Первые декреты Советской власти 2 страница

Литература Аврех А.Я. Масоны и революция. М., 1990.

Бордюков Г.А., Ушаков А.И., Чураков В.Ю. Белое дело: идеология, осно­вы, режимы власти //Историографические очерки. М., 1998.

Булдаков В.П. Красная смута: Природа и последствия революционного на­силия. М., 1997.

Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: Теория, история, со­временность. М., 1987.

Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической ситемы. М., 1995. Гражданская война в России: перекресток мнений. М., 1994. Драма российской истории: большевики и революция /О.В. Волобуев и др. М„ 2002.

Злоказов Г.И. Меньшевистско-эсеровский ВЦИК Советов в 1917 г. М., 1997.

Иоффе Г.З. Революция и судьба Романовых. М., 1992. Иоффе Г.З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М., 1995. Медведев Р.А. 1917. Русская революция. Победа и поражение большеви­ков. М., 1997.

Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа. М.,

1991.

Пайпс Р. Русская революция. М., 1994.

Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: власть и массы. М., 1997.

Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание. История рожде­ния и гибели. М., 1997.

Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 г. в Пет­рограде. М., 2003

1917 год в судьбах России и мира. Февральская революция — от новых источников к новому осмыслению. М., 1998. Старцев В.И. Крах керенщины. Л., 1982.

Фельштинский Ю. Крушение мировой революции: Брестский мир. М.,

1992.

16. СТРАНА СОВЕТОВ В 1920-е ГОДЫ

16.1. Социально-экономический и политический кризис в начале 1920-х гг. Переход к нэпу

Политика военного коммунизма после окончания Гражданской вой­ны не отвечала интересам народа.

Крестьянство, получившее землю и поддержавшее большевиков во время Гражданской войны, по мере того как фронты отодвигались все дальше, начало активно выступать против продразверстки, которая про­должала увеличиваться с каждым годом. Недовольство крестьян при­вело к сокращению посевных площадей, понижению урожайности, уменьшению поставок хлеба государству.

По стране прокатилась волна крестьянских восстаний и антисовет­ских мятежей: на Украине, в Сибири, Средней Азии, в Тамбовской, Во­ронежской и Саратовской губерниях. Социальной опорой этих мяте­жей было крестьянство, недовольное продразверсткой. Военный анти­коммунистический мятеж моряков в Кронштадте в марте 1921 г. был общественно-политическим кризисом, который создал угрозу существо­вания советской власти.

В.И. Ленин в 1921 г. говорил: «...мы наткнулись на большой — я полагаю, на самый большой, — внутренний политический кризис Со­ветской России. Этот внутренний кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих».

Таким образом, поворот к новой экономической политике (нэпу) был осуществлен под жестким давлением всеобщего недовольства в стране для нормализации внутриэкоЪомических, социальных, по­литических отношений (схема 213).

Нэповские реформы, которые были вызваны глубочайшим кризисом, несомненно, имели его отпечаток. Связка между кризисом и реформой оставалась постоянным и доминирующим фактором на всем протяже­нии осуществления нэповской политики.


Изначально в нэпе была заложена двойственность и противоречи­вость между социалистическим и рыночным началами, политикой и экономикой и т.п. Первое направление реформ осуществлялось с це-


 


 

 


 

лью укрепления обобществленных государственных форм в экономи­ке и подразумевало расширение плановых начал (образование Госпла­на), усиление государственного контроля и регулирования (деятель­ность Рабкрина, открытие Госбанка, начало стабилизации валюты), концентрацию производства, расширение распределительных отноше­ний (между ведущими отраслями, крупнейшими предприятиями). Для развития этого направления использовались вся мощь государствен­ных институтов и идеологическое обеспечение в рамках концепции по­строения социализма.

