Начало разложения феодально-крепостнической системы
Кризис социально-экономических отношений в России в начале XIX в.
Рост товарно-денежных отношений и разрушение натуральной замкнутости помещичьего и крестьянского хозяйства. Начало массовой товаризации дворянских имений
Увеличение количества мануфактур, основанных на применении наемного труда
Развитие промысловой отрасли. Распространение отходничества крестьян, нанимавшихся на работы, не связанные с сельским хозяйством
Усиление крепостнического гнета:
S увеличение барской и уменьшение крестьянской запашки; S рост барщины и оброка;
S усиление личной зависимости крепостных крестьян
Снижение эффективности крепостнического хозяйства Увеличение числа городов и городского населения
Схема 128
разными юридическими правами и обязанностями, которые передавались по наследству.
К привилегированным сословиям относились дворяне, занимавшие главенствующее положение и являвшиеся опорой самодержавия. Они владели землей и крепостными, были освобождены от налогов и обязательной службы.
Духовенство представляло собой замкнутое сословие, привилегированность которого определялась доминирующим положением Русской православной церкви в государстве $ его духовной сфере.
Ряд существенных привилегий имело купечество. Оно было освобождено от некоторых налогов и имело право сословного самоуправления. Купцы 1-й гильдии освобождались от рекрутской повинности и телесных наказаний.
Полупривилегированным (особым) сословием считалось казачество. Казаки владели землей, освобождались от податей, пользовались
Схема 129 |
казацким самоуправлением. Их главной обязанностью была воинская служба со своим снаряжением.
Непривилегированные сословия (податные) составляли большинство населения страны.
В мещанство записывались городские жители: ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники. Они платили высокие налоги и несли рекрутскую повинность.
Самое многочисленное сословие представляли крестьяне, которые подразделялись на государственных, удельных и помещичьих. Государственные крестьяне владели землей на общинном праве, имели кресть-
Таблица 16
Основные сословия и сословные группы в первой половине XIX в.
|
янское самоуправление, платили подати и несли рекрутскую повинность. Удельные крестьяне принадлежали царской семье и несли все повинности. Помещичьи крепостные крестьяне выполняли все обязанности как собственность дворян (барщина, оброк и др.), несли также в полном объеме рекрутскую повинность и платили подушную подать.
В целом население России в начале XIX в. составляло 43,7 млн человек.
10.2. Реформы начала царствования
Александр I вступил на престол в марте 1801 г. при чрезвычайных обстоятельствах, когда в результате дворянского заговора был убит его отец император Павел I.
Новый царь был воспитан в духе просвещенного абсолютизма. Его наставником с 1783 по 1795 г. был Ф.Ц. Лагарп, швейцарский юрист, последователь энциклопедистов, бывший для него не только учителем, но и нравственным авторитетом.
Еще до начала правления вокруг Александра складывается небольшой круг единомышленников, в который входили В.П. Кочубей, А.А. Чар- торыйский (богатый польский вельможа на русской службе), П.А. Строганов (сын одного из самых богатых и знаменитых людей того времени), а также Н.Н. Новосильцев (двоюродный брат П.А. Строганова). После вступления Александра на престол кружок был преобразован в Негласный комитет, где обсуждались и прорабатывались планы преобразований.
Первоначально основу деятельности Негласного комитета составила программа реформирования, подготовленная П.А. Строгановым и изложенная им в следующих записках к царю: «Генеральный план работы с императором над реформой», «Опыт изложения системы, как надо следовать в реформе управления империей» и др. Сущность предложений заключалась в изменении правительственного механизма и введении конституции, созданной самодержавной властью.
В своих первых указах Александр I объявил политическую амнистию (15 марта 1801 г.) и упразднил орган политического сыска — Тайную канцелярию (2 апреля 1801 г.). В полном объеме были восстановлены отмененные Павлом I статьи Жалованных грамот дворянству и городам.
