НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (1992—2004) 629 4 страница
Коалиция I | |
половецких | \ и русских |
ханов: | князей: |
— Котяна — хана | — Мстислава Романовича |
зарадного союза | Киевского; |
половецких племен; | — Мстислава Святославовича |
— Юрия Кончаковича — | Черниговского; |
хана кавказских | — Мстислава Мстиславовича |
половцев | Удатного (Удачливого) Галицкого; |
— Данилы Романовича | |
Волынского |
Монгольские отряды во главе с Джебе и Субудаем |
Победа над русско-половецкими войсками |
Отсутствие единства в русском стане и несогласованность во время боевых действий. Поражение объединенного войска
о помощи Владимирского и Черниговского князей, но поддержки от них не получили. Вероятно, причиной их отказа стала междоусобная вражда, а может быть, они недооценили грозящей опасности. После пятидневного сопротивления Рязань пала, все жители, включая княжескую семью, погибли. Затем монголы захватили Коломну, Москву и другие города и в феврале 1238 г. подошли к Владимиру. Город был взят, жители перебиты или уведены в рабство. Между тем Владимирский князь Юрий отъехал из города, пытаясь организовать сопротивление. Его русское войско 4 марта 1238 г. потерпело поражение на р. Сити. После двухнедельной осады пал г. Торжок, и монголо-татарам был открыт путь на Новгород. Но, не дойдя до города примерно 100 км, завоеватели повернули назад. Причиной этому, вероятно, послужили весенняя распутица и усталость монгольского войска. На обратном пути монголо-татары столкнулись с ожесточенным сопротивлением жителей небольшого городка Козельска, оборонявшегося семь недель.
Второй поход монголо-татар на Русь был совершен в 1239—1240 гг. На этот раз целью завоевателей стали земли Южной и Западной Руси. После долгой осады был взят и разграблен город Киев, оборону которого возглавил воевода Дмитр. Эти страшные события отражены в одной из летописей: «Пришел Батый к Киеву с большой силой, с многим множеством воинов своих, и окружили они город, и обступила сила татарская, и был город в великой осаде. Был Батый у города, а воины его окружали город. И нельзя была голоса слышать от скрипения телег его, от рева множества верблюдов его, ржания стад коней его, и была вся земля русская наполнена воинами... Горожане были побеждены, и Дмитр ранен, а татары взошли на стены и там засели... На другой день татары начали приступ, был большой бой между ними и защитниками. Люди укрылись в церкви, влезли на церковные своды со своим добром, и от тяжести рухнули вместе с ними стены церковные. Так город был захвачен воинами. Дмитра вывели раненым и не убили мужества его ради». Затем была разорена Галицко-Волынская Русь. После этого завоеватели разделились на две группы, одна из которых двинулась на Польшу, а другая — на Венгрию. Они разорили эти страны, но дальше наступать не стали, силы завоевателей уже были на исходе (схемы 36, 37).
Часть монгольской империи, под властью которой оказались русские земли, получила в исторической литературе название Золотая Орда. Сами монголо-татары называли ее Белой Ордой или Улусом Джучи (по имени сына Чингисхана, отца Батыя).
Монголо-татарское нашествие оказало большое влияние на историческую судьбу России. По всей вероятности, сопротивление Руси спасло Европу от азиатских завоевателей. Летописи, исторические произ- йгдения и народные предания сохранили память о рязанском воине Ев- Пятии Коловрате, киевском воеводе Дмитре и других мужественных защитниках родной земли. «Кровь отцов и братьев наших напоила землю как вода», — написал древнерусский летописец.
11о данным археологов, более половины (49 из 74) известных русских городов были разорены монголо-татарами, многие из них после нашествия стали селами, некоторые исчезли навсегда. Такая участь, например, постигла Рязань. Современный город с этим названием находится н нескольких десятках километров от древней столицы княжества, разоренной монголо-татарами. Завоеватели убили и увели в рабство
значительную часть городского населения. Это привело к экономическому упадку, исчезновению некоторых ремесел. Гибель многих князей и дружинников замедлила политическое развитие русских земель, привело к ослаблению великокняжеской власти.
