Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

Получение крестьянами личной свободы и общегражданских прав

Освобождение крестьян с землей, т.е. с полевым наделом, размер которого в зависимости от региона России (черноземные, нечерно­земные, степные губернии) был разный и колебался от трех до 12 десятин

Получение крестьянами земли не безвозмездно, а за выкуп у помещика. До совершения выкупной сделки крестьяне считались временнообязанными и должны были выполнять прежние повинности — барщину и оброк

Установление размера выкупа за землю в зависимости от величины денежного оброка крестьянина и приравнивание его к капиталу, который в банке должен приносить доход в размере 6% годовых. Например, если в нечерноземных губерниях оброк равнялся в среднем 10 руб. в год, то выкупная сумма должна была со­ставлять:

10 руб. = 6%

=> (10 х 100): 6 = 166 руб. 66 коп.

X руб. = 100%

При этом 20% выкупной суммы крестьянин должен был единовре­менно выплатить помещику самостоятельно, а 80% давало в долгосрочный кредит (на 49 лет) государство при 6% годовых

В течение девяти лет (до 1870 г.) кревтьяне не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину

Требование возврата крестьянами, в пользовании которых было больше земли, чем предусматривалось нормами реформы, излишек помещику (так называемых отрезков)

Механизм реализации крестьянской реформы

Учреждался специальный институт мировых посредников, кото­рые назначались из дворян и которые в течение двух лет со­вместно с сельскими старостами составляли уставные грамоты, где определялись условия освобождения каждой конкретной крестьянской семьи


Для нового поземельного устройства крестьян было решено со­здать сельские общества на основе общины. Крестьянская соседская об­щина — явление всемирного масштаба, зародившееся на заре челове­ческой истории и продолжающее существовать во многих странах и в настоящее время.

Русская крестьянская община — поземельная соседская организа­ция мелких непосредственных производителей — представляла собой и экономическое объединение, и низшую административную единицу. Община решала вопросы распределения и эксплуатации земельного фонда (переделы полей и лугов, использование пастбищ и лесов). В ка­честве административной единицы община получила узаконенный ста­тус в соответствии с принятым 19 февраля 1861 г. «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», что определило офи­циально признанную структуру и полномочия сельского общественного управления. Регулирование внутриобщинных отношений производилось согласно накопленному опыту, нашедшему отражение в неписаном сло­жившемся праве. На его основании строилась деятельность общинных институтов, совокупность которых составляла крестьянский мир.

Все вопросы обсуждались и решались на сельском сходе, объединяв­шем крестьян каждого помещичьего имения. Организационные и хозяй­ственные вопросы решал и координировал сельский староста, избирае­мый на три года. Несколько сельских обществ образовывали волость, которую возглавлял волостной старшина, выполнявший полицейские и административные функции.

Крестьяне освобождались с землей. Размер земельного надела, ко­торый они получали согласно реформе 1861 г., определялся на основе добровольного соглашения между помещиком и крестьянином при уча­стии мирового посредника и сельского старосты, но в пределах уста­новленных государством определенных норм. В зависимости от регио­нов эти нормы составляли:

— в черноземных губерниях — от 1 '/2 до 4 десятин[22] земли;

— в нечерноземных — от 1 до 7 десятин;

— в степных губерниях — от 3 до 12 десятин.

Помещики имели право сохранять за собой не менее '/3 всей земли, которой они владели раньше. Если крестьяне пользовались большим количеством земли, чем предусматривалось в Положении от 19 февра­ля 1861 г., то часть излишков, которые именовались отрезками, отбира­лась в пользу помещиков.

Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Они должны были единовременно заплатить помещику 20% стоимости надела, а осталь­ную часть выплачивало государство, но с возвратом ему данной суммы в течение 49 лет с процентами. Размер выкупных платежей в зависи­мости от района России был разным, но рассчитывался исходя из вели­чины денежного оброка, который платил крестьянин помещику. На­пример, если в нечерноземных губерниях оброк был 10 рублей в год, то выкуп за земельный надел составлял 166 рублей 66 копеек.

Все крестьяне до заключения выкупной сделки, а также те, кто не смог заплатить 20% стоимости надела, считались временнообязанными и должны были в полном объеме выполнять прежние повинности — бар­щину и оброк, хотя были лично свободными.

Решение вопросов, связанных с проведением реформ, возлагалось на специально созванный институт мировых посредников — лиц, на­значаемых Сенатом из местных дворян для составления уставных гра­мот, в которых определялись конкретные условия освобождения каж­дой крестьянской семьи. Они также рассматривали земельные споры между помещиками и крестьянами.

В основе реформы лежал принцип постепенности, т.е. в течение двух лет необходимо было составить уставные грамоты, в течение де­вяти лет крестьянин не мог отказаться от своего земельного надела и покинуть общину.

