Демократический политический режим

Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство в неполитические сферы, прежде всего, в экономику.

Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не на основе конкурентной политической борьбы.

Монополизация власти в политике, недопущение политической оппозиции и конкуренции.

Авторитарный политический режим

Авторитарному (от лат. autoritas – власть, влияние) политическому режиму присущи следующие черты:

1. Автократия (от греч. autokrateia) – самодержавие, монархия, самовластие или небольшое число носителей власти (тирания, хунта, олигархическая группа).

2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких кругов населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы принудить при необходимости граждан к повиновению.

Исходя из перечисленных признаков, можно дать следующую интегральную характеристику данного режима: авторитарный политический режим – неограниченная власть одного или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняющая автономность личности в неполитических сферах.

Авторитарные политические режимы очень разнообразны: монархии, диктаторские режимы, военные хунты и др. Большую часть политического периода своего существования человечество прожило в условиях авторитарных режимов. И в настоящее время значительное число государств, особенно молодых, существует при авторитарном политическом режиме.

 

Понятие демократия (от греч. demos – народ и kratos – власть) впервые употреблено историком Геродотом (V в. до н.э.). Оно широко использовалось позднее Платоном, Аристотелем.

Существует множество определений демократии, ее концепций. Широко известна следующая характеристика демократии, данная А.Линкольном: «Правление народа посредством народа и для народа» (Governement of the peopl, by the people, for the peopl).

В настоящее время демократию рассматривают:

1) как форму устройства любой организации, как принцип взаимоотношений, основанный на равноправии, выборности, принятии решения большинством;

2) как идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантии прав меньшинства, народном суверенитете, гласности, плюрализме;

3) как тип политического режима.

Минимальными признаками демократического политического режима являются:

1) юридическое признание и институциональное выражение суверенитета власти народа;

2) периодическая выборность органов власти;

3) равенство прав граждан на участие в управлении государством;

4) принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.

Здесь названы именно минимальные признаки демократических политических режимов. Они при описании реально существующих режимов, которые представляют собой зрелые демократии, уточняются и дополняются. Для описания политических режимов исследователи говорят о разных видах демократии, используют различные модели (типы демократии). Так выделяются:

1. Индивидуалистическая модель демократии: здесь народ рассматривается как совокупность автономных личностей. Считается, что главным в демократии является обеспечение индивидуальной свободы.

2. Групповая (плюралистическая) – здесь непосредственным источником власти считается группа. Власть народа – это равнодействующая от групповых интересов.

3. Коллективистская. В этой модели отрицается автономность личности, народ выступает как нечто единое, власть большинства абсолютна. Эта демократия носит тоталитарные, деспотические черты.

Различают также следующие виды демократии:

1. Прямая. Здесь власть народа выражается через решения, принимаемые непосредственно всем населением. Примером могут быть военная демократия, когда решения принимались всеми мужчинами-воинами, афинская демократия, вече в средневековых республиках Пскова и Новгорода и др.

2. Плебисцитарная. В данном случае народ выражает свою волю по особо важным вопросам через плебисциты (от лат.plebiscitum: plebs – простой народ, scitum – решение) или референдумы. В данном случае народ выносит решение по тому или иному вопросу через выбор одного из возможных вариантов ответа. Следует отметить, однако, что не всегда оправдано проведение референдумов. Исторический опыт показывает, что часто политики-демагоги, ссылаясь на волю народа, выраженную на референдумах, осуществляли гибельные для общества нововведения. Так нацистский режим в Германии был установлен в результате «всенародного волеизъявления». Поэтому в нынешней ФРГ законодательно запрещено проведение референдумов. В России запрещено проведение референдумов по экономическим вопросам.

3. Представительная (репрезентативная). Этот вид демократии характеризуется выражением воли народа через его представителей, которые принимают решения, собираясь в форме парламента, совета и т.п.

В зависимости от характера равенства членов общества различают демократию:

а) политическую, где имеется только формальное равенство, равенство прав для участия в управлении обществом;

б) социальную, здесь имеет место равенство реальных возможностей для участия в управлении. Эта демократия требует сознательного выравнивания условий жизни людей, помощь социально слабым индивидам.

В зависимости от характера взаимоотношений меньшинства и большинства выделяют:

а) деспотическую демократию – здесь имеет место полное подчинение меньшинства большинством;

б) тоталитарную – это крайняя степень деспотической демократии, когда отдельная личность полностью, во всех сферах жизнедеятельности лишена индивидуальной свободы;

в) конституционную – в данном случае власть большинства ограничена законом, что обеспечивает автономию и свободу меньшинства, в том числе и отдельной личности.

В истории человечества существовало множество демократических политических режимов. Часто говорят о таких исторических типах демократии как:

- античная (афинская демократия, Римская республика и др.);

- средневековая (города-республики в Италии, Северной Германии, России);

- современная.

В исследовании демократии следует различать нормативный подход (с позиций идеала) и эмпирический (изучение реально существующих демократических процедур). Рассуждая с позиций идеала, следует сказать, что он нигде в полной мере не осуществлен, что «чистой демократии» нигде нет. Некоторые исследователи говорят о том, что демократия есть миф, так как народ не есть нечто единое и всегда какая-то часть народа, будет ущемлена в своих интересах, ее воля будет подавлена волей другой части народа. К тому же опыт показывает, что правит всегда не народ, а избранное им меньшинство, политическая элита, которая лишь частично отражает в своих действиях интересы избравшего ее населения. В то же время мы вполне можем говорить о демократичности того или иного режима как присутствии в нем, пусть не в полной мере, черт этого идеала.

Демократию мы можем рассматривать в двух аспектах:

1) в содержательном, ценностном аспектах, с точки зрения того, в какой мере народ способен осуществлять свою волю, реализовывать свои интересы;

2) в процедурном аспекте. Здесь демократия есть не что иное, как процедура конкурентного формирования органов власти, т.е. через свободные выборы борющихся за голоса избирателей политических партий, кандидатов.

Но это процедура как форма должна служить содержанию, а именно реализации интересов населения страны. Если же в результате демократической процедуры положение большинства населения ухудшилось, то это свидетельствует о том, что общество еще не готово в полной мере к демократии как политическому режиму.