Первые декреты Советской власти 3 страница

В целом внешняя политика СССР в 1920-е гг. развивалась динамич­но, несмотря на издержки, обусловленные дуализмом основных ее на­правлений.

16.5. Культура

Политика большевиков в области культуры в целом была направ­лена на решение двух главных взаимосвязанных задач (схема 217).

Первая задача заключалась в установлении идеолого-партийного контроля над культурно-духовной сферой с целью формирования соци­алистической культуры.

Большевики провозгласили себя атеистами и, в соответствии с воен­ной терминологией, вели наступление на религию по всему фронту с ис­пользованием административно-репрессивных мер. В 1918 г. был издан Декрет об отделении церкви от государства и школы. Начались массовое закрытие храмов, аресты и уничтожение священнослужителей. Под пред­логом борьбы с голодом по декрету ВЦИК от 23 февраля 1922 г. были изъяты значительные церковные ценности и организованы судебные про­цессы против иерархов Русской православной церкви. Патриарх Тихон был арестован. Усилилась антирелигиозная пропаганда. В 1925 г. был создан Союз воинствующих безбожников. Коммунистическая партия зак­репила за собой монополию на духовную жизнь общества.

В 1922 г. был создан Главлит как специальный цензурный орган по контролю за печатными публикациями. В августе 1922 г. из страны были высланы 160 крупных ученых: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, Е.Н. Трубецкой, П.А. Сорокин, А.А. Кизеветтер, С.Л. Франк, Н.О. Лосский и др., так как они не приняли Советской власти. Эта ак­ция вошла в историю как «философский пароход».

Руководство большинством отраслей культуры осуществлялось Народным комиссариатом просвещения (Наркомпросом) во главе с А.В. Луначарским под общим контролем ЦК большевистской партии.


«Философский пароход» (1922) - высылка части интеллигенции за границу

ZZL Организация ликбезов для на­селения от 8 до 50 лет. Создание обще­ства «Долой негра­мотность» (1923)
Восстановление научного потенциала: V воссоздание Академии наук (1925); S создание ВАСХНИЛ (1928); S достижения в автостроении; S деятельность выдающихся уче­ных (И. Павлов, В. Вернадский и др.)___
Живопись: S развитие жанра плаката; S создание объединений АХРР, ОСТ, ОМХ, «Четыре искусства»
Принятие Поло жения о единой трудовой школе РСФСР (1918) — вводилось обяза­тельное девятилет­нее (с 1921 г. — се­милетнее) обучение

Скульптура: план монументальной пропаганды

Художественная культура

Художественное отражение революционной и советской действительности

Литература: S творчество

A. Фадеева, М. Шолохова,

Народное образование
Наука х
Основные задачи Т
Отделение церкви от государства. Проведение анти­религиозной пропа­ганды, репрессий в отношении духовен­ства
1. Установление идеолого-партийного контроля над духовно-культурной сферой и внедрение коммунистической идеологии в сознание масс_ 2. Повышение общего культурного уровня населения

B. Каверина и др. S создание литературных объединений: ЛЕФ, РАПП, «Серапионовы братья»


 

 


Схема 217


Второй главной задачей большевиков был подъем общего культур­ного (прежде всего образовательного) уровня населения.

Большое значение в первые годы Советской власти придавалось народному образованию и особенно ликвидации неграмотнос­ти. Более 60% населения страны к 1917 г. были неграмотными. В де­кабре 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности сре­ди населения РСФСР», согласно которому все население в возрасте от восьми до 50 лет обязано было обучаться грамоте. В 1920 г. при Нар- компросе была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по лик­видации неграмотности. Она занималась созданием сети пунктов по стране, где и осуществлялась эта работа. В 1923 г. было образовано массовое общество «Долой неграмотность», председателем которого стал один из руководителей Советского государства М.И. Калинин.

