Арнольд Джозеф Тойнби

(1889-1975)

Основной труд: «Исследование истории», в 12 томах (выходили с 1934 о 1961 гг.). В переводе на русский – сборник «Постижение истории», вышел в 1991 г.

Тойнби считал, что историю нужно изучать как историю цивилизаций.

Цивилизация больше национального государства или города-государства, но ни одна из цивилизаций не охватывает все человечество. (Цифра выделяемых цивилизаций по ходу книги меняется. Первоначально их 21, позднее – 5 современных, не считая 2 реликтовых. Западная христианская, православная христианская, исламская, дальневосточная, индуистская.)

По мнению Тойнби, цивилизации взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга влияние (в противоположность Шпенглеру, который считал цивилизации замкнутыми).

Но с другой стороны, каждая цивилизация уникальна и имеет свой жизненный путь.

Познавать историю цивилизаций можно, сравнивая их друг с другом, и на этой основе выделять единые для них законы развития.

Т.е. он впервые утверждает, что стадии развития цивилизаций связаны не биологическим циклом жизни (Шпенглер, Данилевский), а историческими закономерностями. Задача историка – выделять, искать эти закономерности.

Жизненный цикл цивилизации (стадии развития цивилизации).

Рождение цивилизации Тойнби объясняет с помощью закона вызова и ответа: естественная (личности, в обществе должны быть люди, способные принять вызов и дать на него ответ) среда (или иные внешние, внутренние факторы) посылают вызов культуре, которая в борьбе с этими факторами создает себе искусственную среду, тем самым приспосабливаясь к ним. Если вызов слишком велик, культура оказывается не в силах дать на него адекватный ответ и приостанавливается в своем развитии, не реализовав свои возможности, так как давление извне слишком велико (пример такой приостановленной культуры – эскимосы).

Слишком слабый вызов, т.е. очень благоприятные условия среды, также не способствуют порождению творческого импульса. Т.е., по мнению Тойнби, возникновение цивилизации, в первую очередь, обуславливается силой вызова, который должен быть не слишком сильным или слабым.

Далее следует стадия роста цивилизации, развивается технический прогресс, человек приобретает власть над природой, в обществе появляется творческое меньшинство – интеллектуальная элита, благодаря которой цивилизация быстро двигается веред, но постепенно в цивилизации происходит раскол: творческое меньшинство обособляется от народа – равновесие и гармония нарушаются.

Здесь вступает в действие следующий закон – ухода и возвращения.

Для преодоления кризиса творческое меньшинство или даже вся цивилизация на время как бы замыкается в себе, но потом, накопив силы, может снова начать творческую жизнь.

Цивилизации, по мнению Тойнби, преодолевают внутренний кризис, создавая универсальные государства, т.е. империи (например, Римская), универсальные церкви, т.е. религии, которые способствуют объединению людей.

Но все же эта стадия развития цивилизации уже лишена первоначального творческого импульса и является преддверием заката цивилизации.

Тойнби смотрел на историю оптимистично, считая, что развитие мировой истории идет от локальности, замкнутости цивилизаций к их объединению.

Большую надежду в этом смысле Тойнби возлагал на мировые религии, которые способны объединить все человечество (т.е. люди должны почувствовать единого Бога).

Этерификация – прогрессирующее упрощение

­

прогресс

Вызов: - стимулы природной среды - природный

- стимулы окружения – социальный