В отечественной историографии много десятилетий используется понятие «монголо-татарское иго», которое нуждается в пояснении. В отличие, например, от Китая, где долгое время правила монгольская династия Юаней, на Руси не было не только иноземных правителей, но даже поставленной завоевателями администрации. Главной формой зависимости была уплата дани. Ее собирали так называемые баскаки, во главе которых стоял великий баскак. Его резиденция находилась во
Владимире. Баскаки имели особые вооруженные отряды, всякое сопро- тннление жестоким поборам и насилию беспощадно подавлялось. Политическая зависимость выражалась в выдаче русским князьям специальных грамот — ярлыков на право княжения. Формально главой русских земель считался князь, получивший от хана ярлык на княжение во Владимире.
Рассматривая период монголо-татарского владычества, нельзя не отмстить, что его влияние на русскую историю оценивается неоднозначно (схема 38). О том, что иноземное владычество являлось для Руси Оольшим бедствием, писали С.М. Соловьев и В.О. Ключевский. С этим N принципе согласны и современные исследователи. Однако многие Историки и философы считают, что сложившаяся ситуация русско-ордынских отношений ускорила процесс централизации, определила характер русской государственности. Еще великий историк Н.М.Карамзин писал, что после монголо-татарского нашествия «тень варвар-
t Iкюрия России |
ства... закрыла для нас Европу». Но он же отмечал: «Москва обязана своим величием ханам».
В советское время взаимоотношениям Руси с Золотой Ордой были посвящены работы Б.Д. Грекова, А.Ю. Якубовского, А.Н. Насонова, В.В. Каргалова и других выдающихся ученых. В их трудах убедительно доказывалось, что нашествие Батыя принесло русскому народу неисчислимые бедствия, а иго иноземных завоевателей пагубно отразилось на социально-экономическом и политическом развитии русских земель.
Иначе смотрят на эту проблему представители так называемой евразийской школы, основанной Г.В. Вернадским. Ее сторонники видят в монголо-татарском завоевании закономерный этап исторического и культурного развития России.
Наиболее ярко эти идеи выражены в работах известного историка и философа J1.H. Гумилева. Он писал, что отношения монголов и русских не были исключительно враждебными. J1.H. Гумилев полагал, что описания в источниках кровавых ужасов монголо-татарского нашествия сильно преувеличены. Он утверждал, что воины Батыя были не более жестокими, чем любые завоеватели того времени. Отрицал J1.H. Гумилев и сам термин «монголо-татарское иго». По его мнению, между Русью и Золотой Ордой сложился закономерный исторический симбиоз. Отношения двух государственных образований складывались по обычной для истории Средних веков системе «сюзерен — вассал». Было бы несправедливо обвинять JI.H. Гумилева в лженаучности. Его работы основаны на изучении значительного количества исторических источников. Проблема взаимоотношений Руси и Золотой Орды рассмотрена в широком контексте внешнеполитических факторов того времени. Немаловажной заслугой JI.H. Гумилева является признание самоценности и самобытности истории кочевых народов Великой степи. В то же время большинство историков его идей не разделяют.
2.4. Отпор агрессии шведских и немецких феодалов в Северо-Западной Руси
В то время, когда Русь еще не оправилась от варварского нашествия монголо-татар, с запада ей угрожал враг не менее опасный и жестокий, чем азиатские завоеватели. Еще в конце XI в. Папа Римский провозгласил начало крестовых походов против мусульман, завладевших Палестиной, на землях которой находились основные христианские святыни. В первом крестовом походе (1096—1099) рыцари захватили на Ближнем Востоке значительные территории и основали свои государ- стпа. Через несколько десятилетий европейские воины начали терпеть поражения от арабов. Одно за другим теряли крестоносцы свои владения. Четвертый крестовый поход (1202—1204) ознаменовался разгромом не арабов-мусульман, а христианской Византии.
Во время крестовых походов создавались рыцарско-монашеские ордена, призванные огнем и мечом обращать побежденных в христианскую веру. Они хотели покорить и народы Восточной Европы. В 1202 г. и Прибалтике образовался Орден меченосцев, а в 1191 г. — Тевтонский орден. В 1237 г. оба этих ордена объединились в один, получивший название Ливонского.
