Школьное обучение.
Монастырское образование
Монастыри были центрами и сосредоточием культуры. Были женские монастыри. При монастырях существовали школы. По указу Карла Великого школы создавались при всех монастырях. Обучали чтению, письму, церковному пению, латинской грамматике и счёту, элементарной астрономии с 10 до 16 лет. Основные начальные книги Абецедарий и Псалтырь. Абецедарий, изложенные на латыни основы христианской веры.
С 5- по 15 век школы при церквях и монастырях были в начале единственными, а затем преобладающими учебными заведениями.
Были внутренние школы и школы для мирян. Послушники должны были читать, писать и переписывать рукописи.
Скрипторий –место, где хранились и переписывались рукописи.
Были школы повышенного типа при кафедральных соборах.(епископальные) В них преподавали 7свободных искусств и богословие. Позднее с XI века стали создавать школы повышенного типа (соборные или кафедральные), где изучали: тривиум-грамматика, диалектика(формальная логика),риторика(произнесение речей, составление писем, юридические сведения, обучение чтению проповедей) и квадривиум-математика, геометрия ( с элементами церковной архитектуры), астрономия, музыка(в 11 веке появляется нотная запись). Риторику изучали по Квинтилиану. В арифметике рассматривали мистическое толкование чисел.
Школы соборные и кафедральные численно не удовлетворяли спроса на образование.
Самым общим типом были школы при поминальных часовнях, так как церковная служба по умершим занимала небольшое время, вошло в обычай, что священники учили детей данной общины. Иногда это было самое элементарное обучение, иногда повышенное.
-В XIII веке возникает потребность в повышении уровня образования священнослужителей.
Учились только мальчики и юноши. В малых школах дети 7-10 лет. в больших(кафедральных) свыше 10 лет
В начале были грамматические и риторские школы, платные, открываемые учителями, выходцами из разных мест. Среди них и христиане, и язычники. К VII в . школы античного типа полностью исчезли.
Всякий христианин должен был быть членом христианской церкви. Так как крестили взрослых, для них организовывали школы, где устно излагали христианскую догматику и этику. Они назывались школы катехуменов или оглашенных, так как в церкви оглашались имена тех, кто должен был принять крещение. Школы катехуменов стали гаснуть, когда стали крестить младенцев.
Государство франков. При Карле великом была создана дворцовая школа или Академия. Учились дети императора, приближенных, церковная верхушка.. Изучали латынь, теологию, труды Сенеки, Горация, Вергилия. Один из учителей в школе Карла Алкуин (735-804) был автором учебников.
Если античная школа была направлена на рациональное знание, развивающее интеллект, то направленность средневековой школы была на иррациональное. Если античная школа была устная, то средневековая –формировала культуру писца и сакрального текста. Её направленность во многом была на внутреннее переживание, формирование духовной сущности. Ученик был включен в мир проповеди, молитвы, исповеди, причастия. Многознание расценивалось как суетность, истинное знание через Откровение. Педагогический процесс определяло отношение к Богу.
Возможны были два пути: познание Бога через познание мира и путь Откровения. Обучение включало то, что относилось к земному миру и то, что относилось к небесному миру.
Этот особый характер средневекового мышления и средневекового образования был удачно передан В. Рабиновичем в исторической реконструкции текста Пипина и Алкуина.
Алкуин «Словопрения высокороднейшего юноши Пипина с Альбином схоластом.// Памятник средневековой латинской литературы IV-IX веков.
«Пипин «Что такое язык?
Алкуин «Бич воздуха.
Пипин «Что такое воздух?
Алкуин «Хранитель жизни.
Пипин «Что такое жизнь?
Алкуин «Счастливым радость, несчастным горе, ожиданье смерти.
Пипин «Что такое смерть?»
Алкуин «Неизбежный исход, неизвестный путь, живущих рыдание, завещаний исполнение, хищник человеков.
Пипин «Что такое человек?
Алкуин «Раб смерти, мимоидущий путник, гость в своем доме…»
Пусть те же в точности вопросы задает Пипин, как если бы он был экзаменатор на собеседовании, а отвечал бы Алкуин, как бы если он был абитурент –медалист. Что бы тогда получилось?. А вот что.
Пипин –экзаменатор. «Что такое язык?
Алкуин-абитурент.»Язык(анат.0, мышечный вырост на дне ротовой полости у наземных позвоночных животных и человека».
-«естественный язык, важнейшее средство человеческого общения»;
-«любая знаковая система…»
Пипин -экзаменатор. «Что такое воздух?»
Алкуин-абитурент. «Воздух -есть смесь газов, из которых состоит атмосфера Земли…»
Пипин – экзаменатор. «Что такое жизнь?»
Алкуин-абитурент. «Жизнь -одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе её развития…»
Пипин- экзаменатор. «Что такое смерть?
Алкуин -абитурент. «Смерть-прекращение жизнедеятельности организма, гибель его».
Пипин- экзаменатор. «Что такое человек?»
Алкуин- абитурент. «Человек-высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры».
(Рабинович В.Л. Образование и образ. Урок загадок Алкуина для школы будущего.// Философия образования для XXI века.)
Карл планировал обучение клириков и мирян при епископствах и монастырях. Первый этап средневековой педагогики до рождения схоластики.
Педагогическая мысль. Учителя, обладавшие римской образованностью, пытались приспособить древних авторов к церковному христианскому мировоззрению и дать некоторые энциклопедические знания. В Остготском королевстве Боэций (480-524). перевел произведения Платона и Аристотеля на латынь. До середины крестовых походов средняя школа знала Аристотеля по Боэцию. Он писал о логике, этике, арифметике, геометрии, музыке. Наиболее распространенное его произведение «Утешение философией», написанное во время его заключения в тюрьму, накануне пыток, наложенных на него императором, которому он перед этим долго служил.
Кассиодор 490—585 написал для монахов трактат по образованию с изложением 7 свободных искусств. Благодаря его влиянию установился обычай переписывать манускрипты в монастырях.
Исидор 570-636 –епископ в Севильи. Для своих монахов он составил энциклопедию, которая называлась «Этимология» В неё входили изложение 7 свободных искусств, медицина и библиотеки. Библия. О небесной и церковной иерархии. О церкви и сектах(68 сект0. О языках и народах. О человеке. О животных и птицах, О физической, политической географии.
Алкуин В 782 Карл великий призвал Алкуина, стоявшего во главе соборной школы в Йорке для создания дворцовой школы. В 789 г. Карл издал указ о школах, чтобы каждый монастырь и каждое аббатство имели свои школы, где бы мальчиков обучали псалмам, музыкальным нотам, пению, арифметике и грамматике. В 794 Алкуин возглавил Турский монастырь. Он написал «Грамматику», «Диалектику»,»Риторику», «Арифметику».