Семья зажиточного горожанина в южноитальянском городе(X-XIII).

Самого термина семья не существовало. Человек не отграничивал себя, свою жену и детей от родителей ,близких или дальних родственников. Малая семья стала распространяться с11 века. На это повлияла и урбанизация. Родственники оставались в деревне. Идеальный вариант- семья, живущая отдельно и родственники, живущие рядом.

 

В доме жили очень тесно. Родственники(до12 человек),слуги. Средние размеры дома -70 м. Теснота являлась фактором, определявшим менталитет и своеобразие частной жизни горожан - чувство солидарности, общности, душевной близости. В то же время исключалась интимность, приватность отношений и соответственно глубина эмоциональных переживаний. Обычаи и нравы были грубые. Муж и жена ели из одной чаши.

Муж. Отец. При создании семьи жених оформлял контракт у нотариуса с отцом невесты, по которому оговаривался размер приданного и с X века обязательство о передаче на утро после свадьбы подарка (утренний дар или маргинкап),составляющего 1/4 имущества, а также письменное заверение о том, что он будет жить с женой спокойной и мирной жизнью, хорошо обращаться, заботиться, не делать зла (за нарушение предусматривался штраф). Иногда в тексте контракта пояснялось, что он будет содержать свою жену хорошо и почётно как каждый лангобард или подобно другим, равным нам, то есть в соответствии с нормой, принятой в данной среде. Если жена попадёт в плен, муж должен искать её выкупить. Жених обещает не делать своей наложницей другую женщину-рабыню или свободную.

Таким образом, в контексте развития городской культуры ответственность мужа и отца (главы семьи) выстраивалась уже не только перед лицом Бога, но и перед лицом закона (контракт, юрист, нотариус) и перед лицом этноса (честь –«как каждый лангобард»).

Муж в любой семье являлся главой семьи, решающий все основные проблемы, касающиеся семьи. В проповеди 13 века «Как мужчина, так и женщина должна трудиться в поте лица своего: -муж- за пределами дома, добывая пищу и одежду, а жена в домашних стенах, заботясь о доме. Мальчик был под полной опекой отца до достижения половой зрелости. Отец определяет какому делу должны посвятить себя сыновья. Отец должен был до 25 лет обеспечивать пропитание сыну, если он не отделял его.

Отец отвечает за добродетели дочери(до замужества и в ситуации вдовства). Он подбирает жениха, руководствуясь хозяйственными расчётами. Отец наделяет дочерей приданным. В случае безбрачия матерей определяет их в монастырь или в прислугу женам сыновей. В дом отца сын приводит жену. Отец решает вопрос о кровной мести. Умирая, отец распоряжался семейным имуществом. Отец решал вопрос о кровной месте..

Жена. Мать.

В брак вступали в 14-15 лет, дальше девушка рассматривалась, как старая дева и тогда ей оставалось помогать женам братьев или идти в монастырь. Видимо женихов не хватало, так как в Мельфийской конституции был закон, по которому женщина приговаривалась к смертной казне, если она выдвигала против мужчины ложное обвинение в изнасиловании в расчете выйти замуж. Средняя продолжительность жизни -30 лет.

Браки в богатых семьях совершались с расчётом укрепить деловые связи.

Главной функцией жены -деторождение, продолжение рода. Много детей умирали от небрежного обращения в раннем младенчестве и их не судили, всё кончалось покаянием.

В воспитании детей большое место занимали телесные наказания. В проповедях указывалось, когда ребёнок шалит(до 7 лет) наставляй его словами и розгами, после 7 лет- в своём доме или доме кормилицыкнутом и кожаным ремнём, после 15- используй палку, бей, пока не попросит прощения. Эти строгости относились не только к мальчикам . В середине 8 век король лангобардов издал закон, сохранявший силу и в последующие столетия о праве опекуна бить девочку, для того, чтобы научить её женским работам или исправить её пороки, как если бы она была его собственной дочерью». Не только церковь, обычай, но из закон постоянно направлял дела семьи.

Мальчики и девочки воспитывались вместе. В 6-7 лет мальчики уходили в школу. (в богатых домах приходили учителя) Воспитанием мальчиков мать занималась до 14 лет.

