Зарубежный опыт (это не учим)
Основной признак экономического района - относительно законченная система воспроизводственного процесса (экономический признак), т.е. каждый отдельный эк.район представляет собой отдельные звенья общей системы народного хозяйства страны
Экономические районы являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа, прогнозирования и частичного государственного регулирования.
Таким образом, общее экономическое районирование - проводиться на научной основе и его целями является:
1.содействовать совершенствованию территориального разделения труда,
2.обеспечивать рост производительности общественного труда
3.способствовать повышению конкурентоспособности национальной продукции.
В мае 2000 года на территории России образовано семь федеральных округов:
1.Северо-Западный 2.Центральный 3.Приволжский 4.Южный 5.Уральский 6.Сибирский 7.Дальневосточный.
В январе 2010 года принято решение о создании нового восьмого Северо-Кавказского федерального округа, путем выделения его из состава Южного ФО.
Создание нового федерального округа связано с имеющимися проблемами на Кавказе – такими, как безработица, преступность на экономической почве, клановость, взяточничество, которые не решаются только правоохранительными средствами. Региону необходима прежде всего прежде экономическая модернизация.
http://www.dvo.sut.ru/libr/history/i299mez2/6.htm
Итак, только состав субъектов Дальневосточного федерального округа повторяет состав Дальневосточного экономического района. Остальные федеральные округа создавались путем объединения нескольких районов или их частей. Сибирский федеральный округ объединил субъекты Западно- и Восточно-Сибирского районов. Значительные изменения при формировании федеральных округов произошли на Урале. В составе Уральского федерального округа из субъектов Федерации Уральского экономического района остались: Курганская, Свердловская и Челябинская области. При этом остальные субъекты Уральского района (Башкортостан, Удмуртия, Оренбургская и Пермская области, Коми-Пермяцкий автономный округ) «ушли» в состав Приволжского федерального округа. Однако это было компенсирова но отделением от Западно-Сибирского экономического района и присоеди нением к Уральскому округу Тюменской области с округами, находящимися внутри ее (Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким). Соответственно, в состав Приволжского округа вошел Волго-Вятский экономический район, Поволжский район без Волгоградской и Астраханской областей и Республи ки Калмыкия и пять субъектов Федерации Уральского района.
В состав Центрального федерального округа полностью вошли субъекты Центрального и Центрально-Черноземного экономических районов. Северо-Западный округ составили два экономических района - Северо-Западный и Северный районы и Калининградская область. Наконец, Южный федераль ный округ включает все субъекты Федерации Северо-Кавказского экономи ческого района, а также три региона Поволжского экономического района
Откуда же появилась подобная схема, имеющая достаточно слабое сходство с системой экономического районирования? Ответ можно получить, обратившись к Указу Президента РФ (27.07.1998) № 900 «О военно-административном делении Российской Федерации». Согласно Указу установлено следующее военно-административное деление Российской Федерации:
Ленинградский военный округ - в административных границах Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей, Санкт-Петербурга и Ненецкого автономного округа;
Московский военный округ - в административных границах Белгород ской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областей и г. Москвы;
Северо-Кавказский военный округ - в административных границах Республики Адыгея, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарс кой Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия Алания, Чеченской Республики, Краснодарского, Ставропольского краев, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей;
Приволжский военный округ - в административных границах Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Кировской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областей и Коми-Пермяцкого автономного округа;
Уральский военный округ - в административных границах Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов;
Сибирский военный округ - в административных границах Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва, Республики Хакасия, Алтайского, Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Читинской областей, Агинского Бурятского, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Усть-Ордынского Бурятского и Эвенкийского автономных округов;
Дальневосточный военный округ - в административных границах Республики Саха (Якутия), Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской областей, Еврейской автономной области, Корякского и Чукотского автономных округов.
Самостоятельной военно-административной единицей, не входящей в состав военных округов Вооруженных Сил Российской Федерации, является Калининградский особый район в административных границах Калининградской области.
В настоящее время Уральский и Поволжский округ объединены, но в целом федеральные округа на момент их образования включали те же субъеты федерации, что и военные округа. Сегодня система федеральных округов к экономике и экономическому управлению малоприменима, однако с политической точки зрения федеральные округа приобрели гораздо большее значение, нежели экономические районы, но формально деление страны на экономические районы не отменено.
На федеральные округа возложена в экономической сфере разработка программ социально-экономического развития территории округов.
Не стоит путать 11 экономических районов и 8 Федеральных округов. Федеральные округа - это управленческая структура, созданная в целях совершенствования механизма государственного управления. В каждом из них работает полномочный представитель президента.
На мезоуровне происходит выделение в составе крупных экономических районов (Федеральных округов) среднего звена «мезарегионов» к которым относятся 83 равноправных субъекта Российский Федерации: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.
Субъекты федерации резко отличаются по территории, численности, и особенно по экономическому потенциалу, но все они подлежат единому уровню государственного районирования, т.к. имеют одинаковый правовой статус в отношении федерального цента. Каждый субъект имеется законодательный (представительный) орган (парламент, законодательное собрание) и исполнительный орган (правительство).