Второе направление реформ — активизация рыночных, частнока­питалистических отношений. Для этого формировался блок новых по сравнению с военным коммунизмом отношений, создававших иллюзию глубокого коренного пересмотра концепции переходного периода от капитализма к социализму. Для развития этого направления осущест­влялся комплекс мер, способствующих функционированию товарно-де­нежных отношений: переход от продразверстки к продналогу, разреше­ние свободной торговли и частной промышленности, сдача госпредпри­ятий в аренду, концессии, предоставление крестьянству свободы в использовании земли, инвентаря, рабочих рук.

Перспективы данного направления реформ были ограничены по объему (главным образом в сфере мелкотоварного производства), вре­мени (надолго, но не навсегда), потенциалу роста (без угрозы интере­сам политического господства диктатуры пролетариата).

Рассмотрим конкретную практику нэповских реформ. Первым шагом перехода к нэпу стали решения X съезда РКП(б) (март 1921 г.), на кото­ром обсуждался вопрос «О замене разверстки натуральным налогом».

На седьмой день работы съезда с основным докладом о замене раз­верстки налогом выступил В.И. Ленин, а с содокладом — А.Д. Цюру­па. Перед В.И. Лениным стояла нелегкая задача убедить съезд, партию в целом в необходимости принятия нового метода возрождения сельс­кого хозяйства. Но у него были веские аргументы: антибольшевистс­кие крестьянские восстания, охватывавшие все новые и новые губер­нии, спад мировой революции, Кронштадтский мятеж. В этой обстанов­ке В.И. Ленин сделал два основополагающих вывода: во-первых, «только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в России, пока не наступила революция в других странах»; во-вторых, «мы не должны стараться прятать что-либо, а должны гово­рить прямиком, что крестьянство формой отношений, которая у нас с ним установилась, недовольно, что оно этой формы отношений не хо­чет, и дальше так существовать не будет». На X съезде было принято ленинское предложение о замене разверстки натуральным налогом.

Продналог вводился на 13 видов продовольствия, технических и фу­ражных культур. Все, что оставалось у крестьян после сдачи налога, полностью поступало в их распоряжение. Так, на 1921 г. Совнарком установил продналог в количестве 240 млн пудов (вместо 423 млн пу­дов по разверстке 1920 г.), т.е. почти в два раза меньше разверстки, причем основная его часть взималась с зажиточного крестьянства. Наиболее бедные крестьяне, являвшиеся опорой власти в деревне, и коллективные хозяйства от налога освобождались или получали су­щественные льготы. Размеры продналога крестьянину сообщались за­ранее, т.е накануне посевной, поэтому крестьянин мог расширить по­севную площадь, получить больше продовольственных излишков и за­тем реализовать их по свободным ценам на рынке.

Предложения о введении продналога выдвигались некоторыми ру­ководителями партии и в 1918 и в 1920 г. Но они не соединялись тог­да с лозунгом свободной торговли, использованием рыночных отноше­ний. Теперь с введением продналога открылся путь к свободной тор­говле, первоначально крайне ограниченной рамками местного оборота, т.е. местожительством крестьян. Но уже в августе — сентябре 1921 г. власти вынуждены были пойти на отмену государственного товарообме­на, встать на путь раскрепощения товарно-денежных отношений, широко­го использования рыночных методов хозяйствования. Торговля стала основной формой смычки между городом и деревней. Для дальнейше­го формирования рынка необходимо было оживить промышленность, увеличить выпуск ее продукции. Для этого при переходе к нэпу было проведено разгосударствление мелких и, частично, средних предприя­тий.

17 мая 1921 г. было принято постановление Совнаркома, в соответ­ствии с которым предлагалось принять меры к развитию кустарной и мелкой промышленности как в форме частных предприятий, так и в форме кооперативов.

9 августа 1921 г. был принят «Наказ СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики», содержащий исходные принци­пы работы промышленности в условиях нэпа. Развитие промышленно­сти предлагалось осуществлять в рамках единого общехозяйственно­го плана под руководством Госплана. Для предотвращения даль­нейшего упадка народного хозяйства была проведена значительная перестройка управления народным хозяйством, ослаблена его чрезмер­ная централизация. Вместо трудовых мобилизаций рабочих стали на­бирать по найму, вводилось их материальное стимулирование, зарпла­та начислялась в зависимости от квалификации и количества произве­денной продукции. Государственные предприятия переводились на ♦точный хозяйственный расчет», что существенно расширяло их права, появилась возможность самостоятельного решения вопросов о заготов­ке сырья и реализации готовой продукции. В городе разрешалось от­крывать или брать в аренду кооперативам, товариществам, другим объе­динениям или частным лицам мелкие промышленные и торговые пред­приятия.

