Новая информационная парадигма политики, возрастание роли
Знания
Методы и направления развития экспертного политического
Наука - это особый способ познания и объяснения человеком объективного мира.
Объяснение всегда осуществляется путем создания логических конструкций - теорий, а для познания вырабатываются специальные процедуры - методы, помогающие увидеть, собрать, обобщить необходимый материал.
Метод - это способ познания объекта, в науке он выполняет роль проводника: ведет исследователя по различным «закоулкам» изучаемого объекта, позволяет увидеть недоступное непосредственному наблюдению.
В современной политологии определились следующие направления в исследовании природы и сущности политической жизни:
1) социологическое направление, опирающееся на теоретико - методологическое осмысление природы и сущности политики, политических явлений и процессов;
2) нормативно-институциональное направление, в рамках которого проводится анализ политических, конституционных норм и институтов, партийных и избирательных систем, их сравнительный анализ;
3) эмпирико-аналитическое направление, основывающееся на анализе данных наблюдения и эксперимента, результатов конкретно-социологических исследований.
На практике сложились несколько методологических подходов в исследованиях политической реальности, среди которых основными считаются следующие.
Структурализм. В основе этого методологического подхода лежит убеждение, что в обществе и в политике есть устойчивые социальные и политические образования - структуры. Это могут быть институты, нормы, группы, общности, статусы, роли - иными словами, все то, что существует помимо воли и сознания отдельных людей. Устойчивость структур позволяет вычленять их из политической реальности, изучать каждую в отдельности.
Такой методологический прием широко используется, например, при анализе политических институтов, когда каждый из них рассматривается как некая самостоятельная целостность. Поведение конкретных людей в рамках структурализма обычно не принимается во внимание, так как считается, что индивид действует, прежде всего, подчиняясь требованиям той или иной структуры.
Функционализм. В отличие от структуралистского подхода этот подход акцентирует внимание на выявлении факторов взаимозависимости политических институтов, организаций и других элементов политической реальности. Функциярассматривается как объективное требование, предъявляемое целым к своим частям, как возникающая между ними позитивная связь, зависимость.
В рамках классического функционализма появление какого-либо политического института объясняется вызреванием в обществе, в политической системе соответствующих потребностей. А логика анализа сводится к выявлению функций, выполняемых теми или иными политическими структурами. Речь может, к примеру, идти о функциях государства, функциях партий, функциях политической культуры и т.д.
Бихевиоризм. Методологический подход, основанный американским психологом Б.Ф. Скиннером. В основе этого подхода лежит предположение, что поведение человекаесть реакция на различные раздражители, стимулы. В поздних версиях бихевиористский подход обрел более сложную форму, реакция человека на стимулы стала рассматриваться как сложный, опосредованный сознанием, процесс, что, однако, не изменило сути этого метода.
В политологии с помощью этого подхода обычно описывают изменения в политическом поведении людей, связывая их с изменениями условий жизни, принятием политических решений и т.д. В рамках данного подхода используются различные теории, объясняющие поведение человека в различных ситуациях, в частности:
• теории рационального выбора. В основе этой методологической схемы лежит мнение о существовании универсального стремления человека к получению максимального вознаграждения минимальной ценой - «закон выгоды».
Рациональность человека проявляется в его способности выбирать из различных вариантов поведения тот, который в наибольшей степени отвечает его интересам и позволяет достичь поставленной цели. Человек вступает во взаимодействие, надеясь получить что-то взамен: материальное вознаграждение, личную безопасность, любовь, статус и т.д.
