НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (1992—2004) 629 3 страница

В настоящее время можно признать доказанным факт многослойно- сти былин. Сюжеты и герои народного фольклора соединяют в себе события различных периодов отечественной истории. Отражение в памятниках устного народного творчества процессов исторической и социальной жизни не подлежит сомнению. Место действия в них — реальная русская земля, но изображаемая с поэтическим вымыслом и элементами фантазии. Народные сказители создали поэтичные и мас­штабные образы богатырей. Воины Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, богатырь-пахарь Микула Селянинович, великан Свя- тогор, гусляр Садко отражают в народном сознании идеалы мужества, патриотизма и созидательного труда.

Если источник фольклора — это языческие предания, то письмен­ная литература зародилась на Руси после принятия христианства. Именно в «искусстве слова» раньше всего начала проявляться нацио­нальная самобытность русской культуры. Уже XI в. датируется рус­ское летописание. К сожалению, древнейшие летописи до наших вре­мен не дошли, они сохранились фрагментарно в составе более поздних летописных сводов. В начале XII в. киево-печерским монахом Нестором была написана знаменитая «Повесть временных лет»[3]. Это замечатель­ное произведение по праву считается главным в русском летописании. Оно легло в основу подавляющего большинства летописей последу­ющих эпох. Труд Нестора дошел не в подлиннике, а в составе трудов дру­гих летописцев, которые на протяжении веков вносили в текст «Повес­ти» свои изменения и доработки.

Летописный рассказ начинается с изложения библейского сюжета о псемирном потопе и разделе земли между сыновьями Ноя. И это не­удивительно, так как история всякого народа рассматривалась в то вре­мя как промысел Божий и продолжение священной истории. Не слу­чайно Нестор использовал библейские сюжеты, он хотел показать ме­сто Руси во всемирно-историческом процессе. Далее идут рассказы о племенах древних славян, миссии апостола Андрея, основании Киева, призвании варягов, образовании русского государства и т.д. «Повесть нременных лет» — ценнейший источник для изучения древнейшей ис­тории нашего Отечества. Поражают стройный стиль повествования, широта взглядов автора, патриотический дух произведения.

С распространением христианства связано появление житий свя­тых[4]. Перу Нестора принадлежат жития Бориса и Глеба, игумена Кие- 1»о-Печерского монастыря Феодосия. Жития святых помогали жителям страны, недавно принявшей православие, постичь христианский идеал духовного совершенства.

Большой интерес представляет «Слово о законе и благодати», напи­санное Иларионом — первым киевским митрополитом из русских лю­дей. Его сочинение — первый дошедший до нас русский богословско- иолитический трактат. Рассуждая о принятии Русью христианства, Иларион высоко оценивает ее авторитет среди других стран и народов. Ярко звучит возносимая митрополитом похвала князю Владимиру. Тем глмым он противопоставляет свою точку зрения грекам, которые счи- гили крещение «варварской» страны своей заслугой. Во всем произве­дении Илариона доказывается церковная самостоятельность Руси.

О литературе Киевской Руси замечательно написал академик Д.С.Ли- хмчев: «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литера- Iуру одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и гга тема— смысл человеческой жизни».

Архитектура. О зодчестве древних славян мы знаем очень мало, так кик деревянные памятники до наших дней не сохранились. Несомненно, что славяне обладали строительными навыками. Распространение хри­стианства сопровождалось созданием~на Руси великолепных произве­дений каменного зодчества. Из Византии пришла традиция строитель­ств крестово-купольных храмов. Основу конструкции таких соору­жений составляют несколько столбов, в плане образующих крест. Здание храма завершается куполом, символизирующим небо. Самая важная часть храма — алтарь. Православные храмы всегда строятся алтарем на восток, поэтому восточная стена храма имеет алтарные по­лукружия — апсиды.

При князе Владимире I в самом конце X в. византийскими мастера­ми в Киеве была заложена церковь Пресвятой Богородицы. При Ярос­лаве Мудром в центре Киева был построен собор Святой Софии (Пре­мудрости Божьей). К этому величественному тринадцатиглавому храму, образуя целый архитектурный ансамбль, примыкали митрополичьи па­латы и княжеский дворец. Огромное внутреннее пространство храма расчленяли 12 крестообразных столбов. С трех сторон собор был ог­ражден двойными галереями — гульбищами. В последующие эпохи храм неоднократно перестраивался.