Рыцари Ливонского ордена поставили перед собой цель подчинить ннроды Прибалтики и Руси и обратить их в католичество. До этого наступление на русские земли начали шведские рыцари (схема 39). В
1240 г. шведский флот вошел в устье Невы. В планы шведов входил захват Старой Ладоги, а затем Новгорода. Шведы были разбиты новгородским князем Александром Ярославичем. Молодой князь с небольшой дружиной скрытно подошел к неприятельскому лагерю. Отряд ополченцев во главе с новгородцем Мишей отрезал врагу путь к отступлению. Эта победа принесла двадцатилетнему князю громкую славу. За нее князь Александр был прозван Невским.
В том же 1240 г. началось новое вторжение на Северо-Запад Руси. Рыцари Ливонского ордена захватили Изборск, а в 1241 г. — Псков. К этому времени рассорившийся с новгородскими боярами Александр покинул город. Когда же Новгород оказался в опасности (враг находился в 30 км от его стен), Александр Невский вернулся в город по требованию веча. И вновь князь действовал решительно. Стремительным ударом он освободил захваченные врагом русские города.
Свою самую знаменитую победу Александр Невский одержал в 1242 г. 5 апреля на льду Чудского озера состоялась битва, вошедшая в историю как Ледовое побоище. В начале сражения немецкие рыцари и их союзники эстонцы, наступая клином, пробили передовой полк русских. Но воины Александра Невского нанесли фланговые удары и окружили врага. Рыцари-крестоносцы бежали: «И гнались за ними, избивая, семь верст по льду». Согласно новгородской летописи в Ледовом побоище 400 рыцарей погибли, а 50 попали в плен. Возможно, эти цифры несколько завышены. Немецкие хроники писали о 25 погибших и бпленных, по-видимому, занижая потери своих рыцарей. Однако факт поражения они вынуждены были признать.
После разгрома рыцарей политика папства в отношении Руси изменилась. В 1249 г. папские послы предложили князю Александру помощь в борьбе против монгольских завоевателей. Современные историки пишут, что в тот год Александр Невский оказался перед поистине цивилизационным выбором между Востоком и Западом. Но, по-видимому, на решение русского князя повлияли не глобальные исторические проблемы, а конкретная политическая ситуация. Он понял, что папский престол стремится втянуть его в тяжелую борьбу с монголо-татарами, облегчив тем самым немецким феодалам захват русских земель. Предложение папских послов было отвергнуто.
В отношении Золотой Орды Александр проводил иную политику. Чтобы обложить данью покоренные народы, ордынские правители решили провести перепись населения Руси. С этой целью на русские земли прибыли специальные чиновники — численники. Их появление в Новгороде вызвало недовольство его свободолюбивых жителей. Князь Александр подавил антиордынское восстание, а его зачинщиков сурово покарал. Будучи дальновидным политиком и искусным дипло- матом, он прекрасно понимал, что Русь не может оказать сопротивлении монголо-татарским завоевателям, а народные восстания приведут лишь к новым, еще более жестоким набегам.
Анализируя политику Александра, нельзя не учитывать и религиозный фактор, ведь князь был глубоко верующим человеком. Во времена <ииоевания Руси большинство подданных монгольского хана были язычниками. Несколько позже, в начале XIV в., хан Узбек сделал государственной религией Орды ислам. Но от покоренных народов мон- голо-татары не требовали перемены религии и никаких репрессий по отношению к православной церкви не предпринимали. Напротив, православное духовенство, а также служители других конфессий освобож- днлись от уплаты дани. В то же время западные агрессоры хотели насильно распространить католичество на русских землях.
Православная церковь канонизировала князя Александра Ярослави- чн как благоверного защитника родной земли и православной веры.
2.5. Культура
Культура в период раздробленности русских земель имеет ряд характерных особенностей (схема 40). Хотя, как и в эпоху Киевского государства, достижения византийских мастеров продолжают использо- ннться в качестве образцов, русская духовность приобретает уже свои отличительные черты. Все более заметной становится национальная самобытность русской культуры. Приемы и формы отечественного искусства получают самостоятельное развитие. Русская культура XII— XIII вв. характеризуется двумя на первый взгляд противоположными, но на самом деле глубоко взаимосвязанными тенденциями. Начало удельного периода ознаменовалось созданием первых местно-удельных художественных школ. Ярче всего это проявилось в архитектуре и
изобразительном искусстве; литературные произведения в целом сохраняли общерусскую направленность. Но при этом политический распад Киевского государства не означал упадка единой древнерусской культуры. Искусствоведы и филологи отмечают, что духовная жизнь различных русских земель при всем своем многообразии сохраняла общие черты и единство стилей. Политическая раздробленность и даже монголо-татарское нашествие не прервали культурного развития народа и не привели к его упадку. Напротив, жившие в XII—XIVbb. художники, зодчие, писатели оставили нам немало шедевров литературы и искусства.
