История России


Таблица 36
Время работы Партийно-политический состав и его численность Руководство Государственной думы Основные вопросы и направления деятельности
I Государст­венная дума — 24 апреля — 8 июня 1906 г. Кадеты — 161, трудовики — 97, мирнообновленцы — 25, социал-де­мократы — 17, партия демократи­ческих реформ — 14, прогрессис­ты — 12, беспартийные — 103, пар­тия союза автономистов: польское коло — 32, эстонская группа — 5, латышская группа — 6, группа западных окраин — 20, литовская группа — 7. Всего: 499 депутатов Председатель — С. А. Муромцев (кадет) Обсуждение вопроса о создании ответственного перед Госдумой министерства. Центральный вопрос — аграрный. Все предложения отклонены верховной властью. 9 июня 1906 г. Госдума распущена
II Государст­венная дума — 20 февраля — 2 июня 1907 г. Кадеты — 98, трудовики — 104, со­циал-демократы — 65, эсеры — 37, правые — 22, народные социалисты — 16, умеренные и октябристы — 32, партия демократических реформ — 1, беспартийные — 50, национальные группы — 76, казачья группа — 17. Всего: 518 депутатов Председатель — А.Ф. Головин (кадет) Центральный вопрос— аграрный (проекты кадетов, трудовиков, социал-демократов). Отказ от поддержки столыпинских аграрных реформ. Распущена по указу царя от 3 июня 1907 г. и введен новый избирательный закон
Государственная дума и опыт российского парламентаризма (1906 - 1917)


Время работы Партийно-политический состав и его численность Руководство Государственной думы Основные вопросы и направления деятельности
III Государ­ственная дума — 1 ноября 1907 г.— 9 июня 1912 г. Октябристы — 136, националис­ты — 90, правые — 51, кадеты — 53, прогрессисты и мирнообновлен- цы — 39, социал-демократы — 19, трудовики — 13, беспартийные — 15, национальные группы — 26. Всего: 442 депутата Председатели: октябристы Н.А. Хомяков (1907—1910), А.И. Гучков (1910—1911), М. В. Родзянко (1911—1912) Утверждение аграрного зако­нодательства по реформе П.А. Столыпина (1910). Принятие рабочего законода­тельства. Ограничение автономии Фин­ляндии
IV Государ­ственная дума — 15 ноября , 1912 г.— 6 октября 1917 г. Октябристы — 98, националисты и умеренные правые — 88, группа центра — 33, правые — 65, каде­ты — 52, прогрессисты — 48, социал- демократы—14, трудовики — 10, беспартийные — 7, национальные группы — 21. Всего: 442 депутата Председатель — М.В. Родзянко (октябрист) Поддержка участия России в Первой мировой войне. Создание в думе прогрессив­ного блока (1915) и его кон­фронтация с царем и прави­тельством

• административные — сопротивление части государственного ап­парата;

• социально-политические — борьба политических сил, как правых, так и левых, увидевших в реформах П.А. Столыпина угрозу своему влиянию;

• личные — сложные отношения с Николаем II и его ближайшим окружением.

В условиях острой политической борьбы осуществлялась работа российского парламента — Государственной думы, основные вехи дея­тельности которой приведены в табл. 36.

Реформы, проведенные в стране под воздействием революции 1905— 1907 гг., как это почти всегда бывало в истории России, оказались за­поздалыми и были возможны только в тех рамках, на которые согла­шалось самодержавие или на которые вынуждал народ. В связи с этим в общественном сознании стало формироваться представление о том, что революционное давление на власть становится предпочтительным средством политической борьбы в России. И события 1917 г. это под­твердили.

14.6. Россия в Первой мировой войне (1914-1918)

Первая мировая война была вызвана острыми экономическими и геополитическими противоречиями между главными мировыми держа­вами. Эти противоречия обусловливались столкновением интересов Англии, Франции, Германии, России, Австро-Венгрии и других стран (схема 195).