Несколько позже киевского, в 1045—1050 гг., был построен новго­родский собор Святой Софии — пятиглавый крестово-купольный храм с мощными лопатками[5], отличающийся строгостью, монументальностью и лаконичностью форм. Во второй половине XI в. Софийский собор был сооружен и в г. Полоцке. Одним из древнейших памятников оте­чественной архитектуры является сохранившийся до наших дней Спа- со-Преображенский собор в Чернигове (см. табл. 3).

Изобразительное искусство. Его развитие так же, как и архитек­туры, было связано с творческим наследием Византии. Греческие мас­тера находили себе учеников среди русских людей. Первый русский ху­дожник, о котором мы знаем, — монах Киево-Печерского монастыря Алимпий, живший на рубеже XI—XII вв. Однако письменные источни­ки донесли до нас только имя живописца, поэтому неизвестно, какие работы создал Алимпий и есть ли они среди сохранившихся произведе­ний искусства.

Живопись Древней Руси была представлена фресками и мозаикой, а также иконописью.

Фреской называется изображение, выполненное по сырой штукатур­ке. Замечательный памятник фресковой живописи — роспись Софий­ского собора в Киеве. Тематика фресок, сохранившихся на его стенах, поражает своим разнообразием. Здесь представлены не только сцены из Евангелия, но и сюжеты из светской жизни. Художники изобразили дочерей Ярослава Мудрого, игры на константинопольском ипподроме, охоту на медведя и даже поединок ряженых.

Кроме фресковой живописи, Софийский собор в Киеве был украшен мозаикой. Так называется изображение, выполненное из мелких кусоч-


Таблица 3
Основые направления Содержание
Просвещение Распространение азбуки — кириллицы. Грамотность широких слоев городского населения (берестяные грамоты, надписи на предметах). Открытие первых школ. Создание рукописных книг (древнейшая из сохранившихся — Остромирово Евангелие)
Литература Фольклор — былины. Письменная литература: летописи («Повесть временных лет» летописца Нестора); жития святых («Житие Бориса и Глеба», «Житие Феодосия» летописца Нестора); публицистические и богословские произведения («Слово о законе и благодати митрополита Илариона», «Поучение» Владимира Мономаха»)
Архитектура Строительство крестово-купольных храмов (Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Спасо-Преображенский собор в Чернигове)
Изобразитель­ное искусство Фресковая живопись (Софийский собор в Киеве) 2. Мозаика (Софийский, Михайловский соборы в Киеве) Иконопись (Владимирская Богоматерь)
Музыка Церковная музыка, основные каноны которой пришли из Византии

коп цветных камней, смальты1, керамических плиток. В Киевской Руси основным материалом для мозаичных полотен служила смальта. Ве­ликолепно исполнено мозаичное изображение Богоматери Оранты2, на-

Культура Древней Руси

 

ходящееся в апсиде главного алтаря Софии Киевской. Замечательны мозаики и в соборе Михаила Архангела Златоверхнего монастыря в Ки­еве. Полотна выполнены с эффектом световой подвижности рисунка. Знаменитое изображение святого Дмитрия Солунского, составленное из кубиков смальты, то мягко мерцает неярким светом, то ослепительно вспыхивает. После распада Киевской Руси мозаика многие столетия не будет использоваться в русском искусстве.

Совершенно другая судьба ждала русскую иконопись. Ей предстояло сыграть особую роль в истории отечественной культуры. В переводе на русский язык греческое слово «икона» означает образ. Так называют­ся почитаемые верующими изображения священных лиц и событий. Иконы не просто украшение храма. Почитание икон — неотъемлемая составляющая православия. Верующие называют иконы источниками божественной благодати. С давних пор главной святыней России счи­тается икона Владимирской Божьей матери. По церковным преданиям, икона была написана самим евангелистом Лукой. Искусствоведы пола­гают, что икона была написана в Византии в XI—ХНвв.

Музыка. Вместе с принципами храмового строительства, канонами и жанрами изобразительного искусства, в русскую культуру пришла и церковная музыка. Церковное песнопение — обязательная составля­ющая православного богослужения.

Контрольные вопросы

1. Какие теории о происхождении славян существуют в исторической науке?

2. Какие были самые крупные объединения восточных славян?

3. К какому времени относится образование Древнерусского государства с центром в Киеве?

4. В чем заключалась суть идеологических дискуссий между норманниста- ми и антинорманнистами?

5. Кто были первыми русскими князьями?

6. Каков был политический строй в Древней Руси?

