Тема №2. Правовое положение (статус) лиц. Субъекты частного права.

 

Термином «лицо» (persona) принято именовать субъекта права в Древнем Риме. Во времена Древнего Рима далеко не каждый человек был лицом, т.е. субъектом права. В этот период понятие правоспособности носило не биологическое, а социально-юридическое понятие. Современное гражданское право знает основополагающие понятия правоспособность и дееспособность, которые обуславливают участие субъекта права в сфере гражданско – правовых отношений. Ни того, ни другого понятия римское право не знало, но применявшаяся категория состояния лица подходит под сущность правоспособности, а дифференциация правовой самостоятельности лица в зависимости от возраста, пола, психического состояния вполне подходят под современное определение дееспособности. Лицом (субъектом права) считался тот, кто мог быть носителем прав и обязанностей.

Полная правоспособность лица в Риме называлась caput (лат. – голова) и зависела от наличия следующих статусов (положений) – свободы, гражданства, семейного состояния. Помимо наличия этих статусов лицо должно было иметь честь («состояние неповрежденного достоинства»), ибо любое умаление чести влекло за собой уменьшение объема право и дееспособности.

По словам юриста Павла, с точки зрения статуса свободы различались - свободные люди и рабы; с точки зрения гражданства – римские граждане и лица, не имеющих его; с точки зрения статуса фамилии – главы семейств и подвластные им домочадцы.

Правоспособность возникала с момента рождения и заканчивалась смертью. Правоспособным признавался живой младенец с человеческим обликом. В том случае, когда отец неродившегося ребенка умирал, то зачатый, но не рожденный ребенок считался правоспособным и ему назначался опекун, своего рода «хранитель чрева». Полная правоспособность в области частного права складывалась из следующих элементов:

- право вступать в римский брак;

- право быть полноценным участником гражданского оборота – покупать, продавать, заключать договоры и т.п.;

- возможность быть завещателем и наследником.

Полная правоспособность достигалась только наличием всех статусов (положений) – свободы, гражданства, главы семьи.

Дееспособность в современном праве определяется через способность лица не только иметь права и обязанности, но и реально, своими действиями их приобретать и осуществлять. В римском частном праве эта дефиниция де-юре отсутствовала, но фактически право самостоятельно пользоваться имеющимися правами и самостоятельно отвечать по обязательствам учитывалась всегда. Не каждое правоспособное лицо было одновременно и дееспособным: степень дееспособности зависела от пола, возраста, психического состояния, моральных качеств (расточители приравнивались к психически больным и были недееспособны в имущественной сфере).

Римское право связывало дееспособность с возрастом. С этой точки зрения лица подразделялись на совершеннолетних и несовершеннолетних. Каждая группа, в свою очередь, подвергалась дальнейшему делению. Недееспособные в принципе – до семи лет; частично дееспособные – с 7 до 14 лет (мальчики) и с 7-10 девочки.

В 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин наступало совершеннолетие, и они могли вступать в брак и заключать договоры. Но им самим, по их просьбе, назначался опекун, который курировал их действия до достижения ими 25 лет – возраста, с которого отпадали последние ограничения в дееспособности.

Ограничение правового состояния (правосубъектности) выражалось в утрате одного из трех статусов, характеризовавших частную правосубъектность. В римском частном праве имелись разные основания ограничения правоспособности, не исключая и полной ее утраты (например, если вольноотпущенник проявлял неблагодарность к своему бывшему хозяину, он вновь становился рабом):

1) наибольшая степень ограничения правового состояния (maxima) – потеря статуса свободы, расставаясь с которой, римский гражданин лишался как гражданства, так и своих семейных связей.

Прежде всего это лишение свободы, когда римский гражданин попадал в плен: он лишался гражданства, его брак расторгался и он терял право на имущество (если пленник возвращался, его права восстанавливались).

Продажа в рабство, самопродажа, лишение гражданства как следствие уголовного наказания. Переходя в это качество (раба), эти люди переставали быть должниками, т. к. утрачивали статус субъекта права, и это негативно отражалось на кредиторах. Поэтому претор стал выдавать иски к лицам, унаследовавшим это имущество.

Рабство по правовым последствиям приравнивалось к смерти. Если римлянин становился рабом (во время военных действий, при осуждении за тяжкие преступления, в древности - продажа в рабство за долги), он утрачивал правоспособность на родине. Если он бежал из плена, его правоспособность восстанавливалась. По закону Корнелия (юридическая фикция) — гражданин, умерший в плену, считался свободным, завещание, составленное им, было действительным.

2) Средняя степень утраты правоспособности (media) — следовала в случае утраты римлянином гражданства – человек терял права римского гражданина и приобретал права перегрина ( высылка из страны в качестве наказания пришла на смену жертвоприношению). В этом случае лицо теряло гражданские права, семейное положение. Брак рассматривался как перегринский, т.е. с иностранцем; агнатское (фамильное) родство утрачивалось, когнатское (кровное) – нет. Вследствие потери статуса гражданина Рима и статуса главы семьи (он становился гражданином другого государства), гражданин подвергался депортации, высылке. Утрата этого статуса следовала в качестве наказания за государственные преступления. В этом случае римлянин переставал быть субъектом цивильного права, а его имущество переходило государству.

