НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (1992—2004) 629 2 страница
Ольга — первая из русских, принявшая христианство. Произошло что в 957 г. в Константинополе. В русских летописях приводится красивая легенда о крещении княгини. Она якобы влюбила в себя византийского императора Константина. «Достойна ты царствовать с нами и столице нашей», — сказал ей Константин. Ольга ответила: «Я язычница. А если хочешь, чтобы я крестилась, то крести меня сам — иначе не крещусь». По просьбе Ольги император стал ее крестным отцом, поели чего предложил стать своей супругой. Ольга напомнила Константину, что по христианским обычаям их брак теперь невозможен: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь». Византийский владыка иынужден был признать, что Ольга перехитрила его. Одарив русскую княгиню богатыми дарами, он с честью отпустил ее домой. Эта романтическая история не более чем легенда. Император Константин был женат. Однако факт принятия Ольгой христианства историками под сомнение не ставится. Русская Православная церковь причислила Ольгу к лику святых.
![]() |
Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич был талантливым полководцем (схема 12). Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян — Хазарский каганат. Святослав разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и завоевал ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором похрде (969) он воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. Сохранилось сделанное византийским историком описание внешности Святослава: «Он был среднего роста... с густыми бровями, голубыми глазами, плоским носом и бритою бородой... Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода... Он казался мрачным и суровым. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином посередине». Возвращаясь из дунайского похода, Святослав был убит печенегами.
Вскоре после гибели Святослава Игоревича между его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел Владимир (схема 13). Имя князя Владимира — одно из самых значимых в рус-
![]() |
![]() |
Схема 14
окой истории. Древнерусские книжникиназывают этого князя равно- япостольным. По православной традиции так именуют святых, послуживших распространению христианства. Родоплеменные культы языческих богов изжили себя. Русь нуждалась в религии с единым богом и единым вероучением. «Повесть временных лет» сохранила легенду о выборе будущей религии. Выслушав богословов разных конфессий и сравнив богослужения, Владимир остановился на греческой вере. В исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь, остался кик Владимир Красное Солнышко.
У древних славян существовали представления о высших и низших божествах. Источники свидетельствуют о поклонении богу-громовержцу Перуну, покровителю скота Велесу, богу ветров Стрибогу и др. Наряду с мужскими божествами почитались и женские во главе с богиней плодородия Мокошью (схемы 14, 15). Поклонение силам природы иыражалось в вере в низшие божества. Их чаще всего называли по месту предполагаемого обитания: домовые, лешие, водяные и т.д. Попытка языческой реформы (980) предшествовала введению христиан-
Языческие боги | ||||
J " Перун - . ч^бог молний, грома, войны^х | ||||
1 I I,.* 1
|
ства. Владимир унифицировал пантеон языческих богов. В центре Киева были установлены идолы самых почитаемых славянских богов во главе с громовержцем Перуном. Но традиционная древняя религия уже не соответствовала ни идеологическим потребностям формирующегося государства, ни реальным условиям раннего Средневековья. К тому времени большинство европейских народов исповедовало христиан-скую веру.
Христианство возникло на территории Римской империи. Становление христианского вероучения происходило на семи Вселенских соборах, проходивших с IV по VII в. В конце IV в. империя распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (Византия). В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование. В результате этого распада произошло размежевание восточной и западной христианских церквей. Основные богословские расхождения концентрировались на вопросе: «от кого исходит Дух Святой?». Богословы восточной церкви говорили, что Святой Дух исходит от Отца, а богословы западной — от Отца и Сына. Затем к богословским прибавились территориальные и экономический споры. (Окончательный раскол (схизма) произошел в 1054 г. В христианской религии образовалось два основных течения: католицизм и православие. Позднее, в XVI в., возникло протестантство.)
