ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVIII ВЕКА

ИСТОРИЯ РОССИИ

Издательство БГПУ

Благовещенск

ИСТОРИЯ РОССИИ

Благовещенский государственный педагогический университет

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 

 

Учебная программа

для студентов Благовещенского государственного

педагогического университета по

специальности 050401 «История»

с дополнительной специализацией «Обществознание»

 


  Печатается по решению редакционно-издательского совета Благовещенского государственного педагогического университета

 

История России: Учебная программа для студентов Благовещенского государственного педагогического университета по специальности 050401 «История» с дополнительной специализацией «Обществознание» / авторы-сост.: А.В.Баранов, Е.В. Буянов, А.В.Иванов, А.В. Кузин, О.А. Шеломихин. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2011. – с.

 

При составлении программы по истории России с древнейших времен до начала ХХI века авторский коллектив использовал современные вузовские учебники и новейшие исследования отечественных и зарубежных специалистов.

 

Рецензенты: С.А. Головин, доктор исторических наук, профессор кафедры истории ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет  

 

ã Изд-во БГПУ, 2011

 

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности история.

Программа охватывает содержание истории России с древнейших времен до конца XVIII века. Она прослеживает исторический путь народов, населявших нашу страну на протяжении двух формаций - первобытнообщинной и феодальной. Программа должна вооружить будущих учителей знанием основных фактов истории, сформировать необходимые профессиональные умения и навыки.

И хотя данная программа разрабатывается в рамках формационного подхода к историческим процессам, она учитывает то новое, что дает цивилизационный подход к трактовке исторических событий и явлений.

Программа предусматривает следующее требование - история России должна вписываться в контекст мировой. Необходимо сравнивать западную (западноевропейскую), византийскую и восточную (арабо-мусульманскую) цивилизации в период становления и развития древнерусской, русской и российской государственности, ее исторической эволюции.

Содержание курса по истории России предусматривает изучение места России во всемирном историческом процессе. Студенты знакомятся с особенностями исторического развития России. Длительное время оно протекало в неблагоприятных условиях - суровый климат, низкое плодородие почвы, огромные пространства. Это замедляло развитие производительных сил. Отсутствовали морские пути сообщения. Неблагоприятное влияние оказало монгольское иго. И в дальнейшем приходилось вести борьбу с внешними врагами. Все это задерживало развитие страны. И только позже - с ХVIII века Россия постепенно включается в мировой исторический процесс в рамках европейской цивилизации.

Учебный материал позволяет проследить конкретный исторический путь восточного славянства со времен Киевской Руси, являвшейся раннефеодальной (раннесредневековой) монархией, находившейся на высокой ступени экономического и культурного развития, вступившей в тесное общение с Византией и государствами Западной Европы (особенно после принятия христианства) - до формирования абсолютной монархии Петра I и Екатерины II, ее развития как великой державы.

Важное значение в работе над курсом истории России имеют практические занятия. Студенты должны ознакомиться с учебным материалом по трудам и монографиям виднейших историков, получить навыки работы с историческим документом.

Практические занятия охватывают важнейшие разделы курса истории России эпохи первобытнообщинного строя и феодализма.

Курс лекций и практические занятия дают возможность глубоко вникнуть в исторические процессы, происходившие на территории России с древнейших времен до конца ХVIII века, в их системном изложении.

Количество часов для лекционного курса, практических занятий, руководства самостоятельной работой является примерным и может меняться в зависимости от условий работы педагогического университета.