Новая информационная парадигма политики, возрастание роли

Знания

Методы и направления развития экспертного политического

 

Наука - это особый способ познания и объяснения челове­ком объективного мира.

Объяснение всегда осуществляется путем создания логических конструкций - теорий, а для по­знания вырабатываются специальные процедуры - методы, помогающие увидеть, собрать, обобщить необходимый мате­риал.

Метод - это способ познания объекта, в науке он вы­полняет роль проводника: ведет исследователя по различным «закоулкам» изучаемого объекта, позволяет увидеть недоступ­ное непосредственному наблюдению.

В современной политологии определились следующие направ­ления в исследовании природы и сущности политической жизни:

1) социологическое направление, опирающееся на теоретико - методологическое осмысление природы и сущности политики, по­литических явлений и процессов;

2) нормативно-институциональное направление, в рамках которого проводится анализ политических, конституционных норм и институтов, партийных и избирательных систем, их сравнительный ана­лиз;

3) эмпирико-аналитическое направление, основывающееся на анализе данных наблюдения и эксперимента, результатов конкрет­но-социологических исследований.

На практике сложились несколько методологических подходов в исследованиях политической реальности, среди которых основными считаются следующие.

Структурализм. В основе этого методологического подхода лежит убеждение, что в обществе и в политике есть устойчивые социальные и по­литические образования - структуры. Это могут быть инсти­туты, нормы, группы, общности, статусы, роли - иными сло­вами, все то, что существует помимо воли и сознания отдельных людей. Устойчивость структур позволяет вычле­нять их из политической реальности, изучать каждую в отдель­ности.

Такой методологический прием широко используется, например, при анализе политических институтов, когда каж­дый из них рассматривается как некая самостоятельная целост­ность. Поведение конкретных людей в рамках структурализма обычно не принимается во внимание, так как считается, что индивид действует, прежде всего, подчиняясь требованиям той или иной структуры.

Функционализм. В отличие от структуралистского подхода этот подход акцентирует внимание на выявлении факторов вза­имозависимости политических институтов, организаций и других элементов политической реальности. Функциярассматривается как объективное требование, предъявляемое целым к своим частям, как возникающая между ними позитивная связь, зависимость.

В рамках классического функционализма появле­ние какого-либо политического института объясняется вызреванием в обществе, в политической системе соответствующих потребностей. А логика анализа сводится к выявлению функ­ций, выполняемых теми или иными политическими структура­ми. Речь может, к примеру, идти о функциях государства, функ­циях партий, функциях политической культуры и т.д.

Бихевиоризм. Методологический подход, основанный американским психологом Б.Ф. Скиннером. В основе этого подхода лежит предположение, что поведение человекаесть реакция на различные раздражители, стимулы. В поздних вер­сиях бихевиористский подход обрел более сложную форму, реакция человека на стимулы стала рассматриваться как слож­ный, опосредованный сознанием, процесс, что, однако, не из­менило сути этого метода.

В политологии с помощью этого подхода обычно описывают изменения в политическом поведе­нии людей, связывая их с изменениями условий жизни, приня­тием политических решений и т.д. В рамках данного подхода используются различные теории, объясняющие поведение человека в различных ситуациях, в частности:

теории рационального выбора. В основе этой методологи­ческой схемы лежит мнение о существовании универсального стремления человека к получению максимального вознаграж­дения минимальной ценой - «закон выгоды».

Рациональ­ность человека проявляется в его способности выбирать из различных вариантов поведения тот, который в наибольшей степени отвечает его интересам и позволяет достичь постав­ленной цели. Человек вступает во взаимодействие, надеясь получить что-то взамен: материальное вознаграждение, лич­ную безопасность, любовь, статус и т.д.

