Специфика массового поведения в политике

Для характеристики некоторых модификаций политического поведения используется термин «политическая иммобильномть»,обозначающий такие разнородные состояния деятельности людей, как их выключенность из политических отношений; политическая апатия, являющаяся формой неприятия политической системы, отказом от каких-либо форм сотрудничества с нею; политический бойкот — выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам; аномия — ситуация исчезновения, разрушения норм, регулирующих и направляющих поведение.

В большинстве политических процессов люди участвуют будучи соединенными не только в однородные и организованные группы, но и в случайные, временные образования, представляя собой толпу на улице, участников собрания или митинга, демонстрацию, аудиторию той или иной передачи, зрителей политической передачи. Находясь в подобном состоянии, они приобретают специфические черты массы:

· статистичностъ — люди, собранные в массу не представляют собой целостного образования, отличного от составляющих его элементов;

· стохастичностъ, вероятность — здесь случайность, неупорядоченность отношений, границы массы размыты, состав неустойчив;

· ситуативностъ — ее характер полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом деятельности или общения, которым она занята;

· разнородность состава, его межгрупповая природа;

· аморфность - отсутствие внутренней организации, структуры;

· анонимность - члены массы не открываются друг перед другом никакими индивидуальными свойствами.

Эти черты предопределяют специфическую манеру политического поведения людей, соединенных в такие общности, — то, что очень часто обозначается термином «массовидность», выражающуюся в подавлении рациональности, резком преобладании чувства над разумом. При оценке и прогнозировании характера потенциального поведения массы необходимо принимать во внимание наличие двух основных типов:

· публики, формирующейся на основе интеллектуального взаимодействия, ее составляют, например, читатели одной газеты, слушатели передачи, люди, увлеченные одним занятием, видом досуга; тип связи, складывающийся здесь в достаточной степени случаен, но он и постоянен, более или менее устойчив;

· толпы, возникающей вследствие физического взаимодействия поддерживающих между собой непосредственный контакт людей, когда они приходят на митинг, ожидают поезда, задерживаются на одном месте какими-либо внешними обстоятельствами.

У публики отсутствует специальная организация, она разнородна, состоит из представителей различных социальных групп, повод ее образования достаточно случаен, но практически всегда она формируется на более или менее устойчивой, рациональной основе, которой, как правило, является или общая информация, или общий интерес. Они служат опорой формирования рациональности, предсказуемости поведения.

Толпа не имеет устойчивых факторов общности, что фактически блокирует способность отклика на связанную, логическую аргументацию, она ее просто выводит из зыбкого эмоционального равновесия и наоборот открывает возможность быстрого ответа на эмоциональное воздействие. Поэтому классик политической и социальной психологии Г. Ле Бон подчеркивал, что толпой нельзя руководить посредством правил, основанных на чисто теоретической справедливости, а надо отыскивать то, что может произвести на нее впечатление и увлечь.

Виды политической деятельности

Политическая деятельность — характеристика не только внутреннего механизма — мотивов, форм выражения, реакций, направленности действий и уровня их организации, но всего динамического аспекта политики. Ее важнейшими чертами служат:

· сосредоточение усилий на общих проблемах, потребностях существования социальной общности.

· рассмотрение государства, политических институтов в качестве основных инструментов решения этих проблем;

· использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей.

Политическая деятельность неоднородна, здесь можно выделить несколько четких состояний.

Политическое отчуждение. Выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни общественной, политической.

Политическая пассивность — это такой вид политической деятельности, в рамках которой субъект не реализует свои собственные интересы, не действует в качестве самостоятельной политической силы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы. Формой политической пассивности является конформизм.

Политическая активность. Ее критерием служит стремление и возможность, воздействуя или непосредственно используя политическую власть, реализовать свои интересы. Формой политически активной деятельности является, например, политическое движение, т.е. такое целенаправленное и долговременное социальное действие определенной социальной группы, которое своей целью имеет преобразование политического строя или же сознательную его защиту.

Характер политически активной деятельности значительно изменяется в зависимости от специфики проблем, ее вызвавших и стимулирующих, времени возникновения, задач, на решение которых она направлена, состава участников. В современных условиях отмечают следующие наиболее общие тенденции ее изменения:

· рост стремления граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, предпочтение жестко оформленных политических партий политическим движениям, без четко фиксированной организационной структуры;

· объединение все чаще осуществляется не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения;

· растет число граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий;

· все больше людей склонны к независимой политизации, т.е. свое участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной политической силе, структуре, стремятся действовать независимо.

Множество видов политической деятельности связаны не с активным изменением, обновлением социальных систем, а с обеспечением достигнутого состояния, нормального функционирования государственного аппарата, хозяйственного механизма.

Политическая активность может быть направлена и на воссоздание отжившего, реконструкцию прошлых общественных и политических отношений и структур. С другой стороны, позитивное отношение к переменам может быть не только активным, но и пассивным, когда они рассматриваются как необходимые и желательные, но происходящие как бы сами собой.