Особую активность в международных отношениях проявляла Герма­ния, стремившаяся к мировому господству и силовому переделу мира. Та­кая линия поведения привела к враждебным отношениям между Германи­ей и Англией (преимущественно из-за колоний), а также Францией (из-за Эльзаса и Лотарингии, захваченных немцами в результате франко-прус­ской войны 1870—1871 г., и Марокко, которое обе страны пытались пре­вратить в колонию). И у России существовали серьезные противоречия с Германией (прежде всего торгово-экономические, а также геополитичес­кие, связанные с вопросом о контроле над проливами и влиянием в Тур­ции) и Австро-Венгрией (из-за господства на Балканах).

Россия после поражения в войне с Японией не могла решать само­стоятельно масштабные международные задачи, проводила осторож­ную политику, но не оставляла своих традиционных внешнеполитиче-

Схема 195

 

ских приоритетов в борьбе за влияние на Балканах и проливы в Чер­ном море.

В 1907 г. Россия примкнула к франко-английскому союзу, что окон­чательно оформило военно-политический блок, именовавшийся Антан­той (в переводе с франц. — сердечное согласие). Ему противостоял Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия, которую с 1914 г. заменила Турция), образовавшийся в конце XIX в. В итоге мир раскололся на два противоборствующих блока, неустранимые противо­речия между которыми привели к мировому военному конфликту.

Поводом к войне послужило убийство в 1914 г. в г. Сараево чле­ном сербской националистической организации «Младо Босна» (боро­лась за освобождение Боснии и Герцеговины от австро-венгерской ок­купации и создание единого югославского государства) Гаврилой Принципом наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Фран­ца Фердинанда. В ответ на это Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, а затем объявила войну. Россия как гарант независимости Сербии начала общую армейскую мобилизацию. Германия потребова­ла ее прекращения, но, получив отказ, 19 июля 1914 г. объявила России войну (табл. 37). 21—22 июля в войну вступили союзники России— Франция и Англия. 26 июля было объявлено о состоянии войны меж­ду Россией и Австро-Венгрией. Впоследствии к воюющим сторонам присоединились еще более 30 государств.

Стремительное наступление русских войск в Восточной Пруссии помогло на Западном фронте англо-французским войскам выиграть сра­жение на р. Марне и предотвратить падение Парижа, так как Германия была вынуждена перебросить войска с Западного на Восточный фронт. Однако ошибки русского командования привели к поражению в Вос­точной Пруссии. Общие потери составили 250 тыс. солдат и офице­ров (убитыми, ранеными, попавшими в плен и без вести пропавшими). На Юго-Западном фронте русская армия выиграла в целом у Австро- Венгрии Галицийское сражение (август — сентябрь 1914 г.), заняла Восточную Галицию и оттеснила австрийцев к Карпатам.

В конце октября 1914 г. германские и турецкие корабли обстреля­ли русские города Причерноморья: Одессу, Севастополь, Феодосию и Новороссийск. В ответ на это Россия, а затем Англия и Франция объ­явили Турции войну. На Кавказе возник новый театр военных дей­ствий между Россией и Турцией.

Военная кампания 1914 г. не принесла решающего успеха ни одной из сторон. Германия не сумела реализовать «план Шлиффена», соглас­но которому предполагался быстрый разгром противника на Западе и Востоке.

В 1915 г. Западный фронт стабилизировался, и там в основном про­исходила позиционная борьба. Германия сосредоточила главные воен­ные силы на Восточном фронте с целью разгрома России и вывода ее из войны. В результате упорных боев Россия потеряла Польшу, части Прибалтики, Западной Белоруссии и Украины.

В этих условиях император Николай II 23 августа 1915 г. принял обя­занности верховного главнокомандующего вместо великого князя Нико­лая Николаевича, который руководил русской армией с начала войны.

Осенью 1915 г. русско-германский фронт стабилизировался по ли­нии Рига — Двинск — Барановичи — Пинск, и, несмотря на общую не­удачу в военной кампании 1915 г., Россия устояла, сохранила верность союзникам и продолжала сражаться.