Просвещение. В эпоху политической раздробленности продолжали распространяться грамотность и книжное дело. «Книги, как глубина морская, окунувшись в них, мы находим драгоценные камни», — написано в одном из сборников афоризмов того времени. Как и в других христианских странах Средних веков, всякое просвещение на Руси начиналось с изучения книг Священного Писания. В школах читали Псалтырь, Часослов и другую духовную литературу. Популярной книгой был Шестоднев, излагающий библейское учение о сотворении мира. На русский язык были переведены многие книги греческих авторов, знакомивших читателя с античной историей.
Литература (схема 41). В рассматриваемый период в различных политических центрах Руси появляется удельное летописание. Летописная традиция Великого Новгорода сформировалась, как полагают исследователи, в XI в. и по древности не уступает киевской. В середине XII в. летописи в Новгороде составляли священник Герман Воята и его преемник — пономарь Тимофей, служившие в одной из городских
церквей. В тот же период в Ростове и Суздале зародилось летописание Иладимиро-Суздальской земли.
Высокого литературного совершенства достигла проповедническая литература. Талантливыми писателями и проповедниками были митрополит Климент Смолятич и епископ Кирилл Туровский. В XI в. был создан замечательный памятник древнерусской литературы — Киево- 11счерский патерик, рассказывающий об истории создания Киево-Пе- черского монастыря и его монахах.
В этот же период Даниил Заточник создал настоящий памятник публицистической мысли, который в одной дошедшей до нас редакции называется «Слово», а в другой — «Моление». По своей форме произ- иодение Даниила представляет собой обращение к князю. Социальная принадлежность автора неясна, неизвестно и к какому из властителей Руси он обращается. Несомненно лишь, что Даниил Заточник был талантливым и образованным человеком. В его произведении примеры из Священного Писания удачно сочетаются с народным юмором и изложением бытовых сцен. Автор затрагивает широкий круг социальных и нравственных проблем. Здесь содержатся едкая сатира, направленная против богатых, но неумных людей, рассуждения о семейной жизни и многое другое. Особенно проникновенно звучит призыв Даниила к сочувствию и помощи бедным людям: «Когда веселишься за многими летами, меня вспомни, хлеб сухой жующего; или когда пьешь сладкое пи- гье, вспомни меня, теплую воду пьющего в незаветренном месте».
В конце XII в. было написано всемирно известное «Слово о полку Игореве», пополнившее сокровищницу русской литературы. Сюжет ♦Слова» несложен, поэма рассказывает о неудачном походе новгород- северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Князь герпит поражение, попадает в плен, откуда ему удается бежать. Одно- пременно действие поэмы происходит в Киеве, где княжит двоюродный брат Игоря Святослав, и в Путивле, где ждет своего мужа Игоря верная Ярославна. «Плач Ярославны» поистине стал символом верности и мужества русских женщин, и сегодня мы восхищаемся, читая эти слова. Поражение русских войск послужило автору «Слова» причиной для горьких раздумий о судьбах своей Родины: «Тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла среди земли Русской. А князья сами себе крамолу ковали, а поганые, сами с победами нарыскивая на Русскую землю, брали дань по белке от двора». Рассуждая о бедах родной земли, автор рисует образы могущественных князей Руси — Ярослава Осмомысла, Всеволода Большое Гнездо и др. Страстно звучит его призыв к князьям прекратить распри, объединиться перед лицом внешней опасности и защитить родную землю: «Из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!».
Архитектура (табл. 4). Немало замечательных творений создали новгородские зодчие. На формирование их взглядов, безусловно, повлиял политический строй средневековой республики, что, конечно, и отразилось при строительстве архитектурных сооружений. Вместо монументальных соборов, строившихся князьями, появились более скромные, но уникальные по совершенству пропорций и форм храмы. Основным строительным материалом здесь был тонкий кирпич. Новгородские памятники отличаются строгостью форм, сочетающейся с пластической выразительностью. В такой манере построены церковь Спаса на Нере- дице, Георгиевский собор Юрьевского монастыря.
