Смерть Александра I. Династический кризис. Междуцарствие

Хронология выступления декабристов

В результате неожиданной смерти 19 ноября 1825 г. императора Александра I возникает династический кризис, так как первоначально страна присягнула его брату Константину, не зная о его отказе в 1822 г. от прав на престол. Была назначена присяга новому императору, Николаю I, младшему брату Александра.

Этим и решили воспользоваться члены тайных обществ для со­вершения государственного переворота.

13 декабря 1825 г. на квартире К. Рылеева в Петербурге состоя­лось последнее заседание членов Северного общества. Они решили вывести находящиеся под их влиянием войска на Сенатскую площадь в Петербурге и принудить Сенат, Синод и Госсовет не присягать Николаю I, а принять «Манифест к русскому народу», в котором декларировалось:

■S уничтожение бывшего правления;

S учреждение временного (до установления постоянного) выборного правления;

S уничтожение права собственности, распространяющееся на людей;

S равенство всех сословий перед законом;

S уничтожение рекрутских повинностей и военных поселений

Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге


 

 


14 декабря 1825 г. были выведены Московский полк, шесть рот Лейб- гренадерского полка, Морской гвардейский экипаж и пострены в боевые порядки (каре)

Всего около 3 тыс. солдат и 30 офицеров


S Николай I предпринял попытку с помощью духовенства (митрополита Серафима) и популярного в войсках военачаль­ника (генерала Милорадовича) мирным путем ликвидировать выступление, но неудачно. Петербургский генерал-губернатор А.А. Милорадович был убит декабристом П.Г. Каховским. В итоге Николай I отдал приказ верным войскам расстрелять восставших из пушек. Восстание декабристов было подавлено

Выступление Южного общества. Восстание Черниговского полка (29 декабря 1825 г. — 3 января 1826 г.)

13 декабря 1825 г. был арестован руководитель Южного общества П.И. Пестель.

24 декабря 1825 г. руководители Васильковской управы Южного общества С. Муравьев-Апостол и М. Бестужев-Рюмин узнали

о разгроме восстания в Петербурге.

25 декабря 1825 г. они были арестованы и заключены под стражу, но вскоре их освободили члены Общества соединенных славян.

29 декабря 1825 г. С. Муравьев-Апостол поднял восстание Черниговского полка. Цель — соединение с другими частями, где было сильное влияние декабристов, и поход на Петербург. 3 января 1826 г. мятежный отряд был разгромлен правительственными войсками. С. Муравьева-Апостола и М. Бестужева-Рюмина захватили на поле боя

Схема 144 (окончание)

рал-губернатор М.А. Милорадович и стал уговаривать солдат разой­тись. Он был популярен в армии и. умел разговаривать с солдатами. Тогда декабрист П.Г. Каховский выстрелом смертельно ранил генера­ла. К 13 часам к восставшим присоединился отряд лейб-гренадер под командованием Н.А. Панова и А.Н. Сутгофа и гвардейский морской экипаж под руководством капитан-лейтенанта Николая Бестужева (старшего брата Александра и Михаила). Всего на площади собралось около 3 тыс. солдат и матросов и 30 офицеров.

Но план восстания, выработанный накануне, рушился, избранный диктатором (руководителем) восстания С.П. Трубецкой на площадь не явился. Сенат присягнул новому императору рано утром, его члены уже разъехались, поэтому принимать «Манифест к русскому народу» было попросту некому, не реализовались также планы по захвату Зим­него дворца и Николая I. К 15 часам декабристы новым руководителем восстания избрали Е.П. Оболенского, но время было упущено, царь стя­нул к площади крупные силы и к 16 часам восставшие были расстре­ляны из пушек. Затем начались аресты. Через две недели произошло восстание на юге страны (выступление Черниговского полка).

