Определения и концепции влacmu

Биологическая концепция власти - представители биологической концепции власти рассматривают ее как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа. Так, французский политолог М. Марсель(1889 - 1973) считал, что «власть не есть факт специфически человеческий, она имеет предпосылки и корни в биологической структуре, которая обща нам с животными».

Бихевиористская концепция власти – поведенческое понимание власти, разрабатывалось в 30-х годах ХIХ века, было связано
с именами американских ученых Ч. Мерриама (1874 - 1953),
Лассуэла (1902- 1978) английского исследователя

Дж. Кетлина (1896-1975). Они выводили властные отношения из природы человека, отказываясь от моральных оценок политики. Стремление подчинить своей воле других индивидов выступает в качестве доминирующего мотива политической активности конкретной личности. Сам же политический процесс бихевиористы рассматривали как столкновение индивидуальных стремлений к власти вкотором побеждает самый сильный.

Психоаналитическая концепция власти - власть рассматривалась как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и открытого манипулирования задается особая установка.

Подавляя рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование иррационального в политической деятельности.

Мифологическая концепция власти

Французский политолог Л. Дюги в «Курсе конституционного права», обосновывая закономерность деления общества на «правящих» и «управляемых», «сильных» и «слабых», отстаивал идею естественного происхождения власти. Обладание властью одних людей он связывал с их физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическим превосходством над другими людьми. Будучи сильнее своих соплеменников, эти первые навязывали им свою волю и достигали желаемых целей. Таким образом, естественное деление людей на «сильных» и «слабых» обусловило их право на власть. Для придания законности (легитимности) своим властным притязаниям «сильные» использовали мифы о божественном характере власти и об «общественной воле», воплощенной в институтах власти.

Социологическийподход к определению политики ориентирует на исследования власти в контексте социальных условий ее возникновения и функционирования, с учетом доминирующих в обществе ценностей, традиций, предпочтений. Однако природа властного взаимодействия трактуется сторонниками данного подхода неоднозначно.

Структурно-функцнональная концепция власти (ocнoватель - Т. Парсонс) - власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (например, роль управляющих или управляемых). При этом предполагается, что социальная роль определяет стиль (тип, характер, содержание) ожидаемого от человека поведения, соответствующего занимаемому им положению в обществе (статусу).

Подобная трактовка власти вытекает из общей теории действия. Т Парсонс рассматривал общество как структурно расчлененную целостность (систему), в которой каждый элемент выполняет определенные функции для поддержания ее жизнеспособности. Интеграция различных элементов системы осуществляется с помощью социального действия. Поэтому концепцию Т. Парсонса часто называют теорией социального действия. Направленность действий обусловливаются господствующими в обществе правилами, нормами и ценностями. Следуя функциональному принципу деятельности, власть, по Т. Парсонсу, осуществляет ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые на них целями общества, и мобилизует его ресурсы для достижения общих целей.

Конфликтологическая теория власти (К. Маркс, Ф. Энгельс, В И. Ленин) - власть рассматривается как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экономически господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы.

Дуалистическая концепция власти

Согласно этой концепции власть следует отличать от господства. М. Дюверже выделил два элемента внутри власти:

а) материальное принуждение,

б) убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально, справедливо, законно.

При отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство. Источниками осуществления власти служат насилие и верования субъектов политического процесса, прежде всею их вера в необходимость власти вообще и вера в ее легитимность (законность, справедливость). Двойственность власти (не случайно М. Дювержеобразно назвал ее двуликим Янусом) выражается в том, что она с одной стороны является инструментом господства одних групп общества над другими, а с другой выступает эффективным средством интеграции и обеспечения социальной солидарности всех членов общества для всеобщего блага.

Будучи социальной по своей сущности, власть проходит вместе с обществом сложный путь изменений - в примитивных обществах власть была анонимной «распыленной» среди членов рода, племени. Она проявлялась в совокупности веровании и обычаев, которые жестко регламентировали индивидуальное поведение. Усложненность социальных потребностей и появление новых видов деятельности для их удовлетворения заметно повысили интенсивность взаимодействий индивидов. Это потребовало концентрации власти в руках вождей. Таким образом, анонимная форма власти уступила место индивидуализированной.

Процесс нарастания социальною неравенства обнаружил слабость индивидуализированной власти как средства разрешения глубоких социальных конфликтов. Поэтому началась институциализация власти. В результате власть приобрела политический характер и выразилась в деятельности государства, партий и других организаций.

Власть как общественное явление имеет ряд черт: 1) она выражается в функционировании определенных институтов; 2) связана с деятельностью лидеров, элит, масс (т. е. проявляется в действиях); 3) опирается на систему средств и методов властного воздействия (основания и ресурсы власти); 4) ей свойственны изменения (например, снижение или повышение легитимности, эффективности; изменение соотношения функций законодательных и исполнительных органов); 5) результаты (последствия) реализации власти.