История России
![]() |
1991 г., а на хлеб — с 1 июля 1990 г. Программа рассчитывалась на шесть лет, и главными ее особенностями были сочетаемость административных и рыночных начал, контролируемость уровня цен и постепенное, поэтапное введение рыночных механизмов.
Радикально настроенные реформаторы, группировавшиеся вокруг Б.Н. Ельцина, занимавшего тогда пост Председателя Верховного Совета РСФСР, подготовили свою экономическую программу «500 дней». Она предусматривала более быстрый переход к рыночной экономике на основе следующих предпосылок, которые должны быть созданы в переходный период:
• максимальной свободы экономического субъекта (предприятия, предпринимателя);
• полной ответственности экономического субъекта за результаты хозяйственной деятельности, опирающейся на юридическое равноправие всех видов собственности, включая частную;
• конкуренции производителей как важного фактора стимулирования хозяйственной активности;
• свободного ценообразования, так как рыночные механизмы эффективны только в том случае, если подавляющее большинство цен устанавливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение;
• создания рынков рабочей силы и финансов при сохранении значительного нерыночного сектора (оборона, образование, здравоохранение, наука, культура);
• открытости экономики, ее последовательной интеграции в систему мировых хозяйственных связей;
• обеспечения высокой степени социальной защищенности граждан;
• отказа всех органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности (за исключением специфических областей).
В этой программе также отмечалось, что рынок нуждается в государственном и общественном регулировании с целью упреждения таких негативных последствий, как нестабильность производства, чрезмерная имущественная и социальная дифференциация, неравномерность развития отдельных регионов. Данная программа представляла собой экономически грамотно прописанный документ. Но у многих отечественных и зарубежных ученых он вызвал настороженность из- за предполагаемой быстроты перехода к рынку, что, по по-видимому, было весьма утопично.
Оба варианта перехода к рыночным отношениям осенью 1990 г. были представлены для обсуждения в Верховный Совет СССР, но ни тот, ни другой проект не получил поддержки. М.С. Горбачеву было поручено доработать эти материалы и сделать нечто среднее из двух предложенных программ. В итоге получился весьма пространный документ «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», который носил декларативный характер, отражавший скорее намерения, а не программу перехода к рыночной экономике. Тем более вскоре выяснилось, что ни одна из союзных республик не соглашалась принимать его к исполнению.
Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации, всеобщий товарный дефицит и введение талонов на основные потребительские товары на фоне безуспешных попыток власти перейти к рыночной экономике усиливали социальную напряженность в обществе. В стране начались забастовки. Летом 1989 г. они охватили почти все угольные районы СССР. Сначала выдвигались преимущественно экономические требования (улучшение материального положения, расширение самостоятельности предприятий), а затем, с весны 1990 г., начали звучать и политические (ограничение всевластия КПСС, отставка руководителей страны и регионов и др.), что стало отражением ускоряющихся процессов поляризации общества и возрастания накала борьбы политических сил.
В конце 1990 г., чтобы несколько разрядить ситуацию, М.С. Горбачев принял решение о реорганизации Совета Министров и создании Кабинета министров при Президенте СССР. Премьер-министром был назначен B.C. Павлов, который разработал свою программу перехода к рынку, названную антикризисной. В ней предусматривались меры по разгосударствлению и приватизации собственности, стабилизации финансово-кредитной системы, привлечению иностранного капитала и т.п. Но осуществление этой программы так и не началось ввиду последовавших бурных политических событий (августовский путч 1991 г., распад СССР и др.).
22.3. Реформа политической системы и борьба общественно-политических сил
М.С. Горбачев и его сторонники на основании опыта первых лет реформирования пришли к выводу, что серьезные сдвиги в стране невозможны без политических реформ (схема 263).
Главнейшим достоянием перестройки стала гласность. Именно она явилась основным инструментом, с помощью которого началась политическая реформа. С января 1987 г. на основании решения пленума ЦК КПСС начали внедряться элементы демократии в политический процесс: вводились альтернативные выборы партийных секретарей, а также избрание руководителей предприятий и учреждений, усилилась роль трудящихся в управлении производством.
Следующим важным шагом в реформировании политической системы стала XIX Всесоюзная партийная конференция (28 июня — 1 июля 1988 г.), решения которой дали импульс для осуществления дальнейших реформ и ввели в общественно-политическую жизнь новые для нашей страны принципы функционирования общества.
