Начало разложения феодально-крепостнической системы

Кризис социально-экономических отношений в России в начале XIX в.

Рост товарно-денежных отношений и разрушение натуральной замкнутости помещичьего и крестьянского хозяйства. Начало массовой товаризации дворянских имений

Увеличение количества мануфактур, основанных на примене­нии наемного труда

Развитие промысловой отрасли. Распространение отходничества крестьян, нанимавшихся на работы, не связанные с сельским хозяйством

Усиление крепостнического гнета:

S увеличение барской и уменьшение крестьянской запашки; S рост барщины и оброка;

S усиление личной зависимости крепостных крестьян

Снижение эффективности крепостнического хозяйства Увеличение числа городов и городского населения

Схема 128

разными юридическими правами и обязанностями, которые передава­лись по наследству.

К привилегированным сословиям относились дворяне, занимавшие главенствующее положение и являвшиеся опорой самодержавия. Они владели землей и крепостными, были освобождены от налогов и обя­зательной службы.

Духовенство представляло собой замкнутое сословие, привилегиро­ванность которого определялась доминирующим положением Русской православной церкви в государстве $ его духовной сфере.

Ряд существенных привилегий имело купечество. Оно было осво­бождено от некоторых налогов и имело право сословного самоуправ­ления. Купцы 1-й гильдии освобождались от рекрутской повинности и телесных наказаний.

Полупривилегированным (особым) сословием считалось казаче­ство. Казаки владели землей, освобождались от податей, пользовались

Схема 129

 

казацким самоуправлением. Их главной обязанностью была воинская служба со своим снаряжением.

Непривилегированные сословия (податные) составляли большин­ство населения страны.

В мещанство записывались городские жители: ремесленники, мел­кие торговцы, наемные работники. Они платили высокие налоги и не­сли рекрутскую повинность.

Самое многочисленное сословие представляли крестьяне, которые подразделялись на государственных, удельных и помещичьих. Государ­ственные крестьяне владели землей на общинном праве, имели кресть-

Таблица 16 Основные сословия и сословные группы в первой половине XIX в.
Сословия Группы
Привилегированные 1. Дворяне:
  — потомственные;
  — личные.
  2. Почетные граждане (с 1832 г.):
  — потомственные;
  — личные.
  3. Духовенство:
  — черное (монахи);
  — белое.
  4. Купцы:
  — 1-й гильдии;
  — 2-й гильдии;
  — 3-й гильдии
Полупривилегированные 1. Однодворцы.
  2. Казаки
Податные 1. Мещане.
  2. Крестьяне:
  — государственные;
  — удельные;
  — помещичьи

 

янское самоуправление, платили подати и несли рекрутскую повин­ность. Удельные крестьяне принадлежали царской семье и несли все повинности. Помещичьи крепостные крестьяне выполняли все обязан­ности как собственность дворян (барщина, оброк и др.), несли также в полном объеме рекрутскую повинность и платили подушную подать.

В целом население России в начале XIX в. составляло 43,7 млн человек.

10.2. Реформы начала царствования

Александр I вступил на престол в марте 1801 г. при чрезвычайных обстоятельствах, когда в результате дворянского заговора был убит его отец император Павел I.

Новый царь был воспитан в духе просвещенного абсолютизма. Его наставником с 1783 по 1795 г. был Ф.Ц. Лагарп, швейцарский юрист, последователь энциклопедистов, бывший для него не только учителем, но и нравственным авторитетом.

Еще до начала правления вокруг Александра складывается неболь­шой круг единомышленников, в который входили В.П. Кочубей, А.А. Чар- торыйский (богатый польский вельможа на русской службе), П.А. Строга­нов (сын одного из самых богатых и знаменитых людей того времени), а также Н.Н. Новосильцев (двоюродный брат П.А. Строганова). После вступления Александра на престол кружок был преобразован в Неглас­ный комитет, где обсуждались и прорабатывались планы преобразований.

Первоначально основу деятельности Негласного комитета состави­ла программа реформирования, подготовленная П.А. Строгановым и из­ложенная им в следующих записках к царю: «Генеральный план рабо­ты с императором над реформой», «Опыт изложения системы, как надо следовать в реформе управления империей» и др. Сущность предло­жений заключалась в изменении правительственного механизма и введении конституции, созданной самодержавной властью.