13 декабря 1825 г. был арестован руководитель Южного общества П.И. Пестель. Только 24 декабря оставшиеся на свободе одни из руко­водителей Васильковской управы Южного общества С. Муравьев- Апостол и М. Бестужев-Рюмин узнали о разгроме восстания в столи­це. Через день они были арестованы и заключены под стражу, но чле­ны Общества соединенных славян освободили их. В этих условиях С.Муравьев-Апостол поднял 29 декабря 1825 г. восстание Чернигов­ского пехотного полка. Он намеревался соединиться с другими воин­скими частями, которые находились под сильным влиянием декабристов, и двинуться на Петербург. Но смелым планам не суждено было сбыть­ся. 3 января 1826 г. мятежный отряд был встречен правительственны­ми войсками и разгромлен. Раненый в голову С.Муравьев-Апостол вместе с другими восставшими был захвачен на поле боя.

Царь жестоко расправился с декабристами, была создана специаль­ная следственная комиссия для выявления причин и обстоятельств ан­типравительственного выступления. Верховному уголовному суду были преданы 121 человек, из них пятерых приговорили к смертной казни (П.И. Пестеля, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рю- мина, К.Ф. Рылеева, П.Г. Каховского). Многие были осуждены на раз­личные сроки каторжных работ, ссылку и поселение в Сибири. Солда­ты, участвовавшие в восстании, подверглись телесным наказаниям и были сосланы на Кавказ, в действующую армию (схема 145).


 

Выступление декабристов было первой открытой попыткой изме­нить систему правления в России, ликвидировать главный тормоз в развитии страны — крепостное право — и получить свободу. И в этом — их неоценимое значение. Именно декабристы открыто заяви­ли о главных негативных явлениях российской действительности, что позволило последующим поколениям на основе их идей добиться ре­форм в России.

Велик вклад декабристов в развитие русской культуры. Их облик и идеи оказали огромное воздействие на творчество писателей, худож­ников, ученых. А сами они оказали значительное влияние на распро­странение просвещения и культуры в Сибири.

Декабристы занимают достойное место в истории Отечества и слу­жат примером бескорыстного служения Родине и готовности нести любые лишения ради благополучия страны и ее народа (схема 146).

Схема 146

 

Контрольные вопросы

1. Как происходило экономическое и социальное развитие России в нача­ле XIX в.?

2. Согласны ли вы с утверждением А.С. Пушкина: «Дней Александровых прекрасное начало»?

3. Каковы были реформаторские замыслы М.М. Сперанского и чем закон­чились его начинания?

4. В чем проявились попытки верховной власти приблизиться к разреше­нию крестьянского вопроса?

5. Каковы были основные направления внешней политики России?

6. В чем заключались причины Отечественной войны 1812 г.?

7. Почему Франция потерпела поражение в 1812—1815 гг.?


8. Каковы идейные истоки декабризма? Было ли их выступление обречено на неудачу?

Литература

Абалихин В.В., Дунаевский В.А. 1812 год на перекрестке мнений совет­ских историков. 1917—1987. М„ 1990.

Богданов JI.П. Военные поселения в России. М., 1992.

Валлотон А. Александр I. М., 1991.

Гордин Я.А. События и люди 14 декабря. М., 1987.

История внешней политики России: первая половина XIX века. М., 1995.

История государства Российского. Жизнеописания XIX века. Первая поло­вина. М., 1997.

Корнилов А.А. Курс истории XIX века. М., 1993.

Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в Рос­сии в начале XIX века. М., 1989.

Орлик О.В. Россия в международных отношениях. 1815—1829. М., 1998.

Сахаров А.Н. Александр I. М., 1998.

Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII—XIX вв. М., 1988.

Тартаковский А.Р. Неразгаданный Барклай: легенды и быль 1812 года. М., 1996.

Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. М., 1994.

Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. М., 1988.

Томсинов В.А. Аракчеев. М., 2003.

Трубецкой А.С. Александр I. М., 1989.

Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, полити­ческие взгляды М.М. Сперанского. М., 1989.

Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992.

Федоров В.А. М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев. М., 1997.

11. ПРАВЛЕНИЕ НИКОЛАЯ I

11.1. Ужесточение внутренней политики во второй трети XIX в.

Николай I вступил на престол в условиях политического и соци­ально-экономического кризиса. Восстание декабристов, которое было жестоко подавлено, и сложная ситуация в государстве требовали от Николая I проведения жесткого курса внутренней политики, направ­ленного на укрепление самодержавной власти. Вместе с тем он пре­красно понимал, что реформы в России необходимы, но старался осу­ществить неторопливое и консервативное их проведение. В этом заклю­чалась сущность политики царя, правившего страной на протяжении 30 лет (схема 147).