В политологии этот подход часто используется для описания отношений власти, когда подчинение объясняется - как стремление человека полу­чить в обмен какие-либо ресурсы (эмоциональные, материаль­ные и т.д.), для объяснения электорального выбора, когда предполагается, что человек отдает голос тому кандидату, программа которого в наибольшей степени отвечает его инте­ресам и т.п.;

психодинамические теории личности. Как и теории ра­ционального выбора, они объясняют поведение внутренними факторами, но источник активности описывается как слож­ный, далеко не всегда осознаваемый, иррациональный про­цесс. Психодинамические теории разнообразны, но они наце­ливают политолога на познание или, по крайней мере, на принятие во внимание сложных внутренних процессов, кото­рые переживает человек, вовлекаемый в политические взаимо­действия;

когнитивные теории. Указывают, что причины поведения нужно искать в тех ментальных процессах, с помощью кото­рых человек познает и объясняет окружающий мир. Человек действует в зависимости от того, как он воспринимает, оценива­ет, интерпретирует ситуацию. Характер и формы политических действий определяются ранее сложившимися установками, стереотипами, а также процессами восприятия и обработки но­вой информации.

В политологии, как и в других социальных науках, используются различные методы, которые условно можно разделить на три группы: теоре­тические, эмпирические и общенаучные, логические.

Теоретические методы представляют собой сложные абст­рактные конструкции политической реальности и политичес­кого поведения. Они предназначены для извлечения такого знания о политике, которое недоступно непосредственному наблюдению. Теоретические методы задают не только логику познания, но и формируют категориальный аппарат науки, среди них можно выделить следующие:

системный анализ. Ориентирует исследователей на конст­руирование политики как открытой системы, взаимодейст­вующей со своей окружающей средой, прежде всего с другими социальными сферами общества. Опираясь на общеметодоло­гические принципы теории систем, кибернетики, ученые, ис­пользующие этот метод, исследуют каналы взаимовлияния политической системы и окружающей среды, механизмы адап­тации политической системы, механизмы ее функционирования и развития.

топологический метод. Название произошло от греческо­го topos - место, когда политика рассматривается в категори­ях политического пространства, или политического поля. Предполагается, что каждый человек обладает определенны­ми ресурсами, капиталом, которые определяют его место в со­циальном и политическом пространстве. Люди, обладающие похожими, одинаковыми ресурсами (уровень образования, ма­териальное положение, статус в политической иерархии и т.п.), занимают в социальном и политическом пространстве близкие позиции, они тяготеют друг к другу. В результате в обществе будут складываться группы, объективно отличающиеся друг от друга и занимающие в политическом пространстве более или менее выгодные позиции. Занимаемая в политическом про­странстве позиция в силу своей объективности начнет влиять и на индивидуальное поведение человека, определять его образ жизни, стремления, политические предпочтения.

Этот метод используется при описании положения политической элиты в об­ществе, а также различных социальных и политических групп. Благодаря этому методу более ясной становится картина воз­никающих в обществе конфликтов, когда противостояние опи­сывается - как стремление образовавшихся групп изменить свое положение в политическом пространстве.

Мы перечислили лишь часть теоретических методов, ис­пользуемых в политологии. Каждый теоретический метод имеет свои достоинства и не­достатки. К достижениям метода относятся создаваемые им воз­можности описать, объяснить, проанализировать тот или иной сегмент политической реальности. Но любой те­оретический метод не обладает универсальными возможностя­ми описания всего многообразия политической жизни.

Эмпирические методы,в отличие от теоретических ориенти­рованы на получение непосредственного знания о политичес­кой жизни. Эмпирия (от греч. empeiria - опыт) - это очевид­ность, то, что наблюдаемо, поддается восприятию посредством чувств, это знание, лежащее как бы на поверхности, для извле­чения которого не нужны сложные абстрактные конструкции, это реальные факты, конкретные действия людей, запечатлен­ные в памяти и соответствующим образом описанные.

Любая наука в той или иной мере обращается к фактам. Они необходимы для подтверждения правильности какой-либо теоретической схемы. Огромную роль для развития по­литологического знания играет, например, история, которая по крупицам собирает знание о реальных политических собы­тиях, реконструирует картины политических действий и взаи­модействий. Однако политология не только использует эмпирические данные, полученные и описанные в рамках других наук, но и активно ведет собственные методологические разработки в этой области.

