БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ
Культурно-просветительский Центр «Лествица» при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул.
Уникальная история Библейского Израиля («Ветхозаветной Церкви», согласно христианской терминологии), а затем Христианства (Церкви Нового Союза-Завета Бога с человечеством) определила и общемировое значение художественной традиции, сформировавшейся на их основе. Обязательное для каждого образованного человека знакомство с крупнейшими художественными собраниями – будь то Эрмитаж, Русский музей или Лувр, ценнейшие экспонаты которых, упрощенно говоря, это иллюстрации к Библии, – не может быть полноценным без знания Священной истории Ветхого и Нового Завета. Между тем, объяснения экскурсоводов ориентированы преимущественно на внешнюю «сюжетику», а различные справочники, ставящие события Библейской истории в один ряд с «мифологическими сюжетами» Античности, зачастую серьезно искажают подлинный смысл библейского текста. Таким образом, несмотря на отсутствие сейчас идеологического диктата и наличие популярной литературы, большинство людей не получают достаточной подготовки для осмысленного восприятия величайших памятников христианской художественной традиции.
Предлагаемый курс имеет общекультурное значение. Художественный ряд, выстроенный по хронологическому принципу, комментируется в историческом и христианском богословском контексте. Это позволяет уяснить подлинный смысл важнейших событий Священной истории, давно превратившихся в некие отвлеченные «иллюстрации» добра и зла, верности и предательства, материнской любви и страдания, и так далее.
Курс рассчитан на самую широкую аудиторию, в том числе на экскурсоводов и преподавателей исторических, религиоведческих и культурологических дисциплин. Надеюсь на активное участие слушателей. При желании мы можем более подробно рассмотреть темы, связанные с Вашей профессиональной деятельностью. В Ваше распоряжение будут предоставлены аннотации предыдущих лекций. Буду рад видеть Вас на лекциях!
Ю. Рубан,
канд. ист. н., канд. богословия
Дорогой Слушатель!
В воскресенье, 18 декабря 2011 г., в 15:00
состоится девятая лекция из цикла
БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ
«Мессия ожидаемый и Мессия пришедший»
Последние два столетия перед рождением Христа были для евреев временем небывалых испытаний, не сравнимых даже с Вавилонским пленом. Сирийский царь Антиох IV Епифан (175–164 до н. э.), в состав империи которого входила Палестина, предпринял «великое гонение» – издал эдикт о запрещении библейской религии и переходе иудеев в язычество. (Это была первая зафиксированная в истории попытка насильственно лишить целый народ их религии.) В 167 г. до н. э. он осквернил Иерусалимский храм, совершив там жертвоприношение Зевсу Олимпийскому. «Конец света» был близок, и его запечатлели всемирно известные апокалиптические видения Книги пророка Даниила (ок. 164 г. до н. э.). Скоро закончится история смены великих монархий Востока, изображенная как «грызня» отвратительных зверей, выходящих из океана! «Ветхий Днями» вручит «власть, славу и царство» Сыну Человеческому, «чтобы все народы, племена и языки служили Ему». При этом «владычество Его – владычество вечное...» (Дан 7:14). Наконец-то! Но вместо этого пришли римляне (63 г. до н. э.), считавшие «вечной» свою империю, и посадили на Иерусалимский престол ловкого протеже императора Августа Герода I "Великого" (37–4 гг. до н. э.), имя которого в позднем произношении – Ирод – стало нарицательным. Незадолго до его смерти родился Мессия, но произошло это совсем не так, как предсказывал Даниил и мечтали уставшие от долгого гнета язычников его соплеменники... Кто же обманулся?
Адрес: просп. Чернышевского, д. 3 (вход под аркой);
ст. метро «Чернышевская». Вход свободный.
Справки по тел. 273–54–29; 273–54–69; 719–68–23.