Особенности и виды политических конфликтов

 

Специфика объекта и субъектов политических конфликтов придает им ряд характерных особенностей, отличающих данный вид межгрупповых конфликтов от всех других. По мнению авторов учебника по политологии под ред. В.Н. Лавриненко особенностями политических конфликтов являются: следующие:

(1)Преимущественно открытый характер, большая прояв­ленность столкновения интересов. Политика - это сфера разре­шенной обществом борьбы, способ ослабить социальное напря­жение разрядкой эмоций в политическом состязании. Отсюда - склонность к внешним эффектам, известная театральность по­литической жизни.

(2) Непременная публичность. Эта характеристика означает, во-первых, что политика нынче профессионализировалась и осуществляется особой группой лиц, не совпадающей с массой народа. А во-вторых, это значит, что любой конфликт в этой по-настоящему профессиональной среде предполагает апелля­цию к массам (непрофессионалам), активную мобилизацию их на поддержку той или иной стороны.

(3) Повышенная частота. Конфликтов в политической сфере сегодня много больше, чем в остальных. И не только потому, что конфликт есть как бы главный способ действия, образ мышления и манера поведения политиков. Но главным образом потому, что многие конфликты неполитической сферы жизни людей (которую принято называть гражданским обществом), не находя своего мирного разрешения, переливаются в сферу по­литическую, то есть требуют для урегулирования государствен­ного вмешательства. Так, любой трудовой конфликт в принципе является делом двух договаривающихся сторон и может быть разрешен их полюбовным соглашением. Но если такого согла­шения достичь не удается, острота конфликта нарастает, и каж­дая из сторон начинает апеллировать к государственным ин­станциям, пытаясь использовать их возможности себе на благо.

(4) Всеобщая значимость. Каким бы частным или локальным ни был политический конфликт, завершается он принятием решения на государственном уровне, а оно обязательно ля всех членов данного общества. Таким образом, чуть ли не любой по­литический конфликт поневоле затрагивает каждого из нас.

(5) «Господство - подчинение» как «осевой принцип». По­скольку политические конфликты разворачиваются в социаль­ном пространстве, где доминирующей осью является вертикаль государственной власти, их главной целью неизбежно становит­ся установление политического господства оказавшейся сильнее стороны. (Заметим при этом, что в политических науках термин «господство» не имеет негативно-ценностного оттенка. Это не эксплуатация или угнетение, это просто установление опреде­ленного порядка командования и подчинения.) Отсюда - ост­рота политических конфликтов, их частые «срывы» в крайние формы - путчи, мятежи, восстания.

(6) Возможность использования силовых ресурсов как средства разрешения конфликта. Из всех видов власти в обществе только государственная обладает правом легитимного применения силы. Поскольку государство как политический институт является не­пременным участником практически всех политических кон­фликтов, всегда существует большой соблазн в качестве послед­него аргумента использоватьсилу, причем на совершенно за­конных основаниях. Это делает политические конфликты по­тенциально более опасными и разрушительными по своим по­следствиям.

Г.В.Пушкарева отмечает несколько иные особенности политических конфликтов:

(1) специфические притязания сторон в сфере отношений политической власти;

(2) их неизбежная идеологизация;

(3) мобилизация их участниками значительных ресурсов;

(4) многообразие форм их протекания.

(1)В связи с различными притязаниями социальных групп в сфере отношений политической власти политические конфликты могут возникать по различным причинам.

Во-первых, конфликты могут возникать в связи с притяза­ниями разных сторон на одну и ту жестатусную позицию в системе институализированных отношений власти.

Как пра­вило, речь идет о высших государственных должностях, так как именно они дают возможность резко увеличивать соб­ственное влияние на общество. Такие конфликты возникают обычно в том случае, если, по крайней мере, у одной из сторон нет законной возможности занять желаемую статусную пози­цию. В абсолютных монархиях эти конфликты обретают вид династических столкновений или войн, при республиканской форме правления они выступают в виде заговоров, организа­ции переворотов, способных также перерасти в открытые столкновения. Конфликт по поводу права обладать верховной властью в обществе, доведенный до своей крайней точки, вы­ливается в гражданскую войну.