Несколько позднее, 6 октября 1922 г., был принят новый Земельный кодекс. Крестьяне получали право свободного выхода из сельской об­щины и выбора форм землепользования. Разрешались в крайне огра­ниченном размере аренда земли и применение наемного труда. Крес­тьяне-единоличники давали 98,5% всей продукции сельского хозяй­ства. К 1922 г. в основном была отменена карточная система. К весне 1923 г. в целом завершился переход экономики на рыночные рельсы. Так, на базе рыночных отношений в стране действовали различные субъекты хозяйствования: частные, крестьянские, кооперативные, сме­шанные, концессионные, государственные предприятия; начала возрож­даться разветвленная система самодеятельных хозяйственных органи­заций, деятельность промысловой, потребительской, сельскохозяйствен­ной, кредитной и других видов кооперации.

Первостепенное значение для нэпа имело финансовое оздоровление страны. Во время Гражданской войны денежная система была полно­стью разрушена: наряду с царскими банкнотами, керенками, совзнака- ми ходило около 2 тыс. видов денежных суррогатов и местных валют.

Денежный хаос был преодолен в результате осуществления денежной реформы 1922—1924 гг. (основными ее авторами были нарком финансов Г. Сокольников и профессор Л. Юровский). Параллельно слабеющему на глазах совзнаку в качестве инструмента для стабилизации финан- сово-кредитной системы была введена твердая валюта — червонец. Новую валюту использовали прежде всего для оптовой торговли. Один червонец приравнивался к десяти царским золотым рублям, но на зо­лото он обменивался только при расчетах с иностранными партнера­ми. По закону червонные банкноты обеспечивались минимум на 25% золотом и иностранной валютой, другим обеспечением служили крат­косрочные векселя под легко реализуемые товары. Быстрое развитие рынка позволило к началу 1924 г. ликвидировать дефицит бюджета. Необходимость в эмиссии совзнаков отпала. В розничной торговле, где они обращались, их заменили казначейские билеты (в рублях), имею­щие определенное соотношение с червонцем. Обмен шел из следующе­го расчета: один рубль казначейских билетов приравнивался к 50 тыс. рублей совзнаками. В стране появилась одна твердая конвертируемая валюта, которая принималась к обращению на западных биржах, имев­ших связи с Советской Россией.

Экономические успехи страны в период нэпа были очевидны. Уже к началу 1922 г. явно обозначился подъем народного хозяйства, стра­на была накормлена и одета. Не очень быстро, но твердо и уверенно на­бирала силу кооперация. В 1925 г. валовый сбор зерновых на 10,7% превысил среднегодовой сбор в 1909—1913 гг. К 1927 г. был достиг­нут довоенный уровень в животноводстве. По некоторым оценкам, по­требление пищевых продуктов в 1927 г. превысило уровень дореволю­ционной России. Преимущество это относилось к сельским жителям. В целом народное хозяйство СССР в 1927/28 хозяйственном году до­стигло уровня промышленного производства России 1913 г.

Кризисы нэпа

Вместе с тем в период нэпа стало возникать много сложных проблем. Одна из них — циклический характер экономики с серьезными кри­зисами 1923, 1925 и 1927—1928 гг. (табл. 43).

