Информационное государство

 

С развитием информационной революции во всех стра­нах современного мира начал активно формироваться ин­формационный сектор экономики. Расходы современных государств на информационные технологии увеличивают­ся в геометрической прогрессии. Так, если в 1990 г. в США они составляли 3% ВВП, то в 1995 г. уже 5%, а в 2005 г. - 12%. При помощи информации сегодня производится око­ло трех четвертей добавленной стоимости. Информация и знания постепенно превращаются в стратегические акти­вы государственного управления.

Если в классической системе государственного управле­ния знание соотносилось со сферой управления опосредо­ванно, то информационная революция, используя виртуаль­ное пространство, мгновенно переводит новую информацию в сферу управленческого действия.

Использование инфор­мации для нахождения наиболее эффективных способов ее применения на практике - это и есть государственное управление в информационном обществе. Можно без пре­увеличения сказать: информация стала самым главным, а не просто одним из ресурсов государственного управления. Возник даже новый термин - «информационное государ­ство»,под которым принято понимать государство нового типа, использующее преимущественно информационные технологии для завоевания и удержания своего господства.

Информационная парадигма в государственном управлении означает, что информация становится главным управленче­ским ресурсом, а высокие технологии определяют ведущие направления государственного развития. Между тем ис­пользование новых информационных технологий чревато опасностями в сфере государственного управления.

► Сегодня новая информация применяется для систе­матических нововведений и новаторства в государственном управлении. Как справедливо отмечает английский социо­лог Энтони Гидденс (р. 1938), «мы живем в мире, который целиком конституирован через рефлексивно примененное знание, и мы никогда не можем быть уверены, что любой его элемент не будет пересмотрен».

Но, к сожалению, дос­таточно часто новации становятся серьезным дестабили­зирующим фактором политического развития в полном соответствии с библейским предупреждением о «благих на­мерениях», которыми устлан путь в ад. И, прежде всего это касается непредумышленных последствий нововведений, которые никогда заранее полностью не удается предусмот­реть. Именно поэтому синергетика, наука о саморазвитии сложных систем, в эпоху информационной революции ста­новится наиболее актуальной методологией в теории государственного управления.

Синергетический закон эволюционных корреляций утверждает, что каждое структурное, организационное но­вовведение помимо прямого и планируемого результата приводит к параллельным незапланированным всплескам энтропии (процессов распада) в соседних и промежуточных сферах (достаточно вспомнить социальные последствия непродуманных российских реформ 90-х годов 20 века в сфере экономики и политики: криминализация общества, рост наркомании, коррупции, воровства, падение нравов, доверия к власти и др.).

Это тре­бует от реформаторов опережающей технической, органи­зационной и интеллектуальной реакции, выработки линии корректирующего менеджмента, что может в десятки раз увеличить стоимость планируемых инноваций. Во мно­гом политические риски в государственном управлении именно потому и не учитываются, что стоят слишком до­рого.

Однако, в конечном счете, когда наступает «час икс» и негативные результаты шоковой политической терапии становятся очевидными для всех, последствия слишком дорого обходятся уже всему обществу. Более того, сегодня, когда масштабы современной технической мощи достигли колоссальных величин, а экологический кризис вырос при этом до некоторых предельных «точек роста», плата за воз­можные неадекватные политические новации и упущения в выработке антиэнтропийной стратегии может стать тра­гически высокой.

Таким образом, проблема соотношения новаций и тра­диций в государственном управлении, несомненно, одна из самых сложных в современном государственном админист­рировании. Она требует пристального внимания современ­ных ученых, поскольку до сих пор теория государственного управления не нашла убедительного ответа на вопрос о науч­ных критериях эффективности административных реформ.

► Еще одной опасностью информационной революции в сфере государственного управления стало то, что более точные и полные знания об объектах управления не при­водят к эффективности контроля. Проблема заключается в том, что в информационном обществе мы сталкиваем­ся с дифференцированностью и власти, и информации. Получение информации осуществляется не единообраз­но: наиболее значимая информация дифференцируется по специализированным отраслям, при этом информация в разной степени доступна для тех управленческих струк­тур, которые способны поставить её на службу групповым интересам.

Вместе с тем общие потоки информации стано­вятся все более неконтролируемыми; правдивость, точность и корректность сведений практически никем не проверяет­ся, что способно привести к непредсказуемым политиче­ским последствиям. Так, в глобальной Сети сегодня могут оказаться любые политические призывы; ложная инфор­мация, способная посеять панику и вызвать неадекватные массовые реакции.

Но самое главное, как уже неоднократно отмечалось, информационная революция превратила средства массо­вой информации (СМИ) в виртуальную «четвертую ветвь» поли­тической власти, которая по силе, оперативности и про­никновению своего влияния намного превосходит все три традиционные ветви государственной власти вместе взятые. В сфере государственного управления с этим уже нельзя не считаться.

Отделы по связям с общественностью, PR-технологии стали неотъемлемой приметой времени в государственных структурах. Без преувеличения можно сказать: сегодня поддержка общественностью правитель­ства и государственных решений напрямую зависит от эф­фективности работы отделов по связям с общественностью в государственных организациях. Государственное управ­ление все больше осваивает виртуальное информационное пространство и приобретает новые, посттрадиционные вир­туальные формы.

Между тем нельзя не заметить надвигающийся инфор­мационный кризис: государственное управление сегодня буквально «тонет» в море информации. Государственные структуры производят ежедневно и ежечасно столько ста­тистических данных, формул, образов, документов и декла­раций, что не в состоянии их усвоить, но вместо того, чтобы искать новые способы осмысления и переработки информа­ции, они все более быстрыми темпами продолжают произ­водить новую информацию. В результате большие объемы неиспользуемой информации превращаются в «информа­ционное загрязнение управленческой среды», затрудняя процесс оперативного управления и принятия решений.

► Еще одной важной чертой информационного государ­ства становится постепенное преобладание нового принципа организации управленческого пространства по сетевому при­знаку.

В современном государстве сети начинают внедряться в традиционные иерархические управленческие структуры. При этом сеть как децентрализованный комплекс взаимо­связанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем включения все новых и новых звеньев приходит в определенное противоречие с традиционной вер­тикалью власти, размывая старые управленческие схемы.

Важным законом сетевых структур является ускорение времени и уплотнение пространства в рамках одной сети: любая информация максимально быстро распространяется именно по сетевому признаку. Расстояние, интенсивность и частота взаимодействий между двумя управленческими акторами короче, когда оба они выступают в качестве узлов мощной управленческой сети, нежели когда они принадлежат к разным сетям. Включение в сетевые структуры или ис­ключение из них, а также конфигурации сетевых потоков, которые задают информационные технологии, становятся доминирующими тенденциями, формирующими постклас­сическую информационную модель сетевого управления (см. табл. 1).