Затем последовал этап формирования политической системы России. В манифестах от 8 сентября 1802 г. по-новому были определены права и место Сената в системе государственного управления, а также учреждены министерства.
Сенат признавался верховным административным и судебным органом империи, но полномочия его ограничивались, естественно, властью государя. Немного расширились его права за счет возможности входить с представлениями к царю по поводу тех указов, которые по мнению Сената не согласовывались с прочими «узакониями» или были сопряжены «с большими неудобствами при исполнении». Разграничению и упорядочению компетенции центральных органов управления способствовало создание восьми министерств, объединенных в Комитет министров. Однако функции его не были точно определены. Одни из них соответствовали прежним коллегиям: министерства иностранных дел, военное, морское, коммерции; другие были совершенно новые: внутренних дел, финансов, народного просвещения и юстиции.
Крупные реформы были проведены в сфере народного образования. Александр I 24 января 1803 г. утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавалось четыре разряда учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. Предполагалось, что в каждом учебном округе должна быть высшая ступень образования — университет. Если до этого в
России существовал лишь один Московский университет, основанный в 1755 г., то в результате реформы были открыты новые университеты: в 1802 г. — Дерптский (ныне — Тартуский университет в Эстонии), в 1803 г. — Виленский (ныне г. Вильнюс — столица Литвы), в 1804 г. — Харьковский и Казанский. Тогда же был основан главный педагогический институт в Петербурге, с 1819 г. преобразованный в университет. Появились и привилегированные учебные заведения: Демидовский лицей в Ярославле (1805), Царскосельский лицей (1811) (схема 130).
Отношение правительства к просвещению наглядно подтверждают размеры казенных ассигнований на нужды народного образования. Самая крупная сумма, отпущенная при Екатерине II на просветительские цели, составляла 780 тыс. рублей в год. В 1804 г. на образовательную сферу было ассигновано 2800 тыс. рублей, и в течение всего периода царствования Александра I, несмотря на то что Россия почти постоянно вела войны, расходы на просвещение не снижались.
Преобразования в области просвещения, в отличие от других реформаторских замыслов и попыток, имели далеко идущие последствия. Они способствовали созданию предпосылок «великих» реформ 60—70-х гг. XIX в., повышению уровня политической культуры общества, расширению круга образованных людей, понимавших необходимость преобразований и составивших ту интеллигентную среду, в которой формировались взгляды будущих реформаторов и их сторонников.
В 1803 г. заседания Негласного комитета прекратились. Вся деятельность по проведению преобразований стала координироваться Комитетом министров, в состав которого вошли все члены прежнего Негласного комитета.
Разработка дальнейших преобразований главным образом сосредоточивается в Министерстве внутренних дел, главой которого был В.П. Кочубей. Через некоторое время в министерстве появляется талантливый сотрудник М.М. Сперанский, вскоре ставший видным представителем реформаторов.
10.3. Проекты М.М. Сперанского и конституционные замыслы верховной власти
Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) занимал особое место в процессе разработки планов реформ и попыток их реализации.
Сын сельского священника, он благодаря своему таланту и организаторским способностям стал одним из самых просвещенных людей своего времени, интеллектуалом и философом, автором всеобъемлющего проекта обновления государственной системы страны, ближайшим (на определенный период) помощником царя.
Среди историков до сих пор продолжается спор: излагал ли М.М.Сперанский в своих проектах собственные взгляды или только исполнял волю Александра I, устно высказываемую и положенную М.М. Сперанским на бумагу? Скорее всего он умел составлять проекты в тех рамках, которые соответствовали воззрениям императора.
В 1803 г. по поручению царя М.М. Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявилась его позиция сторонника конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества на основе тщательно подготовленного плана. Он высказывался также за отмену крепостного права. Однако практического значения данный проект не имел. Только после неудачных для России войн с Францией и подписания в 1807 г. Тильзитского мира Александр I вновь обратился к планам реформ.