3) Наименьшая степень ограничения правового состояния (media) происходило вследствие изменения семейного положения, не затрагивая ни свободы, ни гражданства римлянина (например, самостоятельная женщина выходит замуж; самостоятельное лицо становилось подвластным, при усыновлении). Имущественные права самостоятельного лица, сделавшегося подвластным, переходили к патерфамилиас. Правда, в том, что касается обязанностей, то претор считал такого человека самостоятельным, и на основании этой фикции можно было предъявлять иски к подвластному. Подвластные сыновья не обладали имущественной правоспособностью, следовательно они также были ограничены в правосубъектности.

Юридическое ограничение правосубъектности не всегда выражалось в потере статуса, но, фактически, вследствие совершенных неблаговидных поступков реально происходило именно умаление правоспособности. Например, если гражданин, бывший свидетелем сделки, отказывался подтвердить этот факт, то он лишался права в дальнейшем сам выступать свидетелем или приглашать кого – либо в свидетели своих сделок. Принимая во внимание роль свидетелей в Риме при совершении сделок, можно утверждать, что это наказание вело к ограничению права на участие в гражданском товарообороте.

Ограничение правосубъектности также обуславливалось:

- с занятием позорным ремеслом (проститутки, сводники, актрисы и др.);

- с бесчестным поведением (увольнение из армии с позором; заключение второго брака при нерасторгнутом первом; в случае двойного обручения).

В Древнем Риме ограничение дееспособности связывалось и с принадлежностью к определенному полу. В частности, женщина, по древнейшим воззрениям римлян, была лишена права самостоятельно заключать договоры и нуждалась в опеке со стороны лица, способного оказать ей защиту. Природная легкомысленность, по мнению римлян, облегчала возможность обмана женщины, поэтому женщина объявлялась неспособной:

- принимать на себя ответственность за чужой долг;

- быть опекуном (хотя в ряде случаев допускались некоторые исключения);

- составлять завещание.

Опека над женщинами была отменена в середине I века эдиктом Клавдия.

Привилегией женщины было право ссылаться на незнание закона в качестве уважительной причины при невыполнении обязательства.

Варвары, еретики и евреи, колоны ограничивались в правоспособности по религиозным соображениям.

Римские юристы решили и проблему правосубъектности гермафродитов: если к семи годам это человеческое существо ощущало себя больше мальчиком, чем девочкой, его воспитывали как мужчину и он получал все права, свойственные этому полу; если оно считало себя девочкой, то получало право и дееспособность, свойственную женскому полу.

Итак, гражданами Рима считались все те, кто составлял политическое сообщество римлян (civitas). Гражданами (cives) были свободные жители Рима. Они выделялись именем– римское имя состояло из трех частей – личное, родовое прозвище (или имя одной из ветвей рода), например: Квинт Муций Сцевола, Марк Туллий Цицерон и т.д.

Рим устанавливал свое господство разными путями и правоспособность остального населения Италии была неравнозначной. Правоспособность зависела и от наличия (отсутствия) римского гражданства: в полном объеме могли быть правоспособными только римские граждане, хотя иные категории населения владели ею в той или иной мере.

Первоначально (с начала римской истории) элита римского общества называлась патрициат, которая обладала всеми политическими и гражданскими правами в Риме. Ей противостояли плебеи, также свободные римские граждане, но в силу различных субъективных и объективных причин такими правами не обладавшая. В результате долгой борьбы элита патрициев и наиболее богатых плебеев слилась в новый вид элиты – нобилитет. Нобили старались не допускать в свои ряды «новых римлян», формируя закрытую касту. Поэтому параллельно с аристократами по происхождению начинает формироваться сословие, объединяющее наиболее богатых людей Рима. Это сословие называлось «римские всадники», эквиты.

Название «всадники» сохранилось с древнейших времен, когда член этого сословия должен был иметь средства на содержание боевого коня. Принадлежность к тому или иному сословию определялась на основе имущественного ценза.

В частности, имущественный ценз всадника должен был составлять не менее 400 тысяч сестерциев. Существовали всаднические и сенаторские цензы, которые давали его обладателю право перейти в другую социальную группу при помощи выборов. На освобождавшиеся вакантные места выдвигались кандидаты, за которых голосовал народ, который мог выбрать в Сенат[4] любого человека. Но, как правило, на выборах побеждали представители известных, родовых фамилий – Клавдии, Метеллы, Юлии и др. Необходимо помнить, что высшему сословию в Риме – нобилитету, запрещалось участвовать в торгово-промышленном обороте, заниматься торговлей, ростовщичеством и т.п. Считалось, что всякий заработок являлся позорным для них, как для отцов римского народа (сенатор – значит отец). Поэтому благосостояние нобилитета зависело от наличия у них земли и умения вести сельское хозяйство, в то время как всадники занимались торговыми операциями, приносившими им доход. Сенаторам было запрещено покидать Италию иначе, как по служебным делам. Именно поэтому всадники были в провинциях самыми важными людьми, представителями Рима.

