Особенности, уровни и виды политических процессов

 

По мнению Г.В.Пушкаревой, можно выделить следующие особенно­сти политического процесса.

(1) По­литический процесс обладает пространственно-временной обусловленностью. Любое событие разворачивается в опреде­ленное время и в определенном месте физического простран­ства. Это может быть здание парламента, площадь, телесту­дия, помещение, где намечено провести съезд партии и т.д. Место накладывает определенные ограничения на действия людей, вовлеченных в то или иное событие. На площади мо­жет собраться больше людей, чем в помещении, трансляция из телестудии дает возможность еще больше расширить круг лиц, вовлеченных в событие. Участники события могут сконцент­рироваться в одном месте, а могут быть рассеяны в большом территориальном пространстве, и тогда каждый из них может инициировать новую цепь взаимосвязанных событий.

Фактор времени постоянно напоминает еще и о том, что политический процесс необратим. Если в стране начался кон­фликт, то нельзя вернуться к доконфликтной ситуации, к так называемому «нулевому» варианту. Если даже глава исполни­тельной власти и в силах отменить свое распоряжение, то этим актом он все равно не в состоянии вернуться к той ситуации, которая сложилась в момент подписания отмененного доку­мента. Как говорил Гераклит, нельзя дважды войти в одну и ту же воду.

(2) Второй особенностью политического процесса является его конкретность. Он всегда складывается из событий, создавае­мых не абстрактными личностями, а реально живущими инди­видами, непохожими друг на друга, отличающимися своими взглядами, ценностными ориентациями и установками. Поэто­му каждое политическое событие по-своему уникально. Митин­ги, проводимые оппозицией под одними и теми же лозунгами в разных городах, будут отличаться составом и численностью участников, выступлениями ораторов и освещением в прессе. Заседания совета министров даже при одном и том же составе участников будут отличаться не только повесткой дня, но и эмоциональным накалом выступающих, формулируемыми ре­шениями и т.д.

(3) Третьей особенностью политического процесса является его сложность, многоуровневостъ и многообразие. В обществе одновременно происходит множество различных политичес­ких событий, и чтобы упорядочить наше знание о них, выде­лим уровни и виды политического процесса.

Уровень политического процесса - это масштабность про­исходящих политических событий, их значимость. Можно вы­делить четыре уровня политического процесса:

- политические события в жизни одного человека,или поли­тическая биография. На этом уровне фиксируются только те события, в которых участвовал конкретный индивид. Обычно этот уровень политического процесса интересует биографов описывающих жизнь и деятельность прежде всего выдающихся людей, бывших и настоящих профессиональных политиков Однако такая политическая биография может быть и у прос­того человека с ограниченной степенью вовлеченности в по­литические события;

- политические события, в которые оказались вовлечены чле­ны одной организации, группы, региона.Например, процесс со­здания и развития партии. Описание этого процесса будет включать в себя рассказ о событиях, приведших к конституированию организации, о внутриполитической борьбе в ее ря­дах, об участии ее представителей, активистов в различных ак­циях, в том числе в избирательных кампаниях, о деятельности членов этой партии в высших государственных органах и т.д.

В обществе одновременно разворачивается множество полити­ческих процессов такого уровня: создается новая обществен­но-политическая организация, партия проводит свой очеред­ной съезд, группа давления начинает акцию воздействия на правительство, в регионе проходит митинг под политическими лозунгами. Причем все эти события могут быть совершенно не связанными между собой. Эта несвязанность событий позволя­ет выделить еще одну характеристику политического процесса в стране, его дискретность, т.е. разорванность происходящих в стране политических событий и отсутствие между ними непос­редственной причинно-следственной связи;

- политические события общенационального масштаба, т.е. оказывающие воздействие на развитие общества в целом. Об­щенациональный уровень политического процесса позволяет нарисовать общую картину политической жизни в стране. В ходе этого анализа выявляется расстановка политических сил, выявляются массовые настроения, выделяются события, спо­собные негативно сказаться на стабильности всего общества.