К 1809 г. М.М. Сперанским были подготовлены главный документ «Введение к Уложению государственных законов» и примыкавшие к нему «Проект Уложения государственных законов Российской империи», «Краткое начертание государственного образования», «Общее обозрение всех преобразований и распределение их по времени» (схема 131).
Во «Введении к Уложению...» М.М. Сперанский обращал внимание на необходимость реформ как средства предотвращения возможных социальных потрясений, прямо заявив: «что настоящая система правления несвойственна уже более состоянию общественного духа и настало время применить и основать новый вещей порядок». Необходимость преобразований в России он также доказывал и ссылкой на наличие общих закономерностей в историческом развитии: «Царства земные имеют свои эпохи величия и упадка, и в каждой эпохе образ правления должен быть соразмерен той степени гражданского образования, на коем стоит государство».
В основу реформы системы государственного управления был положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательную власть, по мнению М.М. Сперанского, реально должен был воплощать орган в виде Государственной думы, которую предполагалось сделать выборным учреждением. Ни один закон не мог быть издан без предварительного ее одобрения. Согласно проекту министры тоже становились ответственны перед Думой. Во всем этом просматривалась тенденция ограничения самодержавия.
Деятельность М.М. Сперанского (1772—1839) | ||||||||||
J 1 1 | ||||||||||
ПРОЕКТ РЕФОРМ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (1809) | ||||||||||
J Император | L | |||||||||
г 1 1 | 1 1 1 | 1 Государственный совет — 1 законодательно-совещательный орган при императоре | | ||||||||
1 1 rL-i 1 Испол-' 1нитель- ' ная . 1 власть ■ 1 1 1 | Правительствующий Сенат + министерства | 1 1 |Законо-' |датель- 1 ная . 1 власть | 1___ J | Государственная дума | Судебный сенат | ||||||
i | Губернская дума | Губернский суд | 1 Судеб- I ная | 1 власть | | |||||||
Губернское управление | ||||||||||
Т Окружное управление * | Окружная дума | Окружной суд | ||||||||
1 I | I | 1 1 | ||||||||
Волостное управление | Волостная дума | Волостной суд | 1 1 | |||||||
. | ||||||||||
Судебная власть должна была сосредоточиться в руках Сената, при освобождении его от всех других функций. Исполнительная власть в проекте была представлена министерствами, губернскими и окружными учреждениями.
Чрезвычайная роль отводилась Государственному совету, который должен был объединить действия императора с учреждениями, представлявшими все ветви власти. Члены Государственного совета назначались царем, и им предстояло в этой общей схеме реформ играть роль верхней палаты парламента наподобие палаты лордов в Англии. Здесь предполагалось проводить первоначальное обсуждение важнейших государственных дел.
М.М. Сперанский писал: «Державная власть государя императора сохранялась в полной мере, он выступал в качестве координатора всех властей и обладал исключительными полномочиями во всех сферах».
Работая над общим планом преобразований, М.М. Сперанский добился в апреле и августе 1809 г. принятия двух указов, которые должны были, по его мнению, упорядочить работу государственного аппарата, сделать его более профессиональным в преддверии реформ. Согласно первому указу отменялась практика приравнивания придворных званий к гражданским, позволявшая сановникам переходить с придворной службы на высшие должности в государственном аппарате. Вторым указом вводился обязательный образовательный ценз для гражданских чинов. Для получения чина коллежского асессора (VIII класс) необходимо было иметь университетское образование или сдать соответствующий экзамен. Это начинание встретило недовольство среди части служивого дворянства и добавило реформатору новых врагов.
1 января 1810 г. Александр I специальным манифестом учреждает Государственный совет, призванный стать высшим государственным органом власти. При нем была создана Государственная канцелярия, а М.М. Сперанский назначен первым государственным секретарем с широкими полномочиями. Казалось бы, реформаторские планы начали осуществляться, однако реально имели место очень существенные отступления от подготовленных проектов. Государственный совет не стал учреждением, которое являлось бы связующим звеном между царем и всеми ветвями власти, а получил статус законосовещательного органа и в его ведении оказался круг вопросов, которые должны были составить компетенцию Государственной думы. О ней вопрос просто не рассматривался. Одновременно усилилось сопротивление реформам со стороны части дворянства.