Впервые провозглашалась цель — создание в СССР гражданского общества и правового государства. Произошла подлинная реабилитация этих понятий, которые в предыдущее, советское время считались исключительно буржуазными и неприемлемыми для нас. Развитие демократических процессов в стране прежде всего подразумевалось как возрождение полновластия Советов, закрепление за ними всех хозяйственных и социально-культурных полномочий и освобождение их от партийного диктата.
![]() |
Весьма спорной была идея о так называемой «должностной унии» — совмещении партийных и советских постов в одном лице. М.С. Горбачев упорно ее отстаивал, так как считал, что таким парадоксальным образом могла быть усилена роль Советов и одновременно прекращено дублирование партийных и советских органов. Но ход перестройки показал нежизнеспособность этого положения.
Решения Партийной конференции в конце 1988 г. были облечены в правовую форму и внесены в качестве изменений в Конституцию СССР. Это можно рассматривать как конституционную реформу, повлекшую за собой серьезные изменения в политической системе.
Основными направлениями реформ в политической сфере были:
• радикальная демократизация процесса выборов путем внесения изменений в избирательное законодательство (проведение выборов на альтернативной основе в территориальных округах и от общественных организаций);
• установление двухуровневой системы высшей представительной власти в стране — Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета, избираемого из депутатов Съезда;
• прямое представительство общественных организаций в высших органах законодательной власти. Из 2250 депутатов Съезда народных депутатов 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и других общественных организаций;
• превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент, занимающийся законотворчеством;
• создание в рамках советской политической системы нового правового контролирующего органа, никогда ранее не существовавшего в нашей стране, — Комитета Конституционного надзора. В его задачи входили охрана Конституции СССР и приведение всех законов и других нормативных правовых актов в соответствие с конституционными нормами;
• ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены ст. 6 Конституции СССР, которая закрепляла руководящую и направляющую роль партии в обществе. По-существу, это стало правовой основой и открыло возможности для становления многопартийности;
• учреждение поста Президента СССР и избрание III Съездом народных депутатов в марте 1990 г. на эту должность М.С. Горбачева;
• изменение структуры высшей исполнительной власти. Реорганизация правительства и создание Кабинета министров, подчиненного Президенту СССР.
Чем глубже развивались перестроечные процессы в стране, тем острее становилась борьба между различными политическими силами (схема 264).
Первое направление — это борьба внутри КПСС между представителями появившихся различных платформ — «демократической», «марксистской» и др... Но основные столкновения происходили между М.С. Горбачевым и его сторонниками и их ортодоксальными оппонентами из властных структур партийно-государственного аппарата, которые считали, что перестройка не дает реальных результатов и все дальше уводит от идей социализма.
Второе направление — это борьба между центристской линией М.С. Горбачева и радикальными демократами, которые группировались вокруг Б.Н. Ельцина. Постепенно эта линия противостояния по мере нарастания экономического и политического кризиса стала главной, и политический вес либералов (их называли тогда демократами) увеличивался в геометрической прогрессии.
Реформа политической системы, без которой невозможно было, по мнению М.С. Горбачева, осуществить полноценное экономическое ре-
![]() |
формирование и на которую он так рассчитывал, дала неоднозначные результаты. Она, бесспорно, привела к ослаблению власти в центре и на местах (особенно после отстранения КПСС <?т непосредственного управления государством). Но стали проявляться сепаратистско-обо- собленческие и националистические тенденции, усилилась социальная напряженность. Жизненный уровень большей части населения не только не повысился, но даже ухудшился, ибо, как показало развитие реального политического процесса, политические реформы отнюдь не способствовали улучшению состояния экономики, а, скорее, наоборот. Однако непреложным завоеванием перестройки и конкретным итогом политических реформ стало разрушение тоталитарной системы и ее атрибутов, утверждение политической свободы, свободы слова и совести, начало формирования правового государства и гражданского общества, создание постоянно действующего парламента.
22.4. Новое политическое мышление и внешняя политика
Внутренние перестроечные процессы в стране, сложное экономическое положение оказали значительное воздействие на внешнюю политику СССР. Она претерпела эволюцию от жесткого противоборства до ослабления напряженности и установления отношений сотрудничества с прежними государствами-противниками. К 1987 г. сформировалась внешнеполитическая концепция, получившая название «новое политическое мышление» (схема 265). Она предполагала отказ от противостояния двух систем, признавала целостность и неделимость мира, объявляла приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми и идеологическими в области международных отношений.
