Этапы диагностики проблемы включают

1. Разделение проблемы на части

2. Выделение основных и второстепенных характеристик

3. Установление причинно - следственных связей по всем возможным вариантам решения проблемы

4. Прогнозирование и анализ требуемых действий

5. Разработка рекомендаций к действиям

Существует несколько методов определения и диагностики проблемы. Рассмотрим некоторые из них.

1) Контрольные листы (check - sheet) - это простой документ, который часто используют для определения проблемы. Контрольный лист представляет форму, в которой пользователи могут записать и организовать данные способом, облегчающим сбор и анализ информации. Контрольный лист разрабатыывается на основе того, что именно пользователи пытаются узнать из собранных данных. Например, дефекты перчатки можно записать в контрольный лист следующей формы:

День Время Тип дефекта итого
    Отсутствие этикетки Асиммет рия Смазан ная печать Складка Прочее  
Понедельник 8-9 !!!! !!      
  9-10   !!!      
  10-11 ! !!! !    
  11-12   !   ! Рваная
  13-14   !      
  14 -15   !! !!! !  
  15-14   !! !!!!!!    
  Итого

2) Временные диаграммы( run chart)- способ отслеживания результатов, которые возникают на протяжении определённого периода времени.

 

Определяется время с наибольшим количеством ошибок, и определяются средства борьбы с определенными ошибками в определенное время

ошибки

Анализ Парето - классификация проблемы и ее аспектов по степени их важности и фокусировка на самой важной из них. Рассматривается правило "80-20", которое говорит, что большинство проблем (80%) создаются 20%-ами причин.

Анализ Парето можно провести, используя контрольные листы: все дефекты - 100%. Рассчитываем %-ное соотношение всех факторов и строим диаграмму.

Мы видим, что должны сконцентрироваться на проблеме №1. Предпринимаем некоторые шаги, опять проверяем качество работы на контрольных листах. Допустим, что проблема №1 уменьшилась на 20%, а это значит, что уменьшиться и общее количество брака.

Причинно - следственная диаграмма (cause - and - effect diagram) - Диаграмма Ишикавы -причинно следственная диаграмма, отображающая дефекты работы, зафиксированные в контрольных листах, в соответствии с их причинами. Существует 4 группы причин: машины и оборудование, сырье и материалы, методы, персонал. Они располагается на скелете "рыбы". При этом, "голова рыбы" - проблема, требующая решения. Остальные группы проблем отдалены от "головы" настолько далеко, насколько слабо они влияют на проблему.

 

 

           
   
причина
 
причина
 
 

 

 

       
 
причина
 
причина


Подход 5 W2H (5Whys 2 Hows) (5W2H - approach)

используется для осознания причин, почему текущий процесс работает не так хорошо, как мог бы, а так же потенциальных способов его совершенствования

Категория 5 W2H Типичные вопросы Цель
Предмет Что? What? Что делается? Определить фокус анализа
Цель Почему? Why? Почему это необходимо? Исключить ненужные задачи
Размещение Где? Where? Где это производится? Почему это производится именно там? Было бы лучше делать это в другом месте? Улучшить размещение
Время Когда?When? Когда это делается? Улучшить временной фактор
Люди Кто? Who? Кто это делает? Мог бы кто- нибудь другой сделать это лучше? Улучшить порядок или выпуск
Метод Как? How? Как это делается? Есть ли лучший способ? Упростить задачи, улучшить выпуск
Цена Сколько стоит? How many? Сколько это стоит сейчас? Какова будет новая цена? Выбрать улучшенный метод

 

Рассмотренные выше методы анализа проблемы позволяют продвинуться по пути к поставленной цели в принятии эффективных УР.