Политологи стремятся узнать об электоральных предпочтениях населения, о реальных намерениях политичес­ких лидеров, о ценностных ориентациях и политических уста­новках различных социальных групп, об отношении масс к го­сударственным управленческим решениям и об их реакции на политическую пропаганду. Для получения такого знания политологи используют следующие эмпирические методы:

метод наблюдения. Он является систематизированным, направленным восприятием какого-либо явления, черты и свойства которого фиксируются наблюдателем. Например, наблюдение за ходом избирательной кампании, когда фиксиру­ются все действия её участников. Метод наблюдения имеет много общего с нашим повседневным восприятием, когда мы следим за интересующими нас политическими событиями. Од­нако научное наблюдение, осуществляемое профессионалами по специально разработанным методикам, отличается ши­ротой наблюдения, способностью улавливать более разнооб­разную гамму поступков действующих лиц на политической арене;

опрос. Развитие этого метода в значительной мере повли­яло на лицо современной политологии, которая в настоящее время предстает не только в виде теоретической дисциплины, объясняющей общие тенденции политической жизни, но и в виде науки, способной дать практическое знание о политичес­ких настроениях, ожиданиях, установках реальных людей.

Метод опроса в отличие от наблюдения позволяет (при пра­вильно разработанной научной методике) узнать о процессах, происходящих в политическом сознании личности: о чем человек мечтает, какой тип государства считает наиболее целе­сообразным, каким лидерам отдает предпочтение. Эти процес­сы сознания могут до определенного времени никак не проявляться в политическом поведении людей, но подспудно готовить последних к каким-либо действиям. Опросы могут также дать информацию о поступках, событиях, которые ока­зались в силу различных причин за пределами научного наблюдения. Опросы проводятся в виде : а) интервью, когда иссле­дователь «лицом к лицу» с исследуемым; б) в виде заочного опроса (анкеты), когда требуется получить большой массив информации;

контент-анализ. Это систематическая числовая обработ­ка, оценка и интерпретация форм и содержания информаци­онного источника - текста. Контент-анализ позволяет выя­вить, какая информация и в каком объеме содержится в предвыборных плакатах и программных заявлениях кандида­та, отражают ли эти документы состояние общественного мнения, потребности и интересы масс. Контент-анализ особенно полезен в тех случаях, когда нет возможности провести анкет­ный опрос, но крайне необходима информация о приоритетных целях той или иной политической организации, государ­ственного учреждения, политического лидера.

Эмпирические методы в политологии играют подчиненную роль по отношению к теоретическим методам, задающим об­щую направленность любого научного исследования, стремя­щегося не столько к поиску факта, сколько к его объяснению, к поиску зависимостей между фактами, выявлению тенденций развития. Можно, например, каждую неделю проводить опрос общественного мнения по поводу электоральных предпочте­ний населения, но собранный фактический материал не будет представлять собой серьезной научной ценности без выявле­ния множества других факторов, влияющих на электоральный выбор. Исследование же этих факторов требует не просто ов­ладения методикой опросов, а глубоких теоретических знаний в этой области.

Общенаучные, логические методы.Входе развития общего научного знания и, прежде всего, в рамках философской тра­диции сложились единые для всех наук методы познания и объяснения объективной реальности. Логические методы пред­ставляют собой универсальные правила, устанавливающие со­ответствующие процедуры для достижения рациональных вы­водов. К ним относятся следующие методы:

определение и классификация. Они позволяют достичь до­говоренности относительно основных категорий науки и оп­ределенной их упорядоченности;

сравнение. Обеспечивает сопоставление однопорядковых процессов, явлений и событий. Этот метод, в частности, лежит в основе сравнительной политологии, специализирующейся на соотнесении политических феноменов, функционирующих и развивающихся в различных странах и регионах;

анализ и синтез. Это метод, позволяющий рассматривать внутреннюю композицию, строение сложных политических образований;

индукция и дедукция. Методы, определяющие логику и последовательность мыслительных операций при переходе от частного к общему, и наоборот;

моделирование. Метод, предполагающий построение аб­страктных моделей, раскрывающих как внутреннее строение политического объекта, так и складывающиеся между его эле­ментами зависимости. Моделирование получает большое рас­пространение особенно в связи с внедрением в политологичес­кий анализ компьютерной техники, позволяющей проводить подсчет самых многообразных факторов, воздействующих на политический процесс;

исторический анализ. Дает возможность рассматривать ретроспективу политического события или явления, опреде­лить характер происшедших изменений.