Особым сословием в Риме было жреческое сословие: жрецы обеспечивали покровительство богов римскому народу и могли при необходимости задержать наступление какого-либо события (например, отложить намечавшееся военное сражение), сославшись на небесные знамения. Жреческие должности были выборными, но не на год, а пожизненно. Верховная коллегия жрецов из 15 человек называлась понтификами (во главе с великим понтификам); жрецы Юпитера, Марса и Квирина назывались фламинами, жрецы Весты – весталками; хранителями гадательных «сивиллиных книг», к которым государство обращалось в критические моменты, были квиндецимвиры («15 мужей»); гадателями по полету птиц – авгуры; гадателями по внутренностям животных – гаруспики.

Жрецы не играли роли в политической жизни, не имели права (кроме жрецов Юпитера) владеть и получать в подарок собственность, проявлять инициативу в политических делах и т.п.

Третье сословие римских граждан представляло собой достаточно неоднородное социальное образование и поэтому не имеет единого наименования. В него входили – канцелярские служащие, аэрарии (римские граждане из низшего сословия, свободные от воинской повинности, но платившие определенный налог); члены многочисленных коллегий, профессиональных союзов, корпораций, которые имели свою организацию, казну, собственных богов и собственные праздники; вольноотпущенники, либертины. Римский народ составляли и крестьяне, ремесленники, городская чернь. Многие из них, будучи неимущими, составляли своеобразную свиту богачей – их называли «клиентами», а их покровителей «патронами». Вольноотпущенники (рабы, отпущенный на волю) получали статус римского гражданина, но в несколько усеченном виде – он не мог быть избран на руководящую должность, был ограничен в избирательных правах, оставался клиентом своего бывшего хозяина (патрона), принимал его родовое имя, вместо имени своего подлинного отца. И только сыновья вольноотпущенников становились полноценными римскими гражданами.

Латинские племена после изгнания царей подняли восстание против Рима, которое закончилось их поражением (493 г. до н. э.). В соответствии с условиями этого мирного договора граждане латинского союза остались в том же правовом положении, что и ранее, т. е. были равноправными с римлянами. Ограничение их правосубъектности касалось только самостоятельности в международных делах: латинские племена были обязаны помогать Риму в случае войны, составляя так называемые войска союзников; без разрешения Рима не могли заключать сепаратного мира; правда, после победы над врагом на долю этих войск приходилась небольшая часть военной добычи. Тем не менее, латинские племена не были довольны существующим положением, что и объясняло их восстание против Рима. В конечном итоге по мирному договору, заключенному в 338 г. до н. э., Латинский союз был распущен, и вместо союзных отношений между общинами и Римом установились федеративные отношения (civitates foederatae).

В период существования Латинского союза общины, впрочем, так же, как и Рим, основывали свои колонии.

У жителей римских колоний оставался статус римских граждан, за исключением права принимать участие в народном собрании (это право автоматически восстанавливалось в случае возвращения колониста в Рим).

Жители государств, не входящих в Латинский союз, назывались hostes — врагами, по отношению к которым военные действия были правомерны.

Покоренные народы получали разный правовой статус: некоторые не получали политических прав (сохраняя гражданские) и платили налоги в пользу Рима (и назывались от слова налог — минцез — minicipia; другие народы (их было большинство), статус которых был ближе к федеративному (civitates foederatae), им было оставлено право на внутреннюю самостоятельность и их статус изменялся от статуса врага к статусу союзника (socii). Для регулирования правоотношений с этой категорией покоренных народов была создана особая магистратура — «претор над чужеземцами» (peregrini), и особое право — ius gentium. Народам, сдавшимся на милость Рима без всяких договоров и условий, устанавливался статус перегринов-дедиций (dedicii); их местная администрация распускалась и управление осуществлялось римскими магистратами.

Такая политика, направленная на разъединение интересов общин («разделяй и властвуй»), была призвана исключить консолидацию интересов покоренных народов против владычества Рима.

Консул Люций Юлий Цезарь принял закон (закон Юлия), который предусматривал право получения римского гражданства теми народами, которые оставались верны Риму, а также тем, кто изъявлял желание получить статус римских граждан (cives Romani) в течение 2-х месяцев; затем был принят закон Папирия, в соответствии с которым всем жителям Италии было предоставлено право гражданства; и, наконец, закон Юлия (45 г. до н. э.) завершил объединение Италии. По этому закону все города Италии получили свой сенат, магистратуры, народное собрание. Таким образом, территория Италии получила название «Итальянская страна» (solum italicum).

Земли, находившиеся вне Италии, оставались на положении провинций: назначенный из Рима проконсул или пропретор (бывший консул и бывший претор соответственно) наделялся высшей военной властью. Все провинциальные земли принадлежали римскому народу, жители пользовались ими на правах владенья и платили налоги, от которых римляне были освобождены. Наибольшими правами обладали жители Лация - латины. Категория латинов не была неоднородной. Существовали три категории латинов:

1) древние латины – жители Лациума, находившиеся до IV в. до н.э. в Латинском союзе с Римом (они пользовались полной правоспособностью в области частного права, а в сфере публичного права не пользовались пассивным избирательным правом и не могли служить в легионах); с I в. до н.э. древние латины были приравнены к римским гражданам.

2) латины колоний – жители некоторых италийских общин за пределами Лациума (они являлись субъектами вещных, обязательственных и наследственных прав). В 212 г.н.э. эдиктом императора Каракаллы жители колоний получили права римских граждан;

3) латины-вольноотпущенники – лица, освобожденные от рабства латином, а также римлянином в определенных условиях (неформальных, домашних) - эта категория была наиболее существенно ограничена в правосубъектности – они пользовались только имущественными правами, но имущество после их смерти переходило к их бывшем господам господам. Об этой категории римские юристы говорили, что они «живут, как свободные, а умирают как рабы».