Этот уровень анализа политического процесса является доми­нирующим как в научных исследованиях, так и в различных информационных передачах средств массовой информации. Причина этого заключается, прежде всего в том, что события такого уровня неизбежно сказываются в той или иной мере и на жизни всех слоев населения. К политическим событиям об­щенационального масштаба относится принятие основопола­гающих законопроектов, важных распоряжений исполнитель­ной власти, сюда же относятся и кадровые назначения в системе государственной власти, если они существенным образом мо­гут повлиять на расстановку политических сил в стране;

- международный, глобальный уровень политических процес­сов. Он включает события, связанные со строительством отно­шений с другими народами, с сотрудничеством разных госу­дарств в решении глобальных проблем, с возникающими между ними противоречиями и конфликтами и т.д. Основными дей­ствующими лицами международных процессов являются преж­де всего главы государств, руководители внешнеполитических государственных ведомств, а также лидеры политических пар­тий и общественных организаций. Однако в некоторые между­народные процессы могут вовлекаться и достаточно широкие слои населения, не занимающие высокой статусной позиции в политической иерархии.

Уровень - это масштаб политического процесса, но собы­тия могут быть объединены и в зависимости от своей нап­равленности, функционального назначения. Такая типология политических процессов позволяет выявить цепь событий, влия­ющих на решение какой-либо значимой для общества проблемы в целом. В зависимости от ориентации на достижение опреде­ленного результата политические процессы можно разделить на следующие виды:

кооперативные процессы, в ходе которых происходит объе­динение усилий различных политических сил, устанавливаются партийные или правительственные коалиции, создаются ассо­циации, объединяются в блоки группы интересов, формируют­ся организации. К кооперативным процессам относится прове­дение различными политическими объединениями массовых совместных акций, манифестаций, митингов. Особыми видами кооперативных процессов являются законодательный процесс и процесс принятия управленческих решений органами испол­нительной власти. И в том, и в другом случае речь идет о слож­ном поиске компромисса, достигаемого в ходе согласования многочисленных мнений, позиций, взглядов;

конкурентные процессы, позволяющие описать и понять специфику соперничества между политическими субъектами в борьбе за престижные позиции в политической иерархии, за влияние на массы, за право распоряжаться ресурсами. Одним из видов конкурентного процесса является избирательный, электоральный процесс, в ходе которого разматывается слож­нейший клубок событий, связанных с действиями претенден­тов на высшие государственные должности;

конфликты, включающие в себя цепь событий, свидетель­ствующих об обострении отношений между отдельными груп­пами или организациями, о появлении противостояния в об­ществе. Более подробно об этом типе политических процессов мы будем говорить ниже;

инновационные процессы, в ходе которых создаются но­вые политические и социальные структуры. Сюда относятся прежде всего направленные действия политических субъектов по созданию новых институтов, по реформированию полити­ческой системы, а также события, в ходе которых спонтанно, часто помимо воли самих участников происходит разрушение старых структур и закладываются основы социальных ново­введений.

Выделение указанных видов политического процесса явля­ется достаточно условным. Обычно они тесно переплетены между собой. Кооперативные взаимодействия могут вести к инновационным изменениям, на периферии конкурентных процессов часто возникают конфликтные ситуации, а стрем­ление людей найти выход из конфликта толкает их к коопера­ции. Вместе с тем, изучение специфики каждого из этих про­цессов позволяет глубже понять тенденции политического развития в каждом конкретном обществе.

Итак, политический процесс в обществе можно представить как многоуровневый и многообразный по направленности реша­емых задач. Вот почему применительно к обществу часто го­ворят не об одном, а о многих политических процессах. Слож­ность, противоречивость, взаимное переплетение различных политических процессов являются характерной чертой поли­тической жизни современного общества.

 

11.7. Динамика политического процесса: политическое функционирование

 

Категория «политический процесс» в целом предназначена для описания формирования, функционирования и изменения по­литической системы общества. Политический процесс как тако­вой складывается из великого множества самых разнообразных действий микро- и макроакторов политики, преследующих свои интересы. Динамику политического процесса можно с извест­ной долей условности сравнить с циркуляцией воздушных масс в атмосфере, «делающих» погоду на нашей планете. «Политиче­ская погода» также складывается из взаимодействия возмущаю­щих, вихревых и относительна ровных, постоянных потоков
политической активности, в итоге рождающих из общего хаоса разнонаправленных действий некий политический порядок.