В 1916 г. Германия вновь направила основной удар против Фран­ции. Практически весь год шли кровопролитные бои под французской

Таблица 37 Ход боевых действий в период Первой мировой войны
Даты Западный фронт Восточный фронт
1914 г.    
август Вторжение германских войск в Бельгию и Фран­цию по плану Шлиффена Наступление русских войск в Восточной Пруссии и Га­лиции
сентябрь Битва на Марне. Отход германских войск до р. Эны Отступление русских войск из Восточной Пруссии. Оже­сточенные бои в Польше
октябрь   Вступление Турции в войну на стороне Тройственного союза. Объявление Россией войны Турции
ноябрь — декабрь Переход противоборству­ющих сторон к позицион­ной форме ведения боевых действий Отражение наступления Тур­ции на Кавказе в ходе Сара- Камышинской военной опе­рации
1915 г.    
апрель Первое применение гер­манским командованием боевых отравляющих ве­ществ (газов) в районе г. Ипра -
май Переход Италии в стан Антанты и объявление ей войны Австро-Венгрией Прорыв германскими вой­сками фронта у Горлицы. На­чало отступления русских войск из Польши
сентябрь Стабилизация фронта. Пози­ционные бои
октябрь   Вступление в войну Болга­рии на стороне Германии и Австро-Венгрии. Разгром сербской армии на Балканах
1916 г.    
март Верденское сражение. л Ютландский морской бой
июнь — август Брусиловский прорыв не- мецко-австрийского фронта
июль — ноябрь Англо-французское наступ­ление на Сомме, первое применение танков  

 

Окончание табл. 37
Даты Западный фронт Восточный фронт
1916 г. август — декабрь Наступление англо-фран­цузских войск под Верде­ном Вступление в войну Румы­нии на стороне Антанты. Ок­купация значительной части Румынии австро-венгерскими войсками
1917 г.    
февраль — март Начало использования бомбардировочной авиации против гражданских объектов в тылу  
апрель Вступление в войну США на стороне Антанты. Объ­явление состояния войны с Германией  
июнь — июль   Неудачное наступление рос­сийской армии на русско- германском фронте
август - Распад Восточного фронта
сентябрь   Оккупация германскими вой­сками значительной части Прибалтики
октябрь — ноябрь Сражение у Камбре по инициативе английского командования  
1918 г.    
март — июль Последние попытки на­ступления германских войск на парижском направлении. Бои на Марне. Наступление англо-французских войск под Аррасом Заключение Брестского мира между Советской Россией и Германией
сентябрь — ноябрь Наступление англо-фран- цузских войск от Северно­го моря до р. Маас. При­мирение и выход Австро- Венгрии из войны Капитуляция Болгарии и Турции
11 ноября Подписание в Компьенском лесу перемирия после отречения германского кайзера. Окончание Первой мировой войны

крепостью Верден. С целью ослабления натиска на франко-германс- ком фронте Россия предприняла наступление на Юго-Западном фрон­те против Австро-Венгрии. Знаменитый Брусиловский прорыв, поста­вил на грань катастрофы союзника Германии, что вынудило ее пере­бросить части с Западного фронта.

На кавказском театре военных действий русская армия провела ряд успешных военных операций, что привело к взятию крепости Эрзе- рум и порта Трапезунд — главных баз турок для действия против рос­сийского Закавказья.

В конце 1916 г. стратегическая инициатива в войне перешла к Ан­танте.

Февральская революция 1917 г. не привела к выходу России из вой­ны, так как Временное правительство объявило о верности союзниче­скому долгу. Однако военные операции (в Галиции и Белоруссии) за­вершились провалом. Фронт распался, страна требовала прекращения войны. Большевики после прихода к власти на основании декрета о мире, принятого на II съезде Советов, начали переговоры с Германией.