К категории перегринов римляне относили:

- граждан иностранных государств (не подданных Рима);

- лиц, не имевших ни римского, ни латинского гражданства (в эту категорию попадали жители завоеванных территорий, которым не предоставлялось даже латинское гражданство).

- рожденных от не состоявшей в браке перегринки;

- присужденные к высылке римские граждане, т.е. римляне, лишенные гражданства.

Граждане иных государств первоначально относились к категории врагов и могли быть убиты или обращены в рабство. Однако с расширением территорий, подвластных Риму и превращение Рима в мировой центр торговли, привело к необходимости придать определенный правовой статус так же и иностранцам. Эта задача была решена при помощи так - называемого права народов (ius gentium). Перегрины продолжали оставаться вообще неправоспособными по цивильному («ius civile») или квиритскому (ius Quiritium») праву, т.е. сделки, заключенные с римскими гражданами не обладали для них правовой защитой, они являлись субъектами права по ius gentium. Был создан особый магистрат – перегринский претор, рассматривавший конфликты между римлянами и перегринами, и особый судья, именовавшийся рекуператором[5].

Особым статусом обладали рабы. По римскому частному праву рабы не являлись субъектом права в принципе. Считалось, что в отличие от немых и мычащих орудий труда раб был орудием говорящим. Если субъект права именовался homo persona, то раб просто homo или servus. По словам Ульпиана: «с точки зрения цивильного права рабы представляют собой ничто».

Рабами могли стать:

- в древние времена - любой иностранец, оказавшийся в Риме;

- в дальнейшем основным источником рабства стали пленные воины и мирные жители завоеванных Римом государств;

- в исключительных случаях и только не на собственной территории рабом мог стать и свободнорожденный римский гражданин – несостоятельный должник, вор, присужденный к бессрочной каторжной работе на рудниках за совершение тяжкого преступления и в некоторых других случаях;

- в случае попадания в плен во время военных действий римский гражданин становился рабом, но вернувшись из плена он восстанавливал свой статус (если римского гражданина захватывали в плен разбойники, пираты, ets., то он не становился рабом);

- по рождению (рожденный от рабыни);

- вследствие самопродажи в рабство с корыстной целью (с целью впоследствии заявить о себе как о свободном человеке и получить половину покупной цены);

- вольноотпущенники (и их дети) за неучтивое отношение к бывшему хозяину (патрону) или детям бывшего хозяина.

 

По решению сената (сенатусконсульт Клавдиана) римская гражданка, которая вступит в связь с рабом с согласия на то его господина, останется свободной, но дети ее будут рабами; император Адриан устранил несправедливость этого закона, указав — если мать свободна, то свободны и ее дети (Гай. И. I. 84.)[6]. Полное лишение правоспособности касалось и женщин, которые становились рабынями, вступив в связь с рабами без ведома и согласия его господина (Гай. I. 160.).

«Если кто отдаст свою рабу замуж за свободного и даст за ней приданое, которое принято давать между свободными, то раба будет гражданкой Рима.» (Кодекс. 7. 6. 9.)

Рабство прекращалось:

- естественной смертью;

- на основании решения государственных органов в отношении рабов;

- в силу императорского эдикта освобождались старые и больные рабы, рабы, имевшие заслуги перед государством. А также те, те кто более 20 лет пользовался фактической свободой;

- по решению собственника отпустить раба на волю, если это происходило в установленной законом форме.

В области частного права раб являлся вещью (res), предметом сделок купли-продажи, найма, мены, дарения и т.п. Если даже хозяин отказывался от раба, выгонял его на улицу, он становился не свободным, а просто ничьей вещью, которую мог подобрать любой человек. У раба не было ни своего имущества, ни жилья, ни семьи. В случае убийства чужого раба (животного) убийца платил наивысшую стоимость (за последний год) такого раба (животного). Римские юристы признавали, что состояние рабства, несвободы, противоречит праву, но, учитывая мировую распространенность (ius gentium) этого института, принимали его как данность. Рим был единственной рабовладельческой страной, которая разрешала отпускать рабов на волю (манумиссия), дети которых могли стать полноправными римскими гражданами. Свобода манумиссии зависела от возраста господина и количества отпускаемых на волю рабов.

Несмотря на то, что раб был объектом права, за ним признавались некоторые права человеческой личности. Так, могила раба была под охраной сакрального права; кровнородственные отношения рабов были препятствием для оформления семейного союза, хотя «между рабами и свободными брака нет, а возможно только сожительство» (Павл. Сент. 2. 19. 6.). Само сожительство между рабами или же свободных с рабами называлось контубернатом (contubernium).; при продаже рабов запрещалось разделять близких родственников; сам термин «patria potestas», т.е. «отеческая власть», обозначавший характер отношений между хозяином и рабом, говорил о признании за рабом некоторых личных качеств. В постклассическое время наказывалось неосновательное убийство раба, отдавать раба в гладиаторы можно было только с особого разрешения магистрата; старый, больной, брошенный хозяином раб обретал свободу; раб получил право искать защиты от невыносимой жестокости хозяина в храмах или у статуи императора.

