Гражданское общество
Долгое время в политической мысли понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, использовались как тождественные. Так, например, у древнегреческих мыслителей «политическое общество» охватывало все важнейшие сферы жизни общества: семью, религию, образование, художественную культуру и т. д. Быть членом политического общества означало быть гражданином, т. е. членом государства, и тем самым быть обязанным жить и действовать в соответствии с его законами, не причиняя вреда другим гражданам.
Начиная с середины XVII в. усилились процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающего контроля государства, в связи с чем термин «гражданское общество» наполняется новым содержанием.
Большинство мыслителей и исследователей сходятся во мнении, что гражданское общество есть что-то находящееся вне зависимости от государства, что-то внешнее по отношению к нему.
При всех вариациях определения понятия «гражданское общество» в западной политической науке доминируют две интерпретации данного понятия:
- под гражданским обществом понимается пространство межличностных отношений, противостоящих государству в его любой форме;
- гражданское общество выступает как феномен западной культуры, конкретно-историческая форма существования западной цивилизации. Уникальность западной цивилизации обусловлена балансом трех сил: институтов власти, гражданского общества и автономной личности.
Что же сегодня понимается под гражданским обществом, какие социальные реальности за этим понятием?
Понятия «государство» и «гражданское общество», как мы уже установили, отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу:
- государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т. д., а гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом;
- государство – сфера реализации общезначимых интересов социальных групп, классов, этносов, в то время как, гражданское общество – сфера реализации повседневных интересов индивидов;
- государство обеспечивает права гражданина (т. е. политические права личности), а гражданское общество – права человека (т. е. права отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.).
Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений в семье, обществе, экономике, культуре, религии и иных структурах, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства.
На сегодняшний день можно смело утверждать, что:
- гражданское общество является основой стабильности государства и политических режимов, а государство – фактором эффективного функционирования и развития гражданского общества;
- в развитых странах маловероятны как полное огосударствление общественной жизни, так и полное исключение влияния государства на гражданское общество.
В современной политологии гражданское общество рассматривается как сложная и многоуровневая система невластных связей и структур, котораявключает в себя:
- всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства;
- разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.
Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность.
В структуру гражданского общества входят несколько уровней межличностных отношений и соответствующих им социальных институтов.
Первый уровень – производственные отношения, связанные с удовлетворением базовых потребностей индивидов в пище, одежде, жилье, среде обитания. Этому уровню соответствуют следующие социальные институты:
- частные предприятия;
- акционерные общества;
- потребительские ассоциации;
- профессиональные объединения и др.
Второй уровень – социокультурные отношения, связанные с удовлетворением потребностей индивидов в здоровье, творчестве, общении, сексе, информации. Этому уровню соответствуют следующие социальные институты:
- семья;
- средства массовой информации;
- церковь;
- творческие союзы;
- учреждения культуры и др.
Третий уровень – политико-культурные отношения, связанные с удовлетворением потребностей индивидов в политическом участии, гражданской активности. Этому уровню соответствуют такие социальные институты, как:
- партии;
- движения;
- лоббистские группы.
По вопросу возникновения гражданского общества в политической науке существуют несколько позиций.
1. Гражданское общество – исключительное порождение буржуазного общества;
2. Гражданское общество выступает неотъемлемой стороной любого общества;
3. Гражданское общество присуще любым культурам, цивилизациям, эпохам, но в различных формах. Развитых же форм гражданское общество достигает в условиях буржуазного общества.
Существование и развитие гражданского общества возможно при определенных условиях. К основным (обязательным) условиям следует отнести:
- многоукладность экономики и разнообразие форм собственности;
- плюрализм во всех сферах жизни общества;
- свобода личности, законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами;
- правовой характер государства.
В самом общем плане можно утверждать, что социальное предназначение гражданского общества заключается в обеспечении условий для самореализации личности и коллектива.
Среди основных функций гражданского общества можно выделить следующие:
- обладание независимо от государства средствами и санкциями, с помощью которых оно может заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан (это самое важное);
- защита граждан и их объединений, их интересов и потребностей от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность государства и его органов;
- способствование формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.
Существуют две главные модели взаимодействия гражданского общества и государства.
Перваямодель характеризуется тем, что гражданское общество существует в неразвитых формах. Просматривается тенденция экспансии государства, подавления гражданского общества, стремление государства поставить под свой контроль все стороны жизни общества без исключения.
Втораямодель характеризуется тем, что гражданское общество существует в развитых формах. Зрелое гражданское общество ставит под свой контроль государство, а государство приобретает характер правового, чем устанавливается баланс отношений между ними.
Гражданское общество чаще всего рассматривают и анализируют в трех формах существования:
1. Реальное, конкретно-историческое гражданское общество (в определенной стране).
2. Потенциально возможное гражданское общество (в рамках существующих производительных сил).
3. Абсолютное гражданское общество (идеал, высшая цель).
К основным историческим типам гражданского общества следует отнести:
- общину;
- социальные образования (сословие, социальная группа, класс);
- общество как совокупность граждан страны;
- мировое сообщество граждан.
К условиям, обеспечивающим эффективное и сбалансированное взаимодействие государства и гражданского общества, следует отнести:
- всеобщность и развитость демократии, её реальное проявление во всех сферах общественной жизни;
- легитимность власти и её эффективность;
- использование власти в интересах всех граждан общества;
- зависимость общества и власти от закона, их безусловную подчиненность и подконтрольность закону;
- развитость и эффективность функционирования элементов (структур) гражданского общества.
Важнейшими и значимыми функциями гражданского общества являются функции стабилизации и управления общественными отношениями.
Гражданское общество позволяет умерить притязания не только власти к гражданам, но сдерживать стремления человека к бунту – как к осознанному, так и неосознанному, стихийному, сугубо разрушительному.
Гражданское общество во многом способствует нормальному ходу политического процесса в государстве, что особенно важно для государств, где по разным причинам происходит частая смена правительств (как, например, в Италии). Будучи негосударственной частью общества, гражданское общество, тем не менее, служит стабилизирующим фактором и государства, и общества в целом.
В свою очередь современное государство прямо заинтересовано в мобилизации потенциала гражданского общества, учитывая его массовый демократический характер. Больше того, оно в ряде случаев сознательно отказывается от части своих функций (или ограничивает их) в пользу организаций и объединений гражданского общества, созданных на добровольной основе. Через их сеть государство мобилизует и привлекает значительные материальные средства и трудовые ресурсы, позволяющие разгрузить государственные структуры, компенсировать недостатки их деятельности, решать конкретные задачи.