Начался процесс нормализации отношений между Западом и Востоком, прежде всего с США. Контакты руководителей СССР и США стали регулярными и давали ощутимые результаты. В 1987 г. между двумя государствами был подписан договор об уничтожении целого класса вооружений — ракет средней и ближней дальности. В 1990 г. Советский Союз согласился сократить свое военное присутствие в Европе и уничтожить большое количество обычных вооружений. В июле 1991 г. в Москве президенты М.С. Горбачев и Дж. Буш-старший заключили договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.
Важное значение для международной стабильности имели решение СССР вывести войска из Афганистана (окончательный вывод завершился к 15 февраля 1989 г.) и нормализация отношений с Китаем, о чем было объявлено по результатам визита М.С. Горбачева в Пекин в мае 1989 г.
![]() |
Новое политическое мышление подразумевало отказ от прежнего курса в отношении социалистических с*ран (т.е. отход от «доктрины Брежнева»). В 1989 г. начался форсированный вывод советских войск из стран Варшавского договора, что привело к росту антисоциалистических тенденций. Вскоре в ходе выборов и бархатных революций в этих странах произошла смена бывшего коммунистического руководства, и они стали ориентироваться на Запад.
М.С. Горбачев и Э.А. Шеварднадзе (министр иностранных дел в 1985—1991 гг.) согласились также на объединение ГДР и ФРГ в единое государство, но Советский Союз не получил от этого ни материальных, ни геополитических выгод. В 1991 г. официально были ликвиди-
![]() |
рованы военно-политические и экономические структуры бывших соц- стран — Организация стран Варшавского договора (ОВД) и Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).
Новое политическое мышление в области внешней политики дало противоречивые результаты (схема 266). С одной стороны, ослабла гонка вооружений и угроза ядерной войны. Начался реальный процесс сокращения и уничтожения обычных и ядерных вооружений, наступило прекращение «холодной войны». Произошли демократические изменения в целом ряде стран. С другой стороны, такая политика привела к поражению СССР в «холодной войне», ликвидации всей мировой системы социализма и распаду биполярной системы международных отношений, существовавших на протяжении почти всего XX в.
22.5. Культурные процессы в период перестройки
Перестройка в стране радикальным образом изменила культурную жизнь (схема 267). Решающее влияние на это оказала политика гласности, ослабившая идеологический контроль и цензуру за всеми духовными и культурными явлениями. Произошло раскрепощение общественного сознания. Постепенно процесс гласности стал выходить за рамки дозволенных партийными реформаторами параметров. Антисталинский и истинно социалистический потенциал начала перестройки перерастал в антикоммунистический заряд. Говорилось уже не о деформациях социализма, а о порочности самой системы. Завершил разрушение системы партийно-государственного руководства Закон СССР «О печати и средствах массовой информации», отменивший цензуру.
Вместе с тем изменения в сфере международных контактов СССР, равно как и ослабление цензуры, привели к тому, что массовая западная культура бурным потоком хлынула на наше культурное пространство и стала его интенсивно осваивать со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Кардинально за годы перестройки изменились отношения государства и религиозных конфессий, прежде всего с Русской православной церковью. Исчез диктат атеизма, граждане получили возможность свободно исповедовать любую религию. Государственно-церковные взаимоотношения нормализовались и стали более тесными.
Коррективам подверглась реформа народного образования, начавшаяся в 1984 г. Вводилось 11-летнее обучение. С 1988 г. был взят курс на отказ от унификации и профессионализации общеобразова-
![]() |
тельной школы и создание новой динамичной модели образования на демократических и гуманистических принципах. Изменился облик советской школы, появились новые типы учебных заведений (гимназии, лицеи, частные школы). Для управления всеми звеньями образования (от школы до вуза) был образован Госкомитет по народному образованию. Но он оказался весьма малоэффективным бюрократическим монстром.
Перестройка стала непростым временем для отечественной науки. Сокращение государственного финансирования научных исследований, низкая оплата труда, открытие границ привели к массовой «утечке мозгов» за рубеж. В области гуманитарных наук кризис наступил в марксистском обществоведении. Отрадным фактом стал возросший интерес к историческим проблемам. Активно шел процесс ликвидации «белых пятен» в истории. Эта тема занимала значительное место в средствах массовой информации (СМИ), но на смену одним мифам приходили другие. Процесс формирования исторического сознания общества проходил сложно и противоречиво.