Основы строительства новой советской школы были определены декретом ВЦИК от 30 сентября 1918 г., утвердившим Положение о еди­ной трудовой школе РСФСР. Вводилось обязательное бесплатное 9- летнее обучение по двум ступеням: с восьми до 13 лет (5-летний курс) и с 13 до 17 лет (4-летний курс). Но на практике реализовать это не удалось. В 1921 г. школа второй ступени была разделена пополам, и школьный базовый курс в 1920-е гг. составил семь лет (пять лет пер­вой ступени и два года второй).

Серьезное внимание уделялось профессиональному обучению: существовали школы ФЗУ (фабрично-заводские училища) и ШКМ (школы крестьянской молодежи), тоже в объеме семилетки.

Перестройке подверглась и высшая школа. В 1918 г. были введе­ны новые правила в вузах, предусматривавшие максимальную доступ­ность и бесплатность обучения. При поступлении не требовалось сда­вать экзамены и предъявлять документы о среднем образовании. За­числялись преимущественно выходцы из рабочих и крестьян. В 1919 г. при вузах были организованы рабфаки для ликвидации пробелов в школьных знаниях и подготовки к учебе в высшей школе. В 1921 г. было введено новое положение о высших учебных заведениях, соглас­но которому упразднялась автономия вузов и вводилось правление через структуры Наркомпроса. Ликвидировались историко-филологи­ческие и юридические факультеты, они заменялись факультетами об­щественных наук. Все это и предопределило невысокий качественный уровень образования.

Научный потенциал страны был серьезно подорван во время со­циальных потрясений. С 1920-х гг. он стал восстанавливаться. Росла численность научных работников. К 1927 г. их насчитывалось 25 тыс. человек, т.е. в два раза больше, чем до революции.


В 1925 г. состоялось празднование 200-летия Академии наук. Она была признана высшим научным учреждением страны и переименова­на в Академию наук СССР.

Для развития аграрной науки в 1928 г. была создана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), которую возглавил выдающийся ученый Н.И. Вавилов.

Заметные достижения в 1920-е гг. имели авиа- и автостроение. В 1923 г. началось серийное производство первых отечественных трак­торов. В 1927 г. прошли испытания первого легкового автомобиля НАМИ-1. В конструкторском бюро А.Н. Туполева был разработан са­молет-моноплан АНТ-1. Появился первый советский истребитель И-1 (конструктор Н.Н. Поликарпов).

В СССР продолжали трудиться выдающиеся ученые с мировыми именами. И.П. Павлов в 1925 г. стал руководителем Физиологическо­го института Академии наук СССР, В.И. Вернадский в 1926 г. теоре­тически обосновал свое учение о биосфере.

Художественную культуру большевики рассматривали как сред­ство идеологического воздействия на массы, поэтому стремились кон­тролировать творческие процессы. Но все-таки в 1920-е гг. еще сохра­нялся определенный художественный плюрализм в рамках революци­онного романтизма и коммунистических идеалов.

Более 150 писателей заявили о себе в эти годы, наиболее известны­ми из них стали В.А. Каверин, А.А. Фадеев, Л.М. Леонов, М.А. Шоло­хов и др.

Возникали литературные объединения: «Серапионовы братья» (М. Зощен­ко, Вс. Иванов, М. Слонимский, В. Каверин, 1920—1928), «Левый фронт искусства» (В. Маяковский, Н. Асеев, 1922); «Российская ассоциация пролетарских писателей» (куда вошло большинство писателей, 1925— 1928).

Интенсивно развивался театр. Появилось большое количество новых театров: первый в мире Детский театр (1921) под руководством Н. Сац; 3-я студия МХАТ (с 1926 г. — театр им. Вахтангова); Театр революции (1922, ныне — им. В. Маяковского); Центральный театр ра­бочей молодежи (1927, ныне — Ленком). В 1920-е гг. появились пер­вые советские пьесы: «Шторм» В. Биль-Белоцерковского, «Любовь Яро­вая» К. Тренева, «Бронепоезд 14—69»>Вс. Иванова, которые были на­писаны в реалистической традиции. Прочное место в репертуаре театров занимала также отечественная классика (А. Островский, Н. Гоголь, А. Чехов, М. Горький).