В I тыс. христианство распространилось среди большинства народов Европы. Первым христианским проповедником на землях восточных славян по древнерусским летописям и впоследствии, по церковной традиции, считался апостол Андрей Первозванный. Согласно «Повести временных лет» апостол плавал по Днепру и был в местах, где впоследствии возникли города Киев и Новгород. Достоверно известно, что приверженцы христианства были среди населения Восточно-Европейской равнины задолго до правления князя Владимира. К концу X в. потребность молодого государства в принятии новой веры стала очевидной. Монотеистическая религия призвана была укрепить власть великого князя. Будучи умным и дальновидным политиком, Владимир не мог не понимать, что принятие христианства укрепит международное положение Руси и будет способствовать ее приобщению к византийской культуре.
Осуществлению планов князя Владимира способствовали политические обстоятельства. В Византийской империи вспыхнул мятеж полководца Варды Фоки. Византийские императоры-соправители Василий II и Константин VIII обратились к киевскому князю с просьбой о военной помощи. В обмен на такую услугу князь Владимир потребовал от императоров отдать за него замуж их сестру принцессу Анну. Импе- риторы согласились, но при условии крещения Владимира. Дружина кцизя приняла участие в подавлении мятежа, но греческие правители по сдержали своего слова. Тогда Владимир осадил г. Корсунь (он находился в черте современного Севастополя) и вынудил византийцев имполнить обещание. В Корсуни Владимир и принял крещение. Его примеру последовали бояре и дружинники. Затем князь Владимир обратил м христианство свой народ (схема 16). В русской летописи приводится яркий рассказ о свержении языческих идолов, которых князь велел изрубить или сжечь. «Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы... и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для норугания беса, который обманывает людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей... И, притащив, кинули его в Днепр».
Крещение киевлян и свержение идолов не означало немедленной христианизации страны. Этот процесс затянулся на долгие века. Новая религия сталкивалась с пережитками языческих верований. Несколько раз вспыхивали антихристианские восстания. И все же делать акцент на насильственных методах приобщения Древней Руси к христианской религии, как это было в советские времена, не следует.
![]() |
Значение принятия христианства признают и верующие, и атеисты. Монотеистическая религия укрепила власть князя, обеспечив тем самым укрепление государственности. Единая вера в отличие от языческих культов способствовала становлению единства страны и народа. Вырос и международный авторитет Руси, правители христианских государств стали относиться к киевским князьям как к равным себе владыкам.
Наконец, особое значение принятие христианства имело для развития русской культуры. Распространение христианства сопровождалось созданием на Руси великолепных памятников архитектуры и изобразительного искусства. Еще при жизни Владимира византийскими мастерами в Киеве была заложена церковь Пресвятой Богородицы. В связи с тем, что князь отдал на строительство церкви десятую часть своих доходов, ее стали называть Десятинной. До наших дней эта церковь не сохранилась, так как была разрушена при нашествии монголо-татар в 1240 г. Вместе с христианством к нашим предкам пришла азбука кириллица, изобретенная в IX в. греческими миссионерами Кириллом и Мефодием. В XI в. начало зарождаться русское летописание.
В летописях упоминаются 12 сыновей князя Владимира, управлявших отдельными территориями. В 1014 г. один из сыновей — Ярослав, княживший в Новгороде, — отказался платить дань киевскому князю. Это, естественно, вызвало гнев Владимира, и он объявил о походе на земли непокорного сына. Однако войны между Владимиром и Ярославом не случилось, так как старый князь вскоре умер. После смерти отца началась междоусобная война между его наследниками. Ее жертвами стали братья Борис и Глеб, убитые по приказу старшего брата Свято- полка. Эти два сына Владимира первыми из русских были официально причислены Русской православной церковью к лику святых. Победителем в борьбе за власть стал Ярослав, прозванный летописцами Мудрым (схема 17). При Ярославе Мудром Древнерусское государство достигло наивысшего могущества. О силе и международном авторитете Руси свидетельствует родство киевского князя с королевскими домами Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе, а его сын — на дочери византийского императора. Дочери Ярослава были выданы замуж за французского, норвежского и венгерского королей, внучка — за германского императора. В 1030 г. Ярослав совершил успешный поход в Прибалтику, где основал г. Юрьев (ныне г. Тарту). Еще одним важным событием стал разгром печенегов в 1036 г. Долгие годы этот кочевой народ совершал набеги на русскую землю. После победы Русь на некоторое время обезопасила себя от вторжения кочевников. В эту эпоху Киев стал одним из красивейших городов Европы.
