Н.Г. Чернышевский

Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и всё-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно».

Предисловие автора

ОГЛАВЛЕНИЕ

Автор: Лепетухин Н.В.

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

 

 

Курс лекций

для студентов всех специальностей

 

Иваново, 2009


УДК 947(470)(076)

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА: курс лекций для студентов всех специальностей. / Иван. гос. архит.-строит. ун-т; Н.В. Лепетухин – Иваново, 2009. – С. 119.

 

Представлен краткий конспект лекций для подготовки студентов к занятиям по отечественной истории.

Для студентов всех специальностей.

 

Рецензенты:

кандидат исторических наук, доцент Н.Г. Юркин

(Филиал Северо-Западной академии государственной службы

в г. Иваново)

кандидат исторических наук, ст. преподаватель кафедры

истории и культурологии Ивановского государственного химико-технологического университета Н.А. Рыжкова


Предисловие автора………………………………………...
Ведение в дисциплину………………………………………
1. Древний мир: локальные цивилизации и динамика исторического процесса ………………………………….
2. Европа в эпоху Средневековья (V-1/2 XVII вв.) ..………
3. Киевская Русь……………………………………………….
4. Русские земли в середине XIII – XV вв…………………..
5. Россия в XVI – XVII вв……………………………………
6. Россия в XVIII в.: первые попытки модернизации страны…..................................................................................
7. Эволюция общественной мысли России XVIII – первой половины XIX вв. Кризис российского абсолютизма в первой половине XIX в………………………………….
8. Россия на путях буржуазных преобразований. Начало гражданского раскрепощения страны…………………..
9. Особенности пореформенного развития России…...........
10. Первая российская революция 1905 – 1907 гг……………
11. Аграрные реформы П.А. Столыпина……………………
12. Россия в Первой мировой войне. Нарастание общеполитического кризиса в стране. Начало революции в феврале 1917 г……………………………….
13. Россия в 1917 г……………………………………………..
14. Формирование большевистского режима. Гражданская война. Политика «военного коммунизма»…….………….
15. Новая экономическая политика…………………………
16. Советское общество в 30-е годы…………………………
17. Вторая мировая и Великая Отечественная война (1939 – 1945гг.)………………………………………………………
18. Послевоенный мир. Укрепление тоталитарно-бюрократической системы в СССР……………………...
19. Либерализация тоталитарной системы (50-е-сер.– 60-х гг.). Хрущёвская «оттепель» ………………………………
20. Годы брежневского «застоя» (70-е – первая пол. 80-х гг.)........................................................................................
21. Попытка перестройки социалистической системы (1985 – 1991 гг.)…………..………………………………………
22. Распад СССР………………………………………………..
23. Россия в 90-е гг. ХХ в. и в начале нового тысячелетия…
Заключение …………………………………………………..
Основная литература и электронные ресурсы……………

Обычно достигая возраста морального созревания человек задаётся вопросами, отвечая на которые он упорядочивает окружающую действительность, придавая ей определённый смысл. Частичку этого смысла думающий и взрослеющий человек переносит на себя, определяя своё положение в обществе, свою ответственность или безответственность перед ним. «Кто Я?», «Как Я могу приспособиться жить в этом мире?», «Что ожидает меня в будущем?» – три вопроса, наполняющие тревогой многие молодые головы. Ответить на два крайних вопроса ему так и не удастся, но они придадут его жизни глубину.

Историческая наука пытается измерить глубину жизни человечества, применяя для этого свои специфические методы и стремясь донести до людей добытые знания в доступной, как ей кажется, форме. Один немецкий философ назвал историков оракулами, провозглашающими прогноз на прошлое. В этом есть смысл, если иметь в виду, что мы вряд ли узнаем «как оно всё на самом деле было». Задача науки не в этом. История пытается показать, что жизнь закономерна и что даже случайность подчиняется определённым правилам. Это сложная задача, т.к. большинство людей убеждено, что история – это набор ярких картинок о прошлом, которые приятно рассматривать в минуты досуга. И пользуясь природой человека – стремиться к удовольствию – историческая наука предоставляет ему особое интеллектуальное наслаждение – покопаться в пыли прошлого, поучаствовать в открытии миров, протянуть ниточку родства от живших к живущим.

Те, кто жил до нас своим героизмом и подлостью, ошибками и успехами определили во многом нашу сегодняшнюю жизнь. Наши сегодняшние поступки проявятся в жизни будущих поколений. Людям важно осознавать это, тянуть и беречь нить времени. Историческая наука помогает людям осознавать и беречь память о прошлом в надежде на будущее.

Уважаемые читатели, перед Вами краткий конспект лекций по всемирной и отечественной истории. Автор не ставил перед собой цель охватить и подробно рассмотреть все периоды всемирной и отечественной истории, иначе этот труд отпугивал бы студентов своей многотомностью. В ваших руках – сжатый очерк, посвящённый наиболее важным, узловым событиям и проблемам истории. Он не заменяет академических учебников, но дополняет их, обозначая в объёмных темах ориентиры, связанные с экзаменационными вопросами. Только комплексное изучение обязательной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы поможет Вам успешно подготовиться к экзамену.

В учебно-методическом пособии по отечественной истории, подготовленным преподавателями кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин нашего вуза в 2007 г. акцент сделан на методическую составляющую (требования к минимуму содержания основной общеобразовательной программы по отечественной истории, тематический план лекций и семинарских занятий, терминологический словарь, словарь персоналий, хронологическая таблица, тесты, вопросы к зачету и экзамену, список рекомендуемой литературы). Краткий конспект лекций, лежащий перед Вами, повторюсь, дополнит лекционный курс и другие учебные и учебно-методические пособия. Двадцать три главы, вопросы для самопроверки, список учебной литературы соответствуют требованиям современного государственного образовательного стандарта по отечественной истории.