Кинематограф осваивал прежде всего историко-революционные темы в жанре немого кино. С.М. Эйзенштейном были сняты «Броне­носец "Потемкин"» (1925) и «Октябрь» (1927), В. Пудовкиным — «Мать» (1926) и «Потомок Чингисхана» (1929). Фильмы этих выда­ющихся режиссеров стали классикой отечественного кино.

В изобразительном искусстве в этот период наблюдается рас­свет плакатного жанра, который по форме наиболее соответствовал данному периоду и являлся изобразительным инструментом для аги­тации. Наиболее известен плакат того времени «Ты записался доброволь­цем» (1920) Д.С. Моора.

Бывшие художники-передвижники объединились в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Они стремились подать свое искусство в формах, доступных широким массам. Наиболее из­вестны картины Б.В. Иогансона «Рабфак идет» (1928) и М.Б. Грекова «Тачанка» (1923).

Группа ОСТ (Общество станковистов) ставило своей задачей вопло­щение в образах взаимоотношений человека и производства. Их нова­торство выразилось в произведениях А. Дейнеки «На стройке новых цехов» (1926), Ю. Пименова «Даешь тяжелую индустрию» (1927). Группы «Четыре искусства» и ОМХ (Общество московских художников) объединяли мастеров старшего поколения, отличавшихся друг от дру­га своей творческой манерой. В них входили К. Петров-Водкин, В. Фа­ворский, А. Лентулов, Р. Фальк, П. Кончаловский и др., стремившиеся в рамках прежних авангардистских представлений осмыслить революци­онную действительность.

В архитектуре 1920-х гг. начал зарождаться новый стиль — со­ветский конструктивизм, в основе которого лежала не художественная композиция, а конструкция, состоящая из разных форм. В этом жанре работали братья А., Л. и В. Веснины, осуществлявшие коллективные проекты (например, здание универмага в Москве на Красной Пресне, 1927). Своего расцвета конструктивизм достиг в 1930-е гг.

Скульптура в значительной степени соответствовала плану мону­ментальной пропаганды. Были заложены и открыты десятки памятни­ков К. Марксу, Ф. Энгельсу, В.И. Ленину, французским революционерам и т.п. Завершение многочисленных скульптурных работ было приуро­чено к 10-летию Октябрьской революции: «Булыжник — орудие про­летариата» (скульптор Н. Шадр, 1927), «Октябрь» (скульптор А. Матвеев, 1927), «Крестьянка» (скульптор В. Мухина, 1927).

Контрольные вопросы

1. В чем заключались причины кризиса и каковы его проявления в стране в начале 1920-х гг.?

2. Какова сущность нэпа?.

3. Как создавался СССР?

4. С чем связано обострение внутриполитической борьбы за власть и по­чему И.В. Сталин одержал в ней победу?

5. Каковы особенности внешней политики Советского государства в 1920-е гг.?

6. Какой была политика большевиков в области культуры в 1917—1920 гг.?

Литература

Байбаков СЛ. История образования СССР: итоги и перспективы изуче­ния. М., 1997.

Виноградов С.В. Нэп: опыт создания многоукладной экономики. М., 1996.

Волкогонов ДЛ. Сталин. Политический портрет: В 2 кн. М., 1997.

Волкогонов ДЛ. Троцкий. Политический портрет: В 2 кн. М„ 1997.

Горинов М.М. Нэп: поиски путей развития. М., 1990.

Дмитренко В.П. Советская экономическая политика в первые годы про­летарской диктатуры. М., 1986.

НЭП: Приобретения и потери. М., 1994.

Новиков М.Н. Исторический опыт нэпа: идеи и реальность. М., 1997.

Планенборг Г. Революция и культура: культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000.

Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал / Под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева: В 2 т. М., 1997. Т. 1. От вооруженного восстания в Петрограде до второй сверхдержавы мира.

Такер Р. Сталин: Путь к власти. 1879—1929 гг. М., 1994.

Трукан Г. А. Путь к тоталитаризму: 1917—1929 гг. М., 1994.

Цакунов С.В. В лабиринте доктрин. Из опыта разработки экономическо­го курса страны в 1920-е годы. М., 1994.