Таблица 43
Годы Причины кризисов Сущность Последствия
Политика больше­виков, направлен­ная на приоритет­ное развитие про­мышленности. Неспособность промышленности обеспечить на до­статочном качест­венном и количе­ственном уровнях потребности хо­зяйства Кризис сбыта: появле­ние в народном хозяй­стве так называемых «ножниц» цен — высо­ких на промышленные товары и низких на сельскохозяйственные продукты. Это затруд­няло товарооборот между городом и де­ревней Товарный голод на промышлен­ные изделия в деревне. Ликвидация кризиса путем сближения це­новых парамет­ров
Отсутствие проду­манной экономи­ческой политики развития нэпа Кризис хлебозаготовок Сохранение го­сударственных заготовок хлеба и уменьшение его экспорта
1927— 1928 Противоречия между рыночными и директивно-пла- новыми началами в экономике Кризис хлебозаготовок Ликвидация кризиса при помощи административно- репрессивных мер. Свертывание нэпа


Осенью 1923 г. разразился так называемый кризис сбыта. Сельско­му населению была недоступна по существующим ценам покупка ост­ро необходимых им промтоваров, которыми были забиты все склады и магазины. Это положение вызвало у крестьян ответную реакцию: они стали задерживать передачу зерна в госхранилища по продналогу. Вскоре большевики были вынуждены восстановить ценовой паритет, снизить отпускные промышленные цены, и кризис сбыта был ликвиди­рован.

Кризисы хлебозаготовок 1925 и 1927—1928 гг. также были вызва­ны диспропорциями в структурной и ценовой политике правительства по отношению к городу и деревне. Выход из кризисных ситуаций боль­шевики видели в основном через призму административных методов регулирования экономики.

В российском обществе второй половины 1920-х гг. все явственней стало проявляться недовольство нэпом со стороны различных соци­альных групп.

Новая экономическая политика была встречена в штыки партий­ным и государственным аппаратом, так как ему приходилось отказы­ваться от метода приказных решений. Товарно-денежные отношения требовали гибкой профессиональной политики, знаний, опыта. Назрела необходимость связывать результаты партгосработы с экономической отдачей всего хозяйства. Однако у аппарата отсутствовали достаточ­ные стимулы для этого, так как свои социальные гарантии (и весьма неплохие) он имел независимо от эффективности работы.

Кроме того, нэп объективно вел к росту безработицы, в том числе и среди управленцев: к январю 1924 г. среди 1 млн безработных насчи­тывалось 750 тыс. бывших служащих. Эта проблема была очень болез­ненной и обостряла социальные противоречия в стране.

Важно определить, как относилось к нэпу крестьянство. Да, продна­лог дал ему материальную заинтересованность, позволил торговать из­лишками произведенной сельхозпродукции, но одновременно в дерев­не усилилось расслоение крестьян, было разрешено применять наем­ный труд, в деревне возросла эксплуатация.

Если раньше община обеспечивала равно бедное существование большинству крестьян, то нэп подрывал социальную защищенность тех, кто привык жить по принципу круговой поруки. Та часть крестьянства, которая была связана не с товарным производством, а с натуральным хозяйством, в годы нэпа значительно сократилась. Огромное количе­ство переселенцев, хлынувших в город, растворяло промышленный про­летариат. Зажиточные крестьяне — кулаки, поставляющие на рынок хлеб, тоже были недовольны нэповской политикой, которая отождеств­лялась с высокими налогами, «ножницами» в ценах между промышлен­ной и сельскохозяйственной продукцией.

Индифферентно относились к нэпу и большинство рабочих. Нэпов­ский хозрасчет не доходил до рабочих мест, он был сугубо трестовским и поддерживался административным путем. Поэтому рабочий не видел материальной выгоды от получения конечных результатов, да и заин­тересованность коллектива предприятия носила специфический харак­тер, потому что его прибыль обезличивалась в едином балансе треста. Действовавшая в государственной промышленности система была, по существу, хозрасчетом для начальников. Не чувствуя новую экономи­ческую политику непосредственно на производстве, рабочий класс не стал той социальной опорой, которая боролась бы и отстаивала прин­ципы нэпа. К тому же рабочие стали понимать, что доведенный до ра­бочего места хозрасчет в той или иной мере поставит их материаль­ное положение в зависимость от стихии и конъюнктуры рыночных экономических отношений и может серьезно подорвать государствен­ные социальные гарантии.