7. Каковы особенности древнерусской культуры?

8. Какие храмы были построены на Руси в XI в.? В каких направлениях развивалось искусство Древней Руси?

Литература

Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII— первая половина XIX в.). М., 1985.

Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. IX—XII вв.: Курс лекций. М., 1999.

Древняя Русь в свете зарубежных источников/Под ред. Е.А. Мельнико- ной, М.. 1999.

Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997.

Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства и формирование дришерусской народности. М., 1971.

Пазаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: междисциплинар­ные очерки культурных, торговых и политических связей IX—XII вв. М., 2001.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси. VI - первая треть XIII в. СПб., 2003.

Седов В.В. Восточные славяне в VI—XIII вв. М., 1982.

Славяне и Русь: проблемы и идеи / Сост. А.Г. Кузьмин. М., 1998.

Толочко П.П. Русские летописи и летописцы. X—XIII вв. СПб., 2003.

Фроянов И.Я. Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и по­литической борьбы. СПб., 1995.


2. УДЕЛЬНАЯ РУСЬ

2.1. Раздробленность Руси

К середине XI в. Древнерусское государство достигло своего расцве­та. Иногда Киевскую Русь называют даже раннефеодальной монархией. С течением времени единого государства, объединенного властью киевс­кого князя, уже не стало. На его месте появились десятки вполне само­стоятельных государств-княжеств. Распад Киевской Руси начался пос­ле смерти в 1054 г. Ярослава Мудрого. Владения князя были разделе­ны между тремя его старшими сыновьями. Вскоре в роду Ярославичей начались конфликты и военные усобицы. В 1097 г. в г. Любече состо­ялся съезд русских князей. «Пусть каждый держит свою отчину» — таково было решение съезда. На деле это означало закрепление сло­жившегося порядка разделения Русского государства на владения от­дельными землями. Княжеские усобицы, впрочем, съезд не прекратил. В конце XI — начале XII в. они вспыхнули с новой силой.

Единство государства удалось на время восстановить княжившему в Киеве внуку Ярослава Мудрого Владимиру Всеволодовичу Монома­ху (1113—1125) (схема 26). Политику Владимира продолжил его сын Мстислав Владимирович (1125—1132) (схема 27). Но после смерти Мстислава период временной централизации закончился. На долгие века страна вступала в эпоху политической раздробленности. Исто­рики XIX в. называли ее удельным периодом, а советские — феодаль­ной раздробленностью (схема 28).

Политическое дробление — закономерный этап в развитии госу­дарственности и феодальных отношений. Его не избежало ни одно раннефеодальное государство Европы. Повсюду в эту эпоху власть мо­нарха была слабой, а функции государства — незначительными. Тен­денция к сплочению и централизации государств начала проявляться только в XIII—XV вв.

Политическое дробление государства имело множество объективных причин. Экономическая причина политической раздробленности заклю-


Князь Владимир II Мономах (1053-1125)

Внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода I и Марии (дочь византийского императора Константина IX Мономаха). Князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий киевский князь (с 1113 г.)

Завоевал авторитет на Руси как организатор успешных походов князей против половцев (1103,1109,1111)

Выступал за единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097), на котором рассматривались вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель

Был призвал на княжение в Киев во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка II

Ввел в действие «Устав Владимира Мономаха», где в законодательном порядке были ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей

Остановил распад Древнерусского государства. С этой целью специально написал «Поучение», в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли

Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери английского короля Гарольда II Гите


Схема 27

 

чалась, по мнению историков, в господстве натурального хозяйства. Тор­говые связи в XI—XII вв. были развиты достаточно слабо, и не могли обеспечить экономического единства русских земель. К этому времени некогда могущественная Византийская империя начала приходить в упа­док. Византия перестала быть мировым торговым центром, а следова­тельно, утратил свое значение главный древний путь «из варяг в греки», который долгие века позволял Киевскому государству осуществлять торговые связи.