В политологии этот подход часто используется для описания отношений власти, когда подчинение объясняется - как стремление человека получить в обмен какие-либо ресурсы (эмоциональные, материальные и т.д.), для объяснения электорального выбора, когда предполагается, что человек отдает голос тому кандидату, программа которого в наибольшей степени отвечает его интересам и т.п.;
• психодинамические теории личности. Как и теории рационального выбора, они объясняют поведение внутренними факторами, но источник активности описывается как сложный, далеко не всегда осознаваемый, иррациональный процесс. Психодинамические теории разнообразны, но они нацеливают политолога на познание или, по крайней мере, на принятие во внимание сложных внутренних процессов, которые переживает человек, вовлекаемый в политические взаимодействия;
• когнитивные теории. Указывают, что причины поведения нужно искать в тех ментальных процессах, с помощью которых человек познает и объясняет окружающий мир. Человек действует в зависимости от того, как он воспринимает, оценивает, интерпретирует ситуацию. Характер и формы политических действий определяются ранее сложившимися установками, стереотипами, а также процессами восприятия и обработки новой информации.
В политологии, как и в других социальных науках, используются различные методы, которые условно можно разделить на три группы: теоретические, эмпирические и общенаучные, логические.
Теоретические методы представляют собой сложные абстрактные конструкции политической реальности и политического поведения. Они предназначены для извлечения такого знания о политике, которое недоступно непосредственному наблюдению. Теоретические методы задают не только логику познания, но и формируют категориальный аппарат науки, среди них можно выделить следующие:
• системный анализ. Ориентирует исследователей на конструирование политики как открытой системы, взаимодействующей со своей окружающей средой, прежде всего с другими социальными сферами общества. Опираясь на общеметодологические принципы теории систем, кибернетики, ученые, использующие этот метод, исследуют каналы взаимовлияния политической системы и окружающей среды, механизмы адаптации политической системы, механизмы ее функционирования и развития.
• топологический метод. Название произошло от греческого topos - место, когда политика рассматривается в категориях политического пространства, или политического поля. Предполагается, что каждый человек обладает определенными ресурсами, капиталом, которые определяют его место в социальном и политическом пространстве. Люди, обладающие похожими, одинаковыми ресурсами (уровень образования, материальное положение, статус в политической иерархии и т.п.), занимают в социальном и политическом пространстве близкие позиции, они тяготеют друг к другу. В результате в обществе будут складываться группы, объективно отличающиеся друг от друга и занимающие в политическом пространстве более или менее выгодные позиции. Занимаемая в политическом пространстве позиция в силу своей объективности начнет влиять и на индивидуальное поведение человека, определять его образ жизни, стремления, политические предпочтения.
Этот метод используется при описании положения политической элиты в обществе, а также различных социальных и политических групп. Благодаря этому методу более ясной становится картина возникающих в обществе конфликтов, когда противостояние описывается - как стремление образовавшихся групп изменить свое положение в политическом пространстве.
Мы перечислили лишь часть теоретических методов, используемых в политологии. Каждый теоретический метод имеет свои достоинства и недостатки. К достижениям метода относятся создаваемые им возможности описать, объяснить, проанализировать тот или иной сегмент политической реальности. Но любой теоретический метод не обладает универсальными возможностями описания всего многообразия политической жизни.
Эмпирические методы,в отличие от теоретических ориентированы на получение непосредственного знания о политической жизни. Эмпирия (от греч. empeiria - опыт) - это очевидность, то, что наблюдаемо, поддается восприятию посредством чувств, это знание, лежащее как бы на поверхности, для извлечения которого не нужны сложные абстрактные конструкции, это реальные факты, конкретные действия людей, запечатленные в памяти и соответствующим образом описанные.
Любая наука в той или иной мере обращается к фактам. Они необходимы для подтверждения правильности какой-либо теоретической схемы. Огромную роль для развития политологического знания играет, например, история, которая по крупицам собирает знание о реальных политических событиях, реконструирует картины политических действий и взаимодействий. Однако политология не только использует эмпирические данные, полученные и описанные в рамках других наук, но и активно ведет собственные методологические разработки в этой области.
