Общие сведения

ДОПУСКИ И ПОСАДКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

Обозначение на чертежах шлицевых соединений и шлицевых деталей

Как обозначаются на чертежах шлицевые соединения?

1. Обозначение шлицевых соединения валов и втулок показаны на рис.44 и должны содержать:

а) букву, обозначающую поверхность центрирования;

б) число зубьев и номинальные размеры d, D и b соединения вала и втулки;

в) обозначения полей допусков или посадок диаметров, а также размера b, помещенные после соответствующих размеров. (Допускается не указывать в обозначении допуски нецентрирующих диаметров).

Рис.44. Обозначения шлицевых соединений и деталей на чертежах

2. Примеры условного обозначения шлицевого соединения и деталей:

а) при центрировании по d:

- на сборочном чертеже d - 8х36 Н7/е8х40 H12/a11x7 D9/f8;

- на чертеже втулки d - 8 х36 H17х40 H12х7 D9;

- на чертеже вала d - 8х36 е8х40 a11x7 f8;

б) при центрировании по D D - 8х36х40 H8/h7x7 F10/h9;

в) при центрировании по b b - 8х36х40 Н12/а11х7 D9/f8.

 

 

Шариковые и роликовые подшипники качения поступают на сборку в машины и приборы как готовые изделия, изготовленные на специальных (подшипниковых) заводах. Подшипники состоят из двух соосных колец (наружного и внутреннего), между которыми расположены тела качения (шарики и ролики), заключенные в сепараторе.

Какие размеры подшипников качения являются посадочными?

Посадочными (присоединительными) размерами, по которым подшипники качения соединяются с валом и корпусом, являются наружная цилиндрическая поверхность внешнего кольца D и внутренняя ци­линдрическая поверхность внутреннего кольца d (рис.45). Именно по этим размерам подшипников качения имеет место полная и внешняя их взаимозаменяемость.

Предусмотрены ли различные классы точности для подшипников качения?

Да, предусмотрены. В зависимости от точности выполнения присоединительных размеров, точности формы и взаимного расположения поверхностей подшипника и шероховатости дорожки качения установлено пять классов точности подшипников, обозначенных в порядке повышения точности: Р0, Р6, Р5, Р4 и Р2. Каждому классу точности в зависи­мости от присоединительных размеров соответствует свой допуск.

Допускается обозначать классы точности без буквы Р: 0, 6, 5, 4, 2. Класс точности указывается номером подшипника, например, Р5 - 205 (или 5 - 205), (6 - 36205). Нулевой класс, как самый распространенный, не обозначается, например, 205 (подшипник нулевого класса точности).

 

 

Рис.45. Разновидности подшипников качения и их присоединительные размеры

 

Исходя из каких требований к работе подшипников назначаются классы точности?

В большинстве изделий общего назначения, в которых имеются подшипники качения (например, редукторы), при средних нагрузках и скоростях и нормальной точности вращения деталей применяются подшипники классов точности 0 и 6. Подшипники классов 5 и 4 применяют при больших числах оборотов и повышенных требованиях к точности вращения вала, например, в шпинделях шлифовальных станков, магнитофонах. Подшипники класса 2 используются в гироскопических и других особо точных приборах и механизмах.

Таким образом, выбор класса точности подшипника определяется его условиями работы в механизме: нагружением, величиной радиального биения, скоростью и точностью вращения сопрягаемых с ним деталей.