Советская Россия вышла из Первой мировой войны, заключив с Германией и ее союзниками сепаратный и крайне унизительный для себя Брестский мирный договор (март 1918 г.), в соответствии с кото­рым от России отторгались огромные территории (Польша, Прибалти­ка, Украина, часть Белоруссии и Закавказья). Она обязывалась запла­тить большую контрибуцию (3 млрд рублей) и прекратить революци­онную пропаганду в странах Центральной и Восточной Европы.

Страны Антанты на Западном фронте добились победы над герман­ским блоком, закрепив это в 1919 г. Версальским мирным договором.

Россия понесла в войне самые значительные потери по сравнению с другими странами-участниками — 9 млн 347 тыс. человек (безвоз­вратные, санитарные потери и попавшие в плен). Потери основных противников составили: Германии — 7 млн 860 тыс. человек, Австро- Венгрии — 4 млн 880 тыс.

14.7. Культура

Модернизационные процессы в ^оссии на рубеже XIX—XX вв. привели к переломному состоянию культурно-духовной сферы обще­ства. Начался пересмотр устоявшихся ценностей, поиск нетрадицион­ных идей в духовной сфере. Этот период иногда называют Серебря­ным веком русской культуры. В общественном сознании доминировала атмосфера переходного времени, переживаемого страной. В наиболь­шей степени это отразилось на настроениях интеллигенции, часть ко­торой видела выход в религиозно-нравственных началах. Русская культура начала XX в. была уникальна и своеобразна, но по своему уровню и потенциалу не уступала мировой (схема 196).

Народное образование. В начале XX в. в сфере образования были достигнуты существенные положительные результаты. Увеличилось об­щее число учебных заведений различных типов и количество учащих­ся в них. Это дало возможность поднять общую грамотность населе­ния страны (лиц старше восьми лет) до 38—40% (канун 1917 г.).

В 1908 г. был принят закон о поэтапной школьной реформе, соглас­но которому предполагалось в течение 10 лет ввести обязательное бесплатное начальное обучение, но осуществить это не удалось. Больше половины населения страны (в основном крестьянство) оставались неграмотными.

Основной формой средних учебных заведений продолжали оста­ваться классические гимназии и реальные училища, число которых за­метно возросло.

Продолжало динамично развиваться и высшее образование. В 1909 г. открылся новый университет в Саратове. К 1914 г. в России было уже 150 вузов, в которых обучались свыше 127 тыс. студентов.


 

Важную роль играли частные учебные заведения (Психоневрологи­ческий институт В.М. Бехтерева, Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта и др.). В них преподавали крупные ученые (И.П. Павлов, М.М. Кова­левский, В.И. Семевский и др.).

Заметно расширялось женское высшее образование. В 1900 г. в Москве вновь были открыты Высшие женские курсы В.И. Герье, за­крытые в 1888 г. Аналогичные курсы создавались и в ряде губерн­ских городов (Саратове, Одессе, Ростове, Харькове и др.). Все они фи­нансировались за счет негосударственных средств. В 1911 г. был при­нят закон, уравнивающий права женщин и мужчин в получении высшего образования.

Печать и книжное дело. В области книгоиздания и выпуска перио­дики Россия добилась больших успехов. В первое десятилетие XX в. по количеству издаваемых книг Россия вышла на третье место в мире после Германии и Японии. Выходило много периодических изданий. Если в начале века выпускалось 125 легальных газет, то в 1912 г. их стало уже больше тысячи.

Наиболее крупными книгоиздателями того времени были:

• А.С. Суворин (1834—1912), который издавал одну из самых вли­ятельных и многотиражных газет «Новое время». Наряду с дорогими подарочными изданиями и справочниками («Вся Россия», «Вся Моск­ва», «Весь Петербург») он выпускал литературу по общедоступным це­нам в серии «Дешевая библиотека»;

• И.Д. Сытин (1851 —1934), начинавший свою трудовую деятель­ность учеником в книжной лавке в Москве. Затем он открыл соб­ственное дело по производству и продаже лубочных картинок, имев­ших огромный спрос. К началу XX в. И.Д. Сытин сосредоточил в сво­их руках издание и продажу просветительской и художественной литературы для простого народа через особую систему распростране­ния, главными в которой были книгоноши (их называли офени);

• А.Ф. Маркс (1838—1904), издававший один из самых популяр­ных и известных журналов «Нива», к которому в качестве приложе­ний выходили собрания сочинений отечественных и зарубежных писа­телей.