Политологи стремятся узнать об электоральных предпочтениях населения, о реальных намерениях политических лидеров, о ценностных ориентациях и политических установках различных социальных групп, об отношении масс к государственным управленческим решениям и об их реакции на политическую пропаганду. Для получения такого знания политологи используют следующие эмпирические методы:
• метод наблюдения. Он является систематизированным, направленным восприятием какого-либо явления, черты и свойства которого фиксируются наблюдателем. Например, наблюдение за ходом избирательной кампании, когда фиксируются все действия её участников. Метод наблюдения имеет много общего с нашим повседневным восприятием, когда мы следим за интересующими нас политическими событиями. Однако научное наблюдение, осуществляемое профессионалами по специально разработанным методикам, отличается широтой наблюдения, способностью улавливать более разнообразную гамму поступков действующих лиц на политической арене;
• опрос. Развитие этого метода в значительной мере повлияло на лицо современной политологии, которая в настоящее время предстает не только в виде теоретической дисциплины, объясняющей общие тенденции политической жизни, но и в виде науки, способной дать практическое знание о политических настроениях, ожиданиях, установках реальных людей.
Метод опроса в отличие от наблюдения позволяет (при правильно разработанной научной методике) узнать о процессах, происходящих в политическом сознании личности: о чем человек мечтает, какой тип государства считает наиболее целесообразным, каким лидерам отдает предпочтение. Эти процессы сознания могут до определенного времени никак не проявляться в политическом поведении людей, но подспудно готовить последних к каким-либо действиям. Опросы могут также дать информацию о поступках, событиях, которые оказались в силу различных причин за пределами научного наблюдения. Опросы проводятся в виде : а) интервью, когда исследователь «лицом к лицу» с исследуемым; б) в виде заочного опроса (анкеты), когда требуется получить большой массив информации;
• контент-анализ. Это систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация форм и содержания информационного источника - текста. Контент-анализ позволяет выявить, какая информация и в каком объеме содержится в предвыборных плакатах и программных заявлениях кандидата, отражают ли эти документы состояние общественного мнения, потребности и интересы масс. Контент-анализ особенно полезен в тех случаях, когда нет возможности провести анкетный опрос, но крайне необходима информация о приоритетных целях той или иной политической организации, государственного учреждения, политического лидера.
Эмпирические методы в политологии играют подчиненную роль по отношению к теоретическим методам, задающим общую направленность любого научного исследования, стремящегося не столько к поиску факта, сколько к его объяснению, к поиску зависимостей между фактами, выявлению тенденций развития. Можно, например, каждую неделю проводить опрос общественного мнения по поводу электоральных предпочтений населения, но собранный фактический материал не будет представлять собой серьезной научной ценности без выявления множества других факторов, влияющих на электоральный выбор. Исследование же этих факторов требует не просто овладения методикой опросов, а глубоких теоретических знаний в этой области.
Общенаучные, логические методы.Входе развития общего научного знания и, прежде всего, в рамках философской традиции сложились единые для всех наук методы познания и объяснения объективной реальности. Логические методы представляют собой универсальные правила, устанавливающие соответствующие процедуры для достижения рациональных выводов. К ним относятся следующие методы:
• определение и классификация. Они позволяют достичь договоренности относительно основных категорий науки и определенной их упорядоченности;
• сравнение. Обеспечивает сопоставление однопорядковых процессов, явлений и событий. Этот метод, в частности, лежит в основе сравнительной политологии, специализирующейся на соотнесении политических феноменов, функционирующих и развивающихся в различных странах и регионах;
• анализ и синтез. Это метод, позволяющий рассматривать внутреннюю композицию, строение сложных политических образований;
• индукция и дедукция. Методы, определяющие логику и последовательность мыслительных операций при переходе от частного к общему, и наоборот;
• моделирование. Метод, предполагающий построение абстрактных моделей, раскрывающих как внутреннее строение политического объекта, так и складывающиеся между его элементами зависимости. Моделирование получает большое распространение особенно в связи с внедрением в политологический анализ компьютерной техники, позволяющей проводить подсчет самых многообразных факторов, воздействующих на политический процесс;
• исторический анализ. Дает возможность рассматривать ретроспективу политического события или явления, определить характер происшедших изменений.