![]() |
Схема 17
1.3. Социально-экономические и политические отношения
В исторической науке относительно общественно-экономического строя и социальной структуры Киевской Руси возникает немало спорных вопросов (схема 18). Много десятилетий назад выдающийся отечественный ученый академик Б.Д. Греков написал, что Киевская Русь жила уже при феодализме. В дальнейшем историки уточняли этот тезис, называя Древнерусское государство раннефеодальным. Предполагалось, что все основные черты феодализма в нем уже присутствовали, хотя и находились на начальной стадии развития. По мнению известных исследователей Ю.Г. Алексеева и А.А. Зимина, Киевская Русь только стояла на пороге феодализма, и общественные отношения в ней можно назвать княжеско-общинными. Один из ведущих ученых Санкт- Петербургской исторической школы И.Я. Фроянов считает, что древнерусское общество переживало разложение первобытно-общинного строя, носило раннеклассовый характер и не имело четкой формационной принадлежности. В его социальной структуре проявлялись четкие элементы и феодализма, и первобытно-общинного строя, и даже рабовладения.
Данные древнерусских летописей и других источников свидетельствуют о том, что в Киевской Руси уже существовало заметное расслоение общества (схема 19). Его верхушку составляли князья, их приближенные бояре (княжеские мужи), дружинники, служители культа. Предполагают, что развитие крупного феодального землевладения, образование наследственных феодов, которые на Руси называли вотчинами, началось не ранее XI в. Основную массу населения в те времена, по-видимому, составляли лично свободные крестьяне, называемые в источниках людьми. Важную роль в их жизни играла община (мир, или вервь). Закон предусматривал, в частности, коллективную ответственность крестьян за совершенное на земле общины преступление. Во многих источниках упоминаются смерды. Возможно, это слово было синонимом понятия «люди». Некоторые историки считают, что смердами назывались зависимые от феодалов крестьяне. Точных сведений о путях закабаления и формах эксплуатации смердов у нас нет. Существовали также категории крестьян — закупы и рядовичи, у которых доминировали различные формы экономической зависимости от высших сословий. Свободные жители городов назывались градскими людьми.
В древнерусском обществе существовали и несвободные люди, находившиеся на положении рабов. Некоторые отечественные историки даже считали рабство основой социально-экономической жизни Древней Руси. Современная наука этот взгляд не разделяет. Но тем не менее
![]() |
Социальная структура и основные категории населения Древней Руси
|
Волхвы | Православное |
(языческие жрецы | духовенство |
до принятия | (сХв.) |
христианства) |
Потомки родоплеменной знати, дружинники |
Вожди племен, позже — правители государственных образований |
Воины княжеских отрядов, выполнявшие также управленческие функции |
Низшие сословия
£
Люди, или смерды (свободные крестьяие-общинники)
Градские люди (горожане) |
Рабское население (зависимая социальная группа, близкая к рабам)
Закупы, взявшие у другого землевладельца ссуду («купу») скотом, орудиями труда и иным имуществом и обязанные отработать этот долг
Рядовичи, заключившие с землевладельцем договор («ряд») об условиях своей работы на него
Челядь (военнопленные) |
Купцы (гости) |
Ремесленники |
Холопы (рабы за долги)
Схема 19
моменты рабовладения в раннефеодальном государстве, несомненно, имели место. Источники выделяют две категории рабского населения: чшшдь и холопы. Челядь, как правило, состояла из военнопленных и их потомков. Такие рабы считались младшими членами семьи. Распространялось обращение в рабство соплеменников, отсюда появился новый иил несвободных людей — холопы.