В своих первых указах Александр I объявил политическую амнистию (15 марта 1801 г.) и упразднил орган политического сыска — Тайную канцелярию (2 апреля 1801 г.). В полном объеме были восстановлены отмененные Павлом I статьи Жалованных грамот дворянству и городам.

Затем последовал этап формирования политической системы Рос­сии. В манифестах от 8 сентября 1802 г. по-новому были определены права и место Сената в системе государственного управления, а также учреждены министерства.

Сенат признавался верховным административным и судебным орга­ном империи, но полномочия его ограничивались, естественно, властью государя. Немного расширились его права за счет возможности вхо­дить с представлениями к царю по поводу тех указов, которые по мне­нию Сената не согласовывались с прочими «узакониями» или были со­пряжены «с большими неудобствами при исполнении». Разграниче­нию и упорядочению компетенции центральных органов управления способствовало создание восьми министерств, объединенных в Коми­тет министров. Однако функции его не были точно определены. Одни из них соответствовали прежним коллегиям: министерства иностран­ных дел, военное, морское, коммерции; другие были совершенно новые: внутренних дел, финансов, народного просвещения и юстиции.

Крупные реформы были проведены в сфере народного образования. Александр I 24 января 1803 г. утвердил новое положение об устрой­стве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавалось четыре разряда учебных заве­дений: приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. Предполагалось, что в каждом учебном округе должна быть высшая ступень образования — университет. Если до этого в



 

России существовал лишь один Московский университет, основанный в 1755 г., то в результате реформы были открыты новые университеты: в 1802 г. — Дерптский (ныне — Тартуский университет в Эстонии), в 1803 г. — Виленский (ныне г. Вильнюс — столица Литвы), в 1804 г. — Харьковский и Казанский. Тогда же был основан главный педагогичес­кий институт в Петербурге, с 1819 г. преобразованный в университет. Появились и привилегированные учебные заведения: Демидовский лицей в Ярославле (1805), Царскосельский лицей (1811) (схема 130).

Отношение правительства к просвещению наглядно подтверждают размеры казенных ассигнований на нужды народного образования. Самая крупная сумма, отпущенная при Екатерине II на просветитель­ские цели, составляла 780 тыс. рублей в год. В 1804 г. на образователь­ную сферу было ассигновано 2800 тыс. рублей, и в течение всего пери­ода царствования Александра I, несмотря на то что Россия почти посто­янно вела войны, расходы на просвещение не снижались.

Преобразования в области просвещения, в отличие от других ре­форматорских замыслов и попыток, имели далеко идущие послед­ствия. Они способствовали созданию предпосылок «великих» реформ 60—70-х гг. XIX в., повышению уровня политической культуры обще­ства, расширению круга образованных людей, понимавших необходимость преобразований и составивших ту интеллигентную среду, в которой формировались взгляды будущих реформаторов и их сторонников.

В 1803 г. заседания Негласного комитета прекратились. Вся дея­тельность по проведению преобразований стала координироваться Ко­митетом министров, в состав которого вошли все члены прежнего Не­гласного комитета.

Разработка дальнейших преобразований главным образом сосре­доточивается в Министерстве внутренних дел, главой которого был В.П. Кочубей. Через некоторое время в министерстве появляется та­лантливый сотрудник М.М. Сперанский, вскоре ставший видным пред­ставителем реформаторов.

10.3. Проекты М.М. Сперанского и конституционные замыслы верховной власти

Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) занимал особое мес­то в процессе разработки планов реформ и попыток их реализации.

Сын сельского священника, он благодаря своему таланту и органи­заторским способностям стал одним из самых просвещенных людей своего времени, интеллектуалом и философом, автором всеобъемлюще­го проекта обновления государственной системы страны, ближайшим (на определенный период) помощником царя.

Среди историков до сих пор продолжается спор: излагал ли М.М.Спе­ранский в своих проектах собственные взгляды или только исполнял волю Александра I, устно высказываемую и положенную М.М. Спе­ранским на бумагу? Скорее всего он умел составлять проекты в тех рамках, которые соответствовали воззрениям императора.