Стабильность и прочность такого порядка относительны: как на всякий устойчивый антициклон в атмосфере всегда находится вытесняющий его подвижный циклон, так и в политике сущест­вующие структуры периодически взрываются реформами, рево­люциями, конфликтами, кризисами и т.д. В связи с чем целесо­образно выделить два основных режима протекания политиче­ских процессов:

· режим функционирования и

· режим изменения, развития.

Конечно, всякое политическое действие в какой-то, хотя бы и незначительной, степени изменяет сущест­вующую ткань политических отношений. Однако на макроуров­не (общества в целом) эти изменения становятся заметными лишь тогда, когда они в совокупности превышают некую «кри­тическую массу» и вызывают качественные изменения полити­ческой системы. Пока же этого не произошло, считается, что политическая система находится в режиме обычного функциони­рования.

Для него характерны устойчивость политических ин­ститутов, рутинное применение государственной властью тради­ционных средств управления, вполне ожидаемое, без сюрпри­зов, поведение основных политических субъектов, отлаженность конституционных, законодательных, избирательных и прочих политических процедур. В этом режиме политическая система общест­ва осуществляет свое «простое воспроизводство», настороженно встречая любые инновации.

Характерная особенность режима функционирования поли­тического процесса - цикличность, т.е. размеренная повторяе­мость стадий и способов взаимодействия главных субъектов по­литики. Как правило, циклический ритм политическому про­цессу задает избирательная система, требующая периодического (раз в 4-5 лет) подтверждения легитимности и полномочий ор­ганов власти, формируемых на основе народного волеизъявле­ния.

Поскольку политический процесс в режиме функционирования отличается рутинностью, т.е. обычностью и повторяемостью решаемых задач, то по отношению к стереотипным же способам их реше­ния с недавних пор стал применяться термин «политические технологии».

Этот термин представляется удачным также и по­тому, что мир политики в XX в. продемонстрировал отчетливую тенденцию к профессионализации. Для всех политических ли­деров, а также немалого количества их помощников, аналити­ков, консультантов и пр. занятия политической деятельностью давно превратились в профессию, являющуюся основным ис­точником дохода и требующую весьма специфичных навыков и умений.

Совокупности правил, способов и приемов достижения конкретных политических целей и назы­ваются политическими технологиями.

К наиболее разработан­ным из них относят следующие:

-избирательные технологии;

- информационно-аналитические;

-рекламно - имиджевые;

-полити­ческий маркетинг;

-лоббирование;

-политическое консультирова­ние и т.д. .

Само применение термина «технология» к политическому процессу подразумевает его стабильность, относительное посто­янство. При этом стабильность вовсе не означает абсолютной неизменности. Напротив, политический процесс характеризует­ся чередой постоянных изменений: меняются правительства, состав парламентов, возникают новые группы интересов. Но происходит все это внутри единого режима функционирования. Иначе говоря, политическая игра идет по одним и тем же пра­вилам. В этой игре можно выиграть или проиграть, но правила остаются неизменными.

Бывают, однако, времена, когда меня­ются и сами правила. Это периоды политических революций, смены политических режимов, проведения радикальных поли­тических реформ. Здесь уже отлаженных технологий не сущест­вует. Слишком велико разнообразие экономических и социаль­ных условий в разных странах и регионах, где политический процесс переходит в режим необратимых качественных измене­ний, то есть развития. Хотя, конечно, и в этом случае возможно нахождение неких общих закономерностей и принципов осуще­ствления таких изменений.

 

11.8. Динамика политического процесса: политическое развитие

 

Среди массы всевозможных политических изменений принято выделять несколько противоположных по характеру пар:

революционные - реформационные;

прогрессивные - регрессивные;

внутрисистемные - переходные (транзитные).

Наиболее традиционно и очевидно деление политических изменений на революционные и реформационные. Главное разли­чие между ними состоит в том, что политические революции меняют саму основу политической системы (характер и способ осуществления власти, тип политического господства, место и роль главных политических акторов); реформы же, как правило, затрагивают лишь отдельные стороны политической жизни.