Логические методы упорядочивают процесс познания политики, делают его более организованным, убедительным. Но в рамках политологии они так же, как и эмпирические методы, играют подчиненную роль по отношению к теоретическим методам. Например, сравнительный анализ предполагает первоначальное абстрактное конструирование тех или иных политических объектов, выработку категориального аппарата, что достигается только путем применения определенного теоретического метода. Нельзя сравнивать политические культуры различных обществ, не зная, что стоит за этим понятием.
Итак, политология обладает своим методологическим инструментарием познания политической реальности и политического поведения. Ведущими являются теоретические методы, которые задают общую направленность политическим исследованиям, влияют на отбор фактов, на методики эмпирических исследований, лежат в основе логических обобщений.
1.5. Функции политологии
Во всех современных обществах в той или иной форме существует и развивается политическая наука. Это связано с тем, что политология выполняет ряд важных функций, которые можно определить как своеобразные императивы, требования, предъявляемые обществом к политической науке (для чего нужна обществу политическая наука, что она может дать обществу?).
Можно выделить теоретико-познавательную функциюполитологии. Ее смысл заключается в том, что данная научная дисциплина расширяет и углубляет знания людей о политически реальности, позволяет увидеть важные тенденции политического развития общества, вскрыть механизмы функционирования политической системы, факторы воспроизводства политической культуры и многие другие явления и процессы, которые невозможно познать и объяснить на уровне обыденного познания. Только политология с ее постоянно развивающейся методологией позволяет проникать в глубинные пласты политической реальности, объяснять людям сложную природу политических феноменов.
Другой функцией политологии является инструментально - практическая, суть которой заключается в том, что создаваемая и постоянно развивающаяся система политологических научных знаний может подсказывать людям эффективные способы достижения поставленных целей, обосновывать и предлагать рекомендации для выработки политических управленческих решений. Современное политическое и государственное управление, поиск путей выхода из политического конфликта, проведение избирательной кампании не могут быть эффективными без проведения предварительной диагностики политических проблемных ситуаций.
Третьей важной функцией политологии является аналитико - просветительская. Политология включает в себя, помимо добываемых знаний, комплекс аналитических процедур, т.е. методов и методик, с помощью которых она познает объективный мир политики и деятельность людей в этом мире. Политология, постоянно совершенствуя свой методологический инструментарий, делает его достоянием многих людей, в том числе не занимающихся профессионально научной деятельностью. Благодаря этому политология знакомит множество людей с научными методами познания и интерпретации политики, учит их азам аналитического подхода к политическим процессам, что способствует выработке рационалистически-критического отношения членов общества к происходящим на политической арене событиям.
Наука должна помогать людям не только видеть и понимать настоящее, но и обладать прогностическим потенциалом.
Прогностическая функцияполитологии состоит в возможности политической науки конструировать гипотетические модели развития наблюдаемых в настоящее время тенденций, делать обоснованные предположения по поводу возможных вариантов развития политических событий, предвосхищать возможные последствия принимаемых управленческих решений.
политической аналитики и прогностики
Современное общество все чаще называют информационным, поскольку именно информационные технологии начинают играть определяющую роль во всех сферах общественной жизни, и особенно в политике. Американский социолог Элвин Тоффлер пророчески предсказывал, что новая информационная волна принесет с собой «собственные представления о мире, со своими собственными способами использования времени, пространства, логики, причинности». И вот, наконец, это время наступило: информационная волна вплотную подступила к политическому берегу.
Начало информационной эры ознаменовалось существенными изменениями в политической жизни общества, которые носят ярко выраженный постклассический характер. Прежде всего, следует отметить, что информационная революция радикальным образом изменила технологический базис политики. По данным современных исследований, совершенствование информационных технологий происходит в три - шесть раз быстрее, чем в сфере технологий использования энергии, при этом прогресс в информационной сфере постоянно ускоряется ввиду безграничности спроса на новые технологические разработки.