В сфере имущественных прав все, что ни заработал раб, становилось собственностью его господина. Но долги, которые мог сделать раб, хозяин вправе был не оплачивать: «наше положение может стать лучше при помощи рабов, но не может становиться хуже». Возможность раба совершать юридическое действия в пользу своего господина выводилась из правоспособности господина, осуществляемую рабом. Возложение на раба обязанностей из заключенного им договора господина не обременяли , т.к. не обладая правосубъектностью, раб не мог ни принимать на себя обязанностей, ни отвечать за их выполнение – « в отношениях с рабом нет иска». Из этого правила были исключения: за проступки и преступления раба отвечал его хозяин – он мог компенсировать ущерб, а мог выдать виновного раба головой тому, кому раб причинил ущерб (так называемый ноксальный иск).

Но возможность господина не отвечать по обязательствам своего раба противоречила развитию хозяйственного оборота. Выходом из этого затруднения служили предусмотренное для ряда случаев возложение на господина ответственности по договорам, заключенным рабом. Так, если господин ставил раба во главе предприятия, назначал его капитаном торгового судна, то по таким договорам отвечал сам хозяин. Такая же ответственность предусматривалась и при любом заключенном рабом договоре, имевшем целью увеличение имущества господина. В более позднее время широко применялся такой вид ответственности, как ответственность в пределах пекулия (пекулием назывался предоставленный хозяином рабу (или подвластному сыну) участок земли с инвентарем, за пользование которым раб выплачивал хозяину определенный доход, а остальное оставлял себе). Юридически собственником пекулия оставался господин, но фактически раб нес ответственность по взятым на себя обязательства в пределах пекулия.

Отношения между патронами и клиентами, как указал еще Дионисий Галикарнасский, были построены по аналогии с родственными отношениями. Клиент, избрав себе патрона из числа кровных римских граждан (патрициев), приписывался к его роду, приобщался к родовому культу и получал право называться родовым именем. Он считался как - бы усыновленным патрона. Его отношения к патрону были не только подобны родственным, но считались даже выше, священнее, так - как родственники не всегда участвовали в родовом культе, а клиент принимался в роде только при этом условии. Ни он, ни патрон не могли вести тяжбу друг с другом, ни свидетельствовать один против другого. Клиент был обязан относиться к патрону со всевозможным почтением, оказывать ему услуги, одарять его дочерей приданым, уплачивать за него и за его детей выкуп в том случае, если они попали в плен к неприятелю, участвовать своим имуществом в платеже его долгов или покрытии издержек при отправлении общественной службы. Связь его с патроном считалась постоянной и даже наследственной. Если он умирал бездетным, то его имущество переходило к патрону. Взамен этого патрон должен был всячески покровительствовать клиенту и защищать его интересы перед судом подобно тому, как защищал интересы своих родственников.

Патронат был непосредственным источником из которого развилась свободная адвокатура. Быстрый рост римской территории и увеличение населения за счёт покоренных племен привели к тому, что патриархальные отношения древнего патроната стали физически невозможны. Патронат утратил свой обязательный характер: патронат, представлявший собой цельный общественнополитический институт, распался на составные части. С одной стороны, из него выделился частно-правовой элемент в виде патроната господина над вольноотпущенными рабами, продолжавшего существовать до позднейших времен, а с другой стороны судебно-процессуальный элемент, выражавшийся в юридической защите, которую знатный и влиятельный патриций оказывал лицам, прибегавшим к его помощи. Эти лица по-прежнему носили название клиентов, а их покровитель - патронов, но старые термины прикрывали совершенно новое явление. Патрон освободился от всех обязанностей относительно клиента, за исключением обязанности судебной защиты. Равным образом, клиент должен был только оплатить какой-нибудь услугой или подарком за покровительство, оказанное ему патроном в данном процессе. Отношения между ними уже не были постоянными, пожизненными и даже наследственными, как это было раньше - они возникали только на время судебного процесса и прекращались вместе с ним. Прежде клиент мог избрать только одного патрона; теперь он был в праве переходить от одного к другому и даже иметь нескольких. Словом, под видом и под именем патроната появилась современная адвокатура.

Вольноотпущенники – это рабы, получившие свободу.

После освобождения рабы получали статус вольноотпущенников. Их правоспособность зависела от правоспособности бывшего хозяина. Рабы, освобожденные перегринами, получали статус перегринов; освобожденные латинянами – латинян; римскими гражданами – гражданина или положение свободного. Однако даже вольноотпущенники, получившие статус либертина, находились в худшем положении, чем свободнорожденные. Они были ограничены не только в политической, но и в частноправовой сфере. До I в.н.э. им было запрещено вступать в браки со свободнорожденными, с лицами сенаторского сословия. Правовое положение вольноотпущенников ограничивалось за счет того, что после освобождения между бывшим рабом и его прежним хозяином устанавливались юридическое отношения патроната. Они включали в себя три группы обязанностей:

- выказывать почтение;

- оказывать услуги личного характера;

-оказывать материальную помощь патрону в случае необходимости. Сюда же относилось и право патрона на наследование имущества вольноотпущенника, если у того не было семьи.

В классический период положение вольноотпущенников, получивших статус римских граждан улучшилось, в постклассический период – правовое положение римских граждан и вольноотпущенников получило фактическое равенство.