Отметим одну особенность территориально-государственного устройства России, уникальную в мировой практике. Три автономных округов (все, за исключением Чукотского) территориально находятся на более крупных территориальных единицах. Например, Ненецкий автономный округ находится на территории Архангельской области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа включены в состав Тюменской области и т.д.,
но в соответствии с Конституцией РФ и территориальная часть (автономный округ), и целая территория (край или область) являются равноправными подотчетны в первую очередь федеральным органам власти, а не органам управления субъектов на которых они находятся.
Изначально субъектов федерации было 89 (1993 год), но в 2005 году произошло объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Приморский край, в 2007 год - Таймырского и Эвенкийского АО в Красноярский край, а в 2008 году произошло присоединение Усть - Ордынского Бурятского АО к Иркутской области.
Выделение территориальных единиц не является застывшим процессом, оно может видоизменяться в зависимости от конкретных социально – экономических программ.
На микроуровне субъекты федерации делятся на более мелкие административно-территориальные образования (административные районы, города, городские районы, поселки городского типа, сельские администрации). В настоящий момент в России 1867 районов, 1091 город, 329 городских районов, 1922 поселка городского типа, 24 444 сельские администрации (включая сельсоветы, волости, сельские округа и органы самоуправления). Сравнительная информация о единицах и уровнях административно-территориального деления современной России и РСФСР в предреформенный период приведены в табл. 1
Таблица 1.
Административно-территориальное устройство СССР и современной России.
Тип административно-территориальной единицы | Количество |
Административно-территориальное устройство СССР | |
Союзные республики | |
Автономные республики | |
Административные области | |
Края | |
Автономные области | |
Автономные округа | |
Города | |
Административные районы | |
Административно-территориальное устройство современной России | |
Автономные республики | |
Административные области | |
Края | |
Автономные области | |
Автономные округа | |
Города федерального подчинения (Москва и СПб) | |
Города | |
Административные районы |
.
В истории Российского государства было проведено множество изменений административно-территориального устройства.
С начала 18 века и вплоть до октябрьской революции 1917 года основной административно-территориальной единицей была губерния. Петр 1 в 1708 году учредил 8 губерний, затем их число неуклонно возрастало.
В начале 20 века Россия была разделена на 99 губерний и областей, которые в свою очередь делились на уезды и волости. Сведения об административно-территориальном устройстве царской России приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Административно-территориальное устройство Российской империи (на начало 1917г.).
Уровень административно-территориального устройства | Количество в пределах Российской империи | Средняя площадь, тыс. кв. км | Средняя численность населения, тыс. чел. |
Первый уровень | |||
Генерал-губернаторство | |||
Кавказское наместничество | |||
Великое княжество финляндское | |||
Всего | |||
Второй уровень | |||
Губерния | |||
Область | |||
Округ (самостоятельный) | |||
Градоначальство | 0,2 | ||
Прочие (ханство, эмират, край) | Нет данных | Нет данных | |
Всего | |||
Третий уровень | |||
Уезд | |||
Округ | |||
Отдел | |||
Район городской | Нет данных | ||
Прочие (пространство, участок) | |||
Всего | |||
Четвертый уровень | |||
Волость | 16 760 |
С 1922 по 1991г. Россия (РСФСР) входила в состав СССР как одна из союзных республик и имела в своем составе края, области, автономные республики, автономные области, автономные округа
Особенности районирования в Российской Федерации:
1.Регионы резко различаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу. Такое различие в уровне развития различных регионов является источником потенциальной нестабильности и политической и социальной.
2.Спецификой России является районирование на основе двух критериев:
первый – административный - это административно-территориальное деление (города федерального значения, области, края);
второй – национальный - национально-территориальное деление (автономные округа, республики).
Такой смешанный принцип районирования территории РФ наделяет национально-территориальные образования большими полномочиями, чем регионы, выделенные в результате административно-территориального деление.
3. В связи с распадом СССР, рыночными преобразованиями, субъекты РФ стали самостоятельными в принятии экономических решений, они сами выбирают экономическую политику для своего региона, самостоятельно выстаивают свои отношения с федеральным центром, другими регионами и муниципальными образованиями. Этот факт конечно является огромным преимуществом, по сравнению с директивными методами, используемыми в СССР, т.к. на местах лучше видны проблемы и пути их решения. Однако недостаточный опыт ведения хозяйства в зарождающихся рыночных условиях, различный стартовый уровень вхождения в рынок, недостаточная согласованность деятельности центра и регионов отрицательно сказываются на экономике ряда регионов. Если на территории, обладающей богатыми сырьевыми ресурсами (топливно - энергетическими) можно наблюдать стабильность и даже рост, то развитые в прошлом регионы с высокой плотностью населения и высококвалифицированными кадрами пережили глубокий экономический кризис