Кроме, того, революции на практике означают применение от­крытого насилия, резкого принуждения, в то время как рефор­мы обычно требуют хотя бы минимального согласия основных социальных сил общества и обходятся мирными средствами. И наконец, политические революции хоть и долго вызревают, но осуществляются взрывообразно, в очень сжатые сроки, тогда как реформирование политической системы происходит, как правило, постепенно и занимает длительный период времени.

Другой вид разделения политических изменений - прогрес­сивные и регрессивные - выражает общую направленность поли­тических процессов, определяемую по сохранению или игнори­рованию базовых политических ценностей современного обще­ства (права человека, политические свободы, общественное со гласие и пр.). И хотя сам выбор таких ценностей - дело далеко не бесспорное, все же большинство нынешних политологов, ориентирующихся на западные либеральные ценности, сходятся во мнении, что политические изменения следует признать про­грессивными, если в результате:

• политическая система демонстрирует повышение адапти­руемости к непрерывно обновляющимся социальным тре­бованиям;

• нарастает дифференциация структур и функций государст­венного управления;

• в деятельности государства уменьшается роль насильст­венных мер;

• возрастает количество и улучшается открытость каналов гражданского воздействия и давления в целях артикуляции и агрегирования индивидуальных и социальных интересов;

• повышается компетенция политических элит;

• действия политических институтов способствуют интегра­ции социума и т.д.

Ну а если таких последствий от политических преобразова­ний не наблюдается, значит, политическая система демонстри­рует регрессивный или, по крайней мере, одноплановый (пло­скостной) тип развития.

Наиболее же существенным и содержательным в типологии политических изменений представляется различение внутрисис­темных и переходных (транзитных)преобразований.

Основани­ем их разведения служит характер трансформации политических институтов в связи с исторической эволюцией общества в це­лом. Мы привыкли представлять развитие истории в виде ка­кой-либо одномерной линейной модели, фиксирующей ряд по­следовательных ступеней общечеловеческого прогресса. Такова, в частности, марксистская формационная схема (первобытность - рабовладение - феодализм - капитализм - коммунизм).

Ана­логичный характер носит и принятая на Западе историческая триада: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриаль­ное (информационное) общество. При этом, какой бы объясни­тельной схемы мы ни придерживались, вполне очевидно, что политическая система общества претерпевает при переходе от одной ступени к другой не менее фундаментальные изменения, чем, например, экономика или духовная жизнь. Вот эти-то эпо­хальные «переходы» (в отличие от изменений политических систем «внутри» каждого исторического этапа) и привлекают глав­ное внимание политологов, чья область научных интересов ста­ла с недавних пор именоваться транзитологией (от англ. transition - переход).

Вопрос о наличии общих закономерностей в процессах крупных системных изменений мира политики наиболее основательно представлен в теории политической модернизации.

Это, пожалуй, даже не единая теория, а некое теоретическое направление, включающее весьма разноплановые концепции, объединенные лишь исходным замыслом. Суть его заключена в восходящей к М. Веберу идее выделения в истории двух типов обществ: традиционного и современного.

В традиционномгос­подствуют отношения личной зависимости, существует масса барьеров социальной мобильности, преобладает ориентация на религиозные и метафизические ценности, поведение людей оп­ределяют обычаи и традиции, власть преимущественно автори­тарная. В Европе, например, такой тип обществ существовал примерно до XVII в.

«Современный»же тип общества характери­зуется рациональной организацией, секуляризацией основных институтов, автономизацией индивидов и их ориентацией на инструментальные ценности (технологии, точные науки, потре­бительство, прогресс). «Современность» предполагает высокую социальную мобильность и активность людей, подчинение за­кону, а не лицам, стремление власти к демократическим фор­мам. На марксистском языке - это капитализм, в ныне приня­той социологической терминологии - индустриальное и постиндустриальное общество.