В 1803 г. по поручению царя М.М. Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявилась его позиция сторонника конституционной мо­нархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества на основе тщательно подготовленного плана. Он высказывался также за отмену крепостного права. Однако практического значения данный проект не имел. Только после неудачных для России войн с Францией и подписания в 1807 г. Тильзитского мира Александр I вновь обратил­ся к планам реформ.

К 1809 г. М.М. Сперанским были подготовлены главный документ «Введение к Уложению государственных законов» и примыкавшие к нему «Проект Уложения государственных законов Российской импе­рии», «Краткое начертание государственного образования», «Общее обозрение всех преобразований и распределение их по времени» (схе­ма 131).

Во «Введении к Уложению...» М.М. Сперанский обращал внимание на необходимость реформ как средства предотвращения возможных со­циальных потрясений, прямо заявив: «что настоящая система правле­ния несвойственна уже более состоянию общественного духа и наста­ло время применить и основать новый вещей порядок». Необходи­мость преобразований в России он также доказывал и ссылкой на наличие общих закономерностей в историческом развитии: «Царства земные имеют свои эпохи величия и упадка, и в каждой эпохе образ правления должен быть соразмерен той степени гражданского образо­вания, на коем стоит государство».

В основу реформы системы государственного управления был по­ложен принцип разделения властей на законодательную, исполнитель­ную и судебную.

Законодательную власть, по мнению М.М. Сперанского, реально должен был воплощать орган в виде Государственной думы, которую предполагалось сделать выборным учреждением. Ни один закон не мог быть издан без предварительного ее одобрения. Согласно проекту ми­нистры тоже становились ответственны перед Думой. Во всем этом просматривалась тенденция ограничения самодержавия.


  Деятельность М.М. Сперанского (1772—1839)  
     
        J 1 1
  ПРОЕКТ РЕФОРМ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (1809)
    J Император L
г 1 1 1 1 1 1 Государственный совет — 1 законодательно-совещательный орган при императоре |
1 1 rL-i 1 Испол-' 1нитель- ' ная . 1 власть ■ 1 1 1 Правительствующий Сенат + министерства 1 1 |Законо-' |датель- 1 ная . 1 власть | 1___ J Государственная дума   Судебный сенат
       
i Губернская дума   Губернский суд 1 Судеб- I ная | 1 власть |
Губернское управление      
Т Окружное управление * Окружная дума Окружной суд
1 I I       1 1
Волостное управление Волостная дума   Волостной суд 1 1
        .
                     



Судебная власть должна была сосредоточиться в руках Сената, при освобождении его от всех других функций. Исполнительная власть в проекте была представлена министерствами, губернскими и окружны­ми учреждениями.

Чрезвычайная роль отводилась Государственному совету, который должен был объединить действия императора с учреждениями, пред­ставлявшими все ветви власти. Члены Государственного совета назна­чались царем, и им предстояло в этой общей схеме реформ играть роль верхней палаты парламента наподобие палаты лордов в Англии. Здесь предполагалось проводить первоначальное обсуждение важней­ших государственных дел.

М.М. Сперанский писал: «Державная власть государя императора сохранялась в полной мере, он выступал в качестве координатора всех властей и обладал исключительными полномочиями во всех сферах».

Работая над общим планом преобразований, М.М. Сперанский до­бился в апреле и августе 1809 г. принятия двух указов, которые долж­ны были, по его мнению, упорядочить работу государственного аппара­та, сделать его более профессиональным в преддверии реформ. Соглас­но первому указу отменялась практика приравнивания придворных званий к гражданским, позволявшая сановникам переходить с придворной службы на высшие должности в государственном аппарате. Вторым указом вводился обязательный образовательный ценз для гражданских чинов. Для получения чина коллежского асессора (VIII класс) необхо­димо было иметь университетское образование или сдать соответству­ющий экзамен. Это начинание встретило недовольство среди части служивого дворянства и добавило реформатору новых врагов.

