Интегральная периодизация развития субъективной реальности (В.И. Слободчиков, 2000)
Ступени субъектности | Период становления со-бытийности | Период становления само-бытности | ||
Кризисы рождения | Стадии принятия | Кризисы развития | Стадии освоения | |
Оживление | Родовой кризис 2 мес. - +3 нед. | Новорожденность 0,5-0,4 мес. | Кризис Новорожденности 3,5-7 мес. | Младенчество 6-12 мес. |
Одушевление | Кризис младенчества 11-18 мес. | Раннее детство 1,5-3,0 года | Кризис раннего детства 2,5-3,5 года | Дошкольное детство 3 г. – 6,5 лет |
Персонализация | Кризис детства 5,5-7,5 лет | Отрочество 6,5-11,5 лет | Кризис отрочества 11-14 лет | Юность 13-18 лет |
Индивидуализация | Кризис юности 17-21 год | Молодость 19-28 лет | Кризис молодости 27-33 года | Взрослость 32-42 года |
Универсализация | Кризис взрослости 39-45 лет | Зрелость 44-60 лет | Кризис взрослости 55-65 лет | Старость 62-… |
Кризис индивидуальной жизни |
По вертикали в схеме представлены последовательность ступеней и смена форм развития, которые фиксируют общее направление и уровни становления субъективности человека в онтогенезе. Начало каждой ступени – это всегда новое (потенциально возможное) рождение в новую форму жизни, не отменяющую прожитую ступень, а объемлющую и сохраняющую ее достижения. Последовательность ступеней – это смена режима индивидуальной жизни: в кризисах рождения – как кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм со-бытийности (на стадиях принятия), в кризисах развития – как кризис событийности («хочу быть, как ты») и поиск новых способов самоопределения, само-бытности (на стадиях освоения). То, что предложенное В.И. Слободчиковым чередование критических и стабильных стадий развития (и по вертикали, и по горизонтали) не случайно, подтверждается давними наблюдениями детских психологов своеобразного феноменального повторения картин кризисов 1-го и 7-го годов жизни, 3-х и 12-ти лет. Свои повторения имеют и стабильные стадии.
Ступени развития – это те базисные человеческие общности, через которые проходит развитие человека как их субъекта, их символическое обозначение определено ценностно-смысловым содержанием (т.е. тем, что должно осуществиться на данной ступени); направление же их смены определено целевой детерминацией развития (т.е. тем, что возможно при определенных условиях сделать для повышения ранга субъектности). Первая ступень (оживление, начинается примерно за 2 месяца до рождения и длится до 1 года) ребенок вместе с родным взрослым (матерью или человеком, ее заменяющим) начинает стоить общение, это уникальная общность, выстраиваемая «в живой телесности партнеров общения». Кардинальное приобретение данной ступени, как пишет Слободчиков, – это подлинный синтез человеческого тела, его «оживление в сенсорных, двигательных, общительных, действенных измерениях». (Слободчиков В.И., 2000, с. 194). На второй ступени (одушевление, 11 мес. – 6,5 лет) ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредствованные формы общения. На этой ступени ребенок впервые открывает для себя свою самость, осознает себя «субъектом собственных хотений и умений». На третьей ступени (персонализация, 5,5 – 18 лет) ребенок вместе с общественным взрослым осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия. Результатом прохождения данной ступени становится появление способности к саморазвитию при отсутствии внутренней свободы (освобождения от власти любой самости). Четвертая ступень (индивидуализация, 17 – 42 года) «партнером молодого человека становится (в пределе) человечество», и задачей этой ступени является «индивидуализация общественного «инвентаря ценностей»», теперь человек – субъект общественных, а не узкосоциальных отношений. Человек становится ответственным за собственную самость. Пятая ступень (универсализация, начиная примерно с 39 лет и заканчивая смертью человека) связывается В.И. Слободчиковым с выходом за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и входом в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей, формой общности, которая является «соучастником» человека на ступени универсализации, является, по словам автора, «Бого-человечество».
Важным достоинством периодизации В.И. Слободчикова является то, что она охватывает всю жизнь человека от рождения до смерти. Большинство периодизаций психического развития сосредотачивают свое внимание на этапах на детском развитии и, как правило, заканчивают рассмотрение развития психики человека подростковым или юношеским периодом. Интерес представляет периодизация развития личности во взрослой жизни, разработанная В.Ф. Моргуновым и Н.Ю. Ткачевым. (Волков Б.С., Волкова Н.В., 2008)