Своеобразная архитектурная школа стала складываться и в Пскове. Здесь строили небольшие приземистые кубической формы одноглавые четырех- или шестистолпные храмы с одной апсидой[7]. К храму часто пристраивались небольшой придел и звонница, таким образом создавалась зрительная асимметрия постройки. Самый ранний из сохранившихся памятников псковского зодчества — Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.
Прекрасные архитектурные памятники были созданы на Владимиро-Суздальской земле. Со времен княжения Юрия во Владимирской области сохранились две постройки: церковь святых Бориса и Глеба в с. Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Оба памятника построены в середине XII в. Они представляют собой одноглавые четырехстолпные храмы с тремя массивными апсидами и широко расчлененными лопатками. Стены лишены украшений, окна храмов небольшие и напоминают бойницы. После того как Андрей Бо- голюбский перенес центр политической жизни Руси из Киева во Владимир, на этих землях началось строительство монументальных, роскошных по внешнему и внутреннему оформлению храмов и сформировались свои особенности архитектуры Владимиро-Суздальского княжества. Основным строительным материалом владимирским зодчим служил белый известняк. Постройки украшались пилястрами[8], барельефными изображениями людей и животных. При Андрее Боголюбском в центре Владимира на высоком берегу был воздвигнут Успенский собор. В нем и поместили величайшую русскую святыню — икону Владимирской Богоматери. Грандиозный белокаменный храм, украшенный колоннами и пилястрами, возвышался над городом и окрестностями. При Всеволоде Большое Гнездо этот храм был перестроен и расширен: из одногла- ного он стал пятиглавым. В княжение Всеволода возведен и другой замечательный памятник древнерусского зодчества — Дмитровский co- flop — одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм, отли- чикмцийся благородством форм и идеальными пропорциями.
Несколько десятилетий спустя был построен Рождественский собор It Суздале, славящийся богато украшенными Златыми вратами.
Шедевром мировой архитектуры считается церковь Покрова на Нер-
построенная в 1165 г. Зодчие Андрея Боголюбского полностью преодолели характерную для искусства своего времени «тяжесть камня» и миесивность форм. Вознесенный средь лугов и вод, храм напоминает тикую белую свечу. По преданию, князь Андрей построил его после смерти своего любимого сына Изяслава.
Изобразительное искусство (см. табл. 4). В эпоху удельной раздробленности развивается искусство резьбы по камню, восходящее к древним славянским традициям резьбы по дереву. Каменная резьба составляет внешний декор Владимиро-Суздальских храмов. Тончайшим ижурным узором покрыты стены Дмитровского собора. Наряду с библейскими персонажами художник изобразил и самого князя Всеволо- дн, сидящего на троне в окружении сыновей. Замечательные рельефы украшают и храм Покрова на Нерли. На всех трех фасадах церкви выполнена одна и та же композиция, в центре которой изображен играющий на гуслях библейский царь Давид. Каменный орнамент придает стенам храма дополнительную легкость и воздушность.
Внутри храмы оформлялись фресками. Для росписи Дмитровского гобора князь Всеволод пригласил византийских мастеров. До наших дней их фрески дошли лишь фрагментарно.
Сохранились и некоторые иконы Владимиро-Суздальской Руси. «Де- исус», «Дмитрий Солунский», а также знаменитая «Ярославская Оран- т;и. Эта больших размеров икона была обнаружена в 1919 г. в кладо- иой Спасского монастыря в Ярославле. Первоначальный слой закрывал грунт, поверх которого была нанесена малярная живопись XVIII—XIX вв. Пияв поверхностные слои, реставраторы нашли почти неповрежденный шедевр древнего искусства. Фигура Богородицы на иконе строй- нни, классических пропорций, ее светлый лик соответствует русскому идеалу красоты. О древней живописи Великого Новгорода мы можем судить по сохранившейся до нашц^ дней замечательной иконе «Благо- тчцение Устюжское». На этой иконе изображена сцена явления архангела Гавриила деве Марии с вестью о том, что она станет матерью Спасителя. Композиция иконы насыщена богословской символикой. Не менее знамениты новгородские иконы «Ангел Златые Власы» и «Спас Нерукотворный». Оба эти произведения были созданы в XII в. По ма
нере художественного исполнения древнейшие новгородские иконы были близки к византийским образцам. Но при этом в Новгороде писались иконы, в которых уже отражались местные художественные течения, более близкие народным массам. Формировалась собственная иконописная школа. К произведениям новгородской школы относится «Успение Богородицы» — первая из известных нам икон, содержащих многофигурную композицию.