Основу экономики Киевской Руси составляло сельское хозяйство. Имеете с тем больших успехов достигает ремесло. Его развитие тесно снизано с бурным ростом городов, которые были административными центрами славянских племен, а впоследствии древнерусских княжеств (схема 20). В языческую эпоху в городах отправлялись родовые культы славянских богов, в христианскую — сооружались каменные храмы. Города стали основными торгово-ремесленными центрами.
В Киевской Руси была хорошо развита обработка металлов. Историки и археологи насчитали более 150 видов изделий, выпускаемых русскими кузнецами. Наивысшего расцвета в Киевской Руси достигло художественное ремесло. В то время работало множество ювелирный мастерских. Русские мастера освоили сложную технику фигурного литья, зерни (узор из множества мелких шариков) и скани (нанесение рисунка тонкой проволокой). Образовавшиеся на рисунке промежутки иногда заполняли эмалью (перегородчатая эмаль). Особое умение требовалось при изготовлении черни, т.е. черного фона для у.юрчатых серебряных пластинок (схема 21).
Развивалась и внешняя торговля (схема 22). Через русские земли проходил знаменитый путь «из варяг в греки», т.е. из Скандинавии в Византию. Экспортировались воск, пушнина, лен и льняные ткани, изделия кузнецов и оружейников. Нельзя забывать и о работорговле — русские купцы нередко продавали челядь в другие страны. Импорти-
![]() |
![]() |
Схема 21
ровала Древняя Русь главным образом предметы роскоши, церковную утварь и пряности. Вместе с тем во внутриэкономической жизни Руси, как и во времена родового строя, господствовало натуральное хозяйство, и торговые связи большого значения не имели.
Главой Древнерусского государства считался правивший в Киеве великий князь. Княжеская власть ввиду действовавшего так называемого «лествичного» принципа наследования переходила не только от отца к сыну, но и от брата к брату, от дяди к племяннику и т.д. Большинство историков называют политический строй Киевской Руси раннефеодальной монархией (схема 23). И.Я. Фроянов указывает, что киевского князя ни в коем случае не следует называть государем. Действительно, абсолютным монархом князь в то время не являлся. В его распоряжении не было развитого государственного аппарата.
Как уже отмечалось, киевским князьям удалось подчинить себе все восточно-славянские племена. Уже с X в. племенные князья в источни-
![]() |
ках не упоминаются. На местах власть киевского князя представляли носадники и волостники. Со второй половины X в. крупными территориями управляли удельные князья. Ими становились, как правило, сыновья великого князя.
При князе функционировал совет (дума), состоявший из представителей высшей аристократии и духовенства. Важную роль в общественной жизни формирующегося государства играло собрание город- гких жителей — вече. В нем принимали участие все взрослые мужчины города. Ядро древнерусского войска составляла княжеская дружина. I) военное время собиралось народное ополчение — вой. Члены дружины делились на старших (бояре, княжеские мужи) и младших (отроки). Дружинники участвовали в управлении государством и служили опорой княжеской власти.
Русская Правда — первый известный нам систематический сбор- пик русских правовых норм (схема 24). Вероятно, он был основан на обычном праве древних славян. Подлинник древнего закона до нас не дошел, но сохранилось 100 его списков, относящихся к XIII—XVIII вв. По содержанию эти списки делятся на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную.
Первая редакция — Краткая Русская Правда — относится к XI в. Она сохранилась в составе одной из новгородских летописей, где помещена под 1016 г. после сообщения о победе новгородского князя Яросла- IIH над своим братом Святополком Окаянным. Краткая Правда неоднород-
![]() |
![]() |
Схема 24
на по содержанию. Ее первая часть называется «Правда Ярослава», или «Древнейшая Правда». Как следует из названия, эта часть восходит к временам Ярослава Мудрого. «Правда Ярослава» весьма архаична по содержанию. Она начинается с предписания кровной мести, что говорит о наличии в древнерусском обществе значительных пережитков родового строя. Вторая часть называется «Правда Ярославичей», она появилась при сыновьях Ярослава Мудрого — во второй половине XI в. Записи о кровной мести в ней уже отсутствуют. Вероятно, этот обычай был отменен Ярославичами.