Одной из главных целей политики Николая I было усиление само­державия, распространение власти императора на максимально широ­кую сферу деятельности государственного управления. Для реализа­ции этой цели прежде всего была проведена реорганизация высших го­сударственных учреждений. Усилилась роль генерал-адъютантов и флигель-адъютантов, которые должны были выполнять функции конт­ролеров во всех сферах жизнедеятельности российского общества.

Принципиально менялось значение Собственной Его Императорс­кого Величества канцелярии. В соответствии с указами 1826 г. повы­шалась ее роль в деле государственного управления, его правового обеспечения и ужесточения политического сыска. Канцелярия была разделена на отделения по направлениям деятельности.

В функции I отделения канцелярии входило ежедневное информи­рование царя по всем вопросам жизни страны. Почти все ведомства должны были каждый день по утрам доставлять в это отделение крат­кие сведения о своей деятельности, а также представлять дела, которые должен был рассматривать сам император.

Обязанности II отделения канцелярии заключались в законотвор­ческой деятельности. Его главной задачей стала систематизация и ко­дификация законов.

Особая роль в структуре канцелярии отводилась III отделению, ко­торое должно было возглавить политическую полицию страны. Одним из инициаторов его создания был А.Х. Бенкендорф, представивший в январе 1826 г. царю проект «Об устройстве высшей полиции». Нико­лай I поддержал данный проект и назначил автора ответственным за реализацию его на практике. Ведению III отделения подлежали:

— «все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей полиции»;

— сбор сведений о сектантах и раскольниках;

— дела о фальшивомонетчиках и подделке документов;

— контроль за лицами, состоящими под надзором полиции;

— «высылка и размещение людей, подозреваемых и вредных»;

— места заключения, в которых содержались государственные преступники;

— «все постановления и распоряжения об иностранцах»;

— ведение ведомостей «о всех без исключения происшествиях»;

— «статистические сведения, до полиции относящиеся».

События 14 декабря 1825 г. оказали огромное влияние на организа­цию политической полиции. Самое невинное проявление обществен­ной инициативы казалось Николаю I опасным, ему чудился призрак революционного выступления. Вследствие этого в стране установил­ся усиленный полицейский контроль.

Идеалом государственного управления стали военные порядки со строгой дисциплиной и ответственностью, так же как в свое время для Петра I. Николай I стремился распространить эти принципы на все сферы общества. Отсюда — военизация управления государством. Воен­ные стали управлять сугубо гражданскими ведомствами (лесными, гор­ными), 41 из 53 российских губерний возглавляли военные губернато­ры.

Вместе с тем было бы неверно представлять Николая I этаким ту­пым солдафоном, реакционером и мракобесом, как у нас это иногда дела­лось. Он был умным человеком, получившим преимущественно военное образование и воспитание, и управлял страной в соответствии со сво­ими воззрениями, доминирующую роль в которых играли незыбле­мость самодержавия, жесткость, порядок и дисциплина.

Подтверждает это отношение императора к народному образова­нию. Он понимал несомненную ценность просвещения для развития страны, но жестко поставил его под свой контроль, имев вполне кон-



Схема 147


кретную цель — создание такой системы образования и воспитания, которая исключала бы возможность развития революционных настро­ений и обязательно была направлена на формирование верноподданни­ческих и охранительных взглядов. Исполнителем этого курса становится министр народного просвещения граф С.С. Уваров. Именно он в 1834 г. создал известную теорию официальной народности «православие — са­модержавие — народность», ставшую идеологической основой всей системы гуманитарного образования и воспитания в России в XIX в. В период правления Николая I расширилась возможность получения образования — постоянно увеличивалось число гимназий и уездных училищ, а также количество учащихся в них.