Шишкин В.А. Власть, политика, экономика: Послереволюционная Россия (1917—1928). СПб., 1997.

Шишкин В.А. Становление внешней политики послереволюционной Рос­сии (1917—1930 годы) и капиталистический мир: от революционного «запад­ничества» к «национал-большевизму». СПб., 2002.


17. ФОРСИРОВАННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В 1930-е ГОДЫ

17.1. Свертывание нэпа

Непосредственным поводом для свертывания нэпа послужил оче­редной кризис хлебозаготовок зимой 1927—1928 гг. В ноябре постав­ки сельскохозяйственных продуктов государственным учреждениям резко сократились, а в декабре положение стало просто катастрофиче­ским. Страна оказалась в очень тяжелом положении. Еще в октябре 1927 г. И.В. Сталин говорил о «великолепных отношениях» с кресть­янством. А в январе пришлось взглянуть правде в глаза: несмотря на хороший урожай, крестьяне поставили только 300 млн пудов зерна (это было на 130 млн меньше, чем в предыдущем году). Экспорт хлеба был поставлен под угрозу. Страна оставалась без валюты, необходимой для индустриализации. Вопрос о продовольственном снабжении городов ос­тавался открытым. Серьезно осложниласть ситуация из-за снижения закупочных цен, дороговизны и дефицита промышленных товаров, не­разберихи на пунктах сдачи зерна, слухов о начале войны, распростра­няемых в деревне. И.В. Сталин, видя происходящее, выдвинул теорию об обострении классовой борьбы в стране по мере продвижения к строительству социализма и призвал «отбросить» нэп.

Для выхода из создавшегося положения И.В. Сталин и его окруже­ние решили прибегнуть к срочным и чрезвычайным мерам, похожим на продразверстку времен военного комунизма и Гражданской войны. Он лично поехал в Сибирь с инспекционной проверкой. Остальные члены Политбюро ЦК РКП(б) направились в другие регионы страны (Повол­жье, Урал, Северный Кавказ). На хлебозаготовки были мобилизованы 30 тыс. коммунистов в качестве «оперуполномоченных». Им поруча­лось осуществить чистку в ненадежных сельсоветах и партийных ячейках, создать на местах «тройки», которым надлежало найти спря- тайные излишки, заручившись поддержкой бедняков (получавших 25% зерна, изъятого у более зажиточных крестьян), и на основе ст. 107 Уго­ловного кодекса, согласно которой любое действие, «способствующее поднятию цен», каралось лишением свободы сроком до трех лет, при­влечь к уголовной ответственности всех неблагонадежных.

В итоге начали закрываться рынки, что было серьезным ударом не только для зажиточных крестьян, но и для всех сельских жителей. Изъятие излишков и репрессии углубили кризис. В ответ на это крес­тьяне на следующий год уменьшили посевные площади.

Из уроков хлебозаготовительного кризиса зимы 1927—1928 гг. И.В. Сталин сделал ряд выводов, которые прозвучали во многих его выступлениях в мае — июне 1928 г. Основной из них состоял в сле­дующем: необходимо сместить акцент с кооперации (которую в своих последних письмах и статьях так горячо защищал В.И. Ленин) на со­здание «опор социализма» в деревне в виде колхозов и машинно-трак- торных станций (МТС). Следовательно, кооперация как один из глав­нейших принципов нэпа заменялось на другие формы взаимоотноше­ний между государством и крестьянами (прежде всего на принудительно-административные). И.В. Сталин 1928 г. уже не верил в нэп и готовился к его ликвидации (схема 218).

Показатели сельского хозяйства в 1928—1929 гг. были катастрофи­ческими. Несмотря на целый ряд репрессивных мер по отношению не только к зажиточным крестьянам, но и, в основном, к середнякам (кон­фискация хлеба в случае отказа продавать продукцию государству по закупочным ценам, в три раза меньшим, чем рыночные), зимой 1928— 1929 гг. страна получила хлеба меньше, чем год назад. Обстановка в деревне стала крайне напряженной. Поголовье скота уменьшилось. В феврале 1929 г. в городах снова появились продовольственные карточ­ки, отмененные после окончания Гражданской войны. После закрытия большинства частных лавочек и кустарных мастерских как «капитали­стических предприятий» дефицит продовольствия стал тотальным.