В итоге недовольные нэпом в «низах» (бедняки и батраки в дерев­не, безработные, малоквалифицированные рабочие и служащие) были едины в его неприятии с «верхами» (парт- и госаппаратом). Судьба нэпа оказалась предрешенной.

16.2. Образование СССР

Основными программными положениями большевистской партии по национальному вопросу до прихода к власти были:

• равноправие всех наций и народностей;

• право наций на самоопределение вплоть до отделения;

• областная (территориальная) автономия для народов, не пожелав­ших отделяться;

• пролетарский интернационализм.

Уже после Октября 1917г. было добавлено требование федератив­ного устройства советского государства. В конце 1917г. независимость получила Финляндия, в 1918г. — Польша, в 1919г. — Латвия, Литва, Эстония.

Во время Гражданской войны на территории страны возникло боль­шое количество различных государственных и национально-государ­ственных образований: республик, коммун, автономных областей и др. Вместе с тем большевики понимали, что им нужно единое, сильное го­сударство как оплот для развертывания будущей мировой революции и построения социалистического общества в собственной стране.

Этому способствовали общие хозяйственные связи и исторически сложившиеся разделение труда между возникшими советскими рес­публиками, стремление к общей внешней безопасности, однотипность государственного устройства и нахождение у власти единой полити­ческой партии РКП(б), в состав которой на правах областных партор­ганизаций входили республиканские компартии.

В 1920—1922 гг. все советские республики, образовавшиеся на тер­ритории бывшей Российской империи (РСФСР, Белорусская, Украин­ская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская ССР, а также Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная республики), заключили между собой соглашения о военном, экономическом и дипломатическом союзе.

В 1922 г. вопрос объединения республик был переведен в практи­ческую плоскость. В марте 1922 г. возникла Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), в состав кото­рой вошли Грузия, Армения и Азербайджан.

16 История России

 

В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) создало комиссию для рас­смотрения вопроса о взаимоотношениях РСФСР и других советских республик во главе с В.В. Куйбышевым. Решающую роль в ней играл И.В. Сталин, который был тогда наркомом по делам национальностей, а с апреля 1922 г. — Генеральным секретарем ЦК РКП(б). Он разра­ботал проект резолюции комиссии «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», в котором предусматривалось вступле­ние Украинской, Белорусской и Закавказских республик в РСФСР на правах автономных, а с Бухарой, Хорезмом и Дальневосточной респуб­ликой предполагалось сохранить уже существовавшие договорные от­ношения.

Проект И.В. Сталина получил неоднозначную оценку в партийно- государственных кругах. Осенью 1922 г. эти материалы были направ­лены В.И. Ленину, который предложил вместо сталинского плана ав- тономизации новую форму государственного объединения — образо­вание нового союзного государства как федерации равноправных республик.

В октябре 1922 г. ленинский план был обсужден и одобрен на всех уровнях республиканского руководства, а также съездах Советов.

30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов декларировал об­разование Союза Советских Социалистических Республик (СССР) и определил систему и компетенцию союзных органов власти.

31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов СССР утвердил пер­вую Конституцию СССР (схема 214).

16.3. Внутриполитическая борьба за власть и установление режима личной власти И.В. Сталина

Борьба за власть среди лидеров большевистской партии началась еще в последние годы жизни В.И. Ленина (схема 215). Ввиду болезни с конца 1922 г. он фактически отошел от руководства партией и страной, но сумел продиктовать ряд писем и статей, которые впоследствии ис­торики назовут ленинским политическим завещанием. Ключевым ста­ло «Письмо к съезду», где он предостерегал большевиков от возможно­го раскола, фракционной борьбы, бюрократизации и дал характеристи­ки наиболее значимым деятелям партии: И.В. Сталину, Л.Д. Троцкому, Г.Е.Зиновьеву, Л.Б.Каменеву, Н.И. Бухарину и Г.Л. Пятакову.