Только за последние 15 лет объем памяти стандартного компьютерного диска увеличился более чем в 250 раз, а быстродействие персональных компьютеров возросло в 1200 раз. Все это позволяет сделать вывод о том, что информационная революция создает не только новый технологический уклад, но и новую социальную реальность, которую призваны осмыслить политики.
Колоссальные сдвиги происходят в сфере занятости: в развитых странах мира информационные отрасли поглощают уже более 60% рабочей силы. Стремительно развивается информационный сектор экономики, включающий в себя передовые отрасли материального производства, обеспечивающие технологический прогресс: сферу услуг, коммуникации и связи; производство информационных технологий и программного обеспечения, а также различные области образования.
Все это привело к бурному развитию политических коммуникаций: печать, телевидение, радио, Интернет стали использовать новые информационные технологии, что значительно усилило эффективность связей с общественностью и сделало политический пиар (PR - public relations – «публичные отношения» или «связь с общественностью») важным инструментом современного политического управления.
Революционные изменения в сфере политических коммуникаций заставляют ученых во многом переосмыслить роль и значение политики в современном обществе. Напомним, что в классической картине мира «политика охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству» (М. Вебер). Речь идет о внешней и внутренней политике государств, валютной политике банков, политике профсоюзов, культурной, бюджетной политике и политике корпораций. При этом особое значение имеет узкоспециальный смысл рассматриваемого понятия - его имеют в виду, когда говорят о сфере политической власти.
Сама этимология слова «политика» обращена к властной сфере: греческое слово politike означает искусство управления государством, государственные и общественные дела. Именно поэтому немецкий социолог, экономист и историк культуры Макс Вебер определял политику как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».
Другими словами, в классической картине мира политика - это особая форма человеческой практики, в рамках которой люди решают свои жизненные проблемы с помощью механизмов политической власти.
С развитием информационной революции формы политической практики чрезвычайно расширились, впервые охватив виртуальное пространство. Формирование сетевых информационных структур заставило по-новому посмотреть на проблему организации политической власти в обществе. Если классическая политология была основана на изучении политических институтов и процессов, то постклассическая политическая наука поставила вопрос о трансляции политических символов в виртуальное пространство.
В современном информационном обществе политическая борьба все чаще разворачивается в информационном поле-именно здесь передовой край политики, поэтому особое значение сегодня принадлежит духовным, цивилизационным и культурным факторам, роль и значение которых усиливаются с развитием современной информационной революции.
Новые реалии информационного общества поставили перед политиками новую нетрадиционную задачу: проанализировать роль информационных воздействий на решение проблемы завоевания и удержания политической власти. Дело в том, что информационные воздействия способны изменить главный политический потенциал общества - национальный менталитет, культуру и моральное состояние людей. Как справедливо отмечают ведущие эксперты России, сегодня уже существует еще не оцененная нами и ставшая реальностью глобальная угроза формирования не нами нашего образа мышления и даже национальной психологии.
Каналы коммуникацийвсего мира становятся виртуальной силовой ареной политической борьбы - на первый взгляд невидимой и бескровной, но в действительности жестокой и беспощадной.
Новая информационная парадигма политики означает, что в XXI в. судьба политической власти во многом зависит от того, кто обладает информационным превосходством в виртуальном пространстве.
Само политическое пространство в информационном обществе - понятие, прежде всего информационное: тот, кто контролирует источники информации на данном политическом пространстве, тот контролирует и само политическое пространство.
Наряду с этим, информационная революция оказывает решающее влияние на политическое время:ход политических «часов истории» под влиянием разнонаправленных сетевых информационных потоков мгновенно утратил монотонное, линейное течение. Политическое время приобрело бифуркационный, кризисный, стохастический характер.