В концентрированном выражении аргументы противников реформ были изложены великим русским историком Н.М. Карамзиным в его записке «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», которую он довел до сведения Александра I. Используя исторические факты, Н.М. Карамзин пытался убедить царя в пагубности нововведений, критиковал его внутреннюю и внешнюю политику, выступал защитником крепостного права. И хотя реакция императора на эту записку была довольно холодной, он не мог не понимать, что его политику не приемлет значительная часть господствующего сословия, и с этим необходимо было считаться.
Вокруг М.М. Сперанского стали сгущаться тучи. В его адрес сыпались обвинения, большей частью необоснованные (в связях с французскими агентами, о сосредоточении в своих руках огромных властных полномочий и т.п.). Развязка наступила в марте 1812 г., когда он неожиданно был отправлен в отставку и сослан в Нижний Новгород.
В результате военных побед русской армии и упрочения позиций России в Европе Александр I вновь вернулся к конституционным замыслам. Реально они были воплощены в Польше, вошедшей в состав Российской империи. В мае 1815 г. польскому населению было объявлено о даровании конституции, местного самоуправления, собственной армии и свободы печати.
В соответствии с конституцией Царства Польского российский император одновременно становился королем Польши, но власть его ограничивалась конституционной хартией. Создавался двухпалатный парламент. В то время эта конституция была одной из самых либеральных в Европе, а Александр I, выступив на открытии польского парламента в марте 1818 г. уже как сторонник конституционного устройства, обещал в будущем распространить конституционные порядки и на Россию.
Работа над российской конституцией в обстановке большой секретности проходила в Варшаве под руководством Н.Н. Новосильцева в 1819—1821 гг. (схема 132). Проект назывался «Государственная уставная Грамота Российской империи» и предусматривал превращение ее в конституционную монархию. Этого предполагалось достичь за счет создания представительного органа в форме двухпалатного парламента: Сената и Посольской палаты. Сенат должен был назначаться государем, а в Посольскую палату должны были входить избранные земские послы и депутаты окружных городских обществ. По новому проекту изменялось и административно-территориальное устройство России, которое в случае введения конституции должно было состоять из крупных образований — 10 наместничеств, имевших свои представительные органы — сеймы.
В декларирующей части конституционного проекта объявлялись свобода слова, вероисповеданий, равенство всех перед законом. От-
(1815^ | (ш^ | |||
Введение | Обещание | Разработка | ||
конституции | Александра I | Н.Н. Новосильцевым | ||
в Царстве | о введении | «Государственной | ||
Польском, | конституции | уставной грамоты | ||
входившем | на всей | Российской империи»: | ||
в состав | территории | S законосовещательный | ||
Российской | России | парламент из двух палат: | ||
империи. | Сенат и Посольская | |||
Учреждался | палата; | |||
двухпалатный | S разделение страны | |||
парламент | на 10 наместничеств |
Конституционный вопрос |
Документ не был обнародован и введен в действие |
Схема 132
дельная статья была посвящена обоснованию и охране права на частную собственность. О крепостном праве в проекте не говорилось ни слова.
Но «Государственная уставная грамота Российской империи» не была принята и даже обнародована. В очередной раз проявились нерешительность и непоследовательность внутриполитического курса Александра I.
10.4. Самодержавие и крестьянский вопрос
Одной из кардинальных проблем российской действительности была проблема крепостного права. Во время любых попыток реформирования в стране неизбежно ставили вопрос о ее разрешении (схема 133).