Во-вторых, политические конфликты возникают там, где объектом притязаний являетсяполе политического влиянияв сложившейся системе институализированных политических отношений.

Иными словами, речь идет о конфликте, возникаю­щем в случае выдвижения одним из участников уже сложившей­ся системы властных отношений требований расширить его функции, полномочия, предоставить ему больше самостоятель­ности в решении определенных вопросов и т.п.

Поскольку в институализированной системе политических отношений «сво­бодных» от чьего-либо влияния зон практически не бывает, то такие требования неизбежно ведут к столкновению с теми, кто уже контролирует ставшее объектом новых притязаний поле политического влияния. Такие конфликты обретают вид про­тивостояния центральной и местной власти, обострившихся противоречий между государственными ведомствами. Несмот­ря на то, что в таких конфликтах речь идет не о верховной по­литической власти, а об отдельном сегменте политического влияния, они могут обретать и достаточно острые формы, вплоть до вооруженных столкновений, особенно при противо­стоянии центра и регионов.

В-третьих, политический конфликт может также возникнуть по поводу притязаний той или иной группынаинституализацию в системе политических отношений,на обретение статуса и собственного поля влияния, если в этом своем стремлении она наталкивается на противодействие официальных властей. Как правило, это касается нелегальных и полулегальных объедине­ний и организаций, претендующих на право выражать интере­сы определенной части населения и пользоваться для этого все­ми возможностями, которыми обладают легальные структуры. В зависимости от типа политического режима инициаторами такого вида конфликта могут быть и организации либерально-демократической ориентации (при тоталитаризме), и крайне националистические, фашистские, и радикально социалисти­ческие, коммунистические.

В-четвертых, к конфликту могут привести притязания насе­ления или отдельных социальных группк правительству или к парламенту (субъектам политической власти) с цельюпобу­дить их к исполнению своих функциональных обязанностейв том виде и том объеме, в каком они представляются необходимыми этим людям. Например, это могут быть требования шахтеров к правительству выплатить зарплату или требования фермеров принять закон о частной собственности на землю, или требова­ния студентов о сохранении в стране системы бесплатного выс­шего образования. Эти притязания могут иметь под собой как объективную основу в виде правовых актов, обязывающих пра­вительство к исполнению определенных функций, так и субъек­тивное понимание той или иной группой задач, которые дол­жен решать высший орган исполнительной власти.

Политические конфликты развиваются и тесно переплета­ются с конкурентными политическими процессами в обществе, но при этом каждый из этих процессов не утрачивает своей спе­цифики. Напомним, что конкурентный процесс не исключает противоречий между участниками политического взаимодей­ствия, совпадения объекта их притязаний, но их реальные вы­пады в адрес друг друга не выливаются за пределы дозволен­ного нормативным порядком.

(2) Важной особенностью политических конфликтов является их неизбежная идеологизация, т.е. стремление конфликтующих сторон облечь свои притязания в форму защиты социально-политических ценностей.

Идеологический фактор, ориентация на определенные политические ценности присущи участникам любых политических процессов от кооперативных до конфликт­ных. Однако в конфликте идеологизация перестает быть про­сто различием ценностных ориентации. Она обретает агрессив­ный характер, проявляющийся в стремлении участников нарастающего конфликта доказать, обосновать единственно правильный характер именно своей идеологической системы, внедрить эту систему ценностей в массовое сознание, убедить широкие слои, что справедливое общество - это только то общество, которое основано на декларируемых ценностях.

Идеологизация политических конфликтов объясняется и тем, что перераспределение политической власти в обществе никогда не бывает добровольным делом, и поэтому желающим повысить свой политический статус, обрести новые возмож­ности влияния на массы надо убедить окружающих в целесо­образности, необходимости этого шага. Вот почему каждый участник конфликта стремится опереться на какую-либо уже существующую идеологическую концепцию, либо предложить новую.