1 января 1810 г. Александр I специальным манифестом учреждает Государственный совет, призванный стать высшим государственным ор­ганом власти. При нем была создана Государственная канцелярия, а М.М. Сперанский назначен первым государственным секретарем с ши­рокими полномочиями. Казалось бы, реформаторские планы начали осуществляться, однако реально имели место очень существенные от­ступления от подготовленных проектов. Государственный совет не стал учреждением, которое являлось бы связующим звеном между ца­рем и всеми ветвями власти, а получил статус законосовещательного органа и в его ведении оказался круг вопросов, которые должны были составить компетенцию Государственной думы. О ней вопрос просто не рассматривался. Одновременно усилилось сопротивление рефор­мам со стороны части дворянства.


В концентрированном выражении аргументы противников реформ были изложены великим русским историком Н.М. Карамзиным в его записке «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», которую он довел до сведения Александра I. Используя исторические факты, Н.М. Карамзин пытался убедить царя в пагубно­сти нововведений, критиковал его внутреннюю и внешнюю политику, выступал защитником крепостного права. И хотя реакция императора на эту записку была довольно холодной, он не мог не понимать, что его политику не приемлет значительная часть господствующего сословия, и с этим необходимо было считаться.

Вокруг М.М. Сперанского стали сгущаться тучи. В его адрес сыпа­лись обвинения, большей частью необоснованные (в связях с фран­цузскими агентами, о сосредоточении в своих руках огромных власт­ных полномочий и т.п.). Развязка наступила в марте 1812 г., когда он неожиданно был отправлен в отставку и сослан в Нижний Новгород.

В результате военных побед русской армии и упрочения позиций России в Европе Александр I вновь вернулся к конституционным за­мыслам. Реально они были воплощены в Польше, вошедшей в состав Российской империи. В мае 1815 г. польскому населению было объяв­лено о даровании конституции, местного самоуправления, собственной армии и свободы печати.

В соответствии с конституцией Царства Польского российский им­ператор одновременно становился королем Польши, но власть его огра­ничивалась конституционной хартией. Создавался двухпалатный пар­ламент. В то время эта конституция была одной из самых либеральных в Европе, а Александр I, выступив на открытии польского парламента в марте 1818 г. уже как сторонник конституционного устройства, обещал в будущем распространить конституционные порядки и на Россию.

Работа над российской конституцией в обстановке большой сек­ретности проходила в Варшаве под руководством Н.Н. Новосильцева в 1819—1821 гг. (схема 132). Проект назывался «Государственная ус­тавная Грамота Российской империи» и предусматривал превращение ее в конституционную монархию. Этого предполагалось достичь за счет создания представительного органа в форме двухпалатного пар­ламента: Сената и Посольской палаты. Сенат должен был назначаться государем, а в Посольскую палату должны были входить избранные земские послы и депутаты окружных городских обществ. По новому проекту изменялось и административно-территориальное устройство России, которое в случае введения конституции должно было состоять из крупных образований — 10 наместничеств, имевших свои предста­вительные органы — сеймы.

В декларирующей части конституционного проекта объявлялись свобода слова, вероисповеданий, равенство всех перед законом. От-

(1815^ (ш^  
Введение   Обещание   Разработка
конституции   Александра I   Н.Н. Новосильцевым
в Царстве   о введении   «Государственной
Польском,   конституции   уставной грамоты
входившем   на всей   Российской империи»:
в состав   территории   S законосовещательный
Российской   России   парламент из двух палат:
империи.       Сенат и Посольская
Учреждался       палата;
двухпалатный       S разделение страны
парламент       на 10 наместничеств
Конституционный вопрос

Документ не был обнародо­ван и вве­ден в действие

 

Схема 132

дельная статья была посвящена обоснованию и охране права на част­ную собственность. О крепостном праве в проекте не говорилось ни слова.

Но «Государственная уставная грамота Российской империи» не была принята и даже обнародована. В очередной раз проявились нере­шительность и непоследовательность внутриполитического курса Александра I.

10.4. Самодержавие и крестьянский вопрос

Одной из кардинальных проблем российской действительности была проблема крепостного права. Во время любых попыток реформи­рования в стране неизбежно ставили вопрос о ее разрешении (схема 133).