В художественной культуре изменилась сущность ее взаимоотношений с властью, диктат которой был уничтожен. На читателей обрушился целый поток ранее запрещенных и неопубликованных произведений литературы («Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Ду- динцева, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского, «Зубр» Д.Гранина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына и др.). Со второй половины 1980-х гг. стали печатать книги Б. Пильняка, Е. Замятина, И.Шмелева, В. Ходасевича, В. Набокова, А. Платонова, В. Гроссмана и др.
К зрителю возвращались кинофильмы («Проверки на дорогах» А.Германа, «Агония» Э. Климова, «Комиссар» А. Арнольдова), положенные в советское время «на полки». Большой общественный резонанс получил фильм Т. Абуладзе «Покаяние» (1987), где впервые в форме аллегории рассматривались проблемы сталинизма.
Свободу получило музыкальное творчество. Стали исполнять произведения современных композиторов-новаторов А. Шнитке, С. Гу- байдуллиной и др. Рок-группы также обрели свободу самовыражения.
Для культурных процессов в период перестройки, освободившихся от партийно-государственного контроля, характерны большое разнообразие, усложнение и поливариантность развития.
22.6. Обострение межнациональных отношений
Перестроечные реформы не дали быстрого позитивного результата. Экономическая ситуация ухудшалась. Гласность и демократизация общественной жизни способствовали всплеску межнациональных противоречий, которые раньше либо не замечались, либо жестоко подавлялись властью (схема 268).
Первое массовое выступление на национальной почве произошло в декабре 1986 г. в Алма-Ате после снятия Д.А. Кунаева с поста первого секретаря ЦК Компартии Казахстана и замены его Г.В. Колбиным. Против демонстрантов, которые требовали уважения к национальным кадрам, была применена сила. Острые межнациональные конфликты стали разворачиваться в Закавказье. В 1988 г. Нагорно-Карабахская автономная область, входившая в состав Азербайджана, но населенная армянами, требовала передачи своей территории в состав Армении. Это стало основой конфликта, в том числе и вооруженного, между двумя республиками. Проблема Карабаха не урегулирована до сих пор. С 1988 г. в Латвии, Литве, Эстонии появились народные фронты, выступавшие сначала в поддержку перестройки, а затем превратившиеся в центры сепаратистских движений, которые требовали выхода из
![]() |
СССР. Трагедией стали события в Тбилиси 9 апреля 1989 г., когда при помощи войск была разогнана националистическая демонстрация. Многие получили ранения, а 19 человек погибли. Разворачивались этнические конфликты в Средней Азии — в Узбекистане и Киргизии.
С 1990 г. в стране начался «парад суверенитетов» (схема 269). Декларации о суверенитете приняли большинство союзных республик. В этот процесс внесла свою лепту и Россия. 12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР 907 голосами против 13 принял Декларацию о государственном суверенитете. В настоящее время этот день — национальный праздник Российской Федерации.
Лидеры национальных движений активно пропагандировали идеи о том, что процветание возможно лишь в результате независимости и выхода из Советского Союза. В этих условиях руководство страны приняло решение о начале разработки нового союзного договора, который должен был предоставить широкие права союзным республикам и создать разумный баланс полномочий между ними и центром.
Но конфликты между республиками и Москвой продолжались. В январе 1991 г. резко обострилась ситуация в Литве, которая принимала законы, направленные на правовое оформление независимости. Политический ультиматум М.С. Горбачева и попытка военно-силового
![]() |
решения этого вопроса привели к столкновениям армии с населением Вильнюса, в результате которых погибли 14 человек. Эти события вызвали бурный резонанс в мире и внутри страны, скомпрометировав высшее советское руководство, и прежде всего М.С. Горбачева.
17 марта 1991 г. состоялся референдум по вопросу о сохранении СССР; 76% голосовавших высказались за сохранение Союза. Шесть республик (Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдавия) бойкотировали референдум. Одновременно прошел российский референдум о введении поста Президента РСФСР (70% проголосовали «за»). Выборы первого Президента России состоялись 12 июня 1991 г., на которых победил Б.Н. Ельцин, получивший 57,3% голосов.