Категория колонов. В период республики и принципата колоном являлся свободный арендатор земли, состоящий в договорных отношениях с ее собственником. С течением времени правовое положение колонов менялось. В течение III века колон закреплялся на земле фактически, а с IV века – юридических. Арендная плата постепенно заменялась натуральной оплатой, барщиной. Колонами чаще всего становились рабы, «квазиколоны». Колоны были правоспособны, могли заключать договора, иметь семью, наследовать, предъявлять иски к третьим лицам, но не к хозяину земли. Колон не имел права самовольно оставлять землю, но и сама земля не могла быть продана без колона. Следует определять колонат как зародыш феодализма, а самих колонов приравнять к крепостным крестьянам.

Особенности правосубъектности покоренного населения. В период республики Рим из маленькой общины становится огромным государством. К началу республиканского периода Рим приобрел доминирующее влияние в Латинском союзе. Рим противопоставляет себя этому союзу, но латинские общины (civitates) не потеряли своей самостоятельности, сохранили свое управление и свое законодательство; граждане этих общин имели полную гражданскую правоспособность, могли торговать и вступать в обязательственные отношения с римскими гражданами. Они платили Риму так называемый «налог кровью», т.е. в случае войны были обязаны поддерживать его своими войсками. Не безвозмездно, а за определенную часть военной добычи (как правило, за половину). Постоянные возмущения тиранией Рима приводили к восстаниям и в 338г. до н.э. Латинский союз перестал существовать. Рим установил с отдельными общинами федеративные отношения. Территории, завоеванные Римом за пределами Лациума присоединяются к римской территории на правах общественных земель римского народа – ager publicus – которые либо сдаются в аренду прежним собственникам, либо употребляются для учреждения колоний. Рим не строил крепостей, но рассыпанные колонии римских граждан на завоеванных территориях создавали своеобразные опорные пункты римской власти, законности и цивилизации. Колонисты получали внутреннее самоуправление, продолжали считаться римскими гражданами, но в политической жизни не участвовали – для этого им надо было приехать в Рим и участвовать в голосовании на собрании триб.

Как правило, в зависимости от способа вхождения того или иного когда-то самостоятельного народа в состав Римского государства, жители наделялись различной полнотой правосубъектности. Справедливой считалась война за интересы Рима, несправедливой она признавалась со стороны тех народов, которые оказывали римлянам вооруженное сопротивление или нападали на союзников Рима.

Самая привилегированная форма правоспособности - полное римское гражданство, включая политические права. Другая категория получала правоспособность только в сфере гражданских (имущественных) правоотношений (они платили Риму налоги, исполняли повинности, главным образом военные) и назывались муниципиями. Наиболее многочисленной была группа общин, которые сохранили свою политическую самостоятельность и строили свои взаимоотношения с Римом на основе международного договора (foedus), данные отношения назывались – foederatus. Существовало два рода таких федеративных отношений – равноправие и подчинение Риму в вопросах внешней политики. Но и в том, и в другом случае жители этих федераций перестают рассматриваться как враги Рима – hostes, а получают статус «socii», или «peregrine», и пользуются государственной защитой на территории Рима (патронат им больше не нужен). Разумеется, как неримские граждане они не вправе участвовать в квиритских (чисто римских) сделках, и не могут обращаться в суд. Но постепенно для их защиты в Риме создаются особые нормы права – ius peregrine и особые магистратуры – претор перегринов. Следствием установления этого магистрата является исчезновение института клиентелы.

Последнюю категорию населения составляли так называемы дедиции – государства, потерпевшие поражение в войне с Римом и сдавшиеся на его милость без всяких условий. Такая община полностью теряла свой статус, а ее жители – правоспособность. Единственный благоприятный для них элемент – это признание за ними статуса «peregrine», а не «hostes», но никакой правосубъектностью эти лица не обладали. Если государство было разгромлено римлянами, добровольная сдача не была принята (или не предлагалась), то в этом случае Рим оккупировал эту общину, вся земля становилась собственностью Рима, а ее жители – рабами.

Благодаря разнообразию форм юридического господства сложилась поговорка, характеризующая такую политику: «разделяй и властвуй». Политика разъединения довольно долго была успешной, но после очередной войны с союзниками-италиками, римляне пошли на уступки. В 90г. до н.э. консул Луций Юлий Цезарь проводит Закон Юлия, в силу которого всем тем союзникам, которые остались верны Риму в этой войне, а также тем, кто признает его превосходство в течение двух месяцев после принятия этого Закона, давалось право полного римского гражданства. В 89 г.до н.э. был принят новый закон – Закон Плавта Папирия, который предоставил всем италикам (жителям Италии) право римского гражданства. В 45 г.до н.э. Закон Юлия Цезаря о муниципиях установил общие правила местного городского управления на основании широкой автономии, что привело управлении Италией в определенную систему.

Неиталийские земли именовались провинциями. Провинции первоначально рассматривались не с точки зрения определенной территории (Азия, Африка), а с точки зрения продолжающейся военной оккупации. Из Рима для управления провинциями присылались проконсулы или пропреторы, наделенные высшей военной, административной и судебной властью. Юридически вся провинциальная земля рассматривалась как собственность римского народа, а местное население – ее владельцами, по типу арендаторов. Такие земли и их владельцы облагались налогами, которые не платили италики. Жители провинций находились в статусе перегринов; порядок управления и общее устройство провинции определялось на основе эдикта пропретора и закона о провинции (например, Закон Помпея для Вифинии) соответственно.