Логические методы упорядочивают процесс познания по­литики, делают его более организованным, убедительным. Но в рамках политологии они так же, как и эмпирические методы, играют подчиненную роль по отношению к теоретическим методам. Например, сравнительный анализ предполагает перво­начальное абстрактное конструирование тех или иных поли­тических объектов, выработку категориального аппарата, что достигается только путем применения определенного теорети­ческого метода. Нельзя сравнивать политические культуры различных обществ, не зная, что стоит за этим понятием.

Итак, политология обладает своим методологическим инструментарием познания политической реальности и полити­ческого поведения. Ведущими являются теоретические методы, которые задают общую направленность политическим исследованиям, влияют на отбор фактов, на методики эмпири­ческих исследований, лежат в основе логических обобщений.

1.5. Функции политологии

 

Во всех современных обществах в той или иной форме су­ществует и развивается политическая наука. Это связано с тем, что политология выполняет ряд важных функций, которые можно определить как своеобразные императивы, требования, предъявляемые обществом к политической науке (для чего нужна обществу политическая наука, что она может дать обществу?).

Можно выделить теоретико-познавательную функциюпо­литологии. Ее смысл заключается в том, что данная научная дисциплина расширяет и углубляет знания людей о политичес­ки реальности, позволяет увидеть важные тенденции политического развития общества, вскрыть механизмы функционирования политической системы, факторы воспроизводства политической культуры и многие другие явления и процессы, которые невозможно познать и объяснить на уровне обыден­ного познания. Только политология с ее постоянно развиваю­щейся методологией позволяет проникать в глубинные плас­ты политической реальности, объяснять людям сложную природу политических феноменов.

Другой функцией политологии является инструментально - практическая, суть которой заключается в том, что создавае­мая и постоянно развивающаяся система политологических научных знаний может подсказывать людям эффективные спо­собы достижения поставленных целей, обосновывать и предла­гать рекомендации для выработки политических управленчес­ких решений. Современное политическое и государственное управление, поиск путей выхода из политического конфликта, проведение избирательной кампании не могут быть эффектив­ными без проведения предварительной диагностики политичес­ких проблемных ситуаций.

Третьей важной функцией политологии является аналитико - просветительская. Политология включает в себя, помимо добываемых знаний, комплекс аналитических процедур, т.е. методов и методик, с помощью которых она познает объек­тивный мир политики и деятельность людей в этом мире. По­литология, постоянно совершенствуя свой методологический инструментарий, делает его достоянием многих людей, в том числе не занимающихся профессионально научной деятельностью. Благодаря этому политология знакомит множество лю­дей с научными методами познания и интерпретации полити­ки, учит их азам аналитического подхода к политическим процессам, что способствует выработке рационалистически-критического отношения членов общества к происходящим на политической арене событиям.

Наука должна помогать людям не только видеть и понимать настоящее, но и обладать прогностическим потенциалом.

Прог­ностическая функцияполитологии состоит в возможности по­литической науки конструировать гипотетические модели раз­вития наблюдаемых в настоящее время тенденций, делать обоснованные предположения по поводу возможных вариан­тов развития политических событий, предвосхищать возмож­ные последствия принимаемых управленческих решений.

 

 

политической аналитики и прогностики

 

Современное общество все чаще называют информаци­онным, поскольку именно информационные технологии начинают играть определяющую роль во всех сферах обще­ственной жизни, и особенно в политике. Американский со­циолог Элвин Тоффлер пророчески предсказывал, что новая информационная волна принесет с собой «соб­ственные представления о мире, со своими собственными способами использования времени, пространства, логики, причинности». И вот, наконец, это время наступило: информационная волна вплотную подступила к политическому берегу.

Начало информационной эры ознаменова­лось существенными изменениями в политической жизни общества, которые носят ярко выраженный посткласси­ческий характер. Прежде всего, следует отметить, что информационная революция радикальным образом изменила технологический базис политики. По данным современных исследований, совершенствование информационных тех­нологий происходит в три - шесть раз быстрее, чем в сфе­ре технологий использования энергии, при этом прогресс в информационной сфере постоянно ускоряется ввиду безграничности спроса на новые технологические разра­ботки.