В древнерусском законе нет смертной казни, за различные виды преступлений предусматривалась дифференцированная система штрафов, выраженных в денежном эквиваленте, размер которого, например, за убийство зависел от социального положения убитого. Максимальный штраф (80 гривен) назначался убившему княжеского управляющего или старшего дружинника. За убийство свободного человека полагалось выплатить 40 гривен, за сельского старосту и ремесленника — 12. Дешевле всего оценивалась жизнь смерда и холопа — 5 гривен. Таким образом, древний закон дает нам представление о социальной структуре древнерусского общества. В «Правде Ярославичей» есть также статьи о краже и истреблении имущества.
Вторая редакция — Пространная Русская Правда — появилась в XII в. Она сохранилось в более чем ста списках, в том числе в составе юридических сборников. Редакция разделена на две части: «Суд Ярослава Владимировича» и «Устав Владимира Всеволодовича». Возникли эти части одновременно. Одним источником Пространной Правды стала
Краткая Правда, а другим — «Устав Владимира Мономаха». В законах Мономаха также отсутствуют статьи о кровной мести и смертной казни. «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить», — поучил киевский князь своих сыновей. Зато в Пространной Правде есть много статей об имуществе, о порядке взимания ростовщиками процентов (рсзов), о положении закупов и холопов. Впервые в русском законе рассматривалось наследственное право. В нем перечислены различные категории наследников, введено опекунство. Это свидетельствует о развитии государственно-правовых отношений в древнерусском обществе.
Третья редакция — Сокращенная Русская Правда — сохранилась в поздних списках. Точные обстоятельства ее возникновения неизвестны. Предполагают, что она создана в XV в. и представляет сокращенную переработку Пространной Правды.
1.4. Культура
Древняя Русь — это эпоха становления не только отечественной государственности, но и нашей национальной культуры. Как уже отмечалось, решающее влияние на духовную жизнь Руси оказало принятие христианства в 988 г. Древнерусская культура складывалась из двух начал: млияния Византии и духовного наследия древних славян (схема 25). Дивно прошли те времена, когда историки видели в славянах лишь пер-
![]() |
вобытный народ с примитивной и неразвитой духовной жизнью. Великолепные образцы декоративно-прикладного искусства, сюжеты русских народных сказок и преданий — все это позволяет утверждать, что к моменту крещения Руси наши предки имели высокую духовную культуру. Пережитки язычества долго сохранялись в народном сознании. Еще сто лет назад большинство русских крестьян не сомневались в существовании низших божеств славянского пантеона: леших, домовых, водяных и т.д. Следы древних верований сохранились и в художественной культуре русского народа. На вышивках, керамике, украшениях, художественной росписи предметов быта мы видим пришедшие из глубины веков языческие символы Солнца и плодородия.
Сохранение пережитков язычества позволяет многим исследователям говорить о бинарности древнерусской культуры. Под этим термином понимается двоеверие, т.е. сочетание в народном сознании языческого и христианского начал. В советскую эпоху историки часто делали акцент на насильственное внедрение новой религии, зачастую непонятной и чуждой народным массам. Действительно, нам известно об антихристианских восстаниях, организованных языческими волхвами. Так, во время одного из них был убит епископ Леонтий Ростовский. Но это не отменяет великого значения принятия христианства. Приход новой монотеистической религии привел к истинной духовной революции. Вчерашние язычники приобщались к вечным моральным ценностям христианства. Представление о Боге — творце всего сущего изменили представления об окружающем мире и месте в нем человека. Идея пришествия Богочеловека Христа формировала представление о личности в человеке.
Большое значение для культурного развития Древней Руси имело влияние Византии. От ее культурных традиций Русь восприняла основные каноны архитектуры, жанры и принципы изобразительного искусства и литературы. Но русская культура с самого начала не сводилась лишь к подражаниям греческим образцам. По словам известного искусствоведа В.Н. Лазарева, русские люди создали такой художественный мир, «который при всей своей преемственности от Византии, является глубоко оригинальным творением русского народа».