По мнению В.И. Ленина, главная опасность заключалась во взаимо­отношениях Л.Д. Троцкого и В.И. Сталина, что могло привести к рас­колу. И.В. Сталина, который сосредоточил в своих руках огромную власть, он оценил весьма нелицеприятно, отметив его грубость, каприз­ность, нетерпимость к критике, и предложил переместить с поста гене­рального секретаря ЦК РКП(б).


 

После смерти В.И. Ленина «Письмо к съезду» было доложено де­легатам XIII съезда РКП(б) (май 1924 г.), но И.В. Сталину удалось со­хранить за собой высший партийный пост.

Еще при жизни В.И. Ленина в партии существовали различные фракции. X съезд РКП(б), состоявшийся в марте 1921 г., официально запретил их, но неформально фракционность сохранялась и была пред­ставлена в Политбюро ЦК большевистской партии. Историки отмеча­ют четыре фракционные группы:

— И.В. Сталина, опиравшегося на партийный аппарат;

— Л.Д. Троцкого, возглавлявшего фракцию «левых коммунистов» (К.Б. Радек, Г.Л. Пятаков, Л.П. Серебряков, Н.Н. Крестинский, А.А. Иоффе, Х.Г. Раковский и др.);

— Г.Е. Зиновьева и Л.Б. Каменева, имевших прочные позиции в ле­нинградской партийной организации;

— Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова, М.П. Томского, «умеренных» членов Политбюро, обвиненных впоследствии в «правом уклоне» в партии.

Внутриполитическая борьба этих групп была обусловлена как лич­ными амбициями лидеров, так и разногласиями по проблемам партий­но-политических и экономических отношений в стране и мире.

И.В. Сталин в 1923—1924 гг. образовал вместе с Г.Е. Зиновьевым и Л.Б. Каменевым неофициальную руководящую тройку. Одновремен­но он старался наладить контакт с группой Н.И. Бухарина. Вместе с этими союзниками он выступил против Л.Д. Троцкого, который претен­довал на роль преемника В.И. Ленина.

В результате Л.Д. Троцкого обвинили в стремлении стать диктато­ром, и в январе 1925 г. он был снят с постов наркома по военным и морским делам и председателя Реввоенсовета, что стало началом кон­ца его политической карьеры.

Осенью 1925 г. триумвират Сталин — Зиновьев — Каменев распал­ся. Страх перед возрастающей политической силой И.В. Сталина при­вел к созданию Г.Е. Зиновьевым и Л.Б. Каменевым «новой оппозиции», которая потерпела поражение в декабре 1925 г. на XIV съезде ВКП(б).

В 1926 г. Л.Б. Троцкий, Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев сблокирова­лись для новой борьбы с И.В. Сталиным, но это было сделано с боль­шим опозданием, так как позиции И.В. Сталина и его сторонников ста­ли весьма сильны, и так называемая «объединенная оппозиция» в кон­це 1927 г. потерпела поражение. Все видные представители этого блока были исключены из партии. Л.Д. Троцкого в 1928 г. сослали в Алма-Ату, а в 1929 г. депортировали из СССР. В 1940 г. он был убит в Мексике агентом советских спецслужб.

И наконец, в 1928—1930 гг. наступила очередь группы Н.И. Буха­рина, А.И. Рыкова и М.П. Томского, которые ранее активно помогали И.В. Сталину в борьбе против других оппозиционеров. В период сло­ма нэпа и начала форсированной реконструкции советского общества они высказывали иные, чем сталинские, точки зрения на политику партии в деревне, по вопросам о темпах и методах социалистического строительства. Их обвинили в «правом уклоне» и удалили с руководя­щих постов.

В итоге в стране установился режим личной власти И.В. Сталина, превратившийся вскоре в культ личности.

16.4. Внешняя политика

Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. была на­правлена на реализацию двух взаимоисключающих задач, что опреде­ляло ее дуализм (двойственность) и противоречивость (схема 216).

С одной стороны, большевики продолжали верить в мировую рево­люцию, помогали мировому коммунистическому и рабочему движению и специально создали для этих целей в 1919 г. III Интернационал (Ком­интерн).