Самое тяжелое положение было именно у жителей провинций, нещадно обложенных налогами, обираемых как публиканами ( откупщиками налогов), так и высшей администрацией – пропреторами, проконсулами, которые за время управления такими провинциями не только возвращали себе средства, потраченные ими при исполнении должностей эдила, претора и консула, но и значительно наживались при этом.

Жители покоренных провинций, правда, имели право обращаться в суд в Риме с жалобой на действия должностных лиц, и иногда эти жалобы удовлетворялись.

В 212 г. законом императора Каракаллы все подданные Римской империи (за исключением низших слоев населения – дедициев) получили право римского гражданства.

Полноправными субъектами римского права являлись только - лишь физические лица. Но для решения своих частно – правовых целей они могли объединяться и образовывать юридические лица.

Необходимость в таких организациях, аккумулирующих труд и (или) деньги нескольких физических лиц объективно возникает на определенном этапе экономического развития государства. Юридическое лицо – субъект, существующий мысленно, субъект, созданный правом. Поэтому признается правоспособность юридических лиц, или организаций.

Римское право не знало ни детальной правовой разработки этого понятия, ни самого этого термина, но, тем не менее, отдельные юридическое нормы, касающиеся этого института, римскими юристами разработаны были.

Несомненной заслугой римских юристов была сама мысль о юридическом лице как приеме юридической техники для введения в оборот имущественной массы, обособленной от имущества физических лиц.

Причины появления юридических лиц:

- необходимость объединения капиталов в виду недостаточности их у отдельного лица для получения прибыли в дальнейшем (например, отдельные лица – публиканы - объединяли капиталы, платили в римскую казну весь налог, требуемый с отдельной провинции, а затем взыскивали его и делили полученные деньги между собой пропорционально вложенным средствам);

- для уменьшения риска потерь капитала (так, объединяя средства для ведения морской торговли, каждый из участников рисковал только той долей капитала, которую вложил в дело);

- для обхода законодательных запретов (в частности, сенаторам и нобилям запрещалось заниматься торговлей, но они обходили этот запрет, создавая юридические лица, в которых юридическими участниками были иные лица, которым разрешалось заниматься торговлей, но на самом деле фактическими участниками были как раз те, кто не входил в состав этого юридического лица).

Существует несколько определений юридического лица:

1) Юридическое лицо – это организованный союз лиц, обладающих самостоятельным имуществом (государство, жреческие коллегии, корпорации ремесленников и т.д.).

2) «Юридическое лицо – общеполезное учреждение, объединяющее имущество участников для достижения определенной цели, которая не противоречит интересам государства».

3) И.А. Покровский определял, что «юридическое лицо – это цель, для осуществления которой нормой права предоставлена способность к имущественным сделкам».

Таким образом, можно сделать вывод, что юридическое лицо в Древнем Риме - это организованный союз лиц, обладающих самостоятельным имуществом, предназначенным для достижения определенной цели, не противоречащей закону.

Виды юридических лиц.

1) Одним из древнейших видов юридического лица в римском праве являлось само римское государство, которое с установлением республики стало «персоной своего права». Так, римский народ был назначен наследником Пергамского царства (царем Атталом в 133 г. до н.э); от имени римского народа цензоры и квесторы осуществляли продажу и сдачу внаем земельных участков общественной земли. Римское государство имело постоянную цель – завоевывать народы, учить неразумных, помогать слабым, наказывать варваров. Римское государство имело обособленное имущество – земли, рабов, принадлежащих римскому народу. Римское государство заключало договоры как с иностранцами, так и со своими гражданами (через цензоров); должностные лица (магистраты) приносили клятвы в верности римскому народу.

2) Императорская казна, фиск («корзина»), первоначально считалась частным имуществом и на нее распространялись нормы частного права (в Древнем Риме существовала общенародная казна – аэрариум, затем появилась императорская казна, собственно фиск, которая сначала рассматривалась как личное имущество, затем – как государственное и некоторое время они обе сосуществовали, затем аэрариум слился с фиском); с изменением правового статуса изменился и правовой режим (отступления от норм обычного гражданского оборота) фиска.

3) Император Рима. Он рассматривался как патрон всего римского народа. Его казна – была казной римского народа. Он предоставлял хлеб, масло, зрелища для римских граждан. Юристы так отвечали на вопрос, будет ли легат, отказанный императору действительным, если император умрет до его получения: «Да, будет, т.к. легат отказывается трону, а не конкретному физическому лицу».

3) Магистраты — курии, трибы, муниципии представляли собой городские структуры, некогда бывшие самостоятельными государствами, подчиненные Риму, но пользовавшиеся относительной свободой, административной автономией.

4) Колонии (они основывались римской метрополией с целью колонизации земель. Их жители имели римское гражданство).

5) Провинции (Африка, Азия) – это обширные округа, объединявшие города и селения.

Вторая группа юридических лиц относится к сугубо частным объединениям, обозначаемых общим названием universitas. К этой категории относились:

1) жреческие группы — понтификов, весталок и т. д.;

2) коллегии — пекарей, мастеров; откупщиков (публиканов) и др.

