Культурно-историческая теория развития психики (Л.С.Выготский)
Выгодский 1896-1934гг
В момент кризиса Выгодский, опираясь на марксизм, пришел к философскому учению, и предложил на его базе подход к изучению психологии, генезиса человеческого сознания. Ог стремился найти качественную специфику психологического мира человека и определил механизмы формирования психики.
По марксистско-ленинскому учению важнейшее отличие чел от животного – использование орудий труда. Чел преобразовал мир, сохранил орудия и их совершенствовал. Выгодский задал вопрос: можно ли найти аналогию с изучением психического мира человека, что позволяет человеку строить свое поведение.
Выгодский нашел подход, с помощью которого объяснил поведение человека. Это знаковая система.
Разделение на 2 уровня психического развития человека:
1 уровень – натуральные функции человека, даны ему от природы (наследуются от рождения – рефлексы, инстинкты)
2 уровень - высшие психические функции – целенаправленное мышление, творческое воображение, логическое запоминание, произвольное внимание.
Высшие психические функции он называл опосредованными. Есть средства, при помощи которых они организуются.
ПРИМЕР. Поведение чел с болезнью Паркинсона (нарушение координации движения). Выгодский клал белые листы бумаги на пол и просил вступать по ним. Потом убирал листы и попросил больного создать образ листов. Человек шел по воображаемым листам.
Создание образа и представления человека – важный момент работы высших психологической функций через образ. Конкретный пример является стимулом, который переводится во внутренний образ, происходит интериоризация и этот процесс является центральным моментом развития психики человека.
Внешний стимул – знак. Знак сначала выступает как внешний стимул, вспомогательный. Всякая высшая функция в ходе интериоризации проходит в своем развитии 2 стадии.
- Первоначально – форма взаимосвязи между людьми или внешним миром
- Вторично – как внутренний процесс. На основе образов чел строит свое поведение.
Процесс формования высших психических функций растянут на десятилетия. Зарождается в речевом общении и закрепляясь в символической деятельности. Через общение чел приобщается к культуре, ценностям, знакам... Поэтому концепция Выгодского – это концепция историко-культурного развития психики.
Проблема связи развития и обучения. Выгодский задал вопрос: должно ли обучение тянуть личность за собой или личность, развиваясь, тянет обучение за собой?
В экспериментальных исследованиях он показал, что ребенок решает задачи самостоятельно с одним усилием, а с помощью взрослого ему решать задачи легче. Возникла концепция зоны ближайшего развития.
Выгодский считал, что общение со взрослыми, овладение способами интеллектуального общения помогают ребенку забегать вперед и повышать свой уровень – зона ближайшего развития.
Идеи Выгодского оказали влияние на другие предметы- культура речи, филология, педагогика. Его теория не всеми принимается. Его последователи предлагали свои подход Рубенштей – соединял принцип единства сознания и деятельности. Леонтьев – деятельностный подход.
БИЛЕТ №25