Крестьянская реформа охватила также удельную и государствен­ную деревни (схема 156).


 

Удельные крестьяне (т.е. принадлежавшие императорской семье) получили свободу еще в 1858 г. Их поземельное устройство, повиннос­ти и выкуп были определены в 1863 г. на основании общих положений реформы по отмене крепостного права специальным царским указом. Для государственных крестьян новое поземельное устройство было закреплено законом в 1866 г. Они продолжали пользоваться прежними наделами, а на выкупные платежи были переведены только в 1886 г.

12.2. Реформы 1860—1870-х гг.

Изменение социально-экономического уклада страны (отмена кре­постного права) повлекло за собой реформы в других сферах обще­ства (схема 157).

Схема 157

 

Важным событием стало осуществление с 1 января 1864 г. земской реформы (схема 158). Еще в период подготовки крестьянской рефор­мы встал вопрос о новой системе местного управления. Прежде фор­мально обязанности по заботе и организации управления крестьянами государство возлагало на помещиков. Отмена крепостного права ис­ключила такую возможность, поэтому вопросы местного самоуправле­ния было решено передать земствам. В основу земской реформы поло­жены следующие принципы:

• отделение земства от административной власти;

• всесословное выборное земское представительство;

• определенная обособленность и хозяйственно-финансовая само­стоятельность.

Согласно Положению о губернских и уездных земских учреждени­ях от 1 января 1864 г. земства создавались «для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой гу-


Отделение земств от административной власти
Всесословное выборное земское представительство
Хозяйственно-финансовая самостоятельность

Создание в уездах и губерниях выборных органов местного самоуправления
Землевладельческой
Земское самоуправление: выборы гласных (депутатов от земств) один раз в три года по избирательным куриям
Вопросы местного хозяйственного значения (строи­тельство дорог, школ, больниц, развитие местной промышленности, обеспечение про­довольствием и т.д.)
Городской
Крупные и средние земельные собственники
Городские собственники

Крестьянской Сельские крестьянские общества

Уездное земское собрание   Уездная земская управа
Председатель   Председатель
Губернское земское собрание   Губернская земская управа
Председатель   Председатель

бернии и каждого уезда...» В структуру этих «дел» входили вопросы благоустройства, просвещения, здравоохранения, социального призре­ния, страхования, попечения о местной торговле и промышленности. Выборы в земства проходили один раз в три года по куриям, т.е. в соот­ветствии с определенным имущественным цензом. Граждане подразде­лялись на три разряда:

S сельские общества (крестьяне);

S горожане;

S все остальные земельные собственники (в основном дворянство).

Выбранные по куриям назывались земскими гласными (всего по России их должно было быть 13 329), они собирались один раз в год на губернские и уездные собрания, где выбирали свои исполнительные органы (земские управы) и решали основные проблемы в соответ­ствии с кругом собственных полномочий. Финансовой опорой деятель­ности земских учреждений были местные сборы, назначаемые самими земствами.

Как и все реформы этого периода, земская реформа имела ряд терри­ториальных и административных ограничений. Территориальные огра­ничения сводились к тому, что земства вводились только в 34 губерни­ях Центральной России. Административные ограничения заключались в строгой регламентации предметов ведения, а также в установлении контроля губернатора над постановлениями земских учреждений. Ста­тья 9 указанного выше Положения о земствах гласила: «Начальник гу­бернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим пользам...»

16 июня 1870 г. было утверждено новое Городовое положение, со­гласно которому повсеместно создавались всесословные органы го­родского общественного самоуправления с широкими полномочиями по благоустройству городов и развитию их экономики, а также обеспе­чению других городских нужд и т.д. (схема 159).

Созданные ранее земские учреждения были дополнены аналогич­ным городским самоуправлением.

«1) Попечение о распоряжении по городскому хозяйству и благоус­тройству предоставляется городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением — губернатору на точном основа­нии правил настоящего Положения...

<...>

15) учреждения городского управления суть:

1) городские избирательные собрания, 2) городская дума и 3) город­ская управа...»

(Из Городового положения от 16 июня 1870 г.)

Схема 159

 

Самой радикальной и последовательной была судебная реформа, осуществленная путем введения в правовую сферу новых судебных уставов, утвержденных 20 ноября 1864 г. (схема 160). Согласно этим нормативным актам закреплялись самые передовые по тем временам принципы организации судопроизводства и ведения судебных процес­сов. К ним относились:

• бессословный характер суда и равенство всех граждан перед за­коном;

• отделение судебной власти от административной и провозглаше­ние несменяемости судей;

• гласность и состязательность судопроизводства;

• введение новых правовых институтов:

— присяжных заседателей, для рассмотрения сложных уголовных дел и вынесения вердикта (виновен или невиновен);

— присяжных (частных) поверенных — адвокатов, которые осу­ществляли юридическое консультирование и защиту сторон;

• сокращение числа судебных инстанций и упрощение системы судопроизводства.