Информационные сетевые потоки обладают во временном измерении всеми качествами «черной дыры»: время здесь максимально ускоряется, оно движется со скоростью света, и информация может мгновенно передаваться одновременно в разные точки пространства. Это позволяет говорить об «исчезновении» времени - в его классическом понимании - в сетевых потоках, что в сфере политики приобретает особое значение.
В виртуальном политическом пространстве «распадается связь времен»: прошлое утрачивает свое значение, настоящее политическое время приобретает гипертрофированное значение, тем самым будущее политическое время попадает в непосредственную зависимость от настоящего.
Виртуальное политическое время погружает современного человека в мозаичный мир политического спектакля сегодняшнего дня, где он попадает под гипнотическое влияние раздутых политических сенсаций. И чем более простые ответы подсказывает диктор за кадром, комментируя события, тем охотнее ему верят.
Виртуальное политическое время - это время непрекращающегося монологического потока информации, где нагнетаемое ощущение срочности сообщений, ежедневные и даже ежечасные их обновления лишают информационное поле какой-то определенной структуры. Человек не имеет времени, чтобы осмыслить и понять сообщения: они вытесняются все новыми и новыми фактами.
При этом особое значение имеет совершенно новый для политической истории факт коммерциализации политического времени: в виртуальном политическом мире время можно достаточно свободно купить, если заплатить значительную сумму за эфир или приобрести целый информационный канал. Политическое время стало товаром, который приносит немалый доход, но коммерциализация политического времени наносит моральный урон современному обществу, которое вынуждено мириться с тем, что сегодня политические ценности формируются виртуальными политтехнологами.
Любая политическая информация о настоящем в виртуальном пространстве может стать точкой бифуркации (раздвоения) или кризиса, способной повлиять на выбор альтернативных политических сценариев будущего политического развития. В руках виртуальных политтехнологов настоящее политическое время становится рычагом мощного влияния на «политическое завтра», с помощью искусственного раздувания и даже произвольного конструирования настоящих политических событий.
Сегодня большинство людей знает о политических лидерах и государственных деятелях только то, что показывают по телевидению в программах новостных передач. При этом особое значение для понимания и предвидения политической поведения масс имеет именно то, что в телевизионной культуре считается правдой, а не реальная правда политически жизни.
Так средства массовой информации с помощью виртуального политического времени способны фабриковать политическую историю, влиять на национальную культуру и тем самым - на политическое будущее. Таким образом, роль случайной политической информации в виртуальном политическом времени возрастает до непропорционально больших размеров и может оказать решающее влияние на настоящее и будущее.
Надо ли говорить какую огромную опасность таит в себе виртуальное политическое время, если оно оказывается в руках недобросовестных соискателей политической власти. Именно поэтому роль и значение нравственных императивов в эпоху информационного общества необыкновенно возрастает. В виртуальном политическом пространстве должны действовать определенные этические правила, которые позволят обществу контролировать правдивость и нравственность сведений, поступающих с информационных каналов. К сожалению, сегодня виртуальное политическое время часто становится объектом неконтролируемых политических манипуляций, и это наносит серьезный урон общественному сознанию.
Сегодня мы вступаем в новую эру, когда виртуальное политическое время настолько подчинило себе время реальное, что мы приблизились к созданию чистоинформационной структуры политических взаимодействий. Постепенно информация становится основным компонентом нашей политической организации, а потоки виртуальных образов составляют основную нить политической структуры общества.
Между тем политические законы, вся система национального и международного права по-прежнему продолжают регламентировать только сферу реального политического пространства и времени, не замечая виртуального измерения современного мира политики. Человечеству пора посмотреть на свое отражение в виртуальном политическом зеркале и ощутить космический пульс виртуального политического времени.
Следует подчеркнуть, что ведущая роль политики в решении проблем современного общества не раз подчеркивалась в работах крупнейших мыслителей нашего времени. В частности, французский философ, социолог и политолог Раймон Арон утверждал, что примат политики над другими видами человеческой практики, в том числе и над экономикой, объясняется тем, что политика непосредственно затрагивает сам смысл человеческого существования. Дело в том, что общественная жизньопределяется, прежде всего, системой сложившихся отношений между людьми. Именно механизмы исполнения власти в обществе, способы назначения и избрания лидеров, отдающих приказы и распоряжения, больше любой другой сферы влияют на характер общественных отношений.