Начало царствования Александра I ознаменовалось некоторыми сдвигами в решении крестьянского вопроса. Используя инициативу графа С.П. Румянцева, обратившегося в правительство с просьбой разрешить ему отпустить принадлежавших ему крестьян на волю с наделением их землей, верховная власть 20 февраля 1803 г. издает указ «О вольных хлебопашцах», дававший такую возможность помещикам.
Условия освобождения определялись взаимным договором между крестьянином и помещиком. При этом крестьянин должен был внести
Схема 133 |
выкуп, определенный помещиком. Царь в указе отмечал полезность начинания С.П. Румянцева и тем самым пытался призвать к этому и других дворян, владеющих крепостными.
Фактически в стране могла создаваться новая социальная группа вольных хлебопашцев, владевших землей по праву частной собственности. Указ также имел важное идеологическое значение: впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп. Его издание было первой попыткой правительства отойти от жесткого курса на сохранение крепостного права и в принципе признания возможности капиталистического развития в сельском хозяйстве.
Александр I возлагал на изданный указ большие надежды: ежегодно в его канцелярию поступали свеЯ^ния о крестьянах, переведенных в новую категорию. Но результаты оказались слабые: в период царствования Александра I состоялась 161 сделка и было освобождено 47 153 душ крестьян. А всего за время действия указа (т.е. до 1861 г.) вольными хлебопашцами стали 111 829 крестьян, что составило примерно 2% от общего числа всех крепостных в России.
Затем довольно долгое время крестьянский вопрос практически не обсуждался. И только с 1816 г. вновь начинает рассматриваться эта проблема. Помещики Эстляндской губернии обратились к императору с просьбой отменить на их землях крепостное право. Такая просьба была продиктована особенностями развития сельского хозяйства в Прибалтике, в которой широко развивались товарно-денежные отношения, а крепостное право тормозило этот процесс как из-за низкой производительности труда крепостных, так и из-за отсутствия свободной рабочей силы. В мае 1816 г. Александр I подписал положение об эстляндских крестьянах, согласно которому они становились лично свободными, но вся земля сохранялась в собственности помещиков. Поэтому из крепостных они превращались в арендаторов, что радикально не улучшало их положения. Однако сам факт освобождения крестьян имел большое значение и демонстрировал определенные намерения царского правительства по решению этого вопроса. Аналогичные реформы были осуществлены и в других прибалтийских губерниях: в Курляндии (август 1817 г.) и в Лифляндии (март 1819 г.).
В это же время Александр I дал поручение сразу нескольким сановникам разработать проекты отмены крепостного права в России.
В 1818 г. такой проект был подготовлен А.А. Аракчеевым. Для освобождения крестьян он предлагал государству выкупить помещичьи имения, выделяя ежегодно из казны по 5 млн рублей. Ожидалось, что помещики начнут продавать имения из-за естественного стремления избавиться от долгов и вести хозяйство рационально, прибегая либо к наемному труду, либо к сдаче земли в аренду. Осуществлять выкупную операцию предполагалось поручить специально созданной правительственной комиссии.
Что же за освобождение предлагалось в проекте? По-видимому, это предполагало сделать выкупленных крестьян государственными и тем самым изменить их статус, хотя историческая наука рассматривает государственных крестьян как одну из категорий крепостного населения России.
Другой проект по крестьянскому вопросу был разработан под руководством министра финансов Д.А. Гурьева. В основу его проекта были положены идеи и принципы, которые разработал известный ученый- правовед того времени М.Д. Балугьянский, бывший в 1819—1821 гг. ректором Петербургского университета. Он считал, что русских крестьян надо наделить теми же правами, которые имели крестьяне в Англии и Австрии. По его мнению, первым шагом в этом направлении должно быть изменение таких крестьянских повинностей, как ревизия, рекрутство, поголовная подать, земские повинности. Но главным в процессе отмены крепостного права М.Д. Балугьянский считал создание в стране различных форм собственности, в результате чего свобода установится сама собой без всякого специального законодательного акта.
