ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ИСТОРИЯ РОССИИ XIX ВЕКА

Данный курс преследует цель подготовить студентов к преподаванию в школе истории России XIX в. путем изучения конкретно-исторического материала на основе принципов историзма и объективности.

Основные задачи курса истории России XIX в. заключаются в следующем:

1. Раскрыть содержание исторического процесса, связанного с генезисом буржуазных отношений в Российской империи.

2. Развивать у студентов историческое мышление, включающее в себя познание законов общественного развития и способность диалектически подходить к событиям прошлого и современности.

3. Формировать умение оперировать научными категориями, критически оценивать и отбирать, исходя из задач обучения, конкретно-исторический материал.

4. Воспитывать, опираясь на исторический материал данного курса, высококультурного читателя, патриота России.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как новая история стран Европы и Америки, новая история Азии и Африки, история народов и регионов России, и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как история России с древнейших времен до 1801 г., история средних веков.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта «Россия в новое время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения».

В результате изучения курса студент должен знать основные понятия, этапы и ключевые события России XIX века, выдающихся деятелей отечественной истории, важнейшие достижения культуры России и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития XIX века, виды исторических источников.

Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем, что XIX век для России – одна из величайших переломных эпох.

При всех трудностях и потрясениях экономического, политического и духовного характера, несмотря на то, что временами страна, по вине ее правителей, «топталась на месте», буксовала или даже отступала назад, общая тенденция развития России в XIX веке неизменно оставалась восходящей: от самодержавно-крепостнического произвола через все препятствия к началам законности, свободы, демократии. Проанализировать, как происходил этот процесс, в чем конкретно он проявлялся и к чему привел, каковы были условия жизни, правовые нормы, учреждения, люди России XIX в. с их идеями, деяниями, успехами и неудачами – вот круг вопросов, которые предполагается рассмотреть. Поэтому в программу были включены источники исследования буржуазных, советских историков, экономистов, философов и других специалистов, а также современных зарубежных и отечественных авторов. Главным принципом для данной программы является историко-информационный подход к событиям, без навязывания какой-либо однозначной оценки исторических фактов.

За истекшие десятилетия накопилось много новых источников и литературы, а в самое последнее время начался пересмотр буквально всего и вся, изобилующий дилетантскими крайностями. Поэтому важно обозреть нашу историю на современном уровне научных знаний, не увлекаясь ни застарелыми клише советской историографии, ни новомодными сенсациями ее критиков.

Содержание программы охватывает основные формы исторической подготовки студентов – лекции и практические занятия. Количество часов для учебных занятий является примерным и может меняться в зависимости от условий работы педагогического вуза.

Структуру курса составляют две основные части:

1. Российская империя в первой половине XIX века.

2. Отмена крепостного права и пореформенное развитие России.

Первая часть курса хронологически охватывает период 1801-1861 гг., от вступления на престол Александра I, что положило начало новой эпохе, качественно отличной от XVIII в., до одного из наиболее значимых моментов российской истории – отмены крепостного права.

Россия в первой половине XIX в. спасла Европу от наполеоновской военщины, это родина великого, хотя и трагически противоречивого освободительного движения – от декабристов до разночинцев.

Россия царствования Николая I – это жандарм Европы, глава Священного союза монархов, цитадель деспотизма и обскурантизма, где властвовали невежественные солдафоны вроде Аракчеева. Но, с другой стороны, в России в это время были созданы гениальные духовные ценности, многие из которых и по сей день остаются непревзойденными. Словом, Россия выглядела в первой половине XIX в. на редкость разноликой, познала и триумфы, и унижения.

Вторая часть курса посвящена освещению одного из главных периодов российской истории – отмене крепостного права. В представленных темах по этой проблеме раскрываются причины, историческая ситуация, заставившая приступить к реформированию общественно-экономического уклада России. Большое значение уделено рассмотрению обсуждения данной реформы среди дворян, либеральных и революционно-демократических кругов. Основной упор делается на изучение принятых юридических и политических документов по данной реформе. Показывается неоднозначное значение этого акта для крестьянских и других слоев населения. Однако подчеркивается прогрессивное значение этого мероприятия, позволившего сделать значительный шаг в развитии экономики, усилении внешнего положения, расцвете культуры России. Кроме этого, во второй раздел включены темы: развитие промышленности и сельского хозяйства, начало пролетарского этапа в революционно-демократическом движении, внешняя политика в Европе, Средней Азии и на Дальнем Востоке, а также темы, посвященные культуре данного времени.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинар­ских и практических занятий, выполнение контрольных работ, рефератов, кур­совых работ.

Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и семинарских занятий, выполнение домашних заданий. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студентов.

Курс «История России XIX века» общим объемом 292 часа. Изучается в течение 5-го и 6-го семестров.

Курс завершается экзаменом в 5 и 6 семестрах. При этом к экзамену сту­дент должен показать умения:

- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории; опреде­лять последовательность и длительность важнейших событий истории России XIX века и всеобщей истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, ре­шении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на исторической карте территории, границы государств, города, места значительных исторических событий;

- объяснять важнейшие исторические события, показывая знания необ­ходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и па­мятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, историче­ских источников; использовать приобретенные знания при написании кон­трольных работ, рефератов;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выяв­лять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; груп­пировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и раз­личия сравнительных исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и лич­ностям истории России и всеобщей истории XIX в., достижения отечественной и мировой культуры.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельно­сти и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии наро­дов России и мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов Рос­сии в XIX веке и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Обязательным условием допуска студента к экзамену является выполне­ние курсовой работы.

Настоящая программа курса разработана в соответствии с требованиями Госу­дарственного образовательного стандарта по 030401 – История. Квалификации - Историк, преподаватель истории и по специальности 032600 История. Квалификации – учитель истории.