В соответствии с проведенной реформой судебная система России стала иметь пять инстанций: 1) мировой суд, 2) съезд мировых судей, 3)окружной суд, 4) судебная палата, 5) Сенат (схема 161).

Схема 160

 

Судебная реформа 1864 г. была серьезным шагом России на пути к формированию гражданского общества и правового государства. Мно­гие компоненты этой реформы нашли свое применение и в современ­ной судебной системе Российской Федерации.

Подготовку и проведение военной реформы в России осуществлял Д. А. Милютин, ставший в 1861 г. военным министром (схема 162). Он начал с облегчения службы солдата, добившись в 1863 г. уменьшения ее срока до 15 лет, отмены телесных наказаний, введения обучения сол­дат грамоте, запрета на отдачу в солдаты за преступления.

Схема 161

 

Весь комплекс военных реформ включал в себя следующее:

• сокращение численности армии;

• учреждение системы военных округов, т.е. децентрализацию во­енного управления в стране;

• отмену рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности (с 1 января 1874 г.).

Новый устав о воинской повинности вводил одинаковые для всех сословий условия службы в армии. "Для молодых людей устанавли­вался единый срок призыва с 20 лет, срок действительной службы со­ставлял шесть лет, после чего на девять лет шло зачисление в запас и затем до 40 лет — в ополчение. При этом допускались для всех сосло­вий льготы по семейному положению (не брали в армию единствен­ного сына у родителей, единственного брата-кормильца при детях-сиро­тах, тех, у кого были братья, не достигшие 18-летнего возраста, и др.).

Все годные к службе по состоянию здоровья зачислялись в ряды новобранцев по жребию в порядке вытянутых номеров, пока не дава­ли известного количества ежегодно устанавливаемой призывной кво­ты для каждого округа.

Были также и льготы относительно отбывания воинской повиннос­ти в соответствии с полученным образованием. Для лиц, получивших высшее образование, срок службы сокращался до полугода, для имев-

Схема 162

 

ших среднее образование — до двух лет, а для закончивших городское или уездное училище либо четырехклассную прогимназию — до трех лет. После окончания начальных училищ служить должны были четы­ре года.

Военные преобразования, бесспорно, сделали российскую армию более дееспособной, раскрепощенной и были нацелены на ликвидацию сословных ограничений. Недаром эту реформу называют одной из са­мых гуманных реформ 60—70-х гг. XIX в.

Важное место в ряду «великих» реформ занимала реформа системы народного образования (схема 163). В 1860—1870-е гг. произошел по­ворот в сторону развития и становления женского образования. В 1860 г. было принято Положение о женских училищах, которые могли создаваться во всех губернских городах и были аналогами мужских гимназий. Гораздо сложнее обстояло дело с получением женщинами высшего образования, так как в университеты они не допускались, по­этому было разрешено под контролем министерства народного просве­щения создавать Высшие женские курсы университетского типа (в




1872 г. в Москве были созданы курсы Герье[23], в 1878 г. — Бестужевс­кие курсы в Петербурге[24]).

Серьезные изменения произошли в системе начального и среднего мужского образования. Были приняты новые документы: Положение о начальных народных училищах (14 июля 1864 г.) и Устав гимназий и прогимназий (19 ноября 1864 г.). Тем самым государственно-церков­ная монополия на просвещение и учебные заведения утратила свою силу. Теперь с соответствующего разрешения органов министерства народного просвещения создавать учебные заведения могли земства, общественные организации, а также частные лица. В этих документах также закладывались основы деления средней школы на классиче­скую (гуманитарную) и реальную (техническую).

Изменения произошли и в системе высшего образования. Так, 18 ию­ня 1863 г. был утвержден новый университетский устав, дававший выс­шим учебным заведениям значительную автономность. Существенное внимание в этом документе было уделено выборному началу: все ва­кансии заполнялись путем выборов, в том числе профессорские. Де­мократические традиции, исходившие из университетской среды, стали важным фактором общественной жизни России.

12.3. Общественное движение

Проводимые в России реформы 1860—1870-х гг., несмотря на их значимость, были ограниченны и противоречивы, что способствовало усилению идейно-политической борьбы и привело к окончательному оформлению трех направлений в общественном движении: революци­онного, либерального, консервативного (схема 164).

