Определение длины ИВПП и КПБ при взлете с отказом двигателя.
Б. Методика расчета длины летной полосы, используемая в гражданской авиации
А. Методика расчета длины ВПП, принятая в ВВС
Для военных самолетов расчет длины ВПП ведется из условия обеспечения разбега самолета при нормальной работе всех двигателей, а также обеспечения пробега.
Из условия обеспечения разбега расчет длины ИВПП производится по формуле
Lоивпп,р = Кр Lор + Lст , (1)
где Lоивпп, р - длина ИВПП в стандартных условиях из условия разбега;
Lор - длина разбега самолета по бетонной ВПП с расчетной взлетной массой в стандартных условиях;
Кр - коэффициент, учитывающий возможность увеличения длины разбега за счет индивидуальной манеры летчика и других факторов; при расчете длины ИВПП постоянных аэродромов Кр = 1,15;
Lст - длина участка ВПП, необходимого для выруливания самолета на старт;
-для самолетов дальней и стратегической авиации Lст= 100 м;
- для самолетов фронтовой авиации Lст= 50 м;
- для самолетов армейской и вспомогательной авиации Lст= 25 м.
При расчете длины ИВПП из условия посадки используется следующая зависимость:
Lоивпп,п= Кпос Lопр+ Lкас+ Lразв , (2)
где Lоивпп,п - длина ИВПП в стандартных условиях из условия посадки;
Lопр- длина пробега самолета по бетону с расчетной посадочной массой в стандартных условиях;
Kпос - коэффициент, учитывающий возможные отклонения за счет индивидуальной манеры пилотирования и других факторов (прежде всего за счет возможного увеличения посадочной скорости); при расчете длины ИВПП постоянных аэродромов Кпос= 1,3;
Lкас - запас длины ИВПП, учитывающий возможный разброс положения точки касания; устанавливается в зависимости от посадочной скорости в пределах от 75 до 500 м;
Lразв - запас длины ВПП, необходимый для выруливания самолета с ВПП после посадки, принимается в пределах от 25 до 50 м.
В качестве расчетной длины ИВПП принимается наибольший из двух полученных результатов (из условия взлета или из условия посадки).
Для гражданских самолетов, в соответствии с рекомендациями ИКАО, необходимая длина летной полосы определяется с учетом обеспечения взлета или сохранения самолета при отказе в процессе разбега одного из двигателей, а также из условия обеспечения посадки самолета.
При взлете с отказом одного из двигателей возможны два расчетных случая в зависимости от величины скорости, на которой произошел отказ:
1. Продолжение разбега и взлета при одном неработающем двигателе (продолженный взлет);
2. Прекращение разбега и гашение скорости в пределах ИВПП и концевой полосы безопасности (прерванный взлет).
В расчетах учитывается, что время реакции лётчика, равное разнице времени между моментом отказа двигателя и моментом принятия решения, составляет 3 с.