В глазах большинства руководителей, и в первую очередь И.В. Ста­лина, сельское хозяйство несло ответственность за экономические трудности еще и потому, что в промышленности показатели роста были вполне удовлетворительные (началась индустриализация и большая часть материальных средств вкладывалась именно в промышленность). Видимое отставание сельского хозяйства позволило И.В. Сталину объявить аграрный сектор главным и единственным виновником кри­зиса, поэтому аграрный сектор, по мнению большевиков, должен был быть реорганизован самым радикальным способом, заключавшимся в быстрой и решительной коллективизации. Большую часть крестьян-

Схема 218

 

единоличников предполагалось объединить в коллективные хозяйства, и таким образом ликвидировать зависимость государства от частных хлебопоставок.


17.2. Индустриализация страны

К середине 1920-х гг. было завершено восстановление народного хозяйства, что означало достижение довоенного (т.е. 1913 г.) уровня экономического развития. Однако Советское государство продолжало отставать от ведущих мировых держав по основным промышленным показателям, поэтому основными стали проблемы модернизации про­мышленности — эта экономическая политика получила название «со­циалистическая индустриализация» (схема 219).


 

Традиционно считается, что курс на индустриализацию был опреде­лен на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г., где была поставлена зада­ча превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. Предполагалось, что такое решение позволит достичь экономической независимости от капиталистических стран, укрепить обороноспособность.

К началу 1928 г. было разработано два варианта плановых заданий — отправной и оптимальный — первой пятилетки. Оптимальный вариант по плановым заданиям на 20% превышал отправной.

И.В. Сталин и его окружение, разгромившие к тому времени почти всю оппозицию, сделали ставку на более высокие показатели оптималь- ного варианта плана, который и был утвержден XVI партийной кон­ференцией в апреле 1929 г. и V Всесоюзным съездом Советов в мае 1929 г.

Первая пятилетка (1928—1932). Она начала осуществляться уже с 1 октября 1928 г. Главными особенностями индустриализации в этот период были высокие темпы, сжатые сроки, акцент на строитель­ство предприятий тяжелой промышленности, использование внутрен­них источников накопления (перекачка средств из деревни, займы у на­селения и др.).

За время пятилетки было построено 1500 промышленных объектов (Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбина­ты, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде и др.). Этому способствовал небывалый искренний энтузиазм людей, которые самоотверженно тру­дились на стройках первой пятилетки, несмотря на утверждение команд­но-административной системы управления экономикой и становление тоталитарно-репрессивного режима в стране.

В январе 1933 г. И.В. Сталин торжественно объявил о досрочном выполнении первого пятилетнего плана за четыре года и три месяца. Это на долгие годы стало аксиомой. И только в конце 1980-х гг. оте­чественные экономисты (прежде всего О.Р. Лацис) сумели доказать, что на самом деле большинство заданий не были выполнены в связи с их нереальностью и завышенными темпами роста.

Вторая пятилетка (1933—1937). В эти годы по-прежнему со­хранялась тенденция приоритетного развития тяжелой промышленно­сти. Всего было введено в действие 4500 крупных народнохозяйст­венных предприятий. Вступили в строй Урало-Кузнецкий металлур­гический комбинат, Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения. В Москве в 1935 г. открылась первая линия метро­политена.

Началось стахановское движение, направленное на повышение про­изводительности труда. Шахтер из Донбасса Алексей Стаханов в ав­густе 1935 г. во время одной из смен добыл 102 т угля, превысив нор­му в 14,5 раза. Этот рекорд был установлен в результате правильной организации труда (ему помогали в забое подсобные рабочие, ставившие крепежный лес) и максимального использования отбойного молотка. В пропагандистских целях при поддержке И.В. Сталина и Г. Орджони­кидзе рекорд А. Стаханова получил всесоюзную известность, и его пос­ледователи вскоре появились по всей стране. Было объявлено, что пла­новые задания второй пятилетки также выполнены за четыре года и три месяца, хотя этЬ и не соответствовало действительности, так как по ряду показателей (производству металла и товаров народного потребления, добыче угля и др.) достичь запланированных рубежей не удалось.