Другой причиной политического распада были пережитки родопле- менных отношений. Ведь Киевская Русь объединила несколько десят­ков крупных племенных союзов. Немалую роль сыграли и постоянные набеги кочевников на днепровские земли. Спасаясь от набегов, люди уходили жить в малонаселенные земли, расположенные на северо-во­стоке Руси. Непрерывная миграция способствовала расширению тер-



 

 

Сохранение значительной племенной разобщенности и доминирование натурального хозяйства Позитивные: S расцвет городов в удельных землях; S освоение новых торговых путей; S сохранение единой духовной и культурной общности  
   
Развитие феодальной собственности на землю и рост удельного княжеско-боярского землевладения  
   
Негативные: S постоянные княжеские усобицы; S дробление княжеств между наследниками; S ослабление обороноспособности и политического единства страны  
   
Борьба за власть между князьями и феодальные междоусобицы  
   
Постоянные набеги кочевников и отток населения на северо-восток Руси  

 

Упадок торговли по Днепру вследствие половецкой опасности и утраты Византией своего мирового торгового значения

Рост городов на Руси как центров удельных земель

ритории и ослаблению власти киевского князя. На процесс непрерыв­ного дробления страны могло повлиять и отсутствие в русском фео­дальном праве понятия о майорате. Этот принцип, существовавший во многих государствах Западной Европы, предусматривал, что все земель­ные владения того или иного феодала переходили только к старшему из сыновей. На Руси же земельные владения после смерти князя мог­ли делиться между всеми наследниками.

Одним из важнейших факторов, породивших феодальную раздроб­ленность, большинство современных историков считают развитие крупного частного феодального землевладения. Еще в XI в. идет процесс «оседания дружинников на землю», появления крупных фео­дальных вотчин — боярских сел. Класс феодалов приобретает эконо­мическое и политическое могущество. Наличие большого числа круп­ных и средних феодальных владений становилось несовместимым с раннефеодальным государством, имевшим огромную территорию и сла­бый государственный аппарат. Б.А. Рыбаков считает феодальную раз­дробленность результатом исторической дифференциации и свидетель­ством зрелости феодализма.

Распад Древнерусского государства не разрушил сложившуюся древнерусскую народность. Искусствоведы и филологи отмечают, что духовная жизнь различных русских земель и княжеств при всем сво­ем многообразии сохраняла общие черты и единство стилей. Росли и строились города — центры вновь возникших удельных княжеств. Развивалась торговля, что привело к возникновению новых путей со­общения. Важнейшие торговые пути проходили от оз. Ильмень и р.За­падной Двины к Днепру, от Невы к Волге, Днепр также соединялся с Волжско-Окским междуречьем.

Таким образом, удельный период не следует рассматривать как шаг назад в русской истории. Однако непрекращающийся процесс полити­ческого дробления земель, многочисленные княжеские усобицы ослаб­ляли обороноспособность страны перед внешней опасностью.

2.2. Характеристика основных удельных центров (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынское княжество)

Важную роль в политической жизни Руси играла Владимиро- Суздальская земля (схема 29). На рубеже XII—XIII вв. она охваты­вала огромные пространства в междуречье Оки и Волги. Эта террито­рия, считающаяся сейчас самым центром России, тысячу лет назад была сонссм малозаселенной. С древности здесь жили финно-угорские пле­мена, впоследствии почти полностью ассимилированные славянами. Рост населения Киевской Руси вызвал необходимость освоения новых Территорий. В XI—XII вв. южные рубежи государства постоянно под­вергались набегам кочевников. В это время и начинается интенсивное Передвижение славянских переселенцев в северо-восточный регион. Центром вновь освоенных земель становится г. Ростов (ныне — Ро­стом Великий).



История Владимиро-Суздальской Руси в XII—XIII вв. связана с име­нами князей, которые были потомками Владимира Мономаха. Именно здесь княжил один из младших его сыновей Юрий Долгорукий (1125— 1157) (схема 30). Многим поколениям русских людей он известен как основатель Москвы. Между тем Юрий заложил не только будущую столицу России, но и Дмитров, Звенигород, Переславль и другие города. Своей столицей Юрий сделал город Суздаль. Он, названный Долгоруким за многочисленные захваты чужих владений, окончил свои дни не на Владимиро-Суздальской земле, а в завоеванном им Киеве. По некото­рым данным, он был отравлен киевскими боярами.

Сын Юрия Андрей Боголюбский (схема 31) был «посажен» отцом на княжение в Вышгороде (около Киева). Он самовольно покинул город и переехал во Владимир. Из Вышгорода Андрей вывез одну из самых почи­таемых на Руси икону Богородицы, привезенную до этого из Константи­нополя. Церковные предания приписывают ее авторство самому еванге­листу Луке. Искусствоведы считают, что икона была написана в Визан­тии на рубеже XI—XII вв. Со времен князя Владимира главную святыню православных верующих называют Владимирской Богоматерью. После


 

смерти отца Андрей стал самостоятельным князем Владимиро-Суздаль- vkoA земли. Во главе суздальских, черниговских, смоленских дружин он гикжс совершил поход на Киев и подчинил его своей власти.

