О разновидностях

На принципах и с учётом плюсов и минусов пропорциональной системы основываются и выстраиваются её многочисленные разновидности. К началу XX века их насчитывалось более сотни. Сегодня, по некоторым данным – их более 150 [13]. Каждая из разновидностей в большей или меньшей степени соответствует общему идеалу строго пропорционального представительства избирателей в выборных органах власти. Отклонения от идеала объясняются многими причинами: от специфики общественно-политического устройства, конкретно-исторических условий, традиций и решаемых страной (регионом) задач своего политического развития, до чисто технологических (математических) проблем, связанных с невозможностью достичь распределения мандатов между партиями абсолютно пропорционально числу полученных ими голосов избирателей.

Некоторые основания для классификации разновидностей пропорциональной избирательной системы внимательный читатель должен был уже заметить, знакомясь с лежащими в её основе принципами, равно как с её достоинствами и недостатками. В числе таких оснований – наличие или отсутствие заградительного барьера, количество избирательных округов, различия в способах распределения мандатов между партиями, в формировании партийных списков и персональном распределении мандатов между кандидатами внутри партий и многие другие. Несколько подробнее рассмотрим лишь отдельные из них.

 

Как распределить мандаты между партиями?

Пожалуй, самые сложные проблемы пропорциональной избирательной системы заключены в, казалось бы, простых вопросах: как рассчитать, сколько голосов избирателей «стоит» одно место в парламенте и сколько в точности мест в нём должен получить каждый партийный список в соответствии с принципом пропорциональности? При кажущейся простоте этого вопроса, он представляет серьёзную проблему для избирательной системы пропорционального представительства.

Общие результаты пропорциональных выборов предопределят сами избиратели по простой схеме: списку условной партии Г, получившему наибольшее число их голосов, достанется первое место. Последним местом удовлетворится, допустим, список партии Д, которому досталось наименьшее число голосов. Списки остальных партий, например – А, Б и В расставятся голосованием избирателей между А и Г. Спрашивается, как определить, сколько в точности мандатов (мест в парламенте) достанется каждому из списков в соответствии с принципом пропорциональности?

Задача, к которой мы пришли, сугубо математическая. Однако все имеющиеся сегодня математические методы её решения допускают незначительную погрешность из-за невозможности строго пропорционально распределить так называемые «остатки голосов». Ведь математика позволяет оперировать дробными числами, но в парламенте должны заседать только «целые» депутаты. В результате сугубо математическая проблема приобретает остро политический характер.

Количество методов пропорционального распределения мандатов между партиями весьма значительно [14]. Поскольку их осмысление часто наталкивается на недостаток профессионального владения математическим аппаратом, проиллюстрируем существо проблемы лишь на двух методах распределения мандатов: а) по наибольшему остатку и б) по наибольшей средней.

Данные методы предполагают распределение мандатов по итогам голосования в два этапа. На первом этапе определяется избирательная квота, то есть число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Затем на квоту делится число голосов, собранных каждой из допущенных к распределению мандатов партий. Частное от этого деления даёт число мандатов, полагающихся каждой партии. Определяется квота разными способами.

Простейшая из них названа по имени её создателя – английского адвоката Хэйра. Квота Хэйра (естественная квота)определяется путём деления общего числа поданных голосов на число подлежащих распределению мандатов. Проиллюстрируем это на условном примере.

Предположим, в избирательном округе, от которого подлежат избранию 7 депутатов, баллотируются списки 5 партий – А, Б, В, Г и Д. Соотношение полученных ими голосов следующее:

 

А – 65; Б – 75; В – 95; Г – 110; Д – 30.

 

Всего, таким образом, подано 375 голосов (на практике это могло бы быть и 375 тыс. и 375 млн. голосов).