Третья пятилетка (1938—1942) осталась незавершенной из-за нападения Германии на СССР.

Вместе с тем удалось стимулировать развитие промышленности, и прежде всего оборонной, в преддверии надвигавшейся военной угрозы. В восточных регионах страны создавались заводы-дублеры, формирова­лись стратегические запасы.

В целом за 13 неполных лет индустриализации наша страна суме­ла осуществить форсированную модернизацию, создав прочную про­мышленную базу, обеспечив обороноспособность и экономическую не­уязвимость.

В то же время достигнуто все это было слишком высокой ценой, ко­торую заплатил наш народ: и колоссальные лишения, и низкий уровень жизни, и репрессии (система ГУЛАГа имела крупные плановые задания по строительству объектов индустриализации), и складывание админи­стративно-командной системы управления.

17.3. Коллективизация сельского хозяйства

Курс на коллективизацию, как традиционно считалось в отечествен­ной историографии, был провозглашен на XV съезде ВКП(б) в декабре 1927 г. Однако в решениях съезда говорилось о развитии всех форм кооперации, а не одной (ставшей доминирующей позднее), производ­ственной, т.е. колхозов. Поднимался также вопрос и о «наступлении» на кулачество, но речь о его ликвидации как класса не шла. Предпола­галось вытеснение кулаков экономическими методами (применением налогов, изменением условий аренды земли и найма работников и т.д.). Но, как отмечалось выше, в 1928—1929 гг. был взят курс на свертыва­ние нэпа и сплошную коллективизацию (схема 220), поэтому решения XV съезда, по существу, были ревизованы. И.В. Сталин назвал это про­цесс «революцией сверху».

Схема 220

 

С весны 1928 г. началось форсированное создание колхозов (см. табл. 44). В 1929 г. был провозглашен лозунг, призывающий к сплошной кол­лективизации, а 7 ноября 1929 г. И.В. Сталин в статье «Год великого пе­релома» теоретически обосновал такую политику. Он утверждал, что в колхозы в массовом порядке пошли крестьяне-середняки (на самом деле их было всего 6—7% от общего количества крестьянства).

Таблица 44

Хроника коллективизации

Годы События
Начало форсированного создания колхозов
Сплошная коллективизация — «Год великого перелома»
Ликвидация кулачества как класса — «Головокружение от успехов»
1932—1933 Страшный голод (по различным данным, умерло от 3 до 8 млн человек). Фактическое приостановление коллек­тивизации
Возобновление коллективизации. Начало завершающего этапа создания колхозов
Принятие нового устава колхозов
Завершение коллективизации: 93% крестьянских хо­зяйств объединены в колхозы

 

5 января 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О тем­пе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строи­тельству», в котором определялись сроки проведения сплошной кол­лективизации в стране. Северный Кавказ и Поволжье должны были завершить ее к весне 1931 г., Украина, Черноземные области, Урал и Си­бирь — к весне 1932 г., остальные зерновые районы — к 1933 г.

30 января 1930 г. постановлением ЦК ВКП(б) было утверждено ре­шение о ликвидации кулачества. Партийные директивы активно испол­нялись на местах, что привело к быстрому увеличению числа колхозов и одновременному нарастанию недовольства крестьян проводимой поли­тикой, осуществлявшейся преимущественно насильственными метода­ми. Раскулачивание, конфискация имущества, аресты и высылки в от­даленные районы олицетворяли политику сплошной коллективизации. В стране нарастало массовое крестьянское недовольство. Опасаясь этого, 2 марта 1930 г. И.В. Сталин опубликовал статью «Голово­кружение от успехов», в которой осудил «перегибы» в колхозном стро­ительстве и возложил вину за них на Лестное руководство. Но по сути политика в отношении деревни и крестьянства осталась прежней.