Консерватизм (в переводе с франц. и лат. — сохранять) как обще­ственное идейно-политическое течение отстаивал сохранение и незыб­лемость традиционных основ и устоев в обществе. Сторонники кон­серватизма стояли на страже самодержавия, которое, по их мнению, яв­лялось важнейшим стержнем государства, ратовали за свертывание реформ и проведение контрреформ, сохранение помещичьего землевла­дения. Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Тол­стой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский и др.




Оплотом и одновременно сферой распространения консерватизма считались чиновно-бюрократический государственный аппарат, цер­ковь, значительная часть периодической печати. Консервативный тра­диционализм признавался официальной идеологией России до 1917 г.

Либерализм (в переводе с лат. — свободный) как общественно-по­литическое течение возник прежде всего в среде интеллигенции, кото- ряя выступала за введение конституционных начал в политико-право- иую систему, демократические свободы и продолжение реформ. Либе­ралы были противниками революции и отстаивали эволюционный путь развития страны, поэтому они были готовы к сотрудничеству и компромиссам с самодержавием. Их деятельность в основном состояла к подаче на имя императора «всеподданнейших адресов» — ходатайств с предложениями программ возможных преобразований в работе зем­ских учреждений и т.п. Идеологическое обоснование российского ли­берализма можно найти в трудах К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина и др.

Либеральное общественное движение было достаточно аморфно, не имело какой-либо устойчивой организационной структуры. Между его различными группами существовали серьезные разногласия.

Печатным органом западнических либералов был влиятельный жур­нал «Вестник Европы», которым руководил М.М. Стасюлевич. Постоян­ными авторами издания были писатели И.А. Гончаров, Д.Н. Мамин-Сиби­ряк, М.Е. Салтыков-Щедрин, историки В.И. Герье, С.М. Соловьев и др.

Представители славянофильского либерализма группировались вок­руг журнала «Русская беседа», во главе которого стоял А.И. Кошелев.

В конце 1870-х гг. земские либералы (И.И. Петрункевич и С.А. Му­ромцев) выдвинули идею учреждения в России земского представи­тельства при верховной власти. В значительной степени это было свя­зано с тем, что в конце царствования Александра II ключевые посты в исполнительной власти занял М.Т. Лорис-Меликов[25]. Основу програм­мы его деятельности составляла идея сотрудничества с либеральными кругами общества, перевод их из оппозиции в лагерь союзников по борьбе с революционным движением. Ему удалось установить друже­ские отношения с историком и издателем журнала «Русская старина» М.И. Семевским, профессором правоведения А.Д. Градовским, извест­ным юристом М.Ф. Кони, либералом К.Д. Кавелиным и др.

л

28 января 1881 г. М.Т. Лорис-Меликов представил императору доклад, называемый иногда историками и публицистами без достаточных основа­ний «конституцией Лорис-Меликова». Суть проекта состояла в учрежде­нии подготовительных комиссий с привлечением к участию в них предста­вителей земских органов. Комиссиям предстояло обсуждать законопроек­ты, высказывать свое мнение до момента их внесения в Государственный совет. Конечно, данный проект нельзя назвать конституцией, так как он пол­ностью сохранял принцип неограниченной самодержавной власти и карди­нально не затрагивал политическую систему страны.

Александр II в основном одобрил проект, но 1 марта 1881 г. в ре­зультате террористического акта он был убит народовольцами. Всту­пивший на престол Александр III и его реакционное окружение отверг­ли предложение М.Т. Лорис-Меликова, ушедшего вскоре в отставку.

Самыми активными в общественном движении были представите­ли революционного направления, которые стремились к коренному переустройству общества, преимущественно насильственным путем. Идейной основой этого служила теория особого, некапиталистического развития России путем общинного социализма, идеологами которого были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Они критиковали капитализм и предполагали, что ячейкой будущего социалистического общества должна стать крестьянская община. Эти теоретические воззрения по­влияли на формирование нового радикального течения — народниче­ства (схема 165).

Пути достижения нового справедливого общества были сформули­рованы другими идеологами революционного народничества, заложив­шими основы трех идейных течений:

S бунтарского (анархистского). Его идеолог М.А. Бакунин (1814— 1876) считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и по­этому его надо поднять на революцию, которая должна уничтожить го­сударство и создать вместо него федерацию самоуправляющихся об­щин и ассоциаций;

S пропагандистского. Его основатель П.Л. Лавров (1823—1900) утверждал, что народ не готов к революции, поэтому главное внимание он уделял длительной пропаганде социалистических идей и считал, что «разбудить» крестьянство должна передовая часть российской интел­лигенции;

S заговорщического. Теоретик этого течения П.Н. Ткачев (1844— 1885) в своих воззрениях о возможной революции в России делал ак­цент на заговор с целью государственного переворота силами профес­сиональных революционеров. Захват власти, по его мнению, должен быстро вовлечь народ в социалистическое переустройство.