В подмосковной государственной резиденции Новоогарево в апреле 1991 г. начались консультации М.С. Горбачева и руководителей девяти союзных республик об условиях сохранения СССР («9+1»). Они проходили очень трудно, но ценой серьезных уступок М.С. Горбачева лидерам республик к концу июля 1991 г. был подготовлен текст нового союзного договора, содержание которого носило крайне противоречивый характер. Объединение республик в новом Союзе Суверенных Государств предполагалось на конфедеративной основе. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.
22.7. Августовский путч 1991 г. Распад СССР и крах перестройки
Часть высшего партийно-государственного руководства, недовольная политикой М.С. Горбачева последних лет перестройки, восприняла приближающееся подписание нового союзного договора как угрозу существованию единого государства и себе лично, так как имелась информация о серьезных кадровых изменениях после 20 августа 1991 г. И началась активная подготовка к введению в стране чрезвычайного положения. М.С. Горбачев, находившийся в отпуске в Крыму, был изолирован в своей резиденции в Форосе. В ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев, премьер-министр B.C. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, председатель КГБ В.А.Крючков, министр внутренних дел Б.К. Пуго и другие руководители. Они объявили о намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал Союза. В Москву были введены войска.
Руководство РСФСР расценило действия ГКЧП как государственный переворот и объявило их незаконными. По призыву Президента
России Б.Н. Ельцина тысячи москвичей встали на защиту здания Верховного Совета республики. Заговорщики не решались отдать приказ об аресте лидеров России и штурме «Белого дома». Они бездействовали.
21 августа 1991 г. депутатская группа во главе с вице-президентом России А.В. Руцким вылетела в Крым и освободила М.С. Горбачева из изоляции. В тот же день он вернулся в Москву, а лидеры ГКЧП были арестованы. Августовский путч провалился.
Существует и иная трактовка августовских событий. В соответствии с ней чрезвычайные меры готовились с согласия М.С. Горбачева, и навести порядок в стране нужно было во время его отсутствия в Москве. Но не были просчитаны действия российских властей и поведение москвичей, выступивших против гэкачепистов.
Попытки М.С. Горбачева вновь взять управление в стране в свои руки наталкиваются на сопротивление руководителей республик. Усилиями путчистов центральная власть была скомпрометирована. В Москве хозяином чувствовал себя Президент РСФСР Б.Н. Ельцин. Высший орган государственной власти — Съезд народных депутатов СССР — 5 сентября 1991 г. объявил о самороспуске и передаче властных полномочий Госсовету в составе руководителей республик. М.С. Горбачев как глава единого государства стал лишним.
8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Минском руководители России (Б.Н. Ельцин), Украины (J1.M. Кравчук) и Белоруссии (С.С. Шуш- кевич) объявили о денонсации Союзного договора 1922 г., прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
25 декабря 1991 г. М.С. Горбачев ушел в отставку с поста Президента СССР, что означало конец перестройки.
Самыми трагическими последствиями провала августовского заговора стали отказ республик от подписания союзного договора, распад СССР и крах перестройки. До сих пор распад Союза ностальгической тоской отзывается в душах людей.
Был ли такой итог перестройки неизбежным и закономерным?
Существуют разные ответы на этот вопрос. Одни считают, что главная причина распада страны заключалась в неэффективности советской экономической системы, которая «пособствовала росту хозяйственного изоляционализма республик и возникновению сепаратистских и националистических тенденций. Другие выдвигают на первый план политические причины: демонтаж тоталитарного режима и ликвидацию монополии КПСС на власть как стержня тоталитаризма, стягивающего союзные республики в единую державу, а августовские со
бытия 1991 г. лишь окончательно подвели черту под этой господствующей структурой (схема 270).
Имеет место также точка зрения, согласно которой распад Союза произошел в результате борьбы за власть между центром (М.С. Горбачев) и Россией (Б.Н. Ельцин). И первым шагом в этом стало принятие Российской Федерацией Декларации о государственном суверенитете (12 июня 1990 г.). Направление разрушения единого государства было задано. Беловежские соглашения 8 декабря 1991 г., согласно этой позиции, знаменовали политическое поражение центра и, соответственно, перестройки. Великая держава прекратила свое существование.
История еще не может дать четкого, однозначного ответа об итогах перестройки. Многое зависит от политических позиций историков, аналитиков, участников событий этого периода. Если проанализировать цели, которые декларировались в начале перестройки: обновление социализма и очищение его от сталинских деформаций, то с этой точки зрения перестройка, бесспорно, потерпела крах. Социализм рухнул, Советский Союз распался (схема 271).