Но наряду с этим в 1835 г. был принят новый университетский ус­тав, серьезно изменивший статус университетов и значительно огра­ничивший их автономию. По прежнему уставу 1804 г., период действия которого был одним из самых блестящих в истории отечественного просвещения, во главе управления образованием в провинции стояли университеты. По новому уставу они отстранялись от заведования учебными делами в среднем и низшем звеньях, руководство образова­нием возлагалось теперь на попечителей учебных округов, большин­ство из которых были генералы, обладающие военно-консервативным мышлением. Министерство получило широкую возможность вмеши­ваться в деятельность университетов, право утверждать и назначать преподавателей, что означало утрату их автономного устройства.

Реакционное направление политики Николая I проявилось и в других сферах культурной и духовной жизни. Так, в 1826 г. был принят новый цензурный устав, который прозвали «чугунным». Цензоры бдительно следили, чтобы в художественных произведениях и прочих публика­циях не порицался монархический" строй, чтобы отсутствовало религи­озное вольномыслие, чтобы не было несанкционированных предложе­ний о возможных преобразованиях. Цензура, являвшаяся на первых порах прерогативой министерства народного просвещения как главно­го идеологического ведомства, очень скоро стала осуществляться все­ми основными государственными бюрократическими структурами, что превзошло все разумные пределы. Например, даже управление конно­заводства обзавелось собственной цензурой. Но и этого оказалось мало. В 1848 г. для руководства цензурными органами был создан спе­циальный Цензурный комитет, строго следивший за печатью и сурово каравший за малейшие, самые невинные, намеки на свободу и отступле­ния от официального курса.

Жестоко расправилось царское правительство с раскольниками и сектантами (духоборами, молоканами и др.), считавшимися вредными для общества элементами. Их арестовывали, ссылали в Сибирь, отдава­ли в солдаты, уничтожали целые поселения. По существу, отступление от православной веры стало рассматриваться как уголовное преступ­ление.

Подавление польского восстания 1830—1831 гг. позволило Нико­лаю I уничтожить элементы представительства и конституционализма в Польше. Вместо конституции, дарованной полякам Александром I, в 1832 г. вводился новый «Органический статут», согласно которому Царство Польское объявлялось «неотъемлемой частью» Российской империи, а российский император автоматически становился польским королем. Парламент (Сейм) прекращал свое существование, распуска­лась польская армия. Управление Польшей возлагалось на Админист­ративный совет, который возглавлял наместник, назначаемый россий­ским царем.

Для укрепления самодержавия Николай I стремился консолиди­ровать его важнейшую опору — дворянство. В манифесте 1831 г. предусматривались меры, направленные на достижение этой цели. Так, для лиц, имеющих право участвовать в выборах дворянских представи­телей на сословные и административные должности, повышались нор­мы имущественного ценза. Отныне непосредственно в выборах могли принимать участие только те, кто имел в пределах губернии 3 тыс. десятин земли или не менее 100 душ крепостных. Дворяне, владевшие меньшим имуществом, могли выбирать только уполномоченных, а имев­шие 5 душ или менее 150 десятин земли вообще к выборам не допуска­лись.

Ужесточался также регламент присвоения дворянских званий (ценз повышался с VIII до V класса). Для того чтобы закрыть путь в ряды дворянства выходцам из других сословий (купечества, духовенства) и лицам, получившим образование, а в то же время как-то поощрить наи­более активную их часть, в соответствии с законом 1832 г. учреждает­ся новое сословие — потомственные и личные почетные граждане. Потомственными почетными гражданами могли стать дети личных дворян и духовенства, имевшие определенный образовательный ценз, а по особому ходатайству — крупные купцы и предприниматели, ученые, работники творческих профессий, получившие ученые степени и дип­ломы. Личное почетное гражданство получали: по рождению — дети священнослужителей, не имевшие установленного образовательного ценза; по особому ходатайству — лица, окончившие высшие учебные заведения; по выслуге лет — низшие служебные чины. Потомствен­ные и личные почетные граждане освобождались от телесных наказа­ний и рекрутской повинности.

В 1845 г. возрождается майорат, запрещавший дробление помещи­чьих наделов при наследственной передаче.

Все эти меры в сословной политике Николая I были направлены на усиление позиций наиболее богатой, консервативно-привилегиро­ванной части дворянства.

В результате очень жесткой внутренней политики император укре­пил и стабилизировал государственную систему России. При этом са­модержавие должно было опираться на прочную правовую основу, по­этому Николай I придавал большое значение кодификации[20] законов.