7 августа 1932 г. вступило в действие постановление ЦИК и СНК СССР «Об охране имуществ государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собствен­ности», получившее в народе название «закон о колосках». Пре­дусматривался расстрел за хищения в особо крупных размерах либо высылка сроком до 10 лет за хищения колхозного или коллективного имущества. На практике этот закон применялся без учета различий между крупными хищениями и мелкими кражами.

Одной из самых трагических страниц коллективизации стал голод 1932—1933 гг., охвативший Украину, Поволжье, Северный Кавказ, Южный Урал и Казахстан. Голодало, как впоследствии признал сам И.В. Ста­лин, 25—30 млн человек. Такая ситуация сложилась из-за принуди­тельного изъятия государством хлеба в деревне для экспорта и обес­печения нужд индустриализации. Сложившаяся обстановка тщатель­но скрывалась сталинским руководством как от своего народа, так и от всего мира. По разным оценкам, от голода в это время погибли от 3 до 8 млн крестьян. Коллективизацию фактически пришлось приостановить.

В 1934 г. коллективизация возобновилась. На этом этапе развернули широкое «наступление» на крестьян-единоличников. Для них был ус­тановлен непосильный административный налог. Таким образом их хо­зяйства подводились под разорение. У крестьянина оставалось два пути: либо идти в колхоз, либо уходить в город на стройки первых пятиле­ток.

В феврале 1935 г. на II Всероссийском съезде колхозников был принят новый примерный устав сельскохозяйственной артели (колхо­за), который стал рубежом в коллективизации и закрепил колхозы как основную форму сельскохозяйственного производителя в стране.

Постепенно деревня смирилась с колхозным строем. К 1937 г. ин­дивидуальное хозяйство фактически сошло на нет (93% всех дворов было объединено в колхозы).


 

Коллективизация, по оценкам большинства историков, имела тяже­лые последствия для страны (схема 221). Был уничтожен слой зажи­точных крестьян — кулаков, которые умели успешно работать на зем­ле, ликвидировано до 15% хозяйств, признанных кулацкими, хотя, по данным переписи 1929 г., их было всего 3%.

Произошло отчуждение сельских жителей от собственности и ре­зультатов своего труда на земле. Сократились урожайность, поголовье скота, потребление продовольствия на душу населения. С 1928 по 1935 г. в стране действовала карточная система распределения продуктов сре­ди населения.

Колхозы были лишены самостоятельности и являлись бесправным придатком административно-бюрократического аппарата власти. А обостренная продовольственная проблема при советской власти стала постоянным атрибутом существования наших людей.

17.4. Характеристика советского общества

В настоящее время историография дает исключительно разные, а по­рой и прямо противоположные оценки советского общества в 1930-е гг. Одни авторы считают, что созданное общество было отрицанием марк- сизма-ленинизма и не имело ничего общего с истинным социализмом. Другие, наоборот, утверждают, что сформированная в 1930-е гг. систе­ма есть органическое воплощение на практике коммунистической те­ории как утопической программы социально-экономического и полити­ческого переустройства общества.

Самой распространенной концепцией интерпретации общественно­го строя, возникшего в СССР, стал тоталитаризм, т.е. государственный строй, осуществлявший полный контроль над всеми сферами обще­ственной жизни. Сталинский режим был разновидностью государ­ственного тоталитаризма, в условиях которого оформилась обществен­ная система мобилизационного типа (схема 222).

Одной из главных форм в управлении и функционировании совет­ского общества в 1930-е гг. были репрессии. Все трудности и провалы в осуществлении модернизации, внутренней и внешней политики объяс­нялись происками многочисленных врагов (предателей, вредителей и са­ботажников), которых с помощью народа выявляли органы госбезопас­ности и над которыми проводились открытые и закрытые судебные про­цессы. Для оправдания репрессий И.В. Сталин в июне 1928 г. выдвинул тезис об обострении классовой борьбы в стране по мере продвижения к социализму. Истинные причины формирования культа личности и массовых репрессий сформулированы в схеме 223.