Начало царствования Александра I ознаменовалось некоторыми сдвигами в решении крестьянского вопроса. Используя инициативу графа С.П. Румянцева, обратившегося в правительство с просьбой раз­решить ему отпустить принадлежавших ему крестьян на волю с наде­лением их землей, верховная власть 20 февраля 1803 г. издает указ «О вольных хлебопашцах», дававший такую возможность помещикам.

Условия освобождения определялись взаимным договором между крестьянином и помещиком. При этом крестьянин должен был внести

Схема 133

 

выкуп, определенный помещиком. Царь в указе отмечал полезность начинания С.П. Румянцева и тем самым пытался призвать к этому и других дворян, владеющих крепостными.

Фактически в стране могла создаваться новая социальная группа вольных хлебопашцев, владевших землей по праву частной собствен­ности. Указ также имел важное идеологическое значение: впервые ут­верждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп. Его издание было первой попыткой правительства отойти от жесткого курса на сохранение крепостного права и в принципе признания воз­можности капиталистического развития в сельском хозяйстве.

Александр I возлагал на изданный указ большие надежды: ежегод­но в его канцелярию поступали свеЯ^ния о крестьянах, переведенных в новую категорию. Но результаты оказались слабые: в период цар­ствования Александра I состоялась 161 сделка и было освобождено 47 153 душ крестьян. А всего за время действия указа (т.е. до 1861 г.) вольными хлебопашцами стали 111 829 крестьян, что составило при­мерно 2% от общего числа всех крепостных в России.

Затем довольно долгое время крестьянский вопрос практически не обсуждался. И только с 1816 г. вновь начинает рассматриваться эта проблема. Помещики Эстляндской губернии обратились к императору с просьбой отменить на их землях крепостное право. Такая просьба была продиктована особенностями развития сельского хозяйства в Прибалтике, в которой широко развивались товарно-денежные отно­шения, а крепостное право тормозило этот процесс как из-за низкой производительности труда крепостных, так и из-за отсутствия свобод­ной рабочей силы. В мае 1816 г. Александр I подписал положение об эстляндских крестьянах, согласно которому они становились лично свободными, но вся земля сохранялась в собственности помещиков. Поэтому из крепостных они превращались в арендаторов, что ради­кально не улучшало их положения. Однако сам факт освобождения крестьян имел большое значение и демонстрировал определенные на­мерения царского правительства по решению этого вопроса. Анало­гичные реформы были осуществлены и в других прибалтийских гу­берниях: в Курляндии (август 1817 г.) и в Лифляндии (март 1819 г.).

В это же время Александр I дал поручение сразу нескольким санов­никам разработать проекты отмены крепостного права в России.

В 1818 г. такой проект был подготовлен А.А. Аракчеевым. Для ос­вобождения крестьян он предлагал государству выкупить помещичьи имения, выделяя ежегодно из казны по 5 млн рублей. Ожидалось, что помещики начнут продавать имения из-за естественного стремления избавиться от долгов и вести хозяйство рационально, прибегая либо к наемному труду, либо к сдаче земли в аренду. Осуществлять выкуп­ную операцию предполагалось поручить специально созданной прави­тельственной комиссии.

Что же за освобождение предлагалось в проекте? По-видимому, это предполагало сделать выкупленных крестьян государственными и тем самым изменить их статус, хотя историческая наука рассматривает го­сударственных крестьян как одну из категорий крепостного населения России.


Другой проект по крестьянскому вопросу был разработан под руко­водством министра финансов Д.А. Гурьева. В основу его проекта были положены идеи и принципы, которые разработал известный ученый- правовед того времени М.Д. Балугьянский, бывший в 1819—1821 гг. ректором Петербургского университета. Он считал, что русских крес­тьян надо наделить теми же правами, которые имели крестьяне в Анг­лии и Австрии. По его мнению, первым шагом в этом направлении дол­жно быть изменение таких крестьянских повинностей, как ревизия, рекрутство, поголовная подать, земские повинности. Но главным в про­цессе отмены крепостного права М.Д. Балугьянский считал создание в стране различных форм собственности, в результате чего свобода ус­тановится сама собой без всякого специального законодательного акта.