В отличие от отца жить в Киеве Андрей не остался, он предпочел дррпней столице своих предков город Владимиро-Суздальской земли. Сиоей столицей Андрей сделал не Ростов, и не Суздаль, а незначитель­ный до того времени г. Владимир, находящийся на слиянии рек Клязь­мы и Нерли. Себя Андрей провозгласил великим князем всей Руси. При нем Владимир фактически стал центром политической жизни Руси. По словам летописца, Андрей «сильно устроил» Владимир. Для И'о застройки были привлечены лучшие зодчие того времени. Князя 1ш;»ывали Боголюбским по месту одноименной его загородной резиден-

Князь Андрей Боголюбский (1157-1174)

Сын Юрия Долгорукого

Был «посажен» отцом на княжение в Вышгороде близ Киева, но в 1155 г. самовольно покинул его и обосновался во Владимире, где в 1157 г. стал «самовластием» Владимиро-Суздальской земли

Стремился к церковной независимости от Киевской метрополии, пытался создать собственную, Владимирскую, но Константинопольская церковь этого не разрешила. Способствовал становлению на Руси культа Пресвятой Богородицы. В 1155 г. вывез из Вышгорода Владимирскую икону Божьей Матери, которая ныне является одной из самых почитаемых святынь.

Развивал идею богоизбранности Владимиро-Суздальского княжества и был инициатором установления новых праздников — Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября)

С 1159 г. боролся за подчинение Новгорода, воевал с волжскими булгарами.

В 1169—1170 гг. временно подчинил своей власти Киев и Новгород ^

Проводил политику единоличного правления, противоречащего вечевым и боярским русским традициям. В результате против князя был составлен заговор, и в 1174 г. он был убит людьми из своего ближайшего окружения

ции. Андрей Боголюбский был крупным государственным деятелем, пол­ководцем и хорошим дипломатом. Среди современников он слыл влас­толюбивым и жестоким человеком, которого летописцы называли «са- мовласцем». Борьба за укрепление своей власти стоила князю жизни: в 1174 г. он пал жертвой боярского заговора.

Преемником Андрея стал его младший брат Всеволод Большое Гнездо (1176—1212), названный так за большое количество детей (схема 32). Всеволод Юрьевич проявил себя как сильный и умелый государствен­ный деятель. При нем Владимиро-Суздальское княжество достигло наи­высшего расцвета. Могущество владимирского князя должен был олицет­ворять построенный Всеволодом Дмитровский собор. За Всеволодом укре­пился титул «великий князь». Однако после его смерти в 1212 г. наследники разделили земли на несколько отдельных княжеств.

Схема 32

 

Новгородская земля, занимавшая северо-западную территорию бывшего Древнерусского государства, одна из первых стала выходить из-под власти киевского князя (схема 33). В конце XI — начале XII в. здесь сложилось своеобразное политическое образование, которое в



современной исторической литературе называется феодальной респуб­ликой. Сами новгородцы именовали свое государство красиво и торже­ственно — «Господин Великий Новгород». Новгородские владения про­стирались от Финского залива на западе до Уральских гор на востоке, от Ледовитого океана на севере до границ современных Тверской и Московской областей на юге.

Высшая власть в Великом Новгороде принадлежала народному со­бранию — вече. Главную роль в решении важнейших вопросов играл боярский совет (иначе: «совет господ», или «300 золотых поясов»). Главой государства считался посадник. Свои полномочия он делил с князем. В отличие от других русских земель в Новгороде князь не по­лучал власть по наследству, а приглашался на княжение городом. Его главная задача заключалась в обеспечении защиты государства от вне­шних врагов. Совместно с посадником князь осуществлял судебные функции. Для содержания княжеского двора выделялись особые зе­мельные угодья. Если князь не устраивал новгородцев, его изгоняли и приглашали другого. Помимо князя, военную функцию исполнял ты­сяцкий — глава городского ополчения. Большую власть в Великом


 

Новгороде имел глава новгородской епархии — владыка, кандидатура которого согласовывалась с вече. Сам г. Новгород был разделен на не­сколько районов («концов»), каждым из которых управлял кончанский староста.