Согласно такому плану ликвидации крепостничества капиталистические отношения в полной мере могли сформироваться лишь спустя длительное время, как это было в странах Западной Европы. М.Д. Балугьянский предлагал законодательно установить пять новых видов земельной собственности: 1) потомственное содержание; 2) пользование пожизненное или на определенное число лет; 3) содержание по найму: 4) владение; 5) общественные земли. Порядок заключения соглашений между помещиками и крестьянами должен быть свободным и нерегламентированным.
Все подготовленные проекты освобождения крестьян так и остались неосуществленными. Проект А.А. Аракчеева, хотя и был одобрен, не прошел, скорее всего, из финансовых соображений, т.е. из-за отсутствия в казне денег для проведения выкупных операций, а проект А.А.Гурьева и М.Д. Балугьянского — ввиду излишнего радикализма и утопичности для России. Их ждала судьба неисполненных конституционных замыслов.
10.5. Социально-экономическая политика и крушение реформаторских надежд
Социально-экономическая политика Александра I, как и другие сферы его деятельности, характеризовалась противоречивостью, непоследовательностью и отсутствием четких ориентиров.
Пожалуй, исключение составляли лишь последовательная поддержка и расширение прав «третьего сословия» — купечества, а также меры, направленные на развитие промышленности. В декабре 1801 г. по предложению Н.С. Мордвинова был принят указ, разрешавший купцам покупать свободные земли, т. е. впервые у недворян появилась возможность приобретать не населенную крестьянами землю.
В январе 1807 г. последовал новый указ «О даровании купечеству новых выгод», согласно которому расширялись права купцов 1-й и 2-й гильдии: за денежные взносы они освобождались от рекрутской повинности, им разрешалось создавать акционерные общества, иметь свои собрания, торговые суды и т.п.
Экономическую политику правительства осуществляло министерство внутренних дел, руководители которого выступали за создание
благоприятных условий для развития промышленности и торговли, частного предпринимательства.
В 1818 г. удалось, несмотря на крепостные и сословные ограничения, провести закон о праве всех казенных, удельных, помещичьих крестьян и свободных хлебопашцев основывать фабрики и заводы (схема 134).
В первой четверти XIX в. в России увеличилось количество фабрик и работающих на них. В 1804 г. было 2423 фабрики, где работало 95 202 человек, в том числе вольных 45 625 (48%). К 1825 г. насчитывалась 5261 фабрика с 210 568 рабочими, из них вольные составляли 114 515 (54%). Таким образом, в фабричном производстве наблюдалась тенденция роста вольнонаемного труда.
Вместе с тем тесно связанная с экономикой таможенная политика не была ясной и колебалась в зависимости от разных обстоятельств: от
протекционистского тарифа в 1810 г. до весьма свободного в 1819 г. и в 1822 г. вновь к протекционистскому.
Наиболее тяжелое положение в период правления Александра I сложилось в финансовой сфере.
Политические события в Европе, войны с Францией, Швецией, Турцией и Персией требовали постоянных расходов всех ресурсов России.
После Тильзитского мира в 1808 г. доходы казны составляли 111 млн рублей ассигнациями, которые были обеспечены серебряным эквивалентом только на 50 млн рублей, расходы же достигали 248 млн рублей ассигнациями. Дефицит был покрыт их новым выпуском, что еще более усугубило ситуацию. Для выхода из кризиса был разработан план финансовых преобразований, подготовленный под руководством М.М. Сперанского. В нем предусматривалось сокращение выпуска бумажных денег — ассигнаций, переход к кредитным бумагам и привязке их к серебряному стандарту. Программа была нацелена на упорядочение доходов и расходов, и прежде всего на увеличение налогов в два- три раза. Возросли (от 1 до 3 рублей) подушная подать, налоги на соль, выплавленную медь и т.п.
Впервые был введен налог на доходы помещиков с земли, что вызвало недовольство дворян.