Таким образом, политический конфликт всегда сопровож­дается конфликтом ценностей, даже если его участники ис­пользуют ту или иную идеологическую концепцию лишь для камуфляжа своих истинных планов и намерений. Одна из при­чин обязательного обращения к идеологии заключается в воз­можностях последней объединять и сплачивать массы. Люди, идентифицирующие себя с той или иной идеологией, будут поддерживать того, кто открыто выступает под ее знаменами.

Следующей важной особенностью политических конфлик­тов является мобилизация их участниками значительных ресурсов: денежных средств, вооруженных сил, массовой под­держки и др. Нельзя всерьез претендовать на победу в полити­ческой борьбе, если не опираться на ресурсы, способные по­мочь обеспечить необходимый для победы перевес сил. Выбор ресурсов определяется задачами, которые ставят перед собой участники конфликта. Чем масштабнее задача, тем многооб­разнее будут привлекаемые ресурсы.

Огромное значение ресурсов в борьбе за перераспределе­ние власти нередко приводит к тому, что политическим конф­ликтам предшествует борьба за ресурсы: за влияние на армию,

за привлечение на свою сторону капитала, за симпатии и под­держку масс, за средства массовой информации. Нередко в ходе борьбы за ресурсы одна из потенциальных сторон по­литического конфликта получает такие неоспоримые преиму­щества, что другая уже не осмеливается выступать со своими притязаниями. Вот почему борьба различных сил за такие ре­сурсы, как общественное мнение и поддержка населения, ар­мия, поддержка капитала, и возникающие в ходе этой борьбы конфликты также носят политический характер.

Масштабные политические конфликты похожи на столкно­вения айсбергов, где конкретные лица, претендующие на оп­ределенные статусные позиции в политической иерархии, - лишь малая верхняя часть ледяных глыб, а внизу, в пучине, скрыты главные силы, а может быть, и главные действующие лица. В политических конфликтах противостояние идет меж­ду группами интересов. Именно они составляют основание айсберга. Они формулируют требования и притязания, выдви­гают политических лидеров, обеспечивают им организацион­ную и финансовую поддержку. За явными участниками поли­тических конфликтов всегда стоит какая-то группа интересов или их блок. Таким образом, еще одна особенность полити­ческих конфликтов - они одновременно являются и конфлик­тами групп интересов.

И, наконец, политические конфликты отличаются многооб­разием форм их протекания: от вооруженных столкновений до применения скрытых приемов давления на противника. В пос­леднем случае участники конфликта могут «на публике» де­монстрировать взаимную лояльность, а на деле прибегать к шантажу, провокациям, делать «обманные движения».

Итак, политические конфликты отличаются прежде всего объектом притязаний. Однако специфика борьбы за перерасп­ределение политической власти в обществе неизбежно делает политические конфликты одновременно конфликтами ценно­стей, конфликтами интересов, конфликтами ресурсов. Вместе с тем, не любая форма политической борьбы может рассмат­риваться как конфликт. Политическая борьба может развора­чиваться в виде конкурентных процессов, если ее участниками соблюдаются установленные в обществе нормы и правила ее ведения.

Ввиду сложности и многослойности политической сферы классификация свойственных ей конфликтов не может не быть многомерной. Традиционными являются классификации политических конфликтов по следующим основаниям:

По сфере распространения - конфликты можно разделить на внутриполитические и внешне­политические(межгосударственные и межцивилизационные) конфликты;

По типу политической системы- на конфликты тоталитарных и демократических политических систем;

По характеру предмета конфликта - на конфликты интересов, статусно-ролевые, а также конфликты ценностей и иден­тификации.

Исходя из характера политических притязаний, все политические конфликты можно разделить по свое­му предмету на четыре вида:

· общенациональные,где предметом конфликта становится верховная власть общества;

· локальные, где речь идет о перераспределении власти между ведомствами, между регионами и центром, между политическими организа­циями и т.д.;

· институциональные,предполагающие борьбу определенных групп за свое утверждение в системе политичес­ких институтов и организаций;

· функциональные,в ходе кото­рых высказываются претензии на соблюдение правил норма­тивного политического порядка.