3) корпорации низших служителей — писцов, лекторов, похоронщиков.

Жреческие коллегии относились к публичным юридическим лицам, а остальные – к частным.

К спорным видам юридического лица ученые – юристы относят так называемое «лежачее наследство», т.е. имущество, оставшееся после умершего в период от смерти наследодателя до вступления наследника в законные права наследования (одни ученые – юристы относят такое наследство к юридическим лицам, другие против этого возражают).

Правовое положение юридических лиц в Древнем Риме.

Первоначально общее имущество, касса, считалась принадлежащей каждому, но с течением времени имущество universitas считалось обособленным от имущества их членов. Правоспособность частных корпораций была признана после признания таковыми муниципий. По Закону XII таблиц союзы, создаваемые частными лицами, не нуждались в санкции со стороны государства. Главное, чтобы их цели не противоречили нормам публичного права и доброй совести. Законы XII таблиц разрешали членам сообществ «заключать любые соглашения так, чтобы они не нарушали какого-либо публичного закона».

Для создания коллегии необходимо было не менее трех человек. Прекращение деятельности корпорации могло быть добровольным или принудительным. В каждой коллегии действовали собственные уставы, регулировавшие ее цели и деятельность. Правонарушение, совершенное представителем корпорации от ее имени, влекло ответственность только этого лица. Впрочем, в случае неосновательного обогащения ответственность налагалась на всю корпорацию. Муниципии, в отличие от корпораций, могли наследовать по завещанию, могли отпускать рабов и быть патронами над вольноотпущенниками.

Правительство не препятствовало свободному образованию юридических лиц до тех пор, пока они не начали заниматься политической пропагандой. В 688г. закон Люциния предписал «все, кто занимается подкупом избирателей подлежат изгнанию». Юлий Цезарь, а затем и Август ( I в.н.э.) запретил деятельность всех корпораций и союзов за исключением тех, которые в свое время учредил Нума Помпилий (т.е. остались только жреческие и ремесленные корпорации). Закон Юлия о коллегиях гласил, что для открытия новой корпорации необходимо предварительное разрешение Сената. С этого времени на создание юридического лица необходимо было получить согласие государства.

Римляне знали и использовали назначение или приписывание определенного имущества или средств для достижения общественно-полезных целей. В целом речь шла о щедрости, реализуемой через дарения или фидеикомиссы и легаты, которые просто возлагались на фидуциария, чтобы он исполнил последнюю волю дарителя. Классические прецеденты такого вида имущества ради неизменных целей можно обнаружить в погребальных фондах. Со II в.н.э. распространяется практика устройства кладбищ в виде огороженных пространств, с прилегающими земельными участками, арендная плата с которых предназначалась для погребений. Чтобы обеспечить сохранность и постоянный уход за погребением, использовались различные юридическое приемы: фидуциарная манципация, дарение с нагрузкой, на случай невыполнения субституции или легаты, и фидеикомисс. Иногда в целях поддержания памяти об умершем, фидуциарию вменялось в обязанность устраивать раздачи угощений, денег в какие-то определенные дни.

Другим прецедентом стали императорские фонды снабжения (алиментарные фонды, начало которым положили императоры Нерва и Траян). Они состояли из средств, переданных городам, или земельных ссуд, выделенных частным лицам с тем, чтобы проценты шли на содержание детей из неимущих семей.

Учреждения появились в Риме значительно позднее корпораций – с утверждением христианства в Риме как государственной религии. Прежде всего, таким учреждением была церковь, а затем и связанные с нею благотворительные учреждения и фонды. С ростом христианства стали появляться благотворительные фонды, в которых аккумулировались деньги. Они направлялись на благие цели — для призрения и лечения бедных, увечных и больных - в церкви и монастыри, которые позднее получили права юридических лиц. Фонды не имели собственно статуса юридического лица, статус юридического лица получила церковь, а фонды присоединялись к церкви, которая ими управляла. Император Юстиниан предоставил учреждениям право наследования и право предъявлять иск и отвечать за долги.

Особенности корпораций и товариществ:

Корпорации Товарищества
1.Участвовали разные лица; совокупность физических лиц, которые проявляют активное участие в деятельности корпораций; управляются своей волей. 1.Активную деятельность ведет один из них, остальные – пассивны; управляются чужой волей.
2. Корпорация независима от судьбы своих членов – состав участников корпорации может меняться; имущество корпорации обособлено от имущества ее членов: «долг корпорации не составляет долга членов корпорации». Виновен конкретный участник корпорации, который и отвечает перед судом, причем члены корпорации могут быть на суде судьями и свидетелями. 2. Обособленного имущества нет вовсе. Товарищество – это договор, на основании которого несколько лиц соединили свое имущество или свой труд для достижения общей цели – научной, денежной, или удовольствия. Они надеются получить прибыль от своей деятельности. Цель товарищества может быть длящейся или достижимой, краткосрочной.
3. Члены корпорации действуют в своих интересах.   3. Товарищи действуют в интересах всех товарищей.
4. Члены корпорации не имеют права забрать свои взносы при выходе из нее.   4. Члены товарищества вносят определенные суммы, которые получают в случае выхода из товарищества.