Н.Г. Чернышевский
Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и всё-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно».
Предисловие автора
ОГЛАВЛЕНИЕ
Автор: Лепетухин Н.В.
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
Курс лекций
для студентов всех специальностей
Иваново, 2009
УДК 947(470)(076)
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА: курс лекций для студентов всех специальностей. / Иван. гос. архит.-строит. ун-т; Н.В. Лепетухин – Иваново, 2009. – С. 119.
Представлен краткий конспект лекций для подготовки студентов к занятиям по отечественной истории.
Для студентов всех специальностей.
Рецензенты:
кандидат исторических наук, доцент Н.Г. Юркин
(Филиал Северо-Западной академии государственной службы
в г. Иваново)
кандидат исторических наук, ст. преподаватель кафедры
истории и культурологии Ивановского государственного химико-технологического университета Н.А. Рыжкова
Предисловие автора………………………………………... | |
Ведение в дисциплину……………………………………… | |
1. Древний мир: локальные цивилизации и динамика исторического процесса …………………………………. | |
2. Европа в эпоху Средневековья (V-1/2 XVII вв.) ..……… | |
3. Киевская Русь………………………………………………. | |
4. Русские земли в середине XIII – XV вв………………….. | |
5. Россия в XVI – XVII вв…………………………………… | |
6. Россия в XVIII в.: первые попытки модернизации страны….................................................................................. | |
7. Эволюция общественной мысли России XVIII – первой половины XIX вв. Кризис российского абсолютизма в первой половине XIX в…………………………………. | |
8. Россия на путях буржуазных преобразований. Начало гражданского раскрепощения страны………………….. | |
9. Особенности пореформенного развития России…........... | |
10. Первая российская революция 1905 – 1907 гг…………… | |
11. Аграрные реформы П.А. Столыпина…………………… | |
12. Россия в Первой мировой войне. Нарастание общеполитического кризиса в стране. Начало революции в феврале 1917 г………………………………. | |
13. Россия в 1917 г…………………………………………….. | |
14. Формирование большевистского режима. Гражданская война. Политика «военного коммунизма»…….…………. | |
15. Новая экономическая политика………………………… | |
16. Советское общество в 30-е годы………………………… | |
17. Вторая мировая и Великая Отечественная война (1939 – 1945гг.)……………………………………………………… | |
18. Послевоенный мир. Укрепление тоталитарно-бюрократической системы в СССР……………………... | |
19. Либерализация тоталитарной системы (50-е-сер.– 60-х гг.). Хрущёвская «оттепель» ……………………………… | |
20. Годы брежневского «застоя» (70-е – первая пол. 80-х гг.)........................................................................................ | |
21. Попытка перестройки социалистической системы (1985 – 1991 гг.)…………..……………………………………… | |
22. Распад СССР……………………………………………….. | |
23. Россия в 90-е гг. ХХ в. и в начале нового тысячелетия… | |
Заключение ………………………………………………….. | |
Основная литература и электронные ресурсы…………… |
Обычно достигая возраста морального созревания человек задаётся вопросами, отвечая на которые он упорядочивает окружающую действительность, придавая ей определённый смысл. Частичку этого смысла думающий и взрослеющий человек переносит на себя, определяя своё положение в обществе, свою ответственность или безответственность перед ним. «Кто Я?», «Как Я могу приспособиться жить в этом мире?», «Что ожидает меня в будущем?» – три вопроса, наполняющие тревогой многие молодые головы. Ответить на два крайних вопроса ему так и не удастся, но они придадут его жизни глубину.
Историческая наука пытается измерить глубину жизни человечества, применяя для этого свои специфические методы и стремясь донести до людей добытые знания в доступной, как ей кажется, форме. Один немецкий философ назвал историков оракулами, провозглашающими прогноз на прошлое. В этом есть смысл, если иметь в виду, что мы вряд ли узнаем «как оно всё на самом деле было». Задача науки не в этом. История пытается показать, что жизнь закономерна и что даже случайность подчиняется определённым правилам. Это сложная задача, т.к. большинство людей убеждено, что история – это набор ярких картинок о прошлом, которые приятно рассматривать в минуты досуга. И пользуясь природой человека – стремиться к удовольствию – историческая наука предоставляет ему особое интеллектуальное наслаждение – покопаться в пыли прошлого, поучаствовать в открытии миров, протянуть ниточку родства от живших к живущим.
Те, кто жил до нас своим героизмом и подлостью, ошибками и успехами определили во многом нашу сегодняшнюю жизнь. Наши сегодняшние поступки проявятся в жизни будущих поколений. Людям важно осознавать это, тянуть и беречь нить времени. Историческая наука помогает людям осознавать и беречь память о прошлом в надежде на будущее.
Уважаемые читатели, перед Вами краткий конспект лекций по всемирной и отечественной истории. Автор не ставил перед собой цель охватить и подробно рассмотреть все периоды всемирной и отечественной истории, иначе этот труд отпугивал бы студентов своей многотомностью. В ваших руках – сжатый очерк, посвящённый наиболее важным, узловым событиям и проблемам истории. Он не заменяет академических учебников, но дополняет их, обозначая в объёмных темах ориентиры, связанные с экзаменационными вопросами. Только комплексное изучение обязательной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы поможет Вам успешно подготовиться к экзамену.
В учебно-методическом пособии по отечественной истории, подготовленным преподавателями кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин нашего вуза в 2007 г. акцент сделан на методическую составляющую (требования к минимуму содержания основной общеобразовательной программы по отечественной истории, тематический план лекций и семинарских занятий, терминологический словарь, словарь персоналий, хронологическая таблица, тесты, вопросы к зачету и экзамену, список рекомендуемой литературы). Краткий конспект лекций, лежащий перед Вами, повторюсь, дополнит лекционный курс и другие учебные и учебно-методические пособия. Двадцать три главы, вопросы для самопроверки, список учебной литературы соответствуют требованиям современного государственного образовательного стандарта по отечественной истории.