Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности

Этот опыт формируется под воздействием основных свойств долговременной памяти. Складываясь на базе всей профессио­нальной и личной жизни, опыт организуется, фиксируется и функционирует на основе мнемических процессов. Их структу­ра, особенности и закономерности являются психологической основой для этого важного регулятора управленческой деятель­ности. Опыт — это результативный феномен, через который долговременная память эффективнее всего воздействует на все аспекты управленческой деятельности, поэтому необходимо рассмотреть его основные характеристики и их связь с особен­ностями мнемических процессов.

Главная характеристика профессионального опыта — его объем и разнообразие, богатство. Важная особенность опыта руководителя — его ситуационная оформленностъ. Основные «единицы» опыта — целостные ситуации управления, встре­чавшиеся ранее и являющиеся наиболее полезными для после­дующей деятельности. Причем это — информация о причинах появления данных ситуаций и о наиболее действенных спосо­бах выхода из них. Поэтому основной «единицей» опыта счита­ют не столько ситуацию, сколько определенный сценарий (script). Скриптовая организация опыта резко увеличивает его информационную емкость. Достигается это за счет того, что «единицы»-скрипты предельно комплексны и информационно насыщенны.

Структурированность, упорядоченность опыта достигается благодаря типологизации основных управленческих ситуаций. Они разделяются на обычные (штатные) и экстремальные; на те, что можно поручить другим, и на те, что требуют личного вмешательства, и др. Типологизации в структуре профессио-


нального опыта подвержены и другие его компоненты, прежде всего — люди. Существует множество типологий исполните­лей и руководителей.

Дифференцырованностъ профессионального опыта опреде­ляется следующими характеристиками.

1. Количеством и разнообразием упорядоченных в опыте
управленческих ситуаций.

2. Степенью их типологизированности.

3. Разнообразием «поведенческого репертуара» руководите­
ля в различных ситуациях.

Интегрированностъ опыта — мера скоординированности его компонентов, производная от дифференцированности. Она включает в себя два основных аспекта: 1) то, насколько упоря­дочены и скоординированы компоненты опыта; 2) то, насколь­ко они не противоречат друг другу, объединены общим смыс­лом и позицией руководителя.

Дифференцированность и интегрированность в совокупно­сти дают обобщенную характеристику — степень организован­ности опыта. Высокая организованность является важнейшим условием для проявления основного свойства оперативной па­мяти в деятельности руководителя — высокой мобилизацион­ной готовности информации, находящейся в памяти.

Индивиду'ализированность опыта. Опыт складывается в ре­зультате собственных достижений и ошибок, поэтому нет еди­ной для всех структуры опыта, набора ситуаций, которые нуж­но знать. Что хорошо для одного—для другого неприемлемо.

Избирательность (селективность) опыта основана на ана­логичном свойстве долговременной памяти. Важное условие формирования опыта — его постоянное обогащение, но если оно будет иметь характер механического суммирования ин­формации, то возникнет информационная перегрузка. Поэтому в структуру профессионального опыта встроен механизм се­лекции.

Тенденция к смысловой интеграции опыта тоже основана на сходной закономерности долговременной памяти. Противоре-


чия опыта расцениваются как негативный фактор. Существуют теории «когнитивного диссонанса» и «когнитивного соответ­ствия» (Л. Фестингер).

Операциональностъ профессионального опыта заключается в том, что в его основные «единицы» ситуации включаются обязательно и способы их преодоления.

Продуктивность опыта базируется на аналогичной характе­ристике мнемических процессов, являясь ее следствием.

Одним из компонентов опыта являются неписаные («золо­тые») правила руководства. Вот некоторые из них: феномены «излюбленной альтернативы», «любимых причин», «краев и середины» (середина сообщения запоминается хуже) и др.

На профессиональном опыте руководителя основывается очень важный регулятор управленческой деятельности — ин­дивидуальная управленческая концепция (ИУК). Это система устойчивых взглядов на методы и способы управления, его це­ли и задачи, стиль и требования к подчиненным.

Глава 17