Эти и другие меры, введенные специальным манифестом от 1 февраля 1810 г., позволили стабилизировать финансовую систему России и помогли ей выстоять в период Отечественной войны 1812 г.
Но так продолжалось недолго, вскоре опять расходы государства превысили доходы, финансовое и экономическое положение страны в конце первой четверти XIX в. ухудшилось: налоги собирались не полностью и с колоссальными трудностями; помещики, считавшиеся ответственными за своих крестьян, сплошь и рядом попадали в опеку за неуплату платежей, а большинству казенных крестьян приходилось продавать имущество и даже дома.
Важным фактором в военной и социальной политике Александра I стало учреждение военных поселений, главным организатором которых был генерал А.А. Аракчеев. В основе их создания лежала идея о переводе части армии на самоокупаемость, что сокращало расходы казны на содержание военных подразделений. В военные поселения зачислялся ряд территорий, населенных государственными крестьянами. Все мужчины превращались в солдат и должны были вместе с семьями выполнять и сельскохозяйственные работы, и нести воинские обязанности. Кроме того, считалось, что это частично решит проблему рекрутских наборов, так как все дети, рожденные в поселениях, определялись в солдаты и таким образом армия пополнялась естественным путем.
Но жесткий казарменный режим, воинские занятия наряду с тяжелым крестьянским трудом, наказания за малейшую провинность — все это делало военные поселения худшей формой крепостничества (см. схему 134).
К 1825 г. на положение военных поселян было переведено 374 тыс. государственных крестьян и казаков, что составляло третью часть русской армии.
Военные поселения были ликвидированы только в 1857 г., в эпоху правления Александра II.
Царствование Александра I, на которое многие вначале возлагали большие надежды, заканчивалось крайней нестабильностью в стране. Император, желавший провести реформы, но все время колебавшийся в осуществлении их на практике, своими действиями способствовал резкому обострению политических и социально-экономических проблем в России. И выступление декабристов в 1825 г. стало в значительной степени следствием нереализованных замыслов верховной власти.
10.6. Внешняя политика
В начале XIX в. Россия проводила активную внешнюю политику. Главными ее направлениями были западное (европейское) и южное. Квинтэссенцию европейской внешней политики составляла борьба России и Франции за лидерство на континенте. Южное направление включало в себя взаимоотношения с Ираном (Персией) и Турцией (Османской империей) (схема 135).
В 1805 г. в Европе сложилась третья коалиция против Франции в составе России, Англии и Австрии. Начавшиеся военные действия не принесли удачу союзникам: в битве под Аустерлицем в 1805 г. их войска потерпели серьезное поражение. Вскоре эта коалиция распалась.
В 1806 г. при активном участии России была создана четвертая коалиция, в которую вошли Россия, Пруссия, Англия, Саксония, Швеция. Поражение и капитуляция Пруссии, а затем и русской армии в сражении под Фридландом заставили Александра I начать переговоры о мире с французским императором.
Современные историки склонны считать, что коалиционные войны 1805—1807 гг. были грабительскими с обеих сторон при явном преобладании в политике коалиций «духа реакционности» над «духом воз-
Схема 135 |
рождения». Эти войны, которые вели правительства, приносили многочисленные беды их народам. По мнению историка Н.А. Троицкого, цели третьей и четвертой коалиций сводились к двум основным направлениям: территориальному расширению, захвату и грабежу новых земель как минимум и господству в Европе как максимум; сохранению уцелевших на континенте и восстановлению свергнутых французской революцией и Наполеоном феодальных режимов.
В 1807 г. в Тильзите Франция и Россия подписали договор, в соответствии с которым Россия бралач обязательство примкнуть к континентальной блокаде Англии и разорвать с ней политические отношения. Тильзитский договор также предусматривал создание Герцогства Варшавского под протекторатом Наполеона из отторгнутых от Пруссии польских земель (схема 136). Впоследствии они послужат плацдармом для нападения на Россию.
ZZI |