Этапы диагностики проблемы включают
1. Разделение проблемы на части
2. Выделение основных и второстепенных характеристик
3. Установление причинно - следственных связей по всем возможным вариантам решения проблемы
4. Прогнозирование и анализ требуемых действий
5. Разработка рекомендаций к действиям
Существует несколько методов определения и диагностики проблемы. Рассмотрим некоторые из них.
1) Контрольные листы (check - sheet) - это простой документ, который часто используют для определения проблемы. Контрольный лист представляет форму, в которой пользователи могут записать и организовать данные способом, облегчающим сбор и анализ информации. Контрольный лист разрабатыывается на основе того, что именно пользователи пытаются узнать из собранных данных. Например, дефекты перчатки можно записать в контрольный лист следующей формы:
День | Время | Тип дефекта | итого | ||||
Отсутствие этикетки | Асиммет рия | Смазан ная печать | Складка | Прочее | |||
Понедельник | 8-9 | !!!! | !! | ||||
9-10 | !!! | ||||||
10-11 | ! | !!! | ! | ||||
11-12 | ! | ! | Рваная | ||||
13-14 | ! | ||||||
14 -15 | !! | !!! | ! | ||||
15-14 | !! | !!!!!! | |||||
Итого |
2) Временные диаграммы( run chart)- способ отслеживания результатов, которые возникают на протяжении определённого периода времени.
|
ошибки |
Анализ Парето - классификация проблемы и ее аспектов по степени их важности и фокусировка на самой важной из них. Рассматривается правило "80-20", которое говорит, что большинство проблем (80%) создаются 20%-ами причин.
Анализ Парето можно провести, используя контрольные листы: все дефекты - 100%. Рассчитываем %-ное соотношение всех факторов и строим диаграмму.
|
|
|
Причинно - следственная диаграмма (cause - and - effect diagram) - Диаграмма Ишикавы -причинно следственная диаграмма, отображающая дефекты работы, зафиксированные в контрольных листах, в соответствии с их причинами. Существует 4 группы причин: машины и оборудование, сырье и материалы, методы, персонал. Они располагается на скелете "рыбы". При этом, "голова рыбы" - проблема, требующая решения. Остальные группы проблем отдалены от "головы" настолько далеко, насколько слабо они влияют на проблему.
|
| |||||
|
|
Подход 5 W2H (5Whys 2 Hows) (5W2H - approach)
используется для осознания причин, почему текущий процесс работает не так хорошо, как мог бы, а так же потенциальных способов его совершенствования
Категория | 5 W2H | Типичные вопросы | Цель |
Предмет | Что? What? | Что делается? | Определить фокус анализа |
Цель | Почему? Why? | Почему это необходимо? | Исключить ненужные задачи |
Размещение | Где? Where? | Где это производится? Почему это производится именно там? Было бы лучше делать это в другом месте? | Улучшить размещение |
Время | Когда?When? | Когда это делается? | Улучшить временной фактор |
Люди | Кто? Who? | Кто это делает? Мог бы кто- нибудь другой сделать это лучше? | Улучшить порядок или выпуск |
Метод | Как? How? | Как это делается? Есть ли лучший способ? | Упростить задачи, улучшить выпуск |
Цена | Сколько стоит? How many? | Сколько это стоит сейчас? Какова будет новая цена? | Выбрать улучшенный метод |
Рассмотренные выше методы анализа проблемы позволяют продвинуться по пути к поставленной цели в принятии эффективных УР.