Гражданское общество

Долгое время в политической мысли понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, использовались как тождественные. Так, например, у древнегреческих мыслителей «политическое общество» охватывало все важнейшие сферы жизни общества: семью, религию, образование, художественную культуру и т. д. Быть членом политического общества означало быть гражданином, т. е. членом государства, и тем самым быть обязанным жить и действовать в соответствии с его законами, не причиняя вреда другим гражданам.

Начиная с середины XVII в. усилились процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающего контроля государства, в связи с чем термин «гражданское общество» наполняется новым содержанием.

Большинство мыслителей и исследователей сходятся во мнении, что гражданское общество есть что-то находящееся вне зависимости от государства, что-то внешнее по отношению к нему.

При всех вариациях определения понятия «гражданское общество» в западной политической науке доминируют две интерпретации данного понятия:

- под гражданским обществом понимается пространство межличностных отношений, противостоящих государству в его любой форме;

- гражданское общество выступает как феномен западной культуры, конкретно-историческая форма существования западной цивилизации. Уникальность западной цивилизации обусловлена балансом трех сил: институтов власти, гражданского общества и автономной личности.

Что же сегодня понимается под гражданским обществом, какие социальные реальности за этим понятием?

Понятия «государство» и «гражданское общество», как мы уже установили, отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу:

- государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т. д., а гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом;

- государство – сфера реализации общезначимых интересов социальных групп, классов, этносов, в то время как, гражданское общество – сфера реализации повседневных интересов индивидов;

- государство обеспечивает права гражданина (т. е. политические права личности), а гражданское общество – права человека (т. е. права отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.).

Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений в семье, обществе, экономике, культуре, религии и иных структурах, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства.

На сегодняшний день можно смело утверждать, что:

- гражданское общество является основой стабильности государства и политических режимов, а государство – фактором эффективного функционирования и развития гражданского общества;

- в развитых странах маловероятны как полное огосударствление общественной жизни, так и полное исключение влияния государства на гражданское общество.

В современной политологии гражданское общество рассматривается как сложная и многоуровневая система невластных связей и структур, котораявключает в себя:

- всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства;

- разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность.

В структуру гражданского общества входят несколько уровней межличностных отношений и соответствующих им социальных институтов.

Первый уровеньпроизводственные отношения, связанные с удовлетворением базовых потребностей индивидов в пище, одежде, жилье, среде обитания. Этому уровню соответствуют следующие социальные институты:

- частные предприятия;

- акционерные общества;

- потребительские ассоциации;

- профессиональные объединения и др.

Второй уровеньсоциокультурные отношения, связанные с удовлетворением потребностей индивидов в здоровье, творчестве, общении, сексе, информации. Этому уровню соответствуют следующие социальные институты:

- семья;

- средства массовой информации;

- церковь;

- творческие союзы;

- учреждения культуры и др.

Третий уровеньполитико-культурные отношения, связанные с удовлетворением потребностей индивидов в политическом участии, гражданской активности. Этому уровню соответствуют такие социальные институты, как:

- партии;

- движения;

- лоббистские группы.

По вопросу возникновения гражданского общества в политической науке существуют несколько позиций.

1. Гражданское общество – исключительное порождение буржуазного общества;

2. Гражданское общество выступает неотъемлемой стороной любого общества;

3. Гражданское общество присуще любым культурам, цивилизациям, эпохам, но в различных формах. Развитых же форм гражданское общество достигает в условиях буржуазного общества.

Существование и развитие гражданского общества возможно при определенных условиях. К основным (обязательным) условиям следует отнести:

- многоукладность экономики и разнообразие форм собственности;

- плюрализм во всех сферах жизни общества;

- свобода личности, законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами;

- правовой характер государства.

В самом общем плане можно утверждать, что социальное предназначение гражданского общества заключается в обеспечении условий для самореализации личности и коллектива.

Среди основных функций гражданского общества можно выделить следующие:

- обладание независимо от государства средствами и санкциями, с помощью которых оно может заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан (это самое важное);

- защита граждан и их объединений, их интересов и потребностей от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность государства и его органов;

- способствование формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.

Существуют две главные модели взаимодействия гражданского общества и государства.

Перваямодель характеризуется тем, что гражданское общество существует в неразвитых формах. Просматривается тенденция экспансии государства, подавления гражданского общества, стремление государства поставить под свой контроль все стороны жизни общества без исключения.

Втораямодель характеризуется тем, что гражданское общество существует в развитых формах. Зрелое гражданское общество ставит под свой контроль государство, а государство приобретает характер правового, чем устанавливается баланс отношений между ними.

Гражданское общество чаще всего рассматривают и анализируют в трех формах существования:

1. Реальное, конкретно-историческое гражданское общество (в определенной стране).

2. Потенциально возможное гражданское общество (в рамках существующих производительных сил).

3. Абсолютное гражданское общество (идеал, высшая цель).

К основным историческим типам гражданского общества следует отнести:

- общину;

- социальные образования (сословие, социальная группа, класс);

- общество как совокупность граждан страны;

- мировое сообщество граждан.

К условиям, обеспечивающим эффективное и сбалансированное взаимодействие государства и гражданского общества, следует отнести:

- всеобщность и развитость демократии, её реальное проявление во всех сферах общественной жизни;

- легитимность власти и её эффективность;

- использование власти в интересах всех граждан общества;

- зависимость общества и власти от закона, их безусловную подчиненность и подконтрольность закону;

- развитость и эффективность функционирования элементов (структур) гражданского общества.

Важнейшими и значимыми функциями гражданского общества являются функции стабилизации и управления общественными отношениями.

Гражданское общество позволяет умерить притязания не только власти к гражданам, но сдерживать стремления человека к бунту – как к осознанному, так и неосознанному, стихийному, сугубо разрушительному.

Гражданское общество во многом способствует нормальному ходу политического процесса в государстве, что особенно важно для государств, где по разным причинам происходит частая смена правительств (как, например, в Италии). Будучи негосударственной частью общества, гражданское общество, тем не менее, служит стабилизирующим фактором и государства, и общества в целом.

В свою очередь современное государство прямо заинтересовано в мобилизации потенциала гражданского общества, учитывая его массовый демократический характер. Больше того, оно в ряде случаев сознательно отказывается от части своих функций (или ограничивает их) в пользу организаций и объединений гражданского общества, созданных на добровольной основе. Через их сеть государство мобилизует и привлекает значительные материальные средства и трудовые ресурсы, позволяющие разгрузить государственные структуры, компенсировать недостатки их деятельности, решать конкретные задачи.