В начале XIX в. считалось действующим Соборное Уложение 1649г. Изданные после него многочисленные законы, манифесты и указы очень часто противоречили и Уложению, и друг другу. Необхо­димо было привести в систему огромное число нормативных право­вых актов. Данную задачу блестяще решило II отделение канцелярии во главе с М.А. Балугьянским и М.М. Сперанским.

Роль первой скрипки в этом деле играл М.М. Сперанский, энергич­но взявшийся за дело. В 1830 г. был завершен первый этап кодифика­ции и издано Полное собрание законов Российской империи в 45 то­мах, включавшее в себя все законодательные акты, изданные с 1649 по 1825 г. Свод законов в 15 томах, принятых уже при Николае I, вышел в 1839 г.

Впервые в России была проделана гигантская систематизационная правотворческая работа, поднявшая роль права в обществе и заложив­шая основы будущей судебно-правовой реформы.

Следует признать, что наиболее успешные преобразования проводи­лись в экономико-финансовой сфере.

Неоценимую роль в этом сыграл реформатор консервативного тол­ка Е.Ф. Канкрин, бывший с 1823 по 1844 г. министром финансов Рос­сии. Он был сторонником покровительства отечественной промышлен­ности за счет протекционистских таможенных пошлин. Канкрин актив­но способствовал улучшению организации торговли. В 1832 г. были приняты новый устав о векселях, уставы о торговой несостоятельнос­ти, коммерческих судах, петербургской бирже. Ему удалось добиться пополнения казны за счет введения новых податей и сборов. Он вос­становил систему винных откупов (1827), ввел уплату подушной пода­ти инородцами (1827), снизил налог на соль и отменил внутренние су­доходные пошлины. Венцом его обширной деятельности стала масш­табная финансовая реформа 1839—1844 гг.

Денежная реформа была направлена на укрепление положения рос­сийского рубля и стабилизацию финансовой системы страны.

Реформа последовательно прошла четыре основные стадии.

1. Определение точного курса ассигнаций (бумажных денег) по от­ношению к серебряному рублю, который официально был объявлен главной денежной единицей:

3,5 рубля ассигнациями = 1 серебряному рублю.

2. Выпуск так называемых депозиток, которые выдавались тем, кто сдавал государству металлические деньги или благородные металлы, и которые должны были храниться у государства и выдаваться по перво­му требованию.

3. Выпуск кредитных билетов, обеспеченных серебряным фондом.

4. Выкуп всех ассигнаций и замена их кредитными билетами, обес­печенными серебром и свободно размениваемыми на металлические монеты.

Последняя стадия была уже собственной идеей Николая I и завер­шала реформу.

В целом реформа прошла успешно, и финансовая система устойчиво действовала до Крымской войны.

Главным, конечно, оставался крестьянский вопрос (схема 148). Им занималось множество секретных комитетов, создаваемых по указам императора в 1826, 1839, 1840, 1848 гг. с целью выработки вариантов постепенного облегчения участи крестьян с перспективой отмены крепостного права в будущем. Но решить основную' проблему россий­ской действительности так и не удалось. Лейтмотивом к этому может служить собственное высказывание Николая I: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным».

Очень скоро в секретных комитетах перестали обсуждать пробле­мы глобальной отмены крепостного права, а рассматривали вопросы по упорядочению отношений между крестьянами и помещиками, улуч­шению управления удельными и государственными крестьянами.

Акцент в крестьянском вопросе делался на государственных крес­тьян, что не создавало угрозы недовольства со стороны помещиков.

Государственные крестьяне с давних пор жили общинами, которы­ми управляли выбранные старосты. Они не находились под властью помещиков. С 1801 г. эти крестьяне имели право приобретать в соб­ственность землю, заключать договоры, свободно выбирать род занятий, переходить в городское сословие. Но их юридический статус не был гарантирован. Общины могли быть превращены в военные поселения, а государственные крестьяне могли быть переданы удельному ведом­ству (т.е. в собственность царской фамилии). Экономически они пол­ностью зависели от государства, платили подати и несли повинности.