Только за последние 15 лет объем памяти стандарт­ного компьютерного диска увеличился более чем в 250 раз, а быстродействие персональных компьютеров возросло в 1200 раз. Все это позволяет сделать вывод о том, что информационная революция создает не только новый тех­нологический уклад, но и новую социальную реальность, которую призваны осмыслить политики.

Колоссальные сдвиги происходят в сфере занятости: в развитых странах мира информационные отрасли поглощают уже более 60% рабочей силы. Стремительно развивается информационный сектор экономики, включающий в себя передовые отрасли материального производства, обеспечивающие технологи­ческий прогресс: сферу услуг, коммуникации и связи; производство информационных технологий и программного обеспечения, а также различные области образования.

Все это привело к бурному развитию политических коммуника­ций: печать, телевидение, радио, Интернет стали использо­вать новые информационные технологии, что значительно усилило эффективность связей с общественностью и сде­лало политический пиар (PR - public relations – «публичные отношения» или «связь с общественностью») важным инструментом современ­ного политического управления.

Революционные изменения в сфере политических коммуникаций заставляют ученых во многом переосмыслить роль и значение политики в современном обществе. Напомним, что в классической картине мира «политика охватывает все виды деятельности по самостоятельному ру­ководству» (М. Вебер). Речь идет о внешней и внутренней политике государств, валютной политике банков, политике профсоюзов, культурной, бюджетной политике и политике корпораций. При этом особое значение имеет узкоспециаль­ный смысл рассматриваемого понятия - его имеют в виду, когда говорят о сфере политической власти.

Сама этимоло­гия слова «политика» обращена к властной сфере: греческое слово politike означает искусство управления государством, государственные и общественные дела. Именно поэтому немецкий социолог, экономист и историк культуры Макс Вебер определял политику как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распреде­ление власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе за­ключает».

Другими словами, в классической картине мира поли­тика - это особая форма человеческой практики, в рамках которой люди решают свои жизненные проблемы с помо­щью механизмов политической власти.

С развитием ин­формационной революции формы политической практики чрезвычайно расширились, впервые охватив виртуальное пространство. Формирование сетевых информационных структур заставило по-новому посмотреть на проблему ор­ганизации политической власти в обществе. Если классиче­ская политология была основана на изучении политических институтов и процессов, то постклассическая политическая наука поставила вопрос о трансляции политических симво­лов в виртуальное пространство.

В современном информа­ционном обществе политическая борьба все чаще развора­чивается в информационном поле-именно здесь передовой край политики, поэтому особое значение сегодня принад­лежит духовным, цивилизационным и культурным фак­торам, роль и значение которых усиливаются с развитием современной информационной революции.

Новые реалии информационного общества поставили перед политиками новую нетрадиционную задачу: проанализировать роль ин­формационных воздействий на решение проблемы завоевания и удержания политической власти. Дело в том, что информационные воздействия способны изменить глав­ный политический потенциал общества - национальный менталитет, культуру и моральное состояние людей. Как справедливо отмечают ведущие эксперты России, се­годня уже существует еще не оцененная нами и ставшая реальностью глобальная угроза формирования не нами на­шего образа мышления и даже национальной психологии.

Каналы коммуникацийвсего мира становятся виртуальной силовой ареной политической борьбы - на первый взгляд невидимой и бескровной, но в действительности жестокой и беспощадной.

Новая информационная парадигма политики означает, что в XXI в. судьба политической власти во многом зави­сит от того, кто обладает информационным превосходст­вом в виртуальном пространстве.

Само политическое про­странство в информационном обществе - понятие, прежде всего информационное: тот, кто контролирует источники информации на данном политическом пространстве, тот контролирует и само политическое пространство.

Наряду с этим, информационная революция оказывает решающее влияние на политическое время:ход политиче­ских «часов истории» под влиянием разнонаправленных сетевых информационных потоков мгновенно утратил мо­нотонное, линейное течение. Политическое время приобре­ло бифуркационный, кризисный, стохастический характер.

