Законодательство субъектов РФ в системе налогового законодательства
Сфера налогового регулирования, входящая в компетенцию субъектов Российской Федерации, включает общие и особенные налоговые нормы. Существует значительное видовое разнообразие налоговых норм и законодательных актов, которые можно разделить на три группы:
– законы субъектов Федерации, включающие нормы, регулирующие налоговую и бюджетную политику, налоговую систему. Они определяют общие принципы налоговой политики на территории региона, виды налогов, собираемых в рамках конкретного субъекта Федерации и на территории муниципальных образований, формы и методы налоговой деятельности субъекта Федерации;
– законы, обеспечивающие регулятивные функции налогообложения для обеспечения социально-экономических интересов региона, законы о налоговых льготах и налоговом кредитовании;
– законы о ставках местных налогов, о порядке исчисления и уплаты налогов на уровне субъекта Федерации и местного самоуправления.
Развитие налогового законодательства субъектов Федерации осуществляется в рамках их конституционных полномочий. Конституция РФ в гл. 3 закрепила новый статус российских субъектов Федерации как равных внутригосударственных территориальных образований.
Принимая налоговые законы, субъекты Федерации должны обеспечить:
– во-первых, бездефицитность собственного бюджета и бюджетов местного самоуправления;
– во-вторых, разграничение собственно налоговых полномочий субъекта и Федерации по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей бюджетов, использованию налогов, налоговое регулирование собственными методами и свое право принятия решений о масштабах и направлениях использования бюджетных средств.
Законодательство субъекта Федерации о налогообложении является неотъемлемой частью федерального налогового законодательства, поэтому должно быть с ним согласовано и взаимоувязано.
Налоговое законодательство субъектов Федерации развивается в пределах компетенции субъектов и их заинтересованности в формировании собственного налогового регулирования.
Акты субъектов Федерации о различных видах налогообложения (в пределах их компетенции) должны быть согласованы с федеральным законодательством во избежание множества налоговых режимов и для обеспечения условий сохранения единого рынка в соответствии с федеральной налоговой политикой.
При разработке налогового законодательства субъекта Федерации необходим поиск таких систем налогового планирования, которые в наибольшей степени отвечали бы интересам регионального хозяйства.
Конституции (уставы) субъектов содержат мало норм налогового права и в основном дублируют федеральные нормы.
Законы субъектов содержат основной объём регионального налогового права. Например, Закон Ростовской области «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области» от 4.10.2000г. № 106-ЗС (изменение срока уплаты при наличии оснований и на условиях НК РФ и закона Ростовской области); Закон Ростовской области от 27.11. 2003 № 43-ЗС «О налоге на имущество организаций».
Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, основной объём местного налогового права: Решение Думы г. Новочеркасска от 7. 09. 2007. № 283 «О налоге на имущество ф. л.»; «О системе налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, осуществляемой на территории г. Новочеркасска» от 30.05.2005 № 17.