Таблица 4
|
Контрольные вопросы
1. Каковы были причины распада Древнерусского государства?
2. Какие основные политические центры русских земель существовали в период феодальной раздробленности?
Развитие архитектуры и изобразительного искусства в удельный период |
3. В чем состояли особенности политического устройства Новгородской земли?
4. Кем и когда центр политической жизни Руси был перенесен из Киева но Владимир?
Г). Как происходило завоевание русских земель монголо-татарами?
6. Какие последствия имело монголо-татарское завоевание для дальнейше- К) хода русской истории?
7. Каковы основные черты развития культуры русских земель удельного периода?
8. Какие основные памятники архитектуры, изобразительного искусства и литературы периода раздробленности сохранились до наших времен и как в них отражены основные черты того периода?
Литература
Бегунов Ю. Александр Невский: жизнь и деяния святого и благоверного ноли кого князя. М., 2003.
Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.
Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XVI вв.): курс лекций. М., 2001.
Князь Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995.
Кривошеее Д.В. Русь и монголы: исследования по истории Северо-Восточной Руси XII—XIV вв. СПб., 1999.
Новосильцев А.П., Пашуто В.Г., Черепнин JI.B. Пути развития феодализ- мл.М., 1972.
Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XI—XIII вв. М., 1993.
Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л , 1988.
Янин В.Л. Я послал тебе бересту... М., 1998.
3. МОСКОВСКАЯ РУСЬ
3.1. Начало объединительных процессов на русских землях в XIII—XIV вв.
Рубеж XIII—XIV вв. — сложный период в русской истории. Русские земли были страшно разорены Батыем. Набеги Орды не прекращались. Эта эпоха — апогей политического дробления Руси. Страна была разделена на множество удельных княжеств. Князь, имевший ярлык на великое владимирское княжение, считался главой русских земель лишь номинально. В свои непрекращающиеся усобицы русские князья неоднократно втягивали монголо-татар. Политическая карта претерпела существенные изменения. В числе новых самостоятельных княжеств, возникших после монголо-татарского нашествия, были Тверское (с 1246 г.) и Московское (с 1276 г.)
Как уже отмечалось, Москва впервые была упомянута в летописях под 1147 г. (схема 42). До конца XIII в. будущая столица России пред-
гпшляла собой всего лишь небольшой городок, находящийся на границе Владимиро-Суздальских земель. «Кто думал-гадал, что Москве цар- П'иом быти, и кто же знал, что Москве государством слыти?» — гласит народное сказание. Уже в XIV в. Московское княжество возглавило объединительный процесс, а ко второй половине XV в. Москва стала столицей могущественного государства.
Причины возвышения Московского княжества и объединения вокруг него русских земель сложны и многообразны. Одним из факторов историки часто называют благоприятное географическое положение Москвы. Действительно, после монголо-татарского нашествия многие крупные русские города были разрушены или пришли в упадок. Территория, некогда составлявшая ядро Древнерусского государства, отошла к Великому княжеству Литовскому. Неизбежным было возникно- Ш'ние новых политических центров из числа сравнительно молодых юродов Владимиро-Суздальской Руси. На территорию Московского княжества переселялись беженцы из разоренных южных областей Руси. Но географический фактор не был определяющим в становлении главенствующей роли Москвы. Вряд ли она имела значительные географические преимущества перед другими городами. В отличие, скажем, or стоящей на Волге Твери или построенной на Оке Рязани будущая столица России располагалась на сравнительно небольшой Москве- рске. И говорить о высоких урожаях в московском регионе не приходится, так как он является центром русского Нечерноземья. Природные ресурсы Подмосковья не могли соперничать с богатством лесов русского Севера, где согласно древней народной легенде «молодые олени и белки из туч на землю падают, на земле вырастают и по земле расходятся».