Информационные сетевые потоки обладают во временном измерении всеми качествами «черной дыры»: время здесь максимально ускоряется, оно движется со скоростью света, и информация может мгновенно передаваться одновремен­но в разные точки пространства. Это позволяет говорить об «исчезновении» времени - в его классическом пони­мании - в сетевых потоках, что в сфере политики приоб­ретает особое значение.

В виртуальном политическом про­странстве «распадается связь времен»: прошлое утрачивает свое значение, настоящее политическое время приобретает гипертрофированное значение, тем самым будущее полити­ческое время попадает в непосредственную зависимость от настоящего.

Виртуальное политическое время погружает современ­ного человека в мозаичный мир политического спектакля сегодняшнего дня, где он попадает под гипнотическое влия­ние раздутых политических сенсаций. И чем более простые ответы подсказывает диктор за кадром, комментируя со­бытия, тем охотнее ему верят.

Виртуальное политическое время - это время непрекращающегося монологического потока информации, где нагнетаемое ощущение срочности сообщений, ежедневные и даже ежечасные их обновления лишают информационное поле какой-то определенной структуры. Человек не имеет времени, чтобы осмыслить и понять сообщения: они вытесняются все новыми и новы­ми фактами.

При этом особое значение имеет совершенно новый для политической истории факт коммерциализации политического времени: в виртуальном политическом мире время можно достаточно свободно купить, если заплатить значительную сумму за эфир или приобрести целый ин­формационный канал. Политическое время стало товаром, который приносит немалый доход, но коммерциализация политического времени наносит моральный урон совре­менному обществу, которое вынуждено мириться с тем, что сегодня политические ценности формируются виртуальны­ми политтехнологами.

Любая политическая информация о настоящем в виртуальном пространстве может стать точ­кой бифуркации (раздвоения) или кризиса, способной по­влиять на выбор альтернативных политических сценариев будущего политического развития. В руках виртуальных политтехнологов настоящее политическое время становит­ся рычагом мощного влияния на «политическое завтра», с помощью искусственного раздувания и даже произволь­ного конструирования настоящих политических событий.

Сегодня большинство людей знает о политических лидерах и государственных деятелях только то, что показывают по телевидению в программах новостных передач. При этом особое значение для понимания и предвидения политиче­ской поведения масс имеет именно то, что в телевизионной культуре считается правдой, а не реальная правда полити­чески жизни.

Так средства массовой информации с помо­щью виртуального политического времени способны фаб­риковать политическую историю, влиять на национальную культуру и тем самым - на политическое будущее. Таким образом, роль случайной политической информации в вир­туальном политическом времени возрастает до непропор­ционально больших размеров и может оказать решающее влияние на настоящее и будущее.

Надо ли говорить какую огромную опасность таит в себе виртуальное политическое время, если оно оказыва­ется в руках недобросовестных соискателей политической власти. Именно поэтому роль и значение нравственных императивов в эпоху информационного общества необык­новенно возрастает. В виртуальном политическом простран­стве должны действовать определенные этические правила, которые позволят обществу контролировать правдивость и нравственность сведений, поступающих с информацион­ных каналов. К сожалению, сегодня виртуальное политиче­ское время часто становится объектом неконтролируемых политических манипуляций, и это наносит серьезный урон общественному сознанию.

Сегодня мы вступаем в новую эру, когда виртуальное политическое время настолько подчинило себе время реальное, что мы приблизились к созданию чистоинформационной структуры политических взаимодействий. Постепенно информация становится основным компонентом нашей политической организации, а потоки виртуальных образов составляют основную нить политической структуры общества.

Между тем политические законы, вся система национального и ме­ждународного права по-прежнему продолжают регламенти­ровать только сферу реального политического пространства и времени, не замечая виртуального измерения современ­ного мира политики. Человечеству пора посмотреть на свое отражение в виртуальном политическом зеркале и ощутить космический пульс виртуального политического времени.