Церковь определяла основной контекст воспитания. Не было часов и время принадлежало церкви. Потом, когда появятся часы, их назовут время купца в отличии от времени колокола. О наступлении утра в 6 оповещал колокол, затем другой колокол звонил на молитву, женщины с детьми шли на утреннюю молитву в церковь каждый день. Если не могла мать с кормилецей, с кем- то из взрослых. Женщины и дети не пропускали ни одной службы. У каждого колокола был свой смысл. Кроме того колокола капелл и небольших церквей наперебой, непрестанно выводили над городом волнующую мелодию молитвы. Поэтому тщательно подбирали и ценили звонарей. Но воздействие мелодии молитвы постоянно звучащей не могло не оказывать влияния. Около захода солнца звонили к вечерней службе. После неё вечерняя трапеза, в городе тушили огни. Весь день был разбит на отрезки, соответствующие каноническим часам. Во второй половине субботы не работали, молились, делали уборку. Был воскресный отдых.

В семьях хозяйством занимались все взрослые женщины (взрослые дети). Кроме того были рабы и рабыни(по документам), наёмные слуги и служанки. Даже в семьях среднего достатка имелись за городом сады, виноградники, оливковые рощи, иногда пахотные участки, которые обрабатывали слуги.

Слуги создавали проблемы. Они могли обманывать, не достойно( бесстыдно) себя вести. Женщины должны были управлять домашними работами. Проповедь Жильбера о служанках(они могут испортить госпожу и дочерей- склонить их к ссорам и роскоши). По характеру проповеди складывается впечатление ,что не было выраженной разницы между рабами, свободными и остальными домочадцами. Это был один круг домочадцев.

Отношение к детям: равнодушия к детям не было. Хотя чаще проявление заботы встречаются в юридических источниках. Например: нотариус Варфоломей в присутствии судьи освобождает совершеннолетнего сына от своей отцовской власти и выделяет ему часть имущества, так как «Датто мой возлюбленный сын подчинялся всем моим приказаниям и во всём стремился выполнить волю мою». Или патрицианка Тамаула передала все свои дома и прочее имущество, кроме приданного дочерям, обоим сыновьям-«ибо я питаю к вам величайшую любовь и поскольку вы- свет моих очей- всегда высказывали мне почет и уважение» или малоимущие супруги продают виноградник, чтобы освободить из тюрьмы сына. Но существовало пожелание: «Здоровья и сыновей».

Слово любовь, чувственная любовь употреблялась для неофициальных отношений. Для супругов это была привязанность, где особенно ценилось послушание жены.

История семьи купца и судовладельца Петракки, который, женившись на некой Альфераде, устроил пышную многодневную свадьбу, делал ей дорогие подарки, платил её долги, помогал её родственникам. Деньги брал из средств компании, в которой были его два брата и племянники. Когда он умер, оказалось, что от средств мужа остался только развалившийся от ветхости корабль, несвободные слуги. Мать умерла, и пятеро детей воспитывал брат отца.

Родственники выступали в суде, опекали сирот. В то же время родственники несли юридическую ответственность за преступления любого члена рода. Так вдова купца Николия написала жалобу королю, что её племянник обвиняется в том, что он выколол глаз некоему человеку и, хотя вина не доказана, у неё отняли имущество.

еловек идентифицировал себя с людьми своего круга, где имел психологическую поддержку. Кроме того, окружающий человека круг родственников, друзей и знакомых выполнял и функции социального контроля и оценки.

Центрами общения были приходские церкви, трактиры, площади. Образовывались сообщества, братства с многообразными функциями -религиозными, взаимной материальной поддержки, изредка даже правовыми. Они же устраивали совместные праздники или застолии, сопровождаемые обильными возлияниями.

Развод не допускался ни каноническим, ни римским, ни лангобардским правом. Поэтому или жили раздельно, или чаще жена уходила в монастырь.

Обучение горожан.\

В 12 веке появляются городские светские муниципальные школы. Программа носила прикладной характер. Изучали латынь, делопроизводство, геометрию, технику , естественные науки. Были школы счета и городские латинские школы. Программа высшей городской школы постепенно усложнялась Были добавлены древнегреческий и древнееврейский язык. В центр учебного процесса поставлено изученик латинского языка и литературы. Определены три этапа 5-6 летнего изучения грамматики, чтения греко-римских классиков. В старших классах были популярны диспуты на латыне. Были распространены театральные представления-мистерии, которые содействовали эстетическому развитию учащихся.

В 13-14 веках появились цеховые школы на средства ремесленников на родном языке. Изучались чтение., счет, элементы геометрии, естествознания и делопроизводства

Схожая программа была у гильдийских школ у купцов.