На юго-западе русских земель в середине XII в. выделяются как са­мостоятельные образования земли Галицкого и Волынского княжеств. И 1119 г. их объединил князь Роман Мстиславич. Так возникло крупное Гялицко-Волынское княжество (схема 34). Захватив в 1203 г. Киев, князь Роман стал правителем всего Юго-Запада Руси. Другой крупной фигурой в истории этих земель был князь Даниил Романович. В се­редине XIII в. его войска одержали победу над польскими и венгер- гкими рыцарями.

Для политической жизни Галицко-Волынской Руси была характер- нн постоянная борьба между князем и местной боярской аристократи­ей. После монголо-татарского завоевания юго-западные земли обосо­бится от остальной части Руси.

2.3. Монгольское нашествие и установление ордынского ига на Руси

С глубокой древности в степях Центральной Азии обитали перво­бытные народы, основным занятием которых было кочевое скотовод­ство. К началу XI в. территорию современной Монголии и юга Сиби­ри заселили кереиты, найманы, татары и другие племена, говорившие на монгольском языке. К этому периоду относится становление их госу­дарственности. Вожди кочевых племен назывались ханами, знатные феодалы — нойонами. Общественный и государственный строй коче- мых народов имел свою специфику: его основу составляла частная собственность не на землю, а на скот и пастбища. Кочевое хозяйство требует постоянного расширения территории, поэтому монгольская мнать стремилась к завоеванию чужих земель. С агрессией кочевых орд Европа столкнулась еще в эпоху Великого переселения народов. Из далеких азиатских степей на запад наступали воинственные гунны, и затем авары, названные в славянских летописях обрами.

Во второй половине XII в. монгольские племена под своей властью объединил вождь Темучин. В 1206 г. съезд племенных вождей присво­ил ему титул Чингисхана. Точное значение этого титула неизвестно, предполагают, что его можно перевести как «великий хан». Монголь­ский владыка вошел в историю как один из самых жестоких покори­телей народов, среди которых было и племя татар. Род Темучина дол- roe время враждовал с татарскими вождями, поэтому расправа с племе­нем оказалась очень жестокой. По приказу Чингисхана все, кто оказы­вался выше оси телеги, были истреблены. Но, поскольку татары счита­лись одним из самых крупных монголоязычных племен, летописцы мно­гих стран, в том числе и Руси, называли всех монголов татарами. Современные историки пользуются заимствованным из средневековых китайских источников термином монголо-татары. Название это очень условно, поскольку монгольская держава включала в себя множество племен и народностей, подчиненных хану-завоевателю.

Чингисхану удалось создать весьма боеспособное войско, которое имело четкую организацию и железную дисциплину. В первое деся­тилетие XIII в. монголо-татары завоевали народы Сибири. После этого они вторглись в Китай и захватили его северную часть (окончательно Китай был покорен в 1279 г.). В 1219 г. монголо-татары вступили на земли Средней Азии. За короткий срок они разгромили такое могуще­ственное государство, как Хорезм. После этого завоевания группа монголь­ских войск под командованием Субудая, обойдя Каспийское море, напа­ла на страны Закавказья.

Затем монголо-татары вторглись во владения половцев — кочево­го народа, жившего по соседству с русскими землями. Половецкий хан Котян обратился за помощью к русским князьям. Они решили высту­пить совместно с половецкими ханами. Владимиро-Суздальский князь Юрий Всеволодович в коалиции не участвовал. Сражение произошло 31 мая 1223 г.[6] на р. Калке. Русские князья действовали несогласованно. Один из союзников, киевский князь Мстислав Романович, сражаться не стал. Он укрылся со своим войском на холме. Княжеские распри при­вели к трагическим последствиям: объединенное русско-половецкое вой­ско было окружено и разбито. Пленных князей монголо-татары звер­ски убили. Не избежал этой участи и Мстислав Романович Киевский. После сражения на р. Калке (схема 35) продвигаться дальше на Русь победители не стали. Следующие несколько лет монголо-татары вое­вали в Волжской Булгарии. Из-за героического сопротивления булгар монголы смогли покорить это государство только в 1236 г. В 1227 г. Чингисхан умер. Его империя стала распадаться на отдельные части (улусы).

В 1235 г. монгольский хурал (племенной съезд) принял решение о на­чале большого похода на Запад. Его возглавил внук Чингисхана Бату (Ба­тый). Осенью 1237 г. войска Батыя подошли к русским землям. Первой жертвой завоевателей стало Рязанское княжество. Его жители просили