Следует подчеркнуть, что ведущая роль политики в ре­шении проблем современного общества не раз подчеркива­лась в работах крупнейших мыслителей нашего времени. В частности, французский философ, социолог и политолог Раймон Арон утверждал, что примат поли­тики над другими видами человеческой практики, в том числе и над экономикой, объясняется тем, что политика непосредственно затрагивает сам смысл человеческого существования. Дело в том, что общественная жизньопре­деляется, прежде всего, системой сложившихся отношений между людьми. Именно механизмы исполнения власти в обществе, способы назначения и избрания лидеров, от­дающих приказы и распоряжения, больше любой другой сферы влияют на характер общественных отношений.

Из­вестно, что все основные различия современных обществ обусловлены в первую очередь структурами государствен­ной власти. Это позволило Арону сделать важный вывод о том, что в современных условиях все происходит так, будто воз­можные конкретные варианты постиндустриального обще­ства определяет именно политика.

Английский политолог и социолог Карл Поппер в своей работе «Открытое общество и его враги» (1945) обосновал фундаментальный характер современной политологии как науки о политической власти. Он обратил внимание на то, что именно политика в современном мире контролирует экономическую мощь, все социальные, куль­турные и военные программы. «Политическая власть и при­сущие ей способы контроля, - подчеркивает Поппер, - это самое главное в жизни общества». Именно политические программы способны защитить экономически слабых чле­нов общества, ограничить эксплуатацию, снизить рост без­работицы, поддержать национальную культуру, защитить экологию.

Таким образом, политика сегодня имеет ключевое значе­ние в решении основных проблем человеческого существо­вания, и именно поэтому так важно определить, какой на­учный смысл вкладывается в это понятие. В современной политической науке политика интерпретируется в институциональном, нормативном и процессуальном измерениях.

Институциональное измерение политикиопределяет­ся основными политическими институтами: конституцией, системой разделения властей, правовым порядком, избира­тельной и партийной системами.

Нормативное,или содержательное измерение по­литикизависит от её целей и задач. В современном, демо­кратическом обществе в условиях политического плюра­лизма различные политические партии часто преследуют противоположные цели, что делает политику достаточно конфликтной, противоречивой и многогранной в норма­тивном плане.

Процессуальное измерение политикихарактеризует её как перманентный процесс, направленный на реализацию интересов различных общественных групп с помощью фор­мальных и неформальных процедур (митинги, собрания, демонстрации, политические выборы и т.п.).

В условиях демократии современные политические акторы действуют под углом зрения негарантированного и непредопределенного выбора, что делает политический процесс достаточно непредсказуемым. В этом смысле поли­тику часто сравнивают с игрой, важнейшими характеристи­ками которой выступают нелинейность, случайность, не­определенность, стохастичность.

Вероятностный характер политических процессов, высокая доля рисков и непредви­денных обстоятельств, неполнота информации, невозмож­ность держать под контролем все слагаемые политических действий и неопределенность конечного результата - вот что наиболее ярко характеризует современную посттради­ционную политику как вид человеческой практики. Имен­но поэтому одного только научного обоснования политиче­ского курса совершенно недостаточно для обеспечения его эффективной реализации на практике.

«Политика есть искусство возможного», - заметил не­когда Бисмарк, и эта фраза сразу же стала крылатой. Дей­ствительно, то, что не в силах сделать наука, компенсирует в политике искусство возможного: искусство политического компромисса, искусство маневра, искусство толерантности (терпимости). Практическому политику необходимы - тон­кая интуиция и высокое мастерство, чтобы претворить за­думанный политический курс в жизнь. Все это позволило известному французскому политологу Морису Дюверже назвать политику «двуликим Янусом» - в ней неразрывно слились такие противоположные начала, как пламя борьбы и лед холодного расчета, свобода творче­ства и жесткий реализм необходимости, прозрачный ра­ционализм аналитики и мистическая иррациональность интуиции. Но именно эта борьба противоположных начал и делает политику необыкновенно увлекательной сферой человеческой практики.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что включает в себя «мир политики»?

2. Что отличает политику от других сфер общественной жизни?

3. На каких уровнях осуществляется политика?

4. Назовите основные функции политики.

5. Каковы объект и предмет политологии?

6. Назовите классические парадигмы политической науки.

7. Какие методологические подходы в исследовании политической

реальности вы знаете?

8. Назовите основные функции политологии.