Согласно такому плану ликвидации крепостничества капиталисти­ческие отношения в полной мере могли сформироваться лишь спустя длительное время, как это было в странах Западной Европы. М.Д. Ба­лугьянский предлагал законодательно установить пять новых видов земельной собственности: 1) потомственное содержание; 2) пользова­ние пожизненное или на определенное число лет; 3) содержание по найму: 4) владение; 5) общественные земли. Порядок заключения со­глашений между помещиками и крестьянами должен быть свободным и нерегламентированным.

Все подготовленные проекты освобождения крестьян так и оста­лись неосуществленными. Проект А.А. Аракчеева, хотя и был одобрен, не прошел, скорее всего, из финансовых соображений, т.е. из-за отсутствия в казне денег для проведения выкупных операций, а проект А.А.Гурь­ева и М.Д. Балугьянского — ввиду излишнего радикализма и утопич­ности для России. Их ждала судьба неисполненных конституционных замыслов.

10.5. Социально-экономическая политика и крушение реформаторских надежд

Социально-экономическая политика Александра I, как и другие сфе­ры его деятельности, характеризовалась противоречивостью, непосле­довательностью и отсутствием четких ориентиров.

Пожалуй, исключение составляли лишь последовательная поддерж­ка и расширение прав «третьего сословия» — купечества, а также меры, направленные на развитие промышленности. В декабре 1801 г. по предложению Н.С. Мордвинова был принят указ, разрешавший куп­цам покупать свободные земли, т. е. впервые у недворян появилась воз­можность приобретать не населенную крестьянами землю.

В январе 1807 г. последовал новый указ «О даровании купечеству новых выгод», согласно которому расширялись права купцов 1-й и 2-й гильдии: за денежные взносы они освобождались от рекрутской по­винности, им разрешалось создавать акционерные общества, иметь свои собрания, торговые суды и т.п.

Экономическую политику правительства осуществляло министер­ство внутренних дел, руководители которого выступали за создание

благоприятных условий для развития промышленности и торговли, ча­стного предпринимательства.

В 1818 г. удалось, несмотря на крепостные и сословные ограничения, провести закон о праве всех казенных, удельных, помещичьих крестьян и свободных хлебопашцев основывать фабрики и заводы (схема 134).

В первой четверти XIX в. в России увеличилось количество фаб­рик и работающих на них. В 1804 г. было 2423 фабрики, где работало 95 202 человек, в том числе вольных 45 625 (48%). К 1825 г. насчитыва­лась 5261 фабрика с 210 568 рабочими, из них вольные составляли 114 515 (54%). Таким образом, в фабричном производстве наблюда­лась тенденция роста вольнонаемного труда.

Вместе с тем тесно связанная с экономикой таможенная политика не была ясной и колебалась в зависимости от разных обстоятельств: от


 

протекционистского тарифа в 1810 г. до весьма свободного в 1819 г. и в 1822 г. вновь к протекционистскому.

Наиболее тяжелое положение в период правления Александра I сложилось в финансовой сфере.

Политические события в Европе, войны с Францией, Швецией, Тур­цией и Персией требовали постоянных расходов всех ресурсов Рос­сии.

После Тильзитского мира в 1808 г. доходы казны составляли 111 млн рублей ассигнациями, которые были обеспечены серебряным экви­валентом только на 50 млн рублей, расходы же достигали 248 млн руб­лей ассигнациями. Дефицит был покрыт их новым выпуском, что еще более усугубило ситуацию. Для выхода из кризиса был разработан план финансовых преобразований, подготовленный под руководством М.М. Сперанского. В нем предусматривалось сокращение выпуска бу­мажных денег — ассигнаций, переход к кредитным бумагам и привязке их к серебряному стандарту. Программа была нацелена на упорядоче­ние доходов и расходов, и прежде всего на увеличение налогов в два- три раза. Возросли (от 1 до 3 рублей) подушная подать, налоги на соль, выплавленную медь и т.п.