Подобно другим европейским государствам того времени, в Древней Руси господствовало религиозное мировоззрение. Его отражает большинство сохранившихся до наших дней памятников искусства и литературы: иконы, храмы, рукописные книги и т.д. Светские начала представлены в основном в произведениях устного народного творчества и предметах декоративно-прикладного искусства.
Важной особенностью духовной жизни Руси было культурное единство народа. До эпохи петровских преобразований разделение на культуру господствующих слоев общества и культуру народных масс Пыло выражено очень слабо.
В целом культура Руси развивалась в рамках традиционализма. Следование традициям, почитание старины — характерные черты духовной жизни любого средневекового народа.
С традиционализмом тесно связана такая специфическая черта духовной жизни Древней Руси, как анонимность. Мы знаем много заме- чительных памятников литературы, архитектуры, изобразительного искусства, но чаще всего имена их создателей нам неизвестны. Знаменитый отечественный филолог академик Д.С. Лихачев писал о древнерусской литературе: «Это было искусство, создавшееся путем коллективного опыта и производящее огромное впечатление мудростью и единством всей — в основном безымянной — письменности». »ти слова можно с полным основанием отнести ко всем сферам духовной жизни Древней Руси.
Просвещение. Письменность стала распространяться после принятия христианства, хотя, возможно, до этого существовало и ограниченно применялось пиктографическое письмо в форме «черт и рез» (счетные 1наки в форме черточек и зарубок, знаки для гадания и т.п.). Алфавит, которым мы пользуемся до сих пор, создали в IX в. греческие монахи Кирилл и Мефодий. Сами они проповедовали его среди западных сла- мин в Моравии, а их ученики — на юге славянского мира, в Болгарии, которая приняла христианство раньше Руси. В связи с этим к концу X в. греческие духовные книги были уже переведены на старославянский изык (так называется язык древних болгар). От древнерусского языка старославянский отличался мало, поэтому делать переводы книг не тре- Оовалось. После принятия христианства на Руси стали появляться пер- MI.IC рукописные книги. Древнейшая из дошедших до нас русских книг ипзывается Остромирово Евангелие. Она была создана писцом Григорием для новгородского посадника Остромира. Древнерусские книги оформлялись миниатюрами и украшались роскошными окладами. Во промена правления князя Владимира I при монастырях были организо- нмпы первые школы. В отличие от стран Западной Европы на Руси Грамотность не являлась привилегией господствующих сословий. Навыками чтения и письма владела значительная часть городского населения. Об этом красноречиво свидетельствуют знаменитые берестяные 1рнмоты. Впервые они были найдены археологами в Новгороде в 1951 г. Н настоящее время известно около тысячи таких грамот. Это — письма другу к другу жителей Новгорода. Среди таких грамот есть и хозяйственные письма, и завещания, и даже любовные послания. Помимо 11оигорода, берестяные грамоты найдены в Полоцке, Смоленске, Пскове и других городах. Древнерусские люди оставили нам и множество надписей на предметах и стенах зданий (граффити) (табл. 3).
Литература. В Древней Руси жил легендарный поэт Боян, упоминающийся в «Слове о полку Игореве». Автор «Слова» называет Бояна соловьем старого времени: «свои вещие персты на живые струны вос- кладал, а они уже сами славу князьям рокотали». К временам Киевской Руси восходят сюжеты русских былин. Термин «былины» в научную литературу ввел в XIX в. ученый И.П. Сахаров. Под этим словом сейчас понимают песни эпического характера. Остается спорным вопрос, насколько полно былины отражают историческую действительность. В середине XX в. выдающийся исследователь русского фольклора В.Я. Пропп считал былинные сюжеты воплощением многовековых народных идеалов справедливости и героизма без прямой обусловленности событий какой-либо исторической эпохи. Другую точку зрения отстаивал Б.А. Рыбаков. В былинах он видел отклик на реальные события. Б.А. Рыбаков насчитал около 30 персонажей былин, имеющих, по его мнению, прототипов среди реальных исторических лиц.