С другой стороны, ставка на скорую мировую революцию не оправ­далась, и советское правительство было вынуждено вести политику на установление нормальных межгосударственных и торгово-экономиче­ских отношений с зарубежными странами. При этом укреплялась обо­роноспособность и отражались любые попытки посягательств на тер­риторию страны.

Одной из главных задач Советской России стало урегулирование отношений с сопредельными государствами. В 1920 г. были заключе­ны договоры с Эстонией, Литвой, Латвией и Финляндией. В 1921 г. был подписан Рижский мирный договор с Польшей, результатом которого стала стабилизация западной границы. В этом же году были подписа­ны договоры с южными соседями: Ираном, Турцией и Афганистаном.

Постепенно началась нормализация отношений с ведущими капи­талистическими державами. В марте 1921 г. было заключено советско- английское торговое соглашение. Великобритания, а за ней и другие страны, официально не признав советское государство, тем не менее развивали с нашей страной внешнеэкономические связи.

Весной 1922 г. (с 10 апреля по 19 мая) состоялась международная конференция в итальянском городе Генуя по экономическим и финан­совым вопросам послевоенной Европы. В ней приняли участие 29 го-


Схема 216


сударств, в том числе и делегация Советской России во главе с нарко­мом по иностранным делам Г.В. Чичериным. Главный вопрос конферен­ции — судьба национализированного в России иностранного капитала и долги царского и Временного правительств.

Советская сторона была готова признать долги, но с учетом возме­щения собственных потерь, понесенных в период Гражданской войны и иностранной интервенции, которые, по подсчетам большевиков, суще­ственно превышали имущественные и финансовые претензии Запада. Решить эти вопросы на конференции не удалось, хотя они продолжали обсуждаться и на следующей международной конференции (15 июня — 22 июля 1922 г.) в Гааге.

16 апреля 1922 г. во время работы конференции в Генуе Германия и Советская Россия заключили договор, согласно которому стороны от­казывались от взаимных претензий и возобновляли дипломатические отношения. Впоследствии это переросло в тесное экономическое и во­енное сотрудничество.

В 1923 г. международное положение СССР осложнилось. 8 мая 1923 г. британское правительство направило советскому правитель­ству ноту, получившую название «ультиматум Керзона» (по имени ми­нистра иностранных дел Великобритании). В ней СССР был обвинен в проведении антибританской политики на Востоке и в течение 10 дней должен был выполнить ряд условий (отозвать советских представите­лей из Ирана и Афганистана, освободить английские рыболовные суда, арестованные в советских территориальных водах, и т.д.). Руководство Советского Союза не хотело обострять отношений и пошло на уступ­ки, поэтому ситуация нормализировалась.

В 1924—1925 гг. последовала целая полоса дипломатических при­знаний СССР крупными мировыми державами. В 1924 г. дипотноше- ния были установлены с Великобританией, Францией, Италией, Норве­гией, Швецией, Австрией, Грецией, Данией, Мексикой.

В январе 1925 г. была подписана советско-японская конвенция об основных принципах взаимоотношений. Япония согласилась начать эвакуацию войск с Северного Сахалина в обмен на предоставление концессий, в феврале того же года стороны установили дипломатиче­ские отношения.

Из ведущих стран только США оставались на позиции непризнания СССР.

В 1927 г. вновь обострились отношения с Великобританией. Анг­личане провели обыски в зданиях советских торговых представи­тельств, найдя якобы документы, носившие подрывной характер. Были разорваны дипломатические и торговые отношения, восстановленные только в 1929 г.

Летом в 1929 г. возник советско-китайский конфликт из-за КВЖД. Китай захватил там советские учреждения, арестовал советских граждан и установил полный контроль над КВЖД. В октябре — ноябре 1929 г. усилиями особой Дальневосточной армии под командованием В.К.Блюхера была разгромлена группировка китайских войск в полосе КВЖД. 22 декаб­ря 1929 г.в Хабаровске между СССР и Китаем был подписан протокол о восстановлении советской юрисдикции над КВЖД.