Все нынешние развитые страны осуществили смену тради­ционного типа развития на современный примерно с конца XVII до начала XX в. Этот период в части изменения традици­онных политических структур и приобретения ими современно­го облика и называется политической модернизацией. Термин, таким образом, обозначает и определенную стадию в развитии политической системы, и процесс ее преобразования.

При этом обычно выделяют два основных типа модерниза­ции:

-первичная (Западная Европа, Северная Америка) и

-вторич­ная (Россия, Ближний Восток, Латинская Америка), или «дого­няющая».

Последовательность процессов первичной (европей­ской) модернизации общеизвестна: Реформация и Просвещение преобразуют духовную сферу, затем трансформируются эконо­мика и социальная структура, на основе чего возникает граж­данское общество, формирующее, в свою очередь, соответст­вующую ему новую политическую систему.

«Догоняющая» модернизация осложнена тем, что невозмож­но соблюсти «естественную» логику созревания западных поли­тических институтов. Их приходится вводить искусственно. Но одни элементы общества могут к этому моменту вполне соот­ветствовать необходимым кондициям, другие - лишь склады­ваться, а третьи - и вовсе отсутствовать. Поэтому главным ус­ловием успеха вторичной модернизации рассматривается помощьстран, уже совершивших модернизационный переход.

Па­раметры политической модернизации описываются, как правило, такими характеристиками:

• централизация и усиление государственной власти на общенациональном уровне;

• растущая дифференциация и специализация политиче­ских институтов;

• постоянное расширение политического участия масс;

• ослабление традиционных политических элит (родовых, клановых) и замена их модернизаторскими;

• формирование зрелой политической культуры и т.д.

В целом же политическая модернизация рассматривается ныне как функция общей социальной модернизации традици­онных обществ. Показателями ее осуществления можно назвать использование современных технологий, расширение вторично­го (переработка) и третичного (услуги) секторов экономики,
растущую социальную автономию и мобильность индивидов, развитие СМИ, идеологический и ценностный плюрализм и пр.

Что же касается ситуации в современной России, то ее впол­не можно рассматривать в свете теории политической модерни­зации как типичный вариант «модернизации вдогонку». За по­следние пятнадцать лет наша политическая система пережила радикальные структурные преобразования: возникла многопар­тийность, появились институты парламентаризма, президентст­ва, конституционного суда, поменялись органы власти на ре­гиональном и местном уровнях, выборы стали альтернативными и т.д.

Однако бесспорные успехи модернизаторского толка со­провождаются и серьезными проблемами. Они также типичны для стран, переживающих вторичную модернизацию, - это и коррупция, и низкая эффективность государственного управле­ния, и слабая легитимность власти, и многое другое.

Причину невысокой отдачи новых представительных институтов многие политологи склонны видеть в их неукорененности в структурах рыночной экономики и гражданского общества. Последние только начинают создаваться, в то время как по сценарию «пер­вичной модернизации» они служат фундаментом политической системы. Ну а коль скоро фундамента еще нет, то вся полити­ческая постройка оказывается шаткой и неустойчивой.

В итоге слабая политическая власть, пытаясь осуществить непопулярные меры по либерализации экономики и приведению ее к рыноч­ным стандартам, вынуждена постоянно останавливаться на пол­пути, цепляться за традиционные, дорыночные механизмы и способы управления.

Но каким бы ни был реальный ход ближайших событий, да­же в такой большой и влиятельной стране, как Россия, перело­мить общую тенденцию «переходных» изменений мирового по­литического процесса он не сможет. Направленность таких изменений однозначна: от тоталитаризма и авторитаризма - к демократии. Это эмпирический факт.

Итак, разнообразные политические процессы как бы фор­мируют живую ткань политической жизни общества в целом. Большие и малые, стабильные и изменчивые, эволюционные и революционные, сознательно организуемые и стихийные поли­тические процессы в своей совокупности порождают некий век­тор общественного развития, существенно влияющий на другие сферы общественной жизни - экономическую, социальную, духовную. К тому же характер политических процессов XX в. однозначно указывает на возрастание роли политики как спосо­ба регуляции и разрешения многочисленных общественных проблем. Поэтому изучение особенностей протекания полити­ческих процессов считается сегодня одним из важных и пер­спективных направлений политологии.