Наука. Уровень развития отечественной науки напрямую зависел от социально-экономического положения России. Российские ученые внесли свой весомый вклад в мировую науку (схема 197).

Создателем русской научной школы физиков был П.Н. Лебедев (1866—1912). Он впервые экспериментальным путем получил и иссле­довал природу и распространение миллиметровых электромагнитных волн, открыл и измерил давление света на твердые тела и газы. Его ра-


Схема 197

 

боты сыграли большую роль в разработке теории относительности и квантовой механики. Имя П.Н. Лебедева носит в настоящее время Физический институт Российской академии наук.

В.И. Вернадский (1863—1945) своей практической работой и на­учными исследованиями заложил основы новых наук: биохимии, био­геохимии, радиогеологии. Его учение о биосфере и ноосфере впо­следствии стало фундаментом современной экологической науки. В.И. Вернадскому была присуща широта взглядов и интересов. Кроме науки он занимался и общественно-политической деятельностью, был одним из лидеров кадетской партии.

Мировое признание получили работы великого русского ученого- физиолога И.П. Павлова (1849—1936), создавшего учение об условных рефлексах. В 1904 г. ему первому из русских ученых за исследования в области физиологии пищеварения была присуждена Нобелевская премия. Аналогичной высшей международной награды удостоился в 1908 г. другой русский ученый И.И. Мечников (1845—1916) за от­крытия в области иммунологии и инфекционных заболеваний.

В начале XX в. ученые продолжили теоретические изыскания К.Э. Циолковского (1857—1935), в которых он обосновал возможность космических полетов в будущем.

В 1913 г. на Русско-Балтийском заводе в Санкт-Петербурге нача­лось производство первого отечественного многомоторного самолета «Илья Муромец» конструкции И.И. Сикорского.

Серьезными научными исследованиями в области гуманитарных наук занимались историки С.Ф. Платонов (1860—1933), Н.П. Павлов- Сивальский (1869—1908), В.И. Семевский (1849—1916), а также лите­ратуроведы С.Ф. Венгеров (1855—1920), А.Н. Пыпин (1833—1904) и многие другие.

На рубеже столетий в России сложилась очень сильная школа рели­гиозной философии, которую представляли B.C. Соловьев (1853—1900), С.Н. Булгаков (1871 — 1944), Е.Н. Трубецкой (1863—1920), П.А. Фло­ренский (1882—1943), Н.А. Бердяев (1874—1948). В своих трудах они вели поиски нового религиозного сознания и русской идеи и ока­зали сильное влияние на ментальность русской интеллигенции. Рели­гиозная идеалистическая философия была одним из проявлений духов­ного ренессанса Серебрянного века и оказала воздействие на многие направления художественной культуры.

Художественная культура. Для нее характерны идейная проти­воречивость и неоднозначность не только художественных течений, но и творчества отдельных писателей, художников, композиторов. В это время возникает модернизм (в переводе с франц. — новейший, совре­менный), включавший такие сложные художественные явления, как символизм, акмеизм, футуризм и др. (схема 198). В них проникает дека- денство (в переводе с франц. — упадок) с проповедью безнадежности и упаднических настроений.

Литература. В начале XX в., с одной стороны, сохранялись тради­ции критического реализма, который продолжали развивать A.M. Горь­кий, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, В.Г. Короленко и др.; а с дру­гой — происходил поиск новых изобразительных средств и форм в русле модернистических тенденций, отличавшихся философскими, эти­ческими и эстетическими позициями, разнообразием стилистических и языковых выражений, парадоксальностью рифм и образов.

Принципы символистов отстаивали В.Я. Брюсов, А.А. Блок, К.Д. Баль­монт. К акмеистам принадлежали Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Ман-