9. В чем суть новой информационной парадигмы политики?

10. Какова роль информации в современном мире политики?

Литература:

 

Основная литература

Василенко И.А. Политология: учебник для бакалавров / И.А.Василенко – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт. 2012. – 421 с. – Серия: Бакалавр. ISBN 978-5-9916-1593-8 (Издательство Юрайт), ISBN 978-5-9692-1281-1 (ИД Юрайт).

Гаджиев, К. С. Политология [текст]: учебник / К. С. Гаджиев. М.: Высшее образование, 2008.

Козырев Г.И. Политология: учебное пособие.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011.- 368 с. – (Высшее образование). ISBN 978-5-8199-0375-9 (ИД «ФОРУМ»), ISBN 978-5-16-003442-3 (ИНФРА-М).

Мухаев, Р. Т. Политология: Учебник для вузов [текст] - М.: ТЕРРА, 2005.

Политология [текст] Учебник / Под ред. В.А.Ачкасова, В.А.Гуторова. – М.: Юрайт-Издат, 2006.

Политология: учебник для студентов вузов [текст] / Под ред. В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.

Хейвуд . Э. Р. Политология [текст] Пер. с англ.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Дополнительная литература

Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчи­вость. М., 1996.

Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная поли­тология сегодня. Мировой обзор. М., Изд-во «Весь мир»,2002.

Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис, 1992. №4.

Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., Прогресс,1996.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., Прогресс,1993.

Бешлер Ж. Демократия. Аналитический очерк. М., Феникс,1994.

Бердяев Н. Судьба России. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

Бердяев Н. Философия неравенства.- М.: ИМА-Пресс,1990.

Блондель Ж. Политическое лидерство. — М., Феникс, 1992

Баталов Э.Я. Советская политическая культура: (К исследованию распадающейся парадигмы) // Общественные науки и современность. 1994. №6.

Вебер М. Политика как призвание и профессия. // Вебер М. Избр. произв. – М.: …1990.

Винецкий А.Э. Лоббизм в современном мире.- М.: ТЕИС, 2004.

Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992. № 2.

Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997.

Голосов Г.В. Партийные системы России и стран Восточной Европы: генезис, структуры, динамика.- М.: Юрайт-Издат, 1999.

Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая ком­муникация. М., 1999.

Даль Р. О демократии. М., 1999.

Даль Р. Введение в теорию демократии. М., 1992

Демократия и авторитаризм в третьем мире в конце XX века. М.,1995

Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998.

Джарол Б. Мангейм, Ричард К. Рич. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. – М.: Изд-во «Весь Мир», 1997.

Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. М., ИМА-Пресс,1994.

Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения.// МэиМО.1997.№1.

Дюверже М. Политические партии.- М.: Изд-во «Весь мир»,2000.

Жеребкин М.В. Политический процесс: типология и режимы функционирования.- М.: Человек, Карьера,1999.

Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология мировой политической мысли / Отв. ред. Т.А. Алексеева. М., 1997. Т. 3.

Кулик А. Политические партии постсоветской России. // МэиМО.1998.№12.

Ла­пина Н.В. Формирование современной российской элиты (пробле­мы переходного периода). М., ЮНИТИ, 1995

Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций. М., 2002.

Оганесян, А.А., Политология – курс лекций. М.: ПРИОР,2001.

Панарин А.С. Политология: Учебник.- М.: Проспект,1997.

Парсонс Т. Система современных обществ, М., 1998.

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А.Василика. – М.: Юрист, 1999.

Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2-х т. – М.: … 1992, т.2.

Пушкарева Г.В. Политология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт - Издат, 2002.

Сидельникова, Т.Т., Политология . М.:ВЛАДОС,1999.

Сморгунов Л. Сравнительная политология: теория и методология измерения демократии. СПб., 1999.

Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии.- М.: Аспект Пресс, 2004.

Тоффлер Э. Третья волна. – М.: …2002.

Фоменко, С.А., Политология. М.: ТЕИС, 2000.

Чилкот Р. X. Теории сравнительной политологии. В поисках пара­дигмы. М., 2001.

Шаран П. Сравнительная политология. Ч. 1. М., 1992.