Впервые был введен налог на доходы помещиков с земли, что вы­звало недовольство дворян.

Эти и другие меры, введенные специальным манифестом от 1 февра­ля 1810 г., позволили стабилизировать финансовую систему России и помогли ей выстоять в период Отечественной войны 1812 г.

Но так продолжалось недолго, вскоре опять расходы государства превысили доходы, финансовое и экономическое положение страны в конце первой четверти XIX в. ухудшилось: налоги собирались не пол­ностью и с колоссальными трудностями; помещики, считавшиеся от­ветственными за своих крестьян, сплошь и рядом попадали в опеку за неуплату платежей, а большинству казенных крестьян приходилось продавать имущество и даже дома.


Важным фактором в военной и социальной политике Александра I стало учреждение военных поселений, главным организатором которых был генерал А.А. Аракчеев. В основе их создания лежала идея о пере­воде части армии на самоокупаемость, что сокращало расходы казны на содержание военных подразделений. В военные поселения зачис­лялся ряд территорий, населенных государственными крестьянами. Все мужчины превращались в солдат и должны были вместе с семь­ями выполнять и сельскохозяйственные работы, и нести воинские обязанности. Кроме того, считалось, что это частично решит проблему рекрутских наборов, так как все дети, рожденные в поселениях, опреде­лялись в солдаты и таким образом армия пополнялась естественным путем.

Но жесткий казарменный режим, воинские занятия наряду с тяже­лым крестьянским трудом, наказания за малейшую провинность — все это делало военные поселения худшей формой крепостничества (см. схему 134).

К 1825 г. на положение военных поселян было переведено 374 тыс. государственных крестьян и казаков, что составляло третью часть рус­ской армии.

Военные поселения были ликвидированы только в 1857 г., в эпоху правления Александра II.

Царствование Александра I, на которое многие вначале возлагали большие надежды, заканчивалось крайней нестабильностью в стране. Император, желавший провести реформы, но все время колебавшийся в осуществлении их на практике, своими действиями способствовал резкому обострению политических и социально-экономических про­блем в России. И выступление декабристов в 1825 г. стало в значи­тельной степени следствием нереализованных замыслов верховной власти.

10.6. Внешняя политика

В начале XIX в. Россия проводила активную внешнюю политику. Главными ее направлениями были западное (европейское) и южное. Квинтэссенцию европейской внешней политики составляла борьба России и Франции за лидерство на континенте. Южное направление включало в себя взаимоотношения с Ираном (Персией) и Турцией (Османской империей) (схема 135).

В 1805 г. в Европе сложилась третья коалиция против Франции в составе России, Англии и Австрии. Начавшиеся военные действия не принесли удачу союзникам: в битве под Аустерлицем в 1805 г. их вой­ска потерпели серьезное поражение. Вскоре эта коалиция распалась.

В 1806 г. при активном участии России была создана четвертая коа­лиция, в которую вошли Россия, Пруссия, Англия, Саксония, Швеция. Поражение и капитуляция Пруссии, а затем и русской армии в сраже­нии под Фридландом заставили Александра I начать переговоры о мире с французским императором.

Современные историки склонны считать, что коалиционные войны 1805—1807 гг. были грабительскими с обеих сторон при явном преоб­ладании в политике коалиций «духа реакционности» над «духом воз-

Схема 135

 

рождения». Эти войны, которые вели правительства, приносили много­численные беды их народам. По мнению историка Н.А. Троицкого, цели третьей и четвертой коалиций сводились к двум основным направ­лениям: территориальному расширению, захвату и грабежу новых зе­мель как минимум и господству в Европе как максимум; сохранению уцелевших на континенте и восстановлению свергнутых французской революцией и Наполеоном феодальных режимов.

В 1807 г. в Тильзите Франция и Россия подписали договор, в соот­ветствии с которым Россия бралач обязательство примкнуть к конти­нентальной блокаде Англии и разорвать с ней политические отноше­ния. Тильзитский договор также предусматривал создание Герцогства Варшавского под протекторатом Наполеона из отторгнутых от Прус­сии польских земель (схема 136). Впоследствии они послужат плац­дармом для нападения на Россию.


ZZI