НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (1992—2004) 629 6 страница
4 I кюрия России тельные повинности в пользу государства. В лучшем положении находились те, кто проживал в «белых», т.е. частновладельческих, слободах. Беломестцы имели ряд существенных податных льгот.
К началу XVI в. в большинстве стран Европы сложился политический строй, который принято называть сословно-представительной монархией. Монарх делил власть с сословно-представительными собраниями. Такие органы формировались из представителей господствующих и политически активных сословий, и в первую очередь из дворянства и духовенства. Близок к сословно-представительной монархии в XV—XVI в. был и политический строй Московского государства (схема 59). Во главе страны стоял великий князь (с 1547 г. — царь). Свои полномочия монарх разделял с Боярской думой, состоявшей из представителей высшей аристократии. Существовало два думных чина: боярин и окольничий. Позже Дума стала пополняться людьми менее знатного происхождения: дворянами и дьяками (чиновниками). Основу государственного аппарата составляли дворец и казна. Высшими чиновниками были казначеи и печатники (хранители печати). Система местного управления была построена на принципе «кормления». Великокняжеские наместники получали право на часть судебных пошлин
![]() |
И налогов, собираемых на управляемых ими территориях. «Кормления» йили к многочисленным взяткам и злоупотреблениям чиновников.
Преемником Ивана III стал его сын Василий III Иванович (1505— 1533) (схема 60). Продолжая политику отца, он в 1510 г. ликвиди- ропал самостоятельность Псковской республики. В годы его правления произошла война с Литвой, в результате которой к Русскому государству в 1514 г. был присоединен Смоленск. В 1521 г. в состав Государства вошло уже фактически подчинявшееся Москве Рязанское княжество. Таким образом, объединение русских земель было завершено, пережитки феодальной раздробленности уходили в прошлое. В составе государства оставался лишь один крупный удел, принадлежащий младшей ветви великокняжеской семьи — князьям Стариц- ким.
![]() |
3.5. Культура XIII—XV вв.
Монголо-татарское нашествие привело к разрушению городов и гибели памятников искусства. Исчезли многие виды художественных ремесел. Однако завоевание монголо-татарами русских земель не прервало их культурного развития. К XIV—XV вв. достигают расцвета местные художественные школы и в первую очередь новгородская и владимиро- суздальская, создается московская школа. В эту эпоху работали величайшие художники — Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий.
В условиях иноземного ига формировались тенденции к духовному объединению русских земель. Особая роль в становлении духовного единства Руси принадлежит Православной церкви. История православия неразрывно связана с именем знаменитого подвижника Сергия Радонежского, жившего в XIV в. Сергий Радонежский — один из самых почитаемых и любимый православными людьми русский святой. Его называют игуменом земли русской. Большинство русских святых конца XIV—XV вв. были учениками самого Сергия или учениками его последователей.
В истории европейской культуры XIV в. называют эпохой Предвоз- рождения. Очевидно, что к истории отечественной культуры термин «Возрождение», или «Ренессанс», неприменим. Однако относительно Предвозрождения взгляды ученых расходятся. Искусствовед В.Н. Лазарев считает, что это понятие характеризует только итальянскую культуру. По его мнению, в отличие от Италии духовная жизнь Руси находилась в XIV в. под полным влиянием церковной идеологии и не имела тенденции к формированию гуманистических начал. Иначе смотрел на эту проблему Д.С. Лихачев. Он полагал, что итальянское Пред- возрождение оказало значительное влияние на русскую культуру.
Литература. Шло развитие былинного эпоса русского народа. Особенно следует отметить сказания о купце Садко и богатыре Василии Буслаеве (XIV—XV вв.). С конца XIII в. в письменной литературе появляются произведения о нашествии монголо-татар, наиболее известное из которых «Повесть о разорении Рязани Батыем». Повесть рассказывает о героизме рязанцев, павших в неравной схватке с монголо-татарскими захватчиками.
Победа Дмитрия Донского над ордынским правителем Мамаем в 1380 г. послужила основой для создания целого цикла произведений о Куликовской битве. Подробно рассказывается о ней в «Сказании о Мамаевом побоище», которое написано, вероятно, по свидетельствам очевидцев. К концу XIV в. относится знаменитая поэма Софония Рязан- ца «Задонщина». Автор находился под большим влиянием «Слова о пол-
Ну Игореве» и сознательно подражал ему. И это неудивительно, потому что у произведений, разделенных двумя столетиями, был один и тот же идейный смысл — призыв к единению русских княжеств для спасения страны от захватчиков. Софоний называл свою поэму «похвалой и Жалостью». Похвала князю Дмитрию и радость победы переплетаются го скорбью по погибшим воинам.
Большое распространение получают жития святых. Еще в конце XIII в. появляется «Житие Александра Невского», рисующее образ идеального правителя и полководца. Самым известным автором житийных произведений был Епифаний Премудрый. Он написал жития Сергия Ридонежского и Стефана Пермского. Филологи отмечают, что работы Ниифания отличаются тонкостью психологических характеристик и высокохудожественным стилем. Другой писатель, Пахомий Логофет, дополнил и изменил сочинение Епифания, составив на его основе соб- стиенное «Житие Сергия Радонежского».
Уникальным памятником литературы является «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. За 30 лет до того, как морской путь в Индию был открыт португальским мореплавателем Ваской де Гама, побывавший там русский человек описал свои впечатления о днлекой и загадочной стране.
В различных политических центрах Руси продолжает развиваться летописание, создаются крупные летописные своды. Летописание Владимиро-Суздальской земли представлено, например, Лаврентьевской летописью, составленной в 1377 г. монахом Лаврентием для ростово- еуздальского князя Дмитрия Константиновича. С XIV в. прослеживается тенденция к появлению общерусских сводов. Зарождается московское летописание. Один из его первых памятников — Троицкая летопись.
Архитектура. Этот период представлен культовыми зданиями (табл. 5). В Новгороде построены небольшие по размерам храмы, украшенные резьбой. К числу таких памятников относятся церкви Спаса на Ильине улице и Федора Стратилата. К рубежу XIV—XV вв. относятся древнейшие дошедшие до нас памятники архитектуры Московского княжества: Успенский собор на Городке, Рождественский собор Савино-Сторожевского монастыря в г. Звенигороде и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры в г. Сергиевом Посаде. Самое старое на сохранившихся зданий в черте современной Москвы — Спасский собор Андронникова монастыря.
В XIV в. были построены первые не дошедшие до нашего времени каменные сооружения Московского Кремля. При Дмитрии Донском были возведены белокаменные кремлевские стены. Через 100 лет с небольшим при Иване III Кремль стал кирпичным. С деятельностью Ива-
Таблица 5 |