времени.
Эманципация могла быть проведена без согласия отца, если:
- домовладыка дурно обходится с подвластными;
- он принял по завещанию третьего лица легат, с которым соединено поручение эманципировать кого-либо из подвластных легатария;
- аррогация оказалась невыгодной.
Между эманципатором и эманципированным возникали особые правоотношения, в чём то схожие с патронатом. Эманципация разрушала агнатскую связь, но не когнатскую.
Итак, власть главы семьи была практически не ограниченной. Причинами этого были те важные функции, которые отец выполнял в семье. Так, он был ее религиозным главой (верховным понтификом) – он отправлял обряды домашнего культа, он был обязан обеспечить продолжение рода. Для этого ему давались права признавать (не признавать) своего ребенка, право прогнать жену в случае бесплодия, женить сына, эмансипировать его (исключив тем самым из семейного культа) и т.д.[7]
Отец был хозяином семейной собственности и его задача состояла в передаче семейного (родового) имущества от предков – к потомкам. Он был обязан сохранить его и приумножить. В случае расточительности отца над ним назначалась опека и он становился недееспособным в гражданско-правовом отношении;
Отец был верховным судьей своим домочадцам и нес за них ответственность. На решения отца не было апелляции. Власть отца в семье не ограничивалась римскими законами – она регулировалась обычаями и нравами римской общины.
Сильная власть отца не была произволом, т.к. именно на главе семьи лежала ответственность за будущее данного рода и римляне считали, что сильная отцовская власть в семье – залог существования сильного государства.