Известно, что все основные различия современных обществ обусловлены в первую очередь структурами государственной власти. Это позволило Арону сделать важный вывод о том, что в современных условиях все происходит так, будто возможные конкретные варианты постиндустриального общества определяет именно политика.
Английский политолог и социолог Карл Поппер в своей работе «Открытое общество и его враги» (1945) обосновал фундаментальный характер современной политологии как науки о политической власти. Он обратил внимание на то, что именно политика в современном мире контролирует экономическую мощь, все социальные, культурные и военные программы. «Политическая власть и присущие ей способы контроля, - подчеркивает Поппер, - это самое главное в жизни общества». Именно политические программы способны защитить экономически слабых членов общества, ограничить эксплуатацию, снизить рост безработицы, поддержать национальную культуру, защитить экологию.
Таким образом, политика сегодня имеет ключевое значение в решении основных проблем человеческого существования, и именно поэтому так важно определить, какой научный смысл вкладывается в это понятие. В современной политической науке политика интерпретируется в институциональном, нормативном и процессуальном измерениях.
►Институциональное измерение политикиопределяется основными политическими институтами: конституцией, системой разделения властей, правовым порядком, избирательной и партийной системами.
►Нормативное,или содержательное измерение политикизависит от её целей и задач. В современном, демократическом обществе в условиях политического плюрализма различные политические партии часто преследуют противоположные цели, что делает политику достаточно конфликтной, противоречивой и многогранной в нормативном плане.
►Процессуальное измерение политикихарактеризует её как перманентный процесс, направленный на реализацию интересов различных общественных групп с помощью формальных и неформальных процедур (митинги, собрания, демонстрации, политические выборы и т.п.).
В условиях демократии современные политические акторы действуют под углом зрения негарантированного и непредопределенного выбора, что делает политический процесс достаточно непредсказуемым. В этом смысле политику часто сравнивают с игрой, важнейшими характеристиками которой выступают нелинейность, случайность, неопределенность, стохастичность.
Вероятностный характер политических процессов, высокая доля рисков и непредвиденных обстоятельств, неполнота информации, невозможность держать под контролем все слагаемые политических действий и неопределенность конечного результата - вот что наиболее ярко характеризует современную посттрадиционную политику как вид человеческой практики. Именно поэтому одного только научного обоснования политического курса совершенно недостаточно для обеспечения его эффективной реализации на практике.
«Политика есть искусство возможного», - заметил некогда Бисмарк, и эта фраза сразу же стала крылатой. Действительно, то, что не в силах сделать наука, компенсирует в политике искусство возможного: искусство политического компромисса, искусство маневра, искусство толерантности (терпимости). Практическому политику необходимы - тонкая интуиция и высокое мастерство, чтобы претворить задуманный политический курс в жизнь. Все это позволило известному французскому политологу Морису Дюверже назвать политику «двуликим Янусом» - в ней неразрывно слились такие противоположные начала, как пламя борьбы и лед холодного расчета, свобода творчества и жесткий реализм необходимости, прозрачный рационализм аналитики и мистическая иррациональность интуиции. Но именно эта борьба противоположных начал и делает политику необыкновенно увлекательной сферой человеческой практики.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что включает в себя «мир политики»?
2. Что отличает политику от других сфер общественной жизни?
3. На каких уровнях осуществляется политика?
4. Назовите основные функции политики.
5. Каковы объект и предмет политологии?
6. Назовите классические парадигмы политической науки.
7. Какие методологические подходы в исследовании политической
реальности вы знаете?
8. Назовите основные функции политологии.
9. В чем суть новой информационной парадигмы политики?
10. Какова роль информации в современном мире политики?
Литература:
Основная литература
Василенко И.А. Политология: учебник для бакалавров / И.А.Василенко – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт. 2012. – 421 с. – Серия: Бакалавр. ISBN 978-5-9916-1593-8 (Издательство Юрайт), ISBN 978-5-9692-1281-1 (ИД Юрайт).
Гаджиев, К. С. Политология [текст]: учебник / К. С. Гаджиев. М.: Высшее образование, 2008.
Козырев Г.И. Политология: учебное пособие.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011.- 368 с. – (Высшее образование). ISBN 978-5-8199-0375-9 (ИД «ФОРУМ»), ISBN 978-5-16-003442-3 (ИНФРА-М).
Мухаев, Р. Т. Политология: Учебник для вузов [текст] - М.: ТЕРРА, 2005.
Политология [текст] Учебник / Под ред. В.А.Ачкасова, В.А.Гуторова. – М.: Юрайт-Издат, 2006.
Политология: учебник для студентов вузов [текст] / Под ред. В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.
Хейвуд . Э. Р. Политология [текст] Пер. с англ.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Дополнительная литература
Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996.
Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. М., Изд-во «Весь мир»,2002.
Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис, 1992. №4.
Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., Прогресс,1996.
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., Прогресс,1993.
Бешлер Ж. Демократия. Аналитический очерк. М., Феникс,1994.
Бердяев Н. Судьба России. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
Бердяев Н. Философия неравенства.- М.: ИМА-Пресс,1990.
Блондель Ж. Политическое лидерство. — М., Феникс, 1992
Баталов Э.Я. Советская политическая культура: (К исследованию распадающейся парадигмы) // Общественные науки и современность. 1994. №6.
Вебер М. Политика как призвание и профессия. // Вебер М. Избр. произв. – М.: …1990.
Винецкий А.Э. Лоббизм в современном мире.- М.: ТЕИС, 2004.
Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992. № 2.
Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997.
Голосов Г.В. Партийные системы России и стран Восточной Европы: генезис, структуры, динамика.- М.: Юрайт-Издат, 1999.
Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М., 1999.
Даль Р. О демократии. М., 1999.
Даль Р. Введение в теорию демократии. М., 1992
Демократия и авторитаризм в третьем мире в конце XX века. М.,1995
Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998.
Джарол Б. Мангейм, Ричард К. Рич. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. – М.: Изд-во «Весь Мир», 1997.
Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. М., ИМА-Пресс,1994.
Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения.// МэиМО.1997.№1.
Дюверже М. Политические партии.- М.: Изд-во «Весь мир»,2000.
Жеребкин М.В. Политический процесс: типология и режимы функционирования.- М.: Человек, Карьера,1999.
Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология мировой политической мысли / Отв. ред. Т.А. Алексеева. М., 1997. Т. 3.
Кулик А. Политические партии постсоветской России. // МэиМО.1998.№12.
Лапина Н.В. Формирование современной российской элиты (проблемы переходного периода). М., ЮНИТИ, 1995
Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций. М., 2002.
Оганесян, А.А., Политология – курс лекций. М.: ПРИОР,2001.
Панарин А.С. Политология: Учебник.- М.: Проспект,1997.
Парсонс Т. Система современных обществ, М., 1998.
Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А.Василика. – М.: Юрист, 1999.
Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2-х т. – М.: … 1992, т.2.
Пушкарева Г.В. Политология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт - Издат, 2002.
Сидельникова, Т.Т., Политология . М.:ВЛАДОС,1999.
Сморгунов Л. Сравнительная политология: теория и методология измерения демократии. СПб., 1999.
Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии.- М.: Аспект Пресс, 2004.
Тоффлер Э. Третья волна. – М.: …2002.
Фоменко, С.А., Политология. М.: ТЕИС, 2000.
Чилкот Р. X. Теории сравнительной политологии. В поисках парадигмы. М., 2001